Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 1

причины достаточной для

того и другого. Далее, мы отрицаем, что, если бы воля была

неопределима, т.е. лишена всякого мышления, какая-либо слу-

314

чайная причина, отличная от бога и его бесконечной мощи творить,

могла бы ее определить. Ибо представить мыслящую вещь без

мышления есть то же, что представить протяженную вещь без

протяжения.

Почему философы смешали душу с телесными вещами.

Наконец, чтобы не перечислять здесь множество других аргументов,

я напомню лишь, что наши противники, не поняв воли и не имея

ясного и точного понятия о разуме, смешали разум с телесными

вещами, это произошло оттого, что слова, обыкновенно

употребляемые для обозначения телесных вещей, они перенесли на

духовные вещи, которых они не понимали. Они привыкли называть

тела, толкаемые внешними равными и прямо противоположными

силами в противные стороны и потому находящиеся в равновесии,

неопределимыми. Считая волю неопределимой, они, невидимому,

представляли ее как тело, находящееся в равновесии; а так как эти

тела имеют в себе лишь то, что они получили от внешних причин

(откуда следует, что они всегда должны определяться внешней

причиной), то они думали, что то же имеет место и для воли. Но мы

уже достаточно объяснили, как обстоит дело, почему мы здесь и

заканчиваем.

Что же касается протяженной субстанции, то выше мы уже

достаточно поговорили о ней, а кроме этих двух мы не знаем

никаких других. Что же касается реальных акциденций и других

качеств, то они достаточно устранены, и было бы бесполезным

тратить время на их опровержение. Поэтому здесь мы откладываем

перо.

ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

РАЗУМА

и о пути, которым

лучше всего направляться

к истинному

познанию вещей

ПЕРЕВОД С ЛАТИНСКОГО

Я.М. Боровского

TRACTATUS

DE INTELLECTUS

EMENDATIONE,

ET DE VIA,

QUA ОРТIMЕ

IN VERAM RERUM

COGNITIONEM

DIRIGITUR

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

Трактат об усовершенствовании разума», который мы, любезный

читатель, предлагаем тебе в его неоконченном виде, был написан

автором уже несколько лет тому назад. Автор всегда имел намерение

окончить его, но его задержали другие дела, и, наконец, он умер, так

что не успел довести свой труд до желанного конца. Заметив, что он

содержит много хороших и полезных идей, которые, несомненно,

могут в той или иной степени пригодиться каждому, кто искренне

стремится к истине, мы не хотели лишить тебя его. Поскольку же в

нем содержится много темных мест, здесь неотработанных и

неотглаженных, мы пожелали предупредить о них тебя, с каковой

целью и составили настоящее предуведомление. Прощай 1

.

ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА

И О ПУТИ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО

НАПРАВЛЯТЬСЯ К ИСТИННОМУ ПОЗНАНИЮ ВЕЩЕЙ

После того как опыт научил меня, что все встречающееся обычно

в повседневной жизни суетно и пусто, и я увидел, что все, чего я

опасался, содержит в себе добро и зло лишь постольку, поскольку

этим тревожится дух (animus) 2

, я решил, наконец, исследовать, дано

ли что-нибудь, что было бы истинным благом, — и доступным и

таким, которое одно, когда отброшено все остальное, определяло бы

дух; более того, дано ли что-нибудь такое, что, найдя и приобретя

это, я вечно наслаждался бы постоянной и высшей радостью.

Наконец, решил, говорю я: ибо на первый взгляд казалось

неразумным ради пока еще недостоверного упускать достоверное. Я

видел блага, которые приобретаются славой и богатством, и видел,

что буду вынужден воздерживаться от их соискания, если захочу

усердно устремиться к другой, новой цели; и понимал, что если в них

заключено высшее счастье, то я должен буду его лишиться; если же

оно заключено не в них, а я устремлюсь только к ним, то и тогда

буду лишен высшего счастья.

И вот я размышлял, не окажется ли возможным достигнуть новой

цели или хотя бы уверенности в ней, не изменяя порядка и общего

строя моей жизни; и часто делал к тому попытки, но тщетно. В

самом деле, ведь то, что обычно встречается в жизни и что у людей,

насколько можно судить по их поступкам, считается за высшее

благо, сводится к следующим трем: богатству, славе и

любострастию. Они настолько увлекают дух, что он совсем не может

мыслить о каком-либо другом благе.

320

Ибо что касается любострастия, то оно настолько связывает дух,

как будто он уже успокоился на некотором благе, что весьма

препятствует ему думать о другом; между тем за вкушением этого

следует величайшая печаль (неудовольствие) 3

, которая хотя и не

связывает духа, но смущает и притупляет его.

Преследуя славу и богатство, дух также немало рассеивается,

особенно если он ищет последнего ради него самого *, ибо тогда оно

предполагается высшим благом; славою же дух рассеивается еще

гораздо больше, ибо она всегда предполагается благом сама по себе

и как бы последней целью, к которой все направлено. Кроме того,

здесь нет раскаяния, как при любострастии; но чем более мы имеем

богатства и славы, тем больше возрастает радость (удовольствие) 4

, и

поэтому мы все больше и больше устремляемся к их увеличению;

если же где-либо надежда нас обманет, тогда возникает величайшая

печаль.

Наконец, слава является большой помехой и потому, что для ее

достижения мы должны по необходимости направить жизнь

сообразно пониманию людей, избегая того, чего обычно избегают, и

добиваясь того, чего обычно добиваются люди.

Итак, видя, что все это столь неблагоприятно и даже столь

препятствует тому, чтобы я задался какой-либо новой целью, что по

необходимости должно воздержаться или от того, или от другого, я

был вынужден рассмотреть, что для меня более полезно; ибо, как я

уже говорил, казалось, что я хочу ради недостоверного блага

потерять достоверное. Но, после того как я несколько углубился в

дело, я прежде всего нашел, что если, отбросив все это, я возьмусь за

новую задачу, то отброшу благо, недостоверное по своей природе,

как мы можем это ясно понять из сказанного, ради блага

недостоверного не по своей природе (ибо я искал постоянного

блага), а лишь по своей достижимости. Постоянным же

размышлением я пришел к пониманию того, что в этом случае я,

если только смогу глубоко рассудить, утрачу достоверное зло ради

достоверного блага.

__________________

* Можно было бы развить это пространнее и подробнее, различая

соискание богатства или ради него самого, или ради славы, или ради

любострастия, или ради здоровья и возрастания наук и искусств, но это

будет сделано в своем месте, ибо здесь неуместно столь тщательно

исследовать это.

321

Действительно, я видел, что нахожусь в величайшей опасности и

вынужден изо всех сил искать средства помощи, хотя бы

недостоверного. Так больной, страдающий смертельным недугом,

предвидя верную смерть, если не будет найдено средство помощи,

вынужден всеми силами искать этого средства, хотя бы и

недостоверного, ибо в нем заключена вся его надежда. Все же то, к

чему стремится толпа, не только не дает никакого средства для

сохранения нашего бытия, но даже препятствует ему, оказываясь

часто причиной гибели тех, кто имеет это в своей власти (если

можно так сказать) *, и всегда причиной гибели тех, кто сам

находится во власти этого. Ведь существует множество примеров

людей, которые претерпели преследования и даже смерть из-за своих

богатств, и таких, которые ради снискания богатства подвергали себя

стольким опасностям, что, наконец, жизнью поплатились за свое

безумие. Не менее примеров и тех, кто ради достижения или

сохранения славы претерпел жалкую участь. Наконец, бесчисленны

примеры тех, кто чрезмерным любострастием ускорил свою смерть.

Далее, представлялось, что это зло возникло от того, что все счастье

и все несчастье заключено в одном, а именно в качестве того

объекта, к которому мы привязаны любовью. Действительно,

посредством того, что любви не вызывает, никогда не возникнут

раздоры, не будет никакой печали, если оно погибнет, никакой

зависти, если им будет обладать другой, никакого страха, никакой

ненависти, никаких, одним словом, душевных движений; между тем

все это появляется от любви к тому, что может погибнуть, а таково

все, о чем мы только что говорили.

Но любовь к вещи вечной и бесконечной питает дух одной только

радостью, и притом непричастной никакой печали: а этого должно

сильно желать и всеми силами добиваться. Но я не без основания

употребил слова: если только смогу серьезно решиться. Ибо хотя я

столь ясно постиг это духом, все же я не мог отбросить все

корыстолюбие, любострастие и тщеславие.

Одно я уяснил, что, пока дух (душа — mens) оставался

погруженным в эти размышления, до тех пор он отвращался от

прежнего и усердно размышлял о новой задаче; и это было мне

большим утешением. Ибо я видел, что

__________________

* Это нужно показать подробнее.

322

указанные пороки не таковы, чтобы не поддаться никаким средствам.

И хотя вначале такие промежутки были редки и длились очень

краткое время, однако, после того как истинное благо уяснялось мне

более и более, эти промежутки становились более частыми и

продолжительными, в особенности когда я увидел, что приобретение

денег или любострастие и тщеславие вредны до тех пор, пока их

ищут ради них самих, а не как средства к другому; если же их ищут

как средства, то они будут иметь меру и нисколько не будут вредны,

а, напротив, будут много содействовать той доли, ради которой их

ищут, как мы покажем это в своем месте.

Здесь я лишь кратко скажу, что я понимаю под истинным благом

(verum bonum) и вместе с тем что есть высшее благо (summum

bonum). Чтобы правильно понять это, нужно заметить, что о добре и

зле можно говорить только относительно, так что одну и ту же вещь

можно назвать хорошей и дурной в различных отношениях, и таким

же образом можно говорить о совершенном и несовершенном. Ибо

никакая вещь, рассматриваемая в своей природе, не будет названа

совершенной или несовершенной, особенно после того, как мы

поймем, что все совершающееся совершается согласно вечному

порядку и согласно определенным законам природы. Однако так как

человеческая слабость не охватывает этого порядка своей мыслью, а

между тем человек представляет себе некую человеческую природу,

гораздо более сильную, чем его собственная, и при этом не видит

препятствий к тому, чтобы постигнуть ее, то он побуждается к

соисканию средств, которые повели бы его к такому совершенству.

Все, что может быть средством к достижению этого, называется

истинным благом; высшее же благо — это достижение того, чтобы

вместе с другими индивидуумами, если это возможно, обладать

такой природой. Что такое эта природа, мы покажем в своем месте, а

именно *, что она есть знание единства, которым дух связан со всей

природой.

Итак, вот цель, к которой я стремлюсь, — приобрести такую

природу и стараться, чтобы многие вместе со мной приобрели ее; т.е.

к моему счастью принадлежит и старание о том, чтобы многие

понимали то же, что и я, чтобы их ум (разум — intellectus) и желание

(cupiditas) совер-

__________________

* Это пространнее развивается в своем месте.

323

шенно сходились с моим умом и желанием, а для этого * необходимо

[во-первых] столько понимать о природе, сколько потребно для

приобретения такой природы; затем образовать такое общество,

какое желательно, чтобы как можно более многие как можно легче и

вернее пришли к этому. Далее [в-третьих] нужно обратиться к

моральной философии и к учению о воспитании детей; а так как

здоровье — немаловажное средство для достижения этой цели, то

нужно построить [в-четвертых] медицину в целом; и так как

искусство делает легким многое, что является трудным, и благодаря

ему мы можем выиграть много времени и удобства в жизни, то [в-

пятых] никак не должно пренебрегать механикой

Но прежде всего нужно придумать способ врачевания разума и

очищения (expurgatio) его, насколько это возможно вначале, чтобы

он удачно понимал вещи без заблуждений и наилучшим образом.

Отсюда каждый сможет видеть, что я хочу направить все науки к

одной цели **, а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему

человеческому совершенству,

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 1 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 1 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 1 Спиноза читать онлайн