Бенедикт Спиноза Избранные произведения. Том 1
Мировоззрение Бенедикта Спинозы
Философское учение великого голландского мыслителя —
материалиста Бенедикта Спинозы (1632-1677) представляет собой
значительное явление в развитии материалистического
мировоззрения. После смерти философа, особенно с конца XVIII
века и вплоть до наших дней, вокруг его учения идет ожесточенная
борьба материализма и идеализма, ярко иллюстрирующая
партийность философии.
Время жизни и деятельности Спинозы — XVII век — важный
период в истории человечества. Он характеризуется торжеством
капиталистических отношений в Западной Европе, в особенности в
ее наиболее передовых странах — Англии и родине Спинозы —
Нидерландах.
К началу второй половины XVII века, когда появились первые
философские произведения Спинозы, в Европе произошли две
первые буржуазные революции: окончившаяся неудачей реформация
и Крестьянская война 1525 г. в Германии и нидерландская
буржуазная революция 1566-1609 гг., которая приняла форму войны
за национальную независимость страны против испанской монархии,
испанского феодального абсолютизма, являвшегося в ту эпоху
главным врагом передового капитали-
5
стического строя в Западной Европе. В результате борьбы
нидерландской буржуазии и всего народа Нидерландов против
испанского владычества возникла первая в Европе буржуазная
республика — Нидерландские соединенные провинции, или
Голландия. Спиноза был также современником и следующей, самой
значительной из имевших место до тех пор — английской
буржуазной революции 1640-1689 гг.
Голландия XVII века, пережив буржуазную революцию, стала
самой передовой, образцовой, по выражению Маркса,
капиталистической страной. В эту эпоху капитализм переживал
мануфактурную стадию своего развития. В Голландии
мануфактурное производство достигло особенно высокого уровня.
Еще большего расцвета достигли здесь торговля и мореплавание.
Голландия этого времени была великой морской и колониальной
державой. Она имела самый многочисленный в Европе флот.
Посредством Вест-Индской и особенно Ост-Индской компаний
голландская буржуазия, не гнушаясь никакими средствами,
выколачивала огромные богатства из своих колоний. Нидерланды в
XVII веке были самой богатой страной Европы.
Столь значительные изменения в экономике сопровождались
поразительным расцветом науки и искусства. Не случайно именно к
XVII веку относится возникновение классической голландской
школы живописи, проникнутой глубоким реалистическим
содержанием, крупнейшим представителем которой был Рембрандт.
Естественные науки имели в Голландии XVII века таких блестящих
представителей, как Гюйгенс (математик, механик и оптик),
Сваммердам и Левенгук (биологи), крупнейшим ученым-социологом
был теоретик права — Гуго Гроций. Голландия XVII века являлась
центром передовой научной мысли своего времени. Ученые и
философы других стран стремились в Голландию, где существовала
наибольшая в тех условиях свобода вероисповеданий и
представлялись наилучшие возможности для научных исследований.
Именно в Голландии протекала почти вся научно-философская
деятельность Декарта, а в конце XVII века здесь развернулась
просветительская и публицистическая деятельность Бейля, здесь же
в течение нескольких лот жил в эмиграции крупнейший английский
6
Успехи буржуазного способа производства, формирование и
укрепление прогрессивной в тот период буржуазии привели к
развитию и образованию новой идеологии, отражавшей ее
потребности. Вместе с тем, несмотря на все успехи, буржуазия в этот
период была еще недостаточно зрелой и многими нитями связанной
с феодальным обществом.
Господствующей идеологией феодального общества в течение
столетий была религия, в особенности та религиозная доктрина,
носителем которой в Западной Европе выступала католическая
церковь. Именно поэтому многие новые прогрессивные формы
идеологии, отражавшие интересы восходящей буржуазии,
принимали в XVI — XVII веках религиозный характер. Это
характерно прежде всего для реформационных движений,
выступивших с требованием преобразования католической церкви и
изменения культа; эти движения вылились в форму лютеранства,
цвинглианства и кальвинизма. Религиозная доктрина кальвинизма
выразила устремления самой смелой части тогдашней буржуазии и
стала идеологическим знаменем как нидерландской, так и
английской буржуазных революций.
Однако определяющим для развития буржуазной идеологии было
воздействие новых форм производства. Успехи буржуазного способа
производства были бы невозможны без многочисленных
технических нововведений, которые имели место в Европе, начиная
со второй половины XV века. В свою очередь технический,
промышленный прогресс немыслим без успехов в области научных
знаний, в особенности математики и естественных наук.
Действительно, в рассматриваемый период в Европе был сделан ряд
величайших научных открытий, заложивших фундамент
современного естествознания. Открытие Коперником
гелиоцентрической системы мира, которое, по словам Энгельса,
положило начало освобождению естествознания от теологии; идея
Джордано Бруно о бесчисленности составляющих вселенную миров;
открытие важнейших астрономических явлений Галилеем и законов
движения планет Кеплером — таковы были знаменательнейшие
достижения той эпохи. Успехи астрономии были вместе с тем
успехами математики и механики — самых развитых наук той
эпохи. Конечно, в XVI и особенно в XVII веке начали развиваться и
другие науки, например химия, биология, но математика и механика
были
7
наиболее зрелыми отраслями наук. Известно, что механика достигла
своего завершения в классических трудах гениального английского
естествоиспытателя Ньютона в конце XVII века (в его произведении
«Математические начала натуральной философии», 1687).
Быстрое развитие математики и механики имело решающее
значение и для философии. Философия, являвшаяся в течение
многих столетий смиренной служанкой теологии, начиная примерно
с XIV века все более настойчиво заявляла о своих собственных
правах на свободное исследование истины, не связанное никакими
религиозными догмами. Материалистические устремления
философии укреплялись и обосновывались многочисленными
научными открытиями. Успехи математики, механики, астрономии и
других наук способствовали развитию материалистической
философии в новое время. Крупнейшие ученые этой эпохи были
вместе с тем и виднейшими философами (Леонардо да Винчи,
Джордано Бруно, Галилей, Декарт, Лейбниц и др.). Они были
озабочены не только тем, чтобы при помощи философии уяснить
методологию бурно развивавшегося естествознания, но и стремились
к целостному философскому мировоззрению.
Из всех философских учений, появившихся в XVII в., особенно
большое значение имели материалистические философские системы
Бэкона, Галилея, Гассенди, Гоббса, Спинозы, Локка. Все эти великие
мыслители являлись представителями метафизического
материализма, характерной чертой которого было отсутствие
исторического взгляда на природу и общество. Эта важнейшая черта
метафизического этапа в развитии материализма была обусловлена,
если иметь в виду лишь гносеологическую сторону вопроса,
преимущественным влиянием математики и механики на
философские построения передовых мыслителей рассматриваемой
эпохи.
Материалистическая философия нового времени, несмотря на всю
ее метафизическую ограниченность, стремилась объяснить мир из
него самого, не прибегая к помощи сверхъестественного начала —
бога. Поэтому она приходила в непримиримое противоречие с
господствующим религиозным мировоззрением, с его центральным
представлением о сотворении мира богом и постоянном
вмешательстве бога в жизнь людей. Религия в эту эпоху, несмотря на
все свои поражения, имела еще огромную власть
8
над умами. В этих условиях придерживаться материалистических
взглядов и тем более пропагандировать их было далеко не
безопасным делом. Известна трагическая судьба Джордано Бруно,
сожженного римско-католической инквизицией в 1600 г., причем
Бруно был далеко не единственной ее жертвой. Правда, ко времени
начала философской деятельности Спинозы сила церкви и власть ее
над умами несколько ослабли, кроме того, Спиноза родился и жил в
протестантской Голландии. Однако и здесь философ-материалист,
боровшийся за свободу научного исследования, не был в
безопасности, так как в XVII веке европейская, в том числе и
голландская, буржуазия в своей основной массе оставалась
религиозной и лишь наиболее передовые ее представители
поднимались до материализма и атеизма. Лишь столетие спустя, в
конце XVIII века, в эпоху великой французской революции
буржуазная идеология во Франции приобрела полную зрелость и
независимость от теологии, став по преимуществу идеологией
светской, открыто материалистической и атеистической.
Спиноза жил и создавал свои философские труды в обстановке
религиозной нетерпимости и фанатизма, которая усугублялась еще и
тем, что он родился в еврейской купеческой семье. Родители
Спинозы, как и множество других евреев, переселились в Амстердам
из Португалии, спасаясь от религиозных преследований со стороны
испанской инквизиции, которая особенно свирепствовала в то время.
В Амстердаме сложилась большая еврейская община. Раввины,
руководившие этой общиной, установили в ней атмосферу
фанатической нетерпимости и преследования всех инакомыслящих
евреев, подрывавших своими взглядами и тем более действиями
«вору отцов». Так, в 1647 г. затравленный раввинами покончил
самоубийством еврейский мыслитель-вольнодумец Уриель Акоста,
высказавший печатно некоторые сомнения в истинности иудейской
религии.
В Амстердаме было организовано семиклассное еврейское
училище, ученики которого изучали древнееврейский язык и
еврейское богословие. Назначение училища состояло в том, чтобы
готовить раввинов. В это училище и был отдан Спиноза. Будущий
философ обнаружил здесь выдающиеся способности. Его родные,
руководители школы и местной еврейской общины уже видели в
молодом Спинозе светило иудейской религии. Однако
9
Спиноза не оправдал этих надежд. Талмудистские премудрости
еврейского религиозного училища совершенно не удовлетворили
его. Он страстно и неудержимо стремился к научному знанию. В
кружке, группировавшемся вокруг выдающегося преподавателя,
гуманиста и врача, человека передовых убеждений, ван-ден-Эндена,
у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с
математикой, естествознанием и медициной, а также с передовыми
философскими учениями того времени. Совет раввинов,
руководивший еврейской общиной, боясь вредного влияния Спинозы
на молодежь, строго предупредил его и подверг «малому
отлучению», т.е. в течение месяца всем евреям запрещалось иметь с
ним какие бы то ни было сношения. Это, однако, мало подействовало
на будущего философа, который все больше отчуждался от общины
и иудейской религии. Совет раввинов сделал тогда попытку
подкупить Спинозу, предложив ему значительную пенсию с
условием, что он обязуется остаться верным иудейской религии.
Спиноза с негодованием отверг эти предложения. После того как
была сделана неудачная попытка убить Спинозу, раввины решили
применить «крайнее средство» — подвергнуть молодого мыслителя
так называемому «великому отлучению и проклятию». При
торжественном собрании верующих Спиноза, не явившийся на эту
церемонию, был проклят одним из своих бывших учителей и
навсегда изгнан из еврейской общины (1656 г.).
Весьма знаменательно содержание примененного к Спинозе
отлучения, представляющего собой яркий документ идейной борьбы
той эпохи: «По произволению ангелов и приговору святых мы
отлучаем, изгоняем и предаем осуждению и проклятию Баруха
д’Эспинозу с согласия святого бога и всей этой святой общины…
Да будет он проклят и днем и ночью. Да будет проклят, когда
ложится и когда встает от сна. Да будет проклят при выходе и при
входе! Да не простит ему господь бог, да разразятся его гнев и его
мщение над человеком сим и да тяготят над ним все проклятия,
написанные в книге законов. Да сотрет господь бог имя его под
небом и да предаст его злу, отделив от всех колен израилевых, со
всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов. Вы
же, твердо держащиеся господа вашего бога, все вы ныне да
здравствуете.
10
Предупреждаем вас, что никто не должен говорить с ним ни
устно, ни письменно, ни оказывать ему какую-либо услугу, ни
проживать с ним под одной кровлей, ни стоять от него ближе, чем на
четыре локтя, ни читать ничего им составленного или написанного».
Не ограничившись отлучением, раввины подали на Спинозу
жалобу городским властям Амстердама, изображая философа
опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате
этой жалобы философу пришлось удалиться на несколько месяцев из
Амстердама. Не имея почти никаких средств к существованию,
Спиноза стал изготовлять различные оптические стекла. Имея
серьезную теоретическую подготовку в области математики и
физики, Спиноза быстро овладел искусством шлифовки линз,
которые отличались высоким качеством и охотно покупались. В
Амстердаме вокруг Спинозы сложился кружок, куда входили
главным образом врачи, разделявшие его интерес к естествознанию и
некоторые другие его единомышленники. Кружок этот продолжал
функционировать и тогда, когда Спиноза покинул Амстердам и
поселился в сельской местности в деревушке Рейнсбург; члены
кружка поддерживали с ним оживленную связь. Здесь,
приблизительно в 1658-1660 гг. Спинозой было написано его первое
философское произведение — «Краткий трактат о боге, человеке и
его счастье» — предварительный набросок будущей системы
великого философа. Здесь же Спиноза начал работать над
«Трактатом об усовершенствовании разума», имеющем важное
значение для понимания его метода и теории познания (этот трактат
остался неоконченным), и над своим главным трудом — «Этикой»,
который Спиноза писал с перерывами свыше двенадцати лет.
Наконец, будучи еще в Рейнсбурге, Спиноза подготовил и издал
(через одного из членов своего кружка) «Основы философии
Декарта, доказанные геометрическим способом» с приложением
«Метафизических мыслей». Это произведение — единственное,
вышедшее при жизни Спинозы под его именем. В 1663 г. Спиноза
переселился из Рейнсбурга в Ворбург — селение вблизи Гааги, где
он близко сошелся с знаменитым физиком, математиком и
астрономом Христианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжал