по крайней мере
предполагаться одновременно с ней. Кто же вообразит, что
длительность и время предшествовали сотворенным вещам, тот
подвержен тому же предрассудку, какой свойственен тем, которые
воображают пространство вне материи, как это явствует само собою.
Это об определении творения.
Деятельность творения мира и деятельность его сохранения
есть одна и та же деятельность бога. Здесь нет необходимости
повторять доказанное нами в акс. 10, ч. I, что для сотворения вещи
необходимо столько же силы, как для сохранения ее, т.е. что та же
деятельность бога творит и поддерживает мир.
303
После этих замечаний перейдем теперь ко второму пункту. Нам
нужно исследовать:
1) Что сотворено и что не сотворено;
2) Могло ли сотворенное быть созданным от вечности.
Каковы сотворенные вещи. На первый вопрос мы отвечаем
кратко: сотворено все то, сущность чего представляется ясно без
всякого существования, однако представляется сама собой. Такова
материя, о которой мы имеем ясное и отчетливое понятие, так как
воспринимаем ее под атрибутом протяжения и представляем ясно и
отчетливо, независимо от того, существует она или нет.
Как мышление бога отличается от нашего. Кто-нибудь может
нам сказать, что мы ясно и отчетливо представляем мышление без
существования и, однако, приписываем его богу. На это мы
отвечаем, что богу приписывается не такое мышление, как наше, т.е.
страдательное, ограниченное природой предметов, но такое, которое
представляет чистую деятельность и поэтому заключает
существование, как мы выше достаточно подробно доказали. Ибо мы
показали, что разум и воля бога не отличаются от его мощи и
сущности, включающей существование.
Вне бога нет ничего вечного подобно богу. Итак все, сущность
чего не включает существования, для своего существования
необходимо должно быть создано богом и, как мы многократно
объясняли, должно постоянно поддерживаться самим творцом. Нам
не нужно останавливаться на опровержении мнения тех, которые
считают, что мир, или хаос, или материя, лишенная всякой формы,
вечны и независимы подобно богу. После этого я перехожу ко
второму вопросу: могло ли сотворенное быть создано от вечности?
Что обозначается здесь словами: «от вечности». Чтобы
правильно понять этот вопрос, надо обратить внимание на
выражение: «от вечности». Ибо этим мы хотим обозначить нечто
совсем иное, чем то, что мы выше объясняли, когда говорили о
вечности бога. Здесь мы имеем в виду не что иное, как длительность
без начала длительности, такую длительность, которую мы не могли
бы выразить никаким числом, как бы оно ни было велико, если бы
даже мы захотели увеличить ее на много лет или на мириады лет и
полученный результат умножили бы на новые мириады.
304
Доказательство, что ничто не могло быть создано от вечности.
Доказывается вполне очевидно, что такая длительность не может
существовать. Ибо если бы мир от данного момента возвратился
назад, то он никогда не мог бы иметь такой длительности;
следовательно, мир от этого начала никогда не мог бы достичь
данного момента. Может быть, скажут, что для бога нет ничего
невозможного; поскольку он всемогущ, он мог бы создать такую
длительность, больше которой не может быть. Отвечаем: именно
потому, что бог всемогущ, он никогда не будет творить такую
длительность, больше которой он не мог бы создать. Ведь природа
длительности такова, что всегда может быть представлена большая
или меньшая данной, как это наблюдается в числах. Можно
возразить, что бог существует от вечности и пребывает до
настоящего момента, а потому есть длительность, больше которой
нельзя себе представить. Но таким образом богу приписывают
длительность, состоящую из частей, что уже достаточно
опровергнуто нами, когда мы доказали, что богу присуща не
длительность, а вечность. Если бы это твердо помнили, то могли бы
избавиться от многих доказательств и нелепостей и с величайшим
наслаждением пребывали бы в блаженнейшем созерцании этого
существа.
Тем не менее перейдем к опровержению приводимых некоторыми
аргументов, посредством которых пытаются доказать возможность
такой бесконечной длительности, которая уже окончилась.
Из того, что бог вечен, не следует, что его действия также
могли существовать от вечности. Сначала говорят:
«Произведенная вещь может быть одновременна со своей причиной;
следовательно, поскольку бог существовал от вечности, то и
действия его могли быть произведены от вечности». Это
подтверждают примером сына божия, который был создан отцом
от вечности. Но из предшествующего ясно видно, что при этом
вечность смешивается с длительностью и богу приписывается лишь
длительность от вечности, что очевидно также из приведенного
примера. Ибо та же самая вечность, которую они приписывают сыну,
они считают возможной и для творений. Затем они воображают
длительность и время до сотворения мира и допускают длительность,
независимую от сотворенных вещей, как другие — вечность вне
бога; однако то и другое мнение наиболее удалены от истины. Итак,
305
мы отвечаем, что совершенно ложно предполагать, что бог может
сообщить свою вечность творениям и что сын божий не сотворен, но
вечен подобно отцу. Таким образом, говоря, что отец сотворил сына
от вечности, мы хотим лишь сказать, что отец всегда сообщал сыну
свою вечность.
Если бы бог действовал по необходимости, то он не имел бы
бесконечной благости. Их второй аргумент: «Бог, действуя
свободно, имеет не меньшую мощь, чем если он действует
необходимо. А если бог действует по необходимости, то, будучи
бесконечно благим, он должен был сотворить мир от вечности». На
этот аргумент легко ответить, обратив внимание на его основание.
Эти добрые люди предполагают, что они могут иметь различные
идеи о существе бесконечной благости, ибо они представляют бога
обладающим бесконечной добродетелью, действует ли он по
необходимости природы или свободно. Но мы оспариваем, что бог,
действуя по необходимости своей природы, обладает бесконечной
благостью; нам позволительно это оспаривать; более того, эти люди
с необходимостью должны согласиться с нами, поскольку мы
доказали, что совершеннейшее существо действует свободно и
может быть представлено лишь как единственное. Если бы они
возразили, что можно допустить, хотя на самом деле это
невозможно, что бог, действуя по необходимости своей природы,
обладает бесконечной добродетелью, то мы бы ответили, что такое
предположение так же мало возможно, как допущение
четырехугольного круга, с тем чтобы вывести, что не все линии,
проведенные от центра к окружности, равны. А это достаточно
доказано вышеизложенным, так что нам не нужно этого повторять.
Мы только что доказали, что нет такой длительности, чтобы нельзя
было представить себе двойную или такую, которую можно себе
представить много больше или много меньше данной, и поэтому она
всегда может быть сотворена богом, свободно действующим по
своей бесконечной благости, больше или меньше данной. Если же
бог действовал бы по необходимости природы, то это бы никоим
образом не следовало, так как он мог бы тогда произвести лишь одну
длительность, вытекающую из его природы, но не множество других
больших данной. Излагая это кратко, скажем: если бы бог создал
наибольшую длительность, больше которой он не мог бы создать,
этим
306
он необходимо умалил бы свою мощь. Но это заключение ложно, так
как могущество бога не отличается от его сущности: следовательно и
т.д. Затем, если бы бог действовал по необходимости природы, то он
должен был бы создать такую длительность, больше которой он не
мог бы создать. Но бог, творящий такую длительность, не имел бы
бесконечной благости; так как мы всегда можем представить
длительность большую, чем данная. Итак, если бы бог действовал по
необходимости природы, то он не имел бы бесконечной благости.
Откуда мы имеем понятие большей длительности, чем в
нашем мире. У кого-нибудь возникает сомнение, как мы можем себе
представить большую длительность, если мир создан всего за 5000 с
небольшим лет и если счисление хронологов верно, тогда как мы
утверждали, что длительность не может быть понята без
сотворенных вещей. Это сомнение легко устранить, имея в виду, что
мы познаем длительность не только из рассмотрения сотворенных
вещей, но также из созерцания бесконечного могущества бога в
творении. Ибо творения могут быть представлены существующими
или длящимися не сами по себе, но лишь по бесконечному
могуществу бога, от которого они имеют всю свою длительность (см.
т. 12, ч. I и ее кор.).
Наконец, чтобы не тратить времени на опровержение никчемных
аргументов, надо помнить, с одной стороны, лишь различие между
вечностью и длительностью, а с другой — то, что длительность без
сотворенных вещей и вечность без бога никоим образом не могут
быть поняты. Уяснив это, легко ответить на все возражения, и нам не
нужно останавливаться на них дольше.
ГЛАВА XI
О СОДЕЙСТВИИ БОГА
Об этом атрибуте остается мало — или ничего не остается —
сказать после того, как мы показали, что в каждое мгновение бог
непрерывно как бы заново творит вещь. Отсюда мы вывели, что
вещи сами по себе никогда не имеют никакой мощи производить
что-либо или определять себя к какому-либо действию; и это имеет
307
место не только в вещах вне человека, но и в самой человеческой
воле. Затем мы ответили также на некоторые относящиеся сюда
возражения; и, хотя обыкновенно приводят много других, у меня нет
намерения на них задерживаться, так как они относятся главным
образом к теологии.
Однако многие допускают содействие бога, но совсем в другом
смысле, чем указанный нами. Чтобы легче открыть их заблуждение,
надо помнить то, что выше изложено нами, именно, что настоящее
время не имеет никакой связи с будущим (см. акс. 10, ч. I), и это
познается ясно и отчетливо. Твердо помня это, можно без всякого
затруднения опровергнуть все доказательства, какие только могут
быть заимствованы из философии.
Как понимать сохранение богом вещей, определенных к
действию. Чтобы не напрасно затронуть этот предмет, мы ответим
мимоходом на следующий вопрос: прибавляется ли к сохраняющей
деятельности бога нечто, когда он определяет вещь к действию?
Впрочем, говоря о движении, мы уже в какой-то мере ответили на
этот вопрос. Мы говорили там, что бог сохраняет в природе одно и
то же количество движения. Поэтому если иметь в виду всю
материальную природу, то к ней не прибавляется ничего нового.
Напротив, в отношении отдельных вещей можно до известной
степени сказать, что к ним присоединяется нечто новое. По-
видимому, это не имеет места в духовных вещах, так как они,
кажется, не зависят так друг от друга. Наконец, так как части
длительности не имеют никакой связи между собой, мы можем
сказать, что бог не столько сохраняет вещи, сколько снова творит их.
Поэтому, если свобода человека определена к какому-либо
действию, то надо сказать, что бог в этот момент так создал его.
Этому не противоречит то, что человеческая воля часто определяется
внешними по отношению к ней вещами и что все вещи,
существующие в природе, взаимно определяются друг другом к
какому-либо действию; ибо эти вещи также определены богом. Ни
одна вещь не может определять воли, и, наоборот, никакая воля не
может определяться иначе, как лишь могуществом бога. Но как это
примиряется с человеческой свободой, или как бог может
производить это, сохраняя человеческую свободу, этого мы,
признаться, не знаем, как мы уже часто говорили.
308
Обычное подразделение атрибутов бога скорее номинальное,
чем реальное. Вот что я хотел сказать по поводу атрибутов бога,
подразделения которых я до сих пор еще не дал. Часто даваемое
писателями подразделение атрибутов бога на несообщаемые и
сообщаемые, кажется мне, как я должен признаться, скорее
номинальным, чем реальным. Ибо знание бога так же мало похоже
на знание человека, как созвездие Пса на лающее животное, и, может
Подразделение автора. Мы же даем следующее подразделение:
одни атрибуты бога выражают его деятельную сущность, другие же
не выражают никакой его деятельности, а выражают лишь модус его
существования. К последним относятся единство, вечность,
необходимость и т.д.; к первым — разум, воля, жизнь,
всемогущество и т.д. Это деление ясно и понятно и обнимает все
атрибуты бога.