и то же мгновение лишь некоторые
определенные тела могут касаться того же подвижного тела;
4) что он не говорит, что перенос происходит вообще из
соседства смежных тел, но лишь таких, которые считаются
покоящимися. Ибо для того, чтобы тело А было перенесено от
покоящегося тела В, нужна та же сила с одной и другой стороны,
что очевидно, например, в случае лодки, завязшей в тине и песке на
дне воды, так как для передвижения лодки нужно приложить ту же
силу ко дну, как и к лодке. Поэтому сила, с которой должно
двигаться тело, тратится как на движущееся, так и на покоящееся
тело. Но передвижение взаимно; ибо, когда лодка отделяется от
песка, то и песок отделяется от
222
лодки. Таким образом, если мы хотим сообщить равные движения в
противоположном направлении двум удаляющимся друг от друга
телам, то, для того чтобы и первое и второе тело обладало одним
и тем же действием, мы были бы вынуждены тогда сообщать и
телам, которые всеми считаются покоящимися,
например песку, от которого лодка должна
отделиться, столько же движения, как и
движущимся телам; ибо, как я показал,
требуется одинаковое действие с одной и другой
стороны и перемещение взаимно. Однако это
сильно отступало бы от обыкновенного способа
выражения. Если даже тела, от которых отделяются другие,
считаются покоящимися и так обозначаются, то мы всегда
должны помнить, что все, что находится в движущемся теле
(почему его называют «движущимся»), содержится и в покоящемся
теле;
5) наконец, из определения также очевидно, что каждое тело
имеет лишь одно свойственное ему движение, так как оно может
удаляться лишь от тех же самых
смежных и покоящихся тел. Если же
подвижное тело есть составная часть
других тел, имеющих другое движение, то
можно ясно видеть, что и оно может
принимать участие в бесчисленных других
движениях. Но, так как не легко познать
одновременно столько движений и все они
даже не могут быть познаны, то
достаточно рассмотреть лишь одно, свойственное каждому телу
(см. § 31 ч. II «Начал»).
9. Под кругом движущихся тел разумеется лишь то, что последнее
тело, движущееся под влиянием толчка другого тела,
непосредственно касается первоначально двигавшегося, хотя бы
линия, описываемая всеми телами в результате толчка одного этого
движения, была очень кривая (см. фиг. 2).
АКСИОМЫ
1. Ничто не обладает свойствами.
2. То, что без нарушения целостности вещи может быть отнято от
нее, не составляет ее сущности; напротив,
223
то, что при отнятии уничтожает вещь, образует ее сущность.
3. Относительно твердости ощущение не учит нас ничему, и мы
не имеем о ней никакого иного ясного и отчетливого представления,
кроме того, что части твердого тела оказывают сопротивление
движению наших рук.
4. Приближаются ли тела друг к другу или удаляются одно от
другого, от этого они не занимают большего или меньшего
пространства.
5. Часть материи не теряет природы тела ни вследствие
податливости, ни вследствие сопротивления.
6. Движение, покой, форма и тому подобное не могут быть
представлены без протяжения.
7. Кроме чувственно воспринимаемых свойств в теле остается
лишь протяжение с его состояниями, как они выведены в части I
«Начал».
8. То же самое пространство или любое протяжение не могут
быть один раз больше, чем другой.
9. Всякое протяжение делимо, по крайней мере мысленно.
В истине этой аксиомы не усомнится никто, кто только изучал
элементы математики. Так, пространство между кругом и его
касательной можно разделить бесконечно многими все большими
кругами. То же очевидно для ассимптот гиперболы.
10. Никто не может представить себе пределы протяжения или
пространства, не представляя себе за ними другого пространства,
непосредственно примыкающего к первому.
11. Если материя разнородна и одна материя не соприкасается
непосредственно с другой, то каждая необходимо заключена в
границы, за которыми нет материи.
12. Наименьшие тела легко уступают движению наших рук.
13. Одно пространство не проникает через другое, и один раз не
бывает больше, чем другой.
14. Если канал А такой же длины, как канал С, а С вдвое шире А,
и жидкое вещество проходит чрез канал А вдвое скорее, чем
одинаковое вещество чрез канал С, то в равное время равное
количество вещества проходит чрез канал А, как и чрез канал С; и
если чрез А проходит то же количество, как через С, то оно должно
двигаться в А вдвое быстрее, чем в С.
224
15. Вещи, согласующиеся с третьей вещью, согласуются между
собою; и если они вдвое больше третьей, то они равны между собою.
16. Если материя движется различным образом, то она имеет по
крайней мере столько действительно (actu) раздельных частей,
сколько в ней одновременно наблюдается различных степеней
скорости.
17. Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя
точками.
18. Если тело А, движущееся от С к В, отражается противным
толчком, то оно будет двигаться по той же линии по направлению к
С.
19. Если встречаются тела с противоположными движениями, то
оба или по крайней мере одно из них должно испытать известное
20. Изменение в одной вещи исходит от большей силы.
21. Если тело 1 (см. фиг. 2) движется против тела 2 и толкает его,
а тело 8 от этого Толчка движется к 1, то тела 1, 2, 3 и т.д. не могут
находиться на прямой линии, но должны образовать полный круг
вместе с 8. См. опр. 9.
Лемма 1
Где есть протяжение или пространство, там необходимо есть и
Доказательство. Протяжение или пространство не может быть
чистым ничто (по акс. 1), следовательно оно атрибут, который
необходимо должен быть сообщен вещи, которая не может быть
богом (по т. 16, ч. I). Следовательно, оно может быть сообщено лишь
вещи, которая для своего существования нуждается в помощи бога
(по т. 12, ч. I), т.е. субстанции (по опр. 2 той же части), что и
требовалось доказать.
225
Лемма 2
Разрежение и сгущение ясно и отчетливо представляются нами,
хотя мы не допускаем, что тела в состоянии разрежения занимают
большее пространство, чем при сгущении.
Доказательство. Действительно, они могут быть ясно и
отчетливо представлены уже потому, что части одного тела
удаляются друг от друга или приближаются одно к другому.
Поэтому они (по акс. 4) не будут занимать большего или меньшего
пространства. Ибо, когда части тела, например, губки, сближаясь,
вытесняют тела, наполняющие их промежутки, то вследствие этого
тело становится плотнее, и поэтому его части не будут занимать
меньшего пространства, чем прежде (по акс. 4). Если же они потом
опять удалятся друг от друга и промежутки наполнятся другими
телами, то наступит разрежение, причем части не займут большего
пространства. То, что на примере губки отчетливо воспринимается
чувствами, на примере всех тел можно представить себе в уме, хотя
промежутки между частями недоступны восприятию человеческих
чувств. Таким образом, разрежение и сгущение ясно и отчетливо
представляются нами и т.д., что и требовалось доказать.
Предпослать это казалось нужным для того, чтобы разум
избавился от ложных представлений о пространстве, разрежении и
т.д. и стал способен к пониманию нижеследующего.
Теорема 1
Если даже отнять от тела твердость, вес и другие чувственные
свойства, то, несмотря на это, природа тела останется не
нарушенной.
Доказательство. О твердости, например камня, ощущение не
сообщает нам ничего, и мы относительно нее не усматриваем ничего
ясно и отчетливо, кроме того, что части твердого тела оказывают
сопротивление движению наших рук (по акс. 3); поэтому и твердость
но представляет ничего больше (по т. 14, ч. I). Если же такое тело
растолочь на мельчайшие частицы, то его части легко будут уступать
рукам (по акс. 12) и все-таки не потеряют природы тела (по акс. 5),
что и требовалось доказать.
Точно так же ведется доказательство для веса и прочих
чувственных свойств.
226
Теорема 2
Природа тела, или материи, состоит только в протяжении.
Доказательство. Природа тела не устраняется от устранения его
чувственных свойств (по т. 1); следовательно, они не составляют его
сущности (по акс. 2). Так остается лишь протяжение и его состояние
(по акс. 7). Поэтому, если и их устранить, то не останется ничего
принадлежащего природе тела, и оно будет этим совершенно
устранено; следовательно, природа тела состоит (по акс. 2) только в
его протяжении, что и требовалось доказать.
Королларий. Пространство и тело в действительности не
различаются.
Доказательство. Тело и протяжение в действительности не
различаются (по предыдущей т.); точно так же пространство и
протяжение не различаются реально (по опр. 6), поэтому
пространство и тело (по акс. 15) также не различаются реально, что и
требовалось доказать.
Схолия. Хотя мы и говорим *, что бог повсюду, мы не
предполагаем тем самым, что бог протяжен, т.е. (по т. 2) телесен; ибо
вездесущие (esse ubique) относится лишь к могуществу бога и его
содействию, которым он поддерживает все вещи. Поэтому
вездесущие бога так же мало относится к протяжению или телу, как
к ангелам и человеческим душам. Если же мы говорим, что его
могущество повсюду, то этим его сущность не должна быть
исключена, потому что, где его могущество, там находится и его
сущность (по кор. к т. 17, ч.]). Скорее должна быть исключена лишь
телесность, т.е. бог находится повсюду, не через телесное
могущество, но лишь чрез божественное могущество и сущность,
которые сообща охраняют протяжение и мыслящие вещи (по т. 17,
ч. I), которых он действительно не мог бы сохранить, если бы его
могущество, т.е. его сущность, было телесным.
Теорема 3
Пустота сама по себе противоречивое понятие.
Доказательство. Под пустотой разумеют протяжение без
телесной субстанции (по опр. 5), т.е. (по т. 2 этой части) тело без
тела, что нелепо.
* См. об этом подробнее в «Приложении», ч. II, гл. 3 и 9.
227
Для полного выяснения и устранения ложных представлений о
пустоте прочти § 17 и 18, ч. II «Начал», где особенно отмечается,
что тела, между которыми ничего не находится, необходимо
соприкасаются, и далее, что ничто не обладает свойствами.
Теорема 4
Часть тела не занимает один раз большего пространства, чем
другой раз, и наоборот, то же пространство не содержит один раз
Доказательство. Пространство и тело реально не различаются
(по кор. к т. 2). Поэтому, говоря, что пространство один раз не
является большим, чем другой (по акс. 13), мы в то же время
говорим, что тело не может быть один раз больше, т.е. занимать
большее пространство, чем другой; это было первое. Далее, из того,
что тело и пространство реально не различаются, следует, что,
говоря, что одно и то же тело не может занимать один раз большее
пространство, чем другой, мы в то же время говорим, что одно и то
же пространство не может содержать один раз больше тела, чем
другой, что и требовалось доказать.
Королларий. Тела, занимающие равное пространство, например
золото или воздух, содержат также равное количество материи или
телесной субстанции.
Доказательство. Телесная субстанция состоит не в твердости,
например золота, не в мягкости, например воздуха, не в других
чувственных качествах (по т. 1, ч. II), но лишь в протяжении (по т. 2,
ч. II). Но, так как (по предположению) в первом столько же
пространства, или (по опр. 6) протяжения, как во втором, то в
каждом заключается столько же телесной субстанции, что и
требовалось доказать.
Теорема 5
Нет никаких атомов.
Доказательство. Атомы суть части материи, не делимые по своей
природе (по опр. 3), но, так как природа тела состоит в протяжении
(по т. 2, ч. II), которое по своей природе, как бы оно ни было мало,
делимо (по акс. 9 и
228
опр. 7), то всякая самая малая часть материи по природе делима, т.е.
нет никаких атомов или неделимых по своей природе частей
материи, что и требовалось доказать.
Схолия. Вопрос о существовании атомов всегда был труден и
запутан. Некоторые утверждают, что атомы