Ответ трём студентам. Александр Исаевич Солженицын
[Рязань, октябрь 1967]
Ощущение такое, что я сам свою мысль не договорил, не дояснил. Вот ещё несколько слов.
Справедливость есть достояние протяжённого в веках человечества и не прерывается никогда — даже когда на отдельных «суженных» участках затмевается для большинства. Очевидно, это понятие человечеству врождено, ибо нельзя найти другого источника. Справедливость существует, если существуют хотя бы немногие чувствующие её. Любовь к справедливости мне представляется чувством отдельным от любви к людям (или совпадающим с нею лишь частично). И в те массово-развращённые эпохи, когда встаёт вопрос: «а для кого стараться? а для кого приносить жертвы?» — можно уверенно ответить: для справедливости. Она совсем не релятивна, как и совесть. Она, собственно, и есть совесть, но не личная, а всего человечества сразу. Тот, кто ясно слышит голос собственной совести, тот обычно слышит и её голос. Я думаю, что по любому общественному (или историческому, если мы его не понаслышке, не по книгам только знаем, а как-то коснулись душой) вопросу справедливость нам всегда подскажет поступок (или суждение) не бессовестный.
И так как разума нашего обычно не хватает, чтобы объяснить, понять и предвидеть ход истории (а «планировать» её, как вы сами говорите, оказалось, бессмысленно), — то никогда не ошибётесь, если во всякой общественной ситуации будете поступать по справедливости (старинное русское выражение — жить по правде). Это даёт нам возможность быть постоянно деятельными, не руки опустя.
И не возражайте мне, что «все понимают справедливость по-разному». Нет! Могут кричать, за горло брать, грудь расцарапывать, но внутренний стукоток так же безошибочен, как и внушения совести (мы ведь и в личной жизни иногда пытаемся перекричать совесть), Например, я уверен, что лучшие из арабов и сейчас прекрасно понимают, что Израиль по справедливости имеет право жить и быть.
Жму руки!
Ответ трём студентам (октябрь 1967). — Три московских студента посетили автора в Рязани. «Ответ» как дополнение к разговору был послан им вслед лично. Позже ходил в самиздате. Первые публикации на Западе: по-русски — «Новый журнал» (Нью-Йорк), 1969, № 94; по-английски — в лондонском журнале «Survey», vol. 73, Autumn 1969.