Реплика. Александр Исаевич Солженицын
Жить, не теряя достоинства, ставит целью себе и другим соотечественным интеллигентам анонимный автор Х. Y. И программу он видит в таком разделении: зарубежный журнал должен измениться, улучшиться, исправиться и тем доставить бездействующему и не рискующему читателю в метрополии достойное возвышающее чтение. А поруководить этим исправлением журнала из своей норки автор не прочь. Именно — не так, как «сурово выговаривали» другие, себя назвавшие, а эдак: отказаться от традиционных читателей, этот журнал создавших и передержавших несколько десятилетий; для того развалить православную тенденцию журнала (до сих пор мы слышали, что народ виноват перед интеллигенцией; теперь читаем, что и православная церковь ещё должна вернуть себе доверие интеллигенции); продолжить «свежую насущную» линию № 97 (зло и невежественно исказившую смысл недавней русской истории); добавить экономическое и социологическое направление; неизвестными силами издаваться на 2-3 языках параллельно; привлечь к себе европейских авторов; упаси Бог не давать оснований обвинениям в «антисоветизме» — для безопасности читателей в метрополии (да и западных либералов не отпугнуть). И ещё допустимо, очевидно, продолжить и «переходные интенции» Л. Венцова и С. Телегина…
Неведомый X. Y.! Да и есть ли у Вас действительно страстная потребность в журнале? Если да — проще ли Вам самому рискнуть, да поработать, создать другой мечтаемый журнал? Был бы хорош — пошёл бы и в Самиздат. Вот и пополнялся бы наш плюрализм. Жить, не теряя достоинства, это может быть прежде всего: подписываться своим именем и не тупить глаз перед парторгом.
Март 1974
Реплика (март 1974). — Первое, что написано А. И. Солженицыным после высылки на Запад. В парижском «Вестнике РСХД», 1973, № 108-109-110, была напечатана анонимная статья «Опыт журнальной утопии» (за подписью XY; много позже своё авторство открыл Б. Шрагин). Статья, в частности, предлагала журналу отказ от богословской его части и от православного направления, так как это противоречит «плюрализму», у советской интеллигенции «есть все основания быть предубеждённой против православия» и православной Церкви следует прежде «вернуть себе потерянный авторитет и доверие интеллигенции». «Л. Венцов» и «С. Телегин» — также самиздатские псевдонимы. Первая публикация — «Вестник РСХД», 1974, № 111.