держащий в руке сестерцию и империал, не подумает о числе «два»,
если он не имеет возможности назвать их одним и тем же именем, а
именно: «монетами» или «деньгами», ибо в этом случае он может
утверждать, что имеет две монеты, так как этим именем он обозначает
как сестерцию, так и империал. Отсюда явствует, что вещь может
называться единой или единственной лишь тогда, когда мы можем
представить себе другую вещь, которая (как сказано) сходна с нею. А
так как существование бога есть сама его сущность и так как о
сущности бога мы но можем образовать универсальной идеи, то ясно,
что тот, кто называет бога единым или единственным, не имеет о нем
никакой идеи или же говорит это лишь в условном смысле.
567568
Что касается того, что фигура есть отрицание, а не нечто
положительное 274, то ясно, что материя в целом, рассматриваемая
вообще (integra materia indefinite considerata), не может иметь никакой
фигуры и что фигура имеет место только в конечных и ограниченных
(determinata) телах. Ибо тот, кто говорит, что он перципирует какуюнибудь фигуру, не выражает этим ничего другого, кроме того, что он
мыслит некоторую ограниченную (determmata) вещь и то каким
образом она ограничена. Стало быть, это ограничение (determinatio) не
принадлежит вещи согласно ее бытию (juxta suum esse), но, напротив
того, оно есть небытие (non esse) этой вещи. Так как, следовательно,
фигура есть не что иное, как ограничение (determinatio), а ограничение
есть отрицание (determinatio negatio est) 275, то она, как сказано, не
может быть ничем иным, как отрицанием.
Книгу, написанную против меня утрехтским профессором и
появившуюся в свет после его смерти 276, я видел выставленною в
окне лавки одного книгопродавца и из того немногого, что успел
прочесть в ней, убедился, что она не заслуживает не только ответа на
нее, но и того, чтобы ее прочитали. Поэтому я и оставил в покое как
книгу, так и ее автора, подумав с усмешкой о том, что люди, наиболее
невежественные, обыкновенно обнаруживают наибольшую смелость и
готовность к писанию книг. Невольно приходит в голову, что****277?
выставляют свой товар как лавочники, которые имеют обыкновение
показывать сначала то, что похуже. Они говорят о лукавстве дьявола,
а мне так кажется, что эти люди в лукавстве далеко превосходят
дьявола. Будьте здоровы.
Гаага, 2 июня 1674 г.
П И С Ь М О 51 278
Проницательнейшему философу
Б. д. С.
от Гуго Бокселя 279.
Славнейший муж!
Причина, побуждающая меня писать Вам это письмо, заключается
в желании узнать Ваше мнение относительно видений и привидений
или домовых, а если таковые
568569
существуют, то и относительно того, что они собой представляют и
как долго продолжается их жизнь (ибо одни считают их
бессмертными, другие же — смертными). Впрочем, сомневаясь насчет
того, допускаете ли Вы их существование, не стану далее
распространяться на эту тему. Несомненно, однако, что древние
верили в их существование, да и нынешние теологи и философы вс?
еще признают существование такого рода созданий, хотя и не
сходятся в вопросе об их сущности. Некоторые утверждают, что они
состоят из особой тончайшей и нежнейшей материи; другие же
считают их духовными. Впрочем (как я уже сказал), в мнении на этот
счет мы с Вами сильно расходимся, ибо я сомневаюсь, чтобы Вы
допускали существование привидений, хотя Вы, конечно, знаете, что
древность дает весьма много примеров и историй этого рода, отрицать
которые или сомневаться в которых было бы трудно. Во всяком
случае не подлежит сомнению, что если даже Вы и допускаете
существование привидений, то Вы не думаете, чтобы некоторые из
них были душами покойников, как того хотят защитники римской
веры.
На этом кончаю письмо в ожидании Вашего ответа. Не говорю
ничего ни о войне 280, ни о разных слухах, потому что мы живем в
такие времена, и т.д. Будьте здоровы.
14 сентября 1674 г.
ПИСЬМО 52 281
Славнейшему и благоразумнейшему
мужу Гуго Бокселю
от Б. д. С.
ОТВЕТ НА ПРЕДЫДУЩЕЕ
Славнейший муж!
Письмо Ваше, полученное мною вчера, было мне в высшей
степени приятно, как потому, что я уже давно жаждал получить о Вас
какое-нибудь известие, так и потому, что увидел из него, что Вы еще
меня не совсем забыли. Быть может, другие сочли бы за дурное
предзнаменование то обстоятельство, что поводом для Вашего
569570
письма ко мне явились духи или привидения, однако я, напротив того,
замечаю в этом нечто большее, полагая, что не только истинные вещи,
но и пустяки и фантазии (imaginationes) могут послужить мне на
пользу.
Однако вопрос о том, существуют ли привидения, призраки и
фантазии (imaginationes), мы лучше оставим; ибо Вам, как человеку
убежденному рассказами древних и современных авторов, кажется
странным не только отрицать, но даже и подвергать сомнению их
бытие. Глубокое уважение и почтение, которые я всегда питал и
продолжаю питать к Вам, не позволяют мне противоречить вам, а еще
менее льстить Вам. Поэтому средство, к которому я думаю
прибегнуть, состоит в том 282, чтобы Вы указали мне из всех
прочитанных Вами рассказов один или два, наименее сомнительных,
которые бы яснее всего доказывали существование привидений. Ибо,
говоря по правде, мне никогда еще не приходилось читать ни одного
достойного доверия автора, который с достаточной ясностью
показывал бы их существование. Мне до сих пор неизвестно также и
то, что они такое, и никто никогда не мог мне сказать этого. Между
тем несомненно, что о вещи, которую [согласно рассказам] столь ясно
показывает опыт, мы должны были бы знать, что она такое, иначе
едва ли возможно из какого-нибудь рассказа вывести то заключение,
что существуют привидения; можно сделать лишь то заключение, что
существует нечто, но что никто не знает, что это такое. Если
философы пожелают назвать привидениями то, что нам неизвестно, то
я не смогу отрицать их, ибо существует бесконечно много таких
вещей, о которых я не имею никакого знания.
Наконец, славнейший муж, прежде чем я приступлю к
дальнейшему изложению моих взглядов на этот предмет, я прошу
[Вас]: скажите мне, пожалуйста, что такое эти привидения или духи?
Что это дети, глупцы или сумасшедшие? Ибо то, что мне приходилось
слышать о них, приличествует скорее безумцам, чем людям
здравомыслящим, и, в самом лучшем случае, походит не более, как на
шалости детей и на забавы глупцов.
Прежде чем закончить письмо, обращу Ваше внимание еще только
на следующее обстоятельство: та склонность, которая имеется у
большинства людей, — переда-
570571
вать вещи не так, как они существуют в действительности, а так, как
это почему-либо желательнее для рассказчика, — обнаруживается в
рассказах о домовых и привидениях больше, чем в каких-нибудь
других. Мне думается, что главная причина этого заключается в том,
что так как этого рода истории не имеют других свидетелей, кроме
самих рассказчиков, то авторы их могут по произволу либо
прибавлять, либо опускать те или другие обстоятельства, как это им
кажется наиболее удобным, не боясь, что кто-нибудь будет им
противоречить в своих показаниях. Рассказчик такого рода историй
выдумывает те или другие обстоятельства в особенности для того,
чтобы оправдать свой страх перед своими же призраками и
фантазиями, или также для того, чтобы подтвердить свою отвагу,
свою веру и свое мнение. Кроме этих, есть и другие основания,
заставляющие меня сомневаться если не в самих историях, то по
крайней мере в тех подробностях, с которыми они рассказываются и
на которые главным образом и опирается то заключение, которое
пытаются делать из этих историй. На этом, однако, прерываю письмо,
пока не узнаю от Вас, какие именно рассказы настолько убедили Вас,
что всякое сомнение в них кажется Вам нелепым, и т.д.
[Гаага, сентябрь 1674 г.]
ПИСЬМО 53 283
Проницательнейшему философу
Б. д. С.
от Гуго Бокселя,
ОТВЕТ НА ПРЕДЫДУЩЕЕ
Проницательнейший муж!
Я и не ожидал иного ответа, чем тот, который Вы мне дали; а
именно ответ друга и человека, придерживающегося другого мнения.
Впрочем, это последнее не должно меня тревожить, потому что в
вещах индифферентных друзья могут расходиться во мнениях без
малейшего ущерба для самой их дружбы.
Прежде чем изложить свое собственное мнение, Вы требуете,
чтобы я сказал, что представляют собой привидения или духи, не есть
ли это дети, глупцы или сумасшед-
571572
шие и т.д., причем прибавляете, что все, Вами о них слышанное,
приличествует скорее безумцам, чем людям здравомыслящим.
Справедлива пословица, что предвзятое мнение препятствует
отыскиванию истины.
Что касается меня, то я убежден в том, что привидения
существуют. При этом у меня имеются следующие основания. Вопервых, существование духов способствует великолепию и
совершенству вселенной. Во-вторых, создание их творцом весьма
вероятно уже потому, что они более похожи на него, чем существа
телесные. В-третьих, как тело может существовать без духа, так и дух
может существовать без тела. В-четвертых, наконец, я полагаю, что в
верхней атмосфере, или пространстве, не может быть ни одного
темного тела и вообще никакого места, которое не имело бы своих
обитателей; следовательно, неизмеримое пространство, отделяющее
нас от звезд, не пусто, но наполнено обитающими в нем духами,
причем самые верхние из них суть настоящие духи, существа же,
обитающие в низших слоях атмосферы, состоят, быть может, из
особой тончайшей и нежнейшей субстанции и тоже являются
невидимыми. Итак, я думаю, что существуют духи всевозможных
видов, за исключением, быть может, духов женского рода.
Все это рассуждение, конечно, нисколько не убедит тех, которые
превратно думают, будто мир создался благодаря случаю (fortuito). Но
и помимо этих оснований повседневный опыт доказывает
существование привидений. О привидениях говорится во множестве
историй — древних, новых и даже современных. Такие рассказы
можно найти у Плутарха в его книге «О знаменитых мужах» и в
других его сочинениях, у Светония в его «Жизнеописаниях Цезарей»,
а также у Вируса 284 в его книгах о привидениях и у Лафатера 285,
которые подробно разбирают все то, что они нашли по этому вопросу
у всевозможных авторов. Карданус 286, столь известный своей
ученостью, говорит о привидениях в книгах «De Subtilitate», «De
Varietate», а также в своей «Автобиографии», где рассказывает о них
на основании своего собственного опыта, а также на основании опыта
своих родственников и друзей. Мелантон 287, муж мудрый и любящий
истину, и многие другие свидетельствуют об этом на основании
личного опыта. Один бургомистр, человек ученый и умный, и поныне
здравствующий, рассказывал мне когда-то о том,
572573
что он слыхал по ночам в пивоварне своей матери такой же шум, как
днем во время приготовления пива; это случалось, по его словам,
довольно часто. То же самое нередко случалось и со мною, что
никогда не изгладится из моей памяти. На основании всех этих
[свидетельств] опыта, а также вышеприведенных соображений, я
пришел к убеждению, что привидения существуют.
Что касается дьяволов, терзающих бедных людей при жизни и
после смерти, то это другой вопрос. Точно так же как и все то, что
относится к колдовству. Я считаю баснями то, что рассказывают об
этом.
В трактатах, в которых речь идет о духах, Вы найдете великое
множество подробностей. Кроме вышеуказанных авторов, Вы можете,
если угодно, обратиться к сочинениям Плиния младшего (книга
седьмая, письмо к Суре), Светония — в жизнеописании Юлия Цезаря
(глава тридцать вторая), Валерия Максима (глава восьмая первой
книги, параграф седьмой и восьмой) и, наконец, к Алессандро
Алессандри 288 — в сочинении его «Dies geniales». У Вас, вероятно,
имеются эти книги.
Я но говорю о монахах и других духовных лицах, которые
рассказывают множество всевозможных историй о видениях и
явлениях духов и дьяволов и столько, можно сказать, басен о всяких
привидениях, что от изобилия их читателю просто тошно становится.
Иезуит Тирэй 289 трактует об этих вещах и в своей