быть, что коммунизм ещё настолько распространится по земле, что захватит и Англию. Тогда вы легко поймёте на собственном опыте. Но я не желаю вам этого. Как ни трудно для человека, но надо стараться понимать и учиться на чужом опыте.
Сэр, разве недавнее внушительное голосование за политику канцлера Коля
в Западной Германии и решимость его самого поставить ракеты в Европе
не показывают нового осознания коммунистической угрозы Западной
Европой?
Конечно, постепенно, за эти 65 лет у какого-то числа общественных и политических деятелей проясняется сознание остроты опасности. Конечно, канцлера Коля не сравнишь с канцлером Брандтом. Канцлер Брандт просто развалил всю позицию Западной Германии и как только мог укрепил Восточную Германию. Но одного сознания у отдельных политических деятелей мало для поворота Запада. Только тогда будет Запад как целое являть собой силу, когда сознание опасности, и воля, и решимость жертвовать, — если нужно, жертвовать и жизнью, — овладеют обществом. А что сегодня мы видим в той же Западной Германии или Англии? Вот эти недавние демонстрации антивоенные, якобы антиядерные. Конечно, каждый разумный человек ненавидит атомное оружие. Но если заглянуть вглубь, если бы участники этих демонстраций ответили честно они должны были бы признать, что они демонстрируют против всякой борьбы. Они вообще не хотят сопротивляться, никак.
Итак, что нам на Западе делать — сражаться с Советским Союзом ядерным
оружием, которое уничтожает, или словами, которых советские не слышат?
Если бы, если бы Запад мог сражаться словами! Советский Союз при любой разрядке продолжает идеологическую войну, так и объявляет вслух. Ни одной минуты, никогда советские руководители не отказывались от идеологической войны. Все их ложные идеи имеют обманные одежды, и они проталкивают их все 65 лет с нечеловеческой настойчивостью. На Западе часто говорят: «Мы нисколько не боимся идеологической войны, наши идеи выше, и мы победим!» Но вы не умеете мобилизовать ваших идей. Вы не умеете настаивать на истине, никогда ни в чём не уверены. Вы должны постоянно услуживать плюрализму. Вы должны представить «фифти-фифти» по каждому вопросу. Невозможность признать, что существует в мире определённое Добро и определённое Зло, даже стыдливость произносить эти слова, — делает Запад не способным противопоставить словесную войну Востоку. Ярлык «холодная война» приклеили коммунисты. Никогда никакой холодной войны Запад не вёл, потому что он не в состоянии. Потому что каждый, кто выразит идею слишком ясно, слишком прямо, слишком отчётливо, — сейчас же будет одёрнут со всех сторон: «уберитесь! замолчите! это испортит отношения». И потом не забывайте, что защищать демократию словесно — гораздо легче было двести лет назад. Тогда демократия стояла на высоком уровне личной ответственности. Всё держалось на том, что люди знали себе границы, знали свою ответственность перед Богом. А теперь Бог затмился, мы от него отвернулись. О своих обязанностях мы забыли. Только повсюду слышно: «мои права», «наши права». Один американский журнал напечатал подробную инструкцию, как изготовлять ядерную бомбу. Его пыталось остановить государство, — нет, «по конституции я имею право». Изобретают отвратительные фильмы об Иисусе Христе, — это не запрещается, и у людей, которые производят и демонстрируют эту мерзость, нет границ, чтобы самим остановиться. И когда вы говорите Востоку, что у вас свобода, — вам отвечают: да! свобода порнографии, свобода распущенности, свобода для богатых. Что вы можете на это ответить? Вы потеряли сердце демократии, вот почему у вас нет ясного словесного ответа коммунизму. А коммунизм лжёт блестяще, он толкает на вас легионы лжи. Таково положение в словесной войне.
В Гилдхолле, и вот сейчас, — вы сказали, что причина мировых проблем в
том, что человек забыл Бога. Но разве не правда, что в прошлом
организованная религия, с её указанием на вину и грех, — была такой же
силой для гонения, как коммунизм сейчас?
Такой же, как коммунизм, — нет, никогда. Но что Церкви делали ужасающие ошибки — несомненно. Однако посмотрите и на свою собственную жизнь. Может быть, вы ещё молоды, чтобы заметить многие свои ошибки. Когда вы доживёте до пятидесяти, шестидесяти лет, вы возьмётесь за голову: сколько вы наделали ошибок. Почти вся жизнь состоит из ошибок. То же самое относится к человечеству. Человечество ещё не исчерпало свой исторический путь. Мы должны были ударяться то в одну стенку, то в другую, то в инквизицию, то в полную свободу Возрождения и Просвещения. Вы сейчас попрекаете все Церкви справедливо — за расколы, за войны, за ненависть. А что, за двести лет после Просвещения — сделано ошибок меньше на Земле? А разве колонизация произошла не после Просвещения? Каким же образом просвещённые люди взялись покорять другие народы, владеть ими для своего обогащения? А потом бросить их в такой поспешности, что они не могут на ноги встать?
Да, вера в Бога — это самое, может быть, трудное и высокое, что есть перед человеком и перед человечеством. И надо пройти очень тяжёлый путь, пока наконец вы почувствуете, что этот источник есть свет и помощь. Там, под тоталитаризмом, на самом дне Архипелага ГУЛАГа, который мне вам трудно передать вне пределов моей книги, — там самыми стойкими, свободными людьми были те, кто сохраняли веру в Бога. Она проверена при тысячекратных напряжениях и нагрузках. Конечно, человечество ещё будет ошибаться, потому что задача, поставленная перед нами, — на пределе наших душевных и умственных сил.
Думаете ли вы, что Великобритания или другие страны Западной Европы
могут играть какую-то роль в борьбе против коммунизма или должны только
помогать Соединённым Штатам Америки? Разве это не потеря свободы самой
в себе?
У коммунизма, при всей невероятной силе, есть духовная слабость. Коммунизм отступает перед несокрушимой волей даже одного человека. Когда человек решает стоять до конца, не дорожа более своей жизнью, коммунизм ничего не может с ним сделать, потому что убить его — не значит победить. И когда сейчас православный священник отец Глеб Якунин сидит полгода в каменной коробке, без постели, без печки, стены покрыты инеем, не получает горячего, а вот такой кусочек очень плохого хлеба в день, и говорит: «отдайте мне Евангелие», — перед таким человеком коммунизм отступает. История коммунизма показывает ряд таких примеров. Надо только действительно решить, что вы становитесь не в позу, вы становитесь на жертву.
Перенося это на Британию, я бы сказал, что не только без Соединённых Штатов, но даже без всей Европы Британия сама может устрашить коммунизм, если она действительно сольётся в желании стоять насмерть. И даже было бы очень вредно для вас слишком полагаться на американскую помощь. Америка имеет десятки обязательств по всему миру. У неё нет большой армии. Её может не хватить на все места. Если вы будете ждать, что Америка придёт вас спасать, вы можете жестоко просчитаться. Не потому что она не захочет, а потому что у неё сил не хватит. Сопротивление злу должно расти в каждом сердце, в каждом человеке, в отдельной маленькой группе людей, и в такой стране, как Британия.
Можно ли эффективно использовать религию и искусство против коммунизма?
Разве нет более сильных средств, чем политика и оружие уничтожения?
Сам коммунизм отвечает на это ясно. Религию он считает своим главным врагом. Если вы когда-нибудь познакомитесь более внимательно с Марксом или Лениным, на что, впрочем, я вам не советую тратить время, — вы увидите, что главный винт Маркса и Ленина — это ненависть к Богу. А что касается искусства — коммунизм никогда не выпускает его из-под своих рук и неусыпного наблюдения. Можно даже поразиться, сколько сил, сколько средств коммунизм тратит для того, чтобы запрячь искусство в свою упряжку. Я сам присутствовал на двух встречах, когда в Кремль собирали по 300, по 400 ведущих деятелей искусства. Сидел весь состав Политбюро, 10 человек, сидели главные министры, Косыгин скучал, просто клевал носом, не знал, как оттуда выбраться. Но так это было для партии важно, так это было важно, что они нас держали полных три дня в непрерывном втолакивании, какое должно быть искусство. Не удержусь рассказать вам один смешной случай. Хрущёв громил живопись, не такая живопись. Позади подиума за ними была дверь, и будущему великому Брежневу Хрущёв приказал: «А ну, принеси картину». И этот грузный Брежнев, ещё никто не знал, что он станет такой великий, побежал вот так на цыпочках за картиной и принёс, поставил перед нами.
Религии и искусства коммунизм чрезвычайно опасается. Но лишь до тех пор, пока искусство, литература выражают человеческое страдание и духовный поиск. Если же художник воображает богом самого себя, если искусство совершается как свободная забава художника, или даже выход его раздражению и ненависти, — такое искусство, на Востоке или на Западе, опасно для его потребителей, а не для коммунизма.
Выступление в Итонском колледже (17 мая 1983). — Итон — старейший в Англии колледж для мальчиков. По традиции колледж приглашает выдающихся людей современности для встреч со старшеклассниками. Отчёт о посещении Итона А. И. Солженицыным, о его выступлении и беседе с молодыми людьми появился в ряде английских газет. Русский текст опубликован в «Вестнике РХД», 1983, № 140.