обращать в желаемом направлении.
Действие, благодаря которому один [атрибут] страдает от другого,
таково: душа и тело, как уже сказано, могут заставить жизненные
духи, которые иначе двигались бы в одну сторону, двигаться в
другую. А так как жизненные духи могут быть приведены в
движение и определяться как причиной, также и телом, то часто
происходит, что они под влиянием тела имеют движение в одну
сторону, а под влиянием души в другую. Благодаря этому они
вызывают в нас такую подавленность, какую мы при этом в себе
наблюдаем, но не знаем ее причины. Обыкновенно же эта причина
нам хорошо известна.
Далее, душа также может быть задержана в своей власти двигать
жизненные духи потому ли, что движение сильно ослаблено, или
потому, что оно сильно увеличено. Ослаблено, когда, например, мы
благодаря долгому бегу заставляем жизненные духи сообщать телу
движение сверх обычной меры, после чего они необходимо
ослабевают. То же может произойти от недостатка питания. Оно
бывает усилено, когда мы пьем много вина или другие крепкие
напитки и оттого становимся веселы или пьяны и теряем власть
души над телом.
147
Сказав так много о действиях души на тело, рассмотрим теперь
действия тела на душу. Главнейшим из них мы считаем то, что тело
дает душе возможность воспринять его самого и через него также
другие тела. Это вызывается не чем иным, как движением и покоем
вместе, так как в теле нет других вещей, кроме этих, посредством
которых оно могло бы действовать. Поэтому все, что происходит в
душе, кроме этого восприятия, не может быть вызвано телом. А так
как первое, что познает душа, есть тело, то отсюда происходит, что
душа так любит его и связана с ним. Но, так как мы выше сказали,
что причины любви, ненависти и печали не следует искать в теле, а
только в душе (ибо все действия тела должны происходить из
движения и покоя), и так как, кроме того, мы ясно и отчетливо
видим, что одна любовь исчезает благодаря понятию, которое мы
получаем о чем-либо лучшем, — то отсюда, очевидно, вытекает, что
если мы получим о боге хотя бы такое же ясное познание, какое
имеем о нашем теле, то должны будем соединиться с ним еще
ближе, чем с нашим телом, и как бы освободиться от тела. Я
говорю «ближе», так как мы уже раньше доказали, что не можем без
бога ни существовать, ни быть познаны, ибо мы познаем его не
благодаря чему-то другому, как все другие вещи, а познаем и
должны познавать его только через него самого, как уже сказали
раньше. Мы познаем его даже лучше, чем себя самих, так как совсем
не можем познавать себя без него.
Из сказанного до сих пор легко понять, каковы главные причины
страстей. Ибо что касается тела с его действиями, движением и
покоем, то они могут действовать на душу не иначе, как проявляя
себя перед нею в виде объектов. Смотря по тому, хороши ли
проявления их или дурны *, они сообразно с этим действуют на
душу не
__________________
* Но откуда происходит, что мы познаем одно как хорошее, а другое
как дурное? Ответ: так как это объекты, которые мы воспринимаем, то
мы аффицируемся одним иначе, чем другим, соразмерно пропорции
движения и покоя, из которой они состоят. Те объекты, которые
возбуждают нас наиболее соразмерно (согласно пропорции движения и
покоя, из которой мы состоим), наиболее приятны нам, а когда объекты
все более отклоняются от этой меры, — они наиболее неприятны.
Отсюда возникают всякого рода чувства, которые мы воспринимаем в
себе и которые чаще всего происходят от телесных объектов,
действующих на наше тело и называемых импульсами; например, когда
кого-нибудь в печали заставляют
148
потому, что тело есть тело (ибо тогда тело было бы главной
причиной страстей), а потому, что оно есть объект, как все другие
вещи, которые вызвали бы те же действия, если бы так же
представлялись душе.
Этим я, однако, не хочу сказать, что любовь, ненависть и печаль,
возникающие из рассмотрения бестелесных вещей, вызывали бы те
же действия, какие возникают из рассмотрения телесных вещей. Ибо
первые, как мы далее покажем, будут иметь еще другие действия
согласно природе действий, из восприятия которой возникают в
душе, рассматривающей бестелесные вещи, любовь, ненависть,
печаль и т.д.
Поэтому, возвращаясь к предыдущему, достоверно, что когда
душе представляется нечто другое, великолепнее тела, то тело не в
силах вызывать такие действия, какие оно вызывает теперь. Отсюда
следует не только то, что тело не есть важнейшая причина
страстей *, но также и то, что если бы в нас, кроме того, что мы
раньше заметили, существовало нечто, что могло бы, по нашему
мнению, вызвать страсти, то в таком случае оно не могло бы вызвать
в душе ничего другого и ничего больше, чем вызывает теперь тело.
Ибо оно не могло бы быть ничем иным, как такого рода объектом,
который отличался бы совершенно от души и проявлялся бы так же,
а не иначе, как мы говорили о теле. Поэтому мы поистине можем
заключить, что любовь, ненависть, печаль и другие страсти в душе
вызываются каждый раз иначе, смотря по способу познания, которое
душа каждый раз имеет о вещах; следовательно, когда душа познает
всесовершеннейшее, станет невозможно, чтобы какая-нибудь из этих
страстей вызвала в ней хотя бы малейшее волнение.
__________________
смеяться или стараются развеселить таким способом, что щекочут его, дают ему
пить вино и т.д., душа хотя и воспринимает это, но не действует при этом. Ибо когда
душа действует, то увеселения — поистине иного рода, так как тогда действует не
тело на тело, но разумная душа пользуется телом как орудием, и потому, чем более
при этом действует душа, тем совершеннее чувство.
* [Не следует считать одно только тело главной причиной страстей;
всякая другая субстанция также могла бы вызвать их, не вызывая ничего
другого и ничего больше; ибо она не могла бы по своей природе быть
более отличной (каковое отличие предметов производит изменения в
душе), чем эта субстанция, т.е. тело, которое целиком отличается от
души.]
149
ГЛАВА XX
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО
По поводу сказанного в предыдущей главе можно было бы
указать следующие затруднения:
Во-первых, если движение не является причиной страстей, то как
может случиться, что разгоняют печаль известными средствами, как
это иногда достигается при помощи вина?
На это можно ответить, что следует различать между восприятием
души, когда она впервые замечает тело, и суждением, которое она
тотчас составляет о том, хорошо ли что-либо для нее или же дурно *.
Если душа устроена так, как только что было сказано, то она, как
мы выше доказали, имеет силу возбуждать жизненные духи, как ей
хочется; эта сила, однако, может быть отнята у нее, если, например,
соответствующая ей форма будет отнята или изменена другими
причинами, проистекающими из всеобщей телесности. Тогда в душе,
замечающей в себе нечто подобное, возникает печаль, которая
охватывает ее после перемены, испытываемой тогда жизненными
духами. Эта печаль (неудовольствие) вызывается любовью и ее
связью с телом **.
Справедливость этого легко может быть усмотрена из того, что
эта печаль может быть устранена одним из следующих двух
способов: или возвращением жизненных духов в их первоначальную
форму, т.е. их освобождением из мучительного состояния, или
убеждением посредством
__________________
* [Т.е. между познанием в общем и познанием добра или зла, присущих вещи.]
** Печаль вызывается в человеке ложным понятием, что его постигло нечто
дурное, именно утрата некоторого блага. Представляя дело так, это понятие
заставляет жизненные духи собираться около сердца и с помощью других частей
сжимать и замыкать его, в совершенной противоположности к тому, как бывает в
радости. Душа воспринимает это сжатие, и это мучает ее. Чего же здесь достигают
лекарства или вино? Именно того, что они своим действием прогоняют жизненных
духов от сердца и снова очищают пространство, что воспринимает душа, испытывая
облегчение, состоящее В том, что ложное понятие о дурном устраняется другой
пропорцией движения и покоя, вызванной вином, и обращается на нечто иное, в чем
рассудок находит больше удовольствия. Но это не может быть непосредственным
действием вина на душу, но лишь действием его на жизненных духов.
150
хороших доводов, что об этом теле не следует заботиться. Первое
временно и подвержено возврату, а второе вечно, постоянно и
неизменно.
Второе возражение может быть следующее. Так как мы видим,
что душа, правда, не имеющая общения с телом, все же может
заставить жизненные духи, которые двигались бы в одну сторону,
двигаться в другую, то почему она не могла бы заставить тело,
находящееся как целое в покое, начать движение? * Точно так же,
почему она не могла бы двигать все другие тела, уже имеющие
движения, куда ей хочется?
__________________
* Нет никакого затруднения в том, что один модус, бесконечно различный от
другого, действует на него, так как он действует как часть целого, потому что душа
никогда не была без тела, а тело без души. Мы рассуждаем следующим образом:
1. Существует совершенное существо. 2. Не может быть двух субстанций. 3. Ни
одна субстанция не может иметь начала. 4. Каждая в своем роде бесконечна. 5.
Должен быть также атрибут мышления. 6. Нет предмета в природе, о котором в
мыслящей вещи не было бы идеи, исходящей из сущности и существования этого
предмета. 7. Следовательно, и т.д. 8. Если под обозначением вещи подразумевают ее
сущность без существования, то идея сущности не может рассматриваться как нечто
особенное; это может случиться лишь тогда, когда вместе с сущностью дано
существование, ибо тогда именно имеет место объект, которого раньше не было.
Например, когда вся стена бела, то в ней нельзя различить сущности от
существования. 9. Эта идея, рассматриваемая одна без всех других идей, не может
быть больше, чем только идеей такой вещи, но она не может заключать в себе идею
такой вещи. При этом рассматриваемая таким образом идея, будучи лишь частью, не
может иметь о себе в своем объекте совершенно ясного и отчетливого понятия.
Последнее может иметь только мыслящая вещь, составляющая одна всю природу,
так как часть, рассматриваемая вне своего целого, не может и т.д. 10. Между идеей и
объектом необходимо должна быть связь, так как одна идея не может существовать
без другого, потому что нет вещи, чьей идеи не было бы в мыслящей вещи, и не
может быть идеи без того, чтобы не существовала также вещь. Затем объект не
может измениться без того, чтобы не изменилась также идея, и наоборот, так что
здесь нет надобности ни в чем третьем, чтобы вызвать связь души и тела. Однако
следует заметить, что мы говорим здесь о таких идеях, которые возникают в боге
необходимо из существования вещей вместе с их сущностью, а не об идеях, которые
представляют нам вещи, существующие теперь и действующие в нас, так как между
ними существует большая разница. Ибо идеи возникают в боге не так, как в нас, из
одного или нескольких чувств, которые поэтому большей частью возбуждаются ими
лишь несовершенно, но из существования и сущности, сообразно всему, что они
представляют собой Ведь моя идея не ваша, хотя вызывает их в нас одна и та же
вещь.
151
Однако если мы вспомним то, что мы уже раньше сказали о
мыслящей вещи, то нам легко будет устранить эти затруднения. Мы
сказали тогда, что хотя природа имеет различные атрибуты, но есть
лишь одно существо, о котором высказываются все эти атрибуты.