существования,
они отделили существование бога от его сущности и, как сказано,
приписали богу длительность.
Что такое вечность. Но, чтобы яснее понять, что такое вечность
и как она не может быть понята без божественной сущности, надо
принять во внимание, как мы уже выше сказали, что все сотворенные
вещи, т.е. все вещи вне бога, существуют лишь силою или
сущностью бога, а не собственной силой. Отсюда следует, что
настоящее существование этих вещей не есть причина их будущего
существования, но причина лежит лишь в неизменности бога.
Поэтому мы должны сказать, что бог, сначала сотворив вещь,
впоследствии будет постоянно сохранять ее, иначе говоря, будет
непрерывно продолжать этот акт творения. Отсюда мы заключаем:
1) Что о сотворенной вещи можно сказать, что она наслаждается
(frui) своим существованием, именно потому, что ее существование
не исходит из ее сущности. Напротив, о боге нельзя сказать, что он
наслаждается существованием, так как существование бога есть сам
бог, так же как и его сущность. Поэтому только сотворенные вещи
наслаждаются длительностью, но отнюдь не бог.
286
2) Что все сотворенные вещи, в то время как они наслаждаются
данной длительностью и существованием, не нуждаются в этой
длительности на будущее время, потому что она должна им
сообщаться непрерывно. Но ничего подобного нельзя сказать об их
сущности. Богу же мы не можем сообщить будущего существования,
так как его существование исходит из его сущности. Ибо это
существование, которое он имел бы тогда, ему надо приписать
действительно или, чтобы лучше выразиться, действительное
бесконечное существование присуще богу так ню, как ему
действительно присущ бесконечный разум. Это бесконечное
существование я называю вечностью; она может быть приписана
лишь богу, но ни одной сотворенной вещи, даже тогда когда ее
длительность с обеих сторон лишена конца.
Это о вечности. О необходимости бога я не скажу ничего, так как
это излишне, после того как мы доказали его существование из его
сущности. Итак, переходим к единству.
ГЛАВА II
О ЕДИНСТВЕ БОГА
Мы часто удивлялись пустым доказательствам, которыми
писатели стараются обосновать единство бога: например, «если
единый бог мог сотворить мир, то другие были излишни», или «если
все стремится к той же цели, то оно произошло от одного
основателя» и тому подобные, выведенные из внешних отношений
или наименований. Оставив все это в стороне, мы представим здесь
свое доказательство по возможности ясно и кратко следующим
образом:
Бог только один. К атрибутам бога мы причислили высшее
разумение (summa intelligentia) и прибавили, что бог имеет все свое
совершенство от себя, а не от чего-либо другого. Но если существует
много богов или наиболее совершенных существ, то все они должны
обладать высшим разумением, а для этого недостаточно, чтобы
каждое познавало лишь само себя, оно должно познавать все,
следовательно, как себя, так и других богов. Но из этого следовало
бы, что совершенство каждого
287
зависит частью от него самого, частью от другого. Тогда не каждый
мог бы быть наиболее совершенным существом, т.е., как мы только
что заметили, существом, имеющим все свое совершенство от себя, а
не от другого. Между тем мы уже доказали, что бог — самое
совершенное существо и что он существует. Итак, отсюда можно
заключить, что есть только один бог; ибо если бы их было много, то
совершеннейшее существо должно было бы иметь в себе
несовершенство, что нелепо. Это о единстве бога.
ГЛАВА III
О НЕИЗМЕРИМОСТИ БОГА
В каком смысле бог может быть назван бесконечным и в
каком — неизмеримым. Мы показали выше, что никакое существо
(бытие — ens) не может быть представлено конечным и
несовершенным, т.е. причастным ничто, если не иметь в виду
совершенного и бесконечного существа, т.е. бога. Поэтому только
бог может быть назван бесконечным, именно поскольку мы находим,
что он действительно существует в бесконечном совершенстве. Но
бог может быть также назван неизмеримым или неограниченным,
поскольку мы имеем в виду, что нет существа, которым
совершенство бога могло бы быть ограничено.
Отсюда следует, что бесконечность (Infinitas) бога, несмотря на
отрицательное выражение, представляет нечто в высшей степени
положительное. Ибо мы называем его бесконечным, лишь поскольку
имеем в виду его сущность или его высшее совершенство. Напротив,
неизмеримость (immensitas) приписывается богу лишь относительно,
так как она относится к богу, не поскольку он рассматривается
абсолютно, как совершеннейшее существо, но поскольку он
рассматривается как первая причина. Эта первая причина, будучи
даже совершеннейшей только в отношении к второстепенным
существам, все-таки была бы неизмерима. Ибо не было бы существа,
которым она могла бы быть ограничена или измерена, и,
следовательно, ни одно существо не могло бы быть представлено
совершеннее этой причины (подробнее об этом см. акс. 9, ч. I).
288
Что обычно разумеют под неизмеримостью бога. Однако
писатели, говоря о неизмеримости бога, по-видимому, приписывают
ему, между прочим, величину (quantitas); ибо они хотят заключить из
этого атрибута, что бог должен быть вездесущ, как если бы они
хотели сказать, что, если бы бога не было в одном месте, он был бы
ограничен. Это еще очевиднее из другого приводимого ими
основания, при помощи которого они хотят показать, что бог
бесконечен или неизмерим (так как они смешивают то и другое), так
что он находится везде. Если бог, говорят они, — чистая
деятельность, как это есть на самом деле, то он необходимо вездесущ
и бесконечен. Ибо если бы он не был везде или не мог бы быть везде,
где он хотел бы быть, или должен был бы с необходимостью
двигаться, то очевидно, что они приписывают богу неизмеримость,
поскольку они считают его величиной. Ибо свои основания для
утверждения неизмеримости бога они заимствуют из свойств
протяжения, что крайне нелепо.
Доказательство, что бог есть повсюду. Если теперь спросят, как
мы докажем, что бог есть везде, то я отвечу, что это мы уже более
чем достаточно доказали, показав, что ничто не может существовать
ни одного мгновения, не будучи каждое мгновение творимо богом.
Вездесущие бога не может быть объяснено. Но, чтобы
надлежащим образом понять вездесущие бога или его присутствие в
каждой вещи, нужно было бы прозреть внутреннюю природу
божественной воли, посредством которой он создал вещи и
постоянно продолжает их творить. Но, поскольку это превосходит
человеческое разумение, невозможно объяснить, каким образом бог
Некоторые приписывают богу троякую неизмеримость, но
неправильно. Некоторые допускают троякую неизмеримость бога,
именно неизмеримость по сущности, мощи и, наконец, по
присутствию. Но они говорят вздор, так как, очевидно, допускают
различие между сущностью и мощью бога.
Мощь (могущество — potentia) бога не отличается от его
сущности. Другие высказали это более откровенно, утверждая, что
бог вездесущ благодаря своей мощи, а не сущности; как будто
могущество бога отлично от всех его атрибутов или от его
бесконечной сущности, тогда как это одно и то же.
289
Если бы это было иначе, то мощь бога была бы или чем-то
сотворенным, или случайным для божественной сущности, без чего
могла бы быть понята его сущность; но то и другое нелепо. Ибо, если
бы мощь бога была сотворена, то она должна была бы
поддерживаться чем-либо другим, а это повело бы к бесконечному
ряду. Если бы она была случайна, то бог не был бы наиболее
простым существом вопреки доказанному выше.
Это верно и для его вездесущия. Наконец, неизмеримостью
присутствия они хотят обозначать нечто иное, чем сущность бога,
посредством которой вещи созданы и постоянно сохраняются.
Однако это большая нелепость, в которую они впали оттого, что
смешали разум бога с человеческим и часто сравнивали
божественное могущество с могуществом царей.
ГЛАВА IV
О НЕИЗМЕННОСТИ БОГА
Что такое Изменение и Превращение. Под изменением мы
разумеем здесь всякую перемену, которая может произойти в
предмете (subjectum), тогда как его сущность сохраняет свою
целостность. Обычно значение этого слова шире и обнимает также
порчу вещей, но не безусловную, а включающую одновременно
следующее за порчей зарождение; например, когда мы говорим, что
торф превращается в золу, а люди — в зверей. Но философы
пользуются для обозначения этого процесса словом превращение.
Мы же говорим здесь только об изменении, при котором не имеет
места превращение предмета, как, например, говорят: Петр изменил
В боге такое превращение не имеет места. Теперь можно
видеть, имеют ли место в боге такие изменения. Именно о
превращении не нужно ничего говорить, после того как мы показали,
что бог необходимо существует, т.е. бог не может перестать
существовать или превратиться в другого бога. Ибо, когда он
перестал бы существовать, и одновременно было бы много богов, но
то и другое, как мы показали, нелепо.
Каковы причины изменения. Чтобы более четко понять то, что
еще остается сказать, надо иметь в виду, что вся-
290
кое изменение исходит или от внешних причин — по воле или
против воли предмета — или от внутренней причины, по выбору
того же предмета. Так, почернение, заболевание, рост человека и пр.
происходят от внешних причин либо против воли, либо по воле
человека. Напротив, желание ходить, показать себя гневным и пр.
исходят от внутренних причин.
Бог не испытывает внешнего изменения. Первый вид
изменений, исходящих от внешних причин, не имеет места в боге;
ибо он единственная причина всех вещей и не страдает ни от кого. К
этому надо прибавить, что ни одна сотворенная вещь не имеет в себе
никакой силы существовать, следовательно, еще менее силы
произвести нечто вне себя самой или против своей причины.
Однако в Священном Писании часто упоминается, что бог был
разгневан и огорчен грехами людей и тому подобное. Но здесь
действие принимается за причину, как, например, говорят, что
солнце летом сильнее и выше, чем зимой, хотя оно не изменило
своего места и не восстановило своих сил. Что подобные вещи
излагаются часто в Священном Писании, видно у Исайи, который (в
гл. 59, стих 2) с упреком говорит народу: «Ваша испорченность
разлучает вас с вашим богом».
Бог не испытывает внутреннего (от самого себя) изменения.
Пойдем далее и исследуем, не имеет ли места в боге изменение,
идущее от него самого? Этого мы не можем признать и полностью
это оспариваем; ибо всякое изменение, зависящее от воли предмета,
происходит для того, чтобы он улучшил свое состояние, что
невозможно у наиболее совершенного существа. Затем, такое
изменение происходит лишь тогда, когда нужно избегнуть зла или
приобрести недостающее благо; но то и другое не может иметь места
в боге. Отсюда мы заключаем, что бог — неизменное существо.
Надо заметить, что здесь я умышленно но упоминал обычных
подразделений изменения, хотя мы и подразумевали их в известном
смысле. Ибо не было нужды устранять их отдельно, так как мы
доказали в т. 16, ч. I, что бог бестелесен, тогда как обычные
подразделения изменений касаются лишь изменений материи.
291
ГЛАВА V
О ПРОСТОТЕ БОГА
Между вещами существует троякое различие, именно
реальное (действительное), модальное и различие в мысли.
Переходим к простоте бога. Чтобы правильно понять этот атрибут
бога, надо вспомнить о том, что говорит Декарт в §§ 48 и 49, ч. I
своих «Начал» философии, а именно, что в природе вещей нет
ничего, кроме субстанции и их модусов. Отсюда он и выводит (в
§§ 60, 61 и 62) указанное троякое различие, именно реальное,
модальное и различие в мысли. Реальным называется различие между
двумя субстанциями с различными или одинаковыми атрибутами,
например, мышление и протяжение или части материи. Это различие
очевидно также из того, что одно может быть представлено без
помощи другого, а следовательно, может также существовать
отдельно. Модальное же различие, как показал Декарт, двояко: с
одной стороны, это различие между модусом субстанции и самой
субстанцией, а с другой — между двумя модусами одной и той же
субстанции. Последнее различие познается из того, что хотя каждый