были
образовать понятия, которыми могли бы выражать природу вещей,
как то: добро, зло, порядок, беспорядок, тепло, холод, красота,
безобразие и т.д. К так как люди считают себя свободными, то
возникли понятия о похвальном и постыдном, грехе и заслуге. Об
этих последних я скажу ниже после исследования человеческой
природы, первые же вкратце объясню здесь.
Все то, что способствует их благосостоянию или почитанию
богов, люди назвали добром, противоположное ему — злом. А так
как не понимающие природы вещей ничего не утверждают
относительно самих вещей, но только воображают их и эти образные
представления считают за познание, то, не зная ничего о природе
вещей и своей собственной, они твердо уверены, что в вещах
существует порядок. Именно, если вещи расположены таким
образом, что мы легко можем схватывать их образ в чувственном
восприятии и, следовательно, легко припоминать их, то мы говорим,
что они хорошо упорядочены, если же наоборот — что они находятся
в дурном порядке или в беспорядке. А так как то, что мы легко
можем вообразить, нам приятнее другого, то люди порядок ставят
выше беспорядка, как будто бы порядок составлял в природе что-
либо независимо от нашего представления, и говорят, что бог все
сотворил в порядке, и таким образом, сами того не зная,
приписывают богу воображение, если только не думают, что бог,
заботясь о человеческом воображении, расположил все вещи таким
образом, чтобы они как можно легче могли быть воображаемы. Их
не смутит, пожалуй, существование бесконечно многого, что далеко
превосходит наше воображение, и весьма многого, что сбивает его с
толку в его бессилии. Но об этом довольно.
Остальные понятия также составляют не что иное, как различные
способы воображения, что, однако, не препятствует незнающим
смотреть на них, как на самые важные атрибуты вещей; ибо, как мы
уже сказали, они уверены, что все вещи созданы ради них, и
называют природу какой-
399
либо вещи хорошей или дурной, здоровой или гнилой и
испорченной, смотря по тому, как она на них действует. Так,
например, если движение, воспринимаемое нервами от предметов,
представляемых посредством глаз, способствует здоровью, то
предметы, служащие причиной этого движения, называются
красивыми. В противном случае они называются безобразными.
Далее, то, что действует на чувство через ноздри, называют
благовонным или вонючим, что действует через язык — сладким или
горьким, вкусным или невкусным, через осязание — твердым или
мягким, тяжелым или легким и т.д. Что, наконец, действует на ухо,
про то говорят, что оно издает шум, звук или гармонию. Последняя
так обезумила людей, что они стали верить, будто и сам бог также
услаждается ею. Существуют также философы, убежденные, что и
небесные движения образуют гармонию 9
. Все это достаточно
показывает, что каждый судил о вещах сообразно с устройством
своего собственного мозга или, лучше сказать, состояния своей
способности воображения принимал за самые вещи. Поэтому
(заметим мимоходом) не удивительно, что среди людей возникло
столько споров, а из них, наконец, — скептицизм. В самом деле,
человеческие тела при многих сходствах еще в большем различаются
друг от друга, и потому то, что одному кажется добром — другому
кажется злом, что одному кажется упорядоченным — другому в
беспорядке, что одному приятным — другому неприятным. То же
должно сказать и об остальном, но я опускаю это как потому, что
здесь не место в подробности говорить об этом, так и потому, что все
достаточно испытали это. Беспрестанно повторяется: «сколько голов,
столько умов», «своего ума у каждого много», «в мозгах людей
различий не меньше, чем во вкусах». Эти выражения достаточно
показывают, что люди судят о вещах сообразно с устройством своего
мозга и охотнее фантазируют о них, чем познают. Ведь если бы люди
познали вещи, то последние, как свидетельствует математика, если и
не всем бы доставили удовольствие, то по крайней мере всех бы
убедили.
Итак, мы видим, что все способы, какими обыкновенно
объясняют природу, составляют только различные роды
воображения и показывают не природу какой-либо вещи, а лишь
состояние способности воображения. А так как они носят такие
названия, как будто они относятся к вещам,
400
существующим помимо нашей способности воображения, то я и
называю эти вещи не вещами рассудка (entia rationis) 10
, а вещами
воображения (entia imaginationis); и, таким образом, все аргументы,
приводимые против нас и опирающиеся на подобные понятия,
можно легко опровергнуть. В самом деле, многие ведут обыкновенно
свои доказательства следующим образом: если все было
необходимым следствием совершеннейшей природы бога, то откуда
же в природе произошло так много несовершенства, как то: порча
вещей до зловония, безобразие их, возбуждающее отвращение,
беспорядок, зло, грех и т.д.? Все это, говорю я, легко опровергнуть.
Ибо о совершенстве вещей должно судить по одной только их
природе и способности; вощи более или менее совершенны вовсе не
потому, что они услаждают или оскорбляют человеческое чувство,
что они полезны для человеческой природы или враждебны ей. На
вопрос же, почему бог не создал всех людей таким образом, чтобы
они руководствовались одним только рассудком (ratio), у меня нет
другого ответа, кроме следующего: конечно, потому, что у него было
достаточно материала для сотворения всего, от самой высшей
степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому,
что законы его природы настолько обширны, что их было достаточно
для произведения всего, что только может представить себе
бесконечный разум, как я доказал это в т. 16.
Вот те предрассудки, о которых я хотел здесь упомянуть. Если
остались еще какие-либо в этом же роде, то они легко могут быть
исправлены каждым при небольшом размышлении.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О ПРИРОДЕ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ДУШИ
Перехожу теперь к изложению того, что должно быть
необходимым следствием сущности бога, существа вечного и
бесконечного.
Конечно, это изложение не будет обнимать всего (так как в т. 16,
ч. I мы доказали, что из сущности бога должно вытекать бесконечно
многое бесконечно многими способами). В него войдет только то,
что может привести нас, как бы руку за руку, к познанию
человеческой души (mens humana) и ее высочайшего блаженства.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Под телом я разумею модус, выражающий известным и
определенным образом сущность бога, поскольку он
рассматривается как вещь протяженная (res extensa) (см. ч. I, т. 25,
кор.).
2. К сущности какой-либо вещи относится, говорю я, то, через
что вещь необходимо полагается, если оно дано, и необходимо
уничтожается, если его нет; другими словами, то, без чего вещь и,
наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть
представлено.
3. Под идеей я разумею понятие, образуемое душой в силу того,
что она есть вещь мыслящая (res cogitans).
Объяснение. Я говорю понятие (conceptus), а не восприятие
(perceptio), так как слово восприятие как будто указывает на
пассивное отношение души к объекту. Напротив, слово понятие, как
кажется, выражает действие души.
402
4. Под адекватной идеей (idea adaequata) я разумею такую идею,
которая, будучи рассматриваема сама в себе без отношения к
объекту (objectum), имеет все свойства или внутренние признаки
истинной идеи.
Объяснение. Я говорю внутренние признаки — для исключения
признака внешнего, именно согласия идеи с своим объектом
(ideatum).
5. Длительность есть неопределенная непрерывность
существования.
Объяснение. Я говорю неопределенная (indefinita), так как она
никоим образом не может быть ограничена самой природой
существующей вещи, а также и ее производящей причиной:
последняя необходимо утверждает существование вещи, но не
уничтожает его.
6. Под реальностью и совершенством я разумею одно и то же.
7. Под отдельными вещами (res singulares) я разумею вещи
конечные и имеющие ограниченное существование. Если несколько
отдельных вещей таким образом согласуются друг с другом в каком-
либо действовании, что все вместе составляют причину одного
действия, то я смотрю на всех них, как на одну отдельную вещь.
АКСИОМЫ
1. Сущность человека не заключает в себе необходимого
существования, т.е. в порядке природы является возможным как то,
чтобы тот или другой человек существовал, так и то, чтобы он не
существовал.
2. Человек мыслит.
3. Такие модусы мышления, как любовь, желание и всякие другие
так называемые аффекты души, могут существовать только в том
случае, если в том же самом индивидууме существует идея вещи
любимой, желаемой и т.д. Но идея может существовать и в том
случае, если бы никакой другой модус мышления и не существовал.
4. Мы чувствуем, что некоторое тело подвергается различного
рода действиям.
5. Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких других
отдельных вещей, кроме тел и модусов мышления.
Постулаты см. после т. 13.
403
Теорема 1.
Мышление составляет атрибут бога, иными словами, бог есть
вещь мыслящая (res cogitans).
Доказательство. Отдельные мышления (мысли — cogitationes),
иными словами, то или другое состояние мышления, составляют
модусы, выражающие природу бога известным и определенным
образом (по кор. т. 25, ч. I). Следовательно, богу присущ (по опр. 5,
ч. I) атрибут, понятие которого заключают в себе все отдельные
состояния мышления и через который все они и представляются.
Итак, мышление составляет один из бесконечно многих атрибутов
бога, выражающих его вечную и бесконечную сущность (см. опр. 6,
ч. I), иными словами, бог есть вещь мыслящая; что и требовалось
Схолия. Эта теорема вытекает также из того, что мы можем
представлять бесконечное мыслящее существо. В самом деле, чем
более мыслящее существо может мыслить, тем более, по нашему
представлению, имеет оно реальности или совершенства.
Следовательно, существо, которое может мыслить бесконечно
многое бесконечно многими способами, необходимо бесконечно по
силе своего мышления. Таким образом, мы представляем это
существо бесконечным, обращая внимание на одно только его
мышление, и потому мышление необходимо составляет (по опр. 4 и
6, ч. I) один из бесконечно многих атрибутов бога, что мы и хотели
Теорема 2.
Протяжение составляет атрибут бога, иными, словами, бог
есть вещь протяженная (res extensa).
Доказательство этой теоремы ведется тем же путем, как и
предыдущей.
Теорема 3.
В боге необходимо существует идея как его сущности, так и
всего, что необходимо вытекает из его сущности.
Доказательство. Бог может мыслить (по т. 1) бесконечно многое
бесконечно многими способами, иными сло-
404
вами (что то же по т. 16, ч. I), он может образовать идею своей
сущности и всего, необходимо вытекающего из нее. Но все, что
находится во власти бога, необходимо существует (по т. 35, ч. 1).
Следовательно, таковая идея необходимо существует и существует
не иначе, как в боге (по т. 15, ч. I); что и требовалось доказать.
Схолия. Под могуществом (potentia) бога обыкновенно понимают
свободную волю и право бога надо всем существующим и потому
обыкновенно считают все это случайным, говоря, что бог имеет
власть все разрушить и обратить в ничто. Далее, могущество бога
весьма часто сравнивают с царским. Но мы опровергли это в кор. 1 и
2 т. 32, ч. I, а в т. 16, ч. I показали, что бог действует по той же самой
необходимости, с какой он сам себя познает, т.е. как из
необходимости божественной природы следует (как все единогласно
утверждают это), что бог познает себя, так с той же самой
необходимостью следует, что бог производит бесконечно многое
бесконечно многими способами. Затем мы показали в т. 34, ч. I, что
могущество бога есть не что иное, как его действенная сущность, и
потому представлять, что бог не действует, для нас так же
невозможно, как представлять, что он не существует. Мало того,
если бы я хотел идти далее, я мог бы показать, что то могущество,
какое обыкновенно придают богу, есть не только могущество
человеческое (а это показывает, что бога представляют человеком
или по образу человека), но даже заключает в себе бессилие. Но я не
хочу говорить об одном и том же несколько раз. Я только
настоятельно прошу читателя еще и еще раз обсудить то, что было
говорено об этом предмете в ч. I с