— о чем свидетельствуют
само Священное Писание и святые отцы и что согласно не только с
правильным разумом, но и с опытом.
Таким образом, если принцип Ваш сказывается совершенно
ложным и ведущим к погибели, то что же станется со всем Вашим
учением, основанным и построенным на этом ложном фундаменте?
Итак, если только Вы верите в Христа распятого, признайте же
сквернейшую Вашу ересь, опомнитесь от такого извращения Вашей
природы и примиритесь с церковью!
Доказываете ли Вы свое учение иначе, чем это делали, делают и
будут делать все остальные еретики, которые когда-либо выходили,
выходят или будут выходить из церкви? Ибо все они пользуются тем
же принципом, как и Вы, для составления и подтверждения своих
учений, а именно: обращаются к одному только Священному
Писанию.
Не прельщайтесь тем, что, быть может, учение Ваше не сможет
быть опровергнуто кальвинистами или реформатами, лютеранами,
меннонитами, социнианами и другими — все они, как уже сказано,
так же жалки, как и Вы, и вместе с Вами сидят во тьме кромешной.
Если же Вы и во Христа не веруете, то я но нахожу слов, чтобы
выразить, сколь Вы достойны сожаления! Но лекарство так просто:
образумьтесь от заблуждений Ваших, признайте пагубной гордыней
свое жалкое и безумное учение. Не воруете во Христа! Почему? Вы
скажете: «Потому, что учение и жизнь Христа и все учение о нем
христиан не согласуются с моими принципами». Но опять-таки
повторяю Вам: неужели Вы мните себя выше всех, достигших уже
царства божьего, — всех патриархов, пророков, апостолов,
мучеников, отцов церкви, проповедников, девственниц и несчетного
множества святых — или даже осмеливаетесь в своем богохульстве
превозноситься над самим господом нашим Иисусом Христом? Вы
один превосходите всех в своем учении, образе
608609
жизни и во всем прочем? Вы, жалкий человек, Вы, ничтожнейшая
тварь земли, прах и добыча червей. Вы смеете с неизреченным
богохульством превозноситься над воплощением бесконечной
мудрости вечного отца! Вы будете считать одного себя мудрее и выше
всех тех, кто когда-либо, с самого начала мира, принадлежал к церкви
божьей, всех, кто верил во Христа грядущего или уже пришедшего и
кто в настоящее время верит в него! На каких основаниях держится
Ваша дерзкая, безумная, жалкая и ужасная гордыня?
Вы отрицаете, что Христос есть сын бога живого, слово вечной
мудрости отца, явившееся во плоти, пострадавшее и распятое за род
человеческий! Почему? Потому что все это не отвечает Вашим
принципам! Но помимо того, что уже доказано, что принципы Ваши
не истинны, а ложны, безрассудны и нелепы, скажу еще нечто
большее, а именно: даже если бы Вы исходили из верных принципов и
на них строили все свое учение, Вы тем но менее но могли бы
посредством их объяснить всего того, что существует, что
происходило и что происходит в мире, и Вы не вправе были бы дерзко
утверждать, что все, кажущееся противоречащим Вашим принципам,
в силу одного этого ложно и невозможно. Как многочисленны и даже
бесчисленны явления, которых — если даже в природе и существует
что-либо доступное нашему познанию — Вы не могли бы объяснить;
но могли бы даже устранить видимого противоречия между ними и
остальными Вашими объяснениями, которые Вы считаете вполне
достоверными. На основании Ваших принципов Вы никогда не
объясните ни одного случая колдовства или заклинаний,
действующих посредством произнесения или даже просто
мысленного повторения известных слов или изображения на какомнибудь предмете известных знаков, ни изумительных явлений у
людей, одержимых бесами; а между тем я сам видел различные
примеры всего этого и имею бесчисленные свидетельства в высшей
степени достойных доверия людей, единогласно подтверждающих все
это.
Как можете Вы судить о сущности всех вещей, если даже и
допустить, что некоторые из Ваших идей, будучи адекватными по
отношению к вещам, согласуются с их сущностью? Ведь Вы никогда
но можете бы и. уверены в том, что мы от природы имеем и своей
душе идеи о всех
609610
сотворенных вещах, что многие из этих идей или даже все они не
могут быть произведены и не производятся в действительности
внешними предметами и притом, может быть, не иначе, как при
посредстве добрых или злых духов и при помощи ясного
божественного откровения? Каким же образом, не принимая во
внимание ни свидетельств других людей, ни даже простого опыта —
не говоря уже о подчинении своего суждения всемогуществу
божьему, — каким образом можете Вы на основании своих принципов
точно разрешить и установить вопросы о существовании или
несуществовании, возможности или невозможности (т.е. о том,
существуют или не существуют они в действительности и могут ли
они существовать в природе вещей) таких вещей, как например
следующие: магический жезл для открытия руд и подземных
источников, камень, отыскиваемый алхимиками, действия
заклинательных слов и знаков, явления различных духов, как добрых,
так и злых, их могущество, их познания и их деятельность,
восстановление растений и цветов в стеклянном бокале после их
сожжения, сирены, карлики, которые, как говорят, часто появляются в
горных рудниках, антипатии и симпатии многих вещей,
непроницаемость человеческого тела и т.д.? Ничто из всего
указанного здесь не может быть определено Вами, мой философ, будь
Ваш ум еще хоть в тысячу раз острее и утонченнее! И если в
суждениях об этом и обо всем подобном Вы будете полагаться лишь
на свой собственный разум, то, конечно, все незнакомое и не
встречавшееся Вам Вы будете считать невозможным. Между тем в
действительности такие вещи должны считаться сомнительными
лишь до тех пор, пока Вы не удостоверитесь в них на основании
свидетельства возможно большего числа достойных доверия людей.
Так же, как Вы, думается мне, судил бы и Юлий Цезарь, если бы ктонибудь сказал ему, что будет изобретен порох, который в дальнейшем
течении веков сделается общедоступным и сила которого будет
настолько велика, чтобы взрывать на воздух крепости, целые города и
даже горы, и что, будучи заключен в каком-нибудь месте, порох этот
тотчас же по соприкосновении с огнем удивительнейшим образом
распространяется во все стороны и разрушает все, [то задерживает ого
действие. Юлий Цезарь никоим образом не поверил бы этому, но
расхохотался бы в глаза человеку, который вздумал бы уверять его в
такой вещи,
610611
которая противоречила бы всем его понятиям, его опыту и высшей
военной науке.
Но возвратимся к делу. Если Вы не знаете тех вещей, о которых я
говорил выше, и не способны произнести свое суждение о них, то как
же можете Вы, несчастный, ослепленный сатанинской гордыней
человек, так легкомысленно рассуждать о страшных таинствах жизни
и страданий Христовых, которые даже учители католической веры
объявляют непостижимыми? Что Вы безумствуете, болтая праздный
вздор по поводу бесчисленных знамений и чудес, которые после
Христа творились силой всемогущего бога его апостолами, учениками
и многими тысячами святых в удостоверение и подтверждение
истинности католической веры и которые по бесконечной милости и
благости божьей творятся без числа и доныне по всему миру?! Если
же Вы этого не можете опровергнуть — а Вы, конечно, не можете
этого опровергнуть, — то зачем продолжать упорствовать? Признайте
себя побежденным, опомнитесь от заблуждений и грехов, облекитесь
смирением и станьте новым человеком.
Но перейдем к вопросу об истинности тех событий, которые
составляют действительное основание христианской религии. Как
решитесь Вы — если Вы должным образом вдумаетесь в этот вопрос
— отрицать убедительность согласного суждения миллионов людей,
многие тысячи которых далеко превосходили и превосходят Вас
своим учением, ученостью, истинной проницательностью и
основательностью ума и совершенством жизни и которые все, как
один человек, утверждают, что Христос, сын бога живого, воплотился,
пострадал и был распят, что он умер за грехи рода человеческого, но
воскрес, преобразился и царствует, как бог, на небесах вместе с
предвечным отцом и единосущно с духом святым, а также многое
другое, сюда относящееся; далее, что господом нашим Иисусом
Христом, а также апостолами и другими святыми — именем Христа и
божественной всемогущей силой — творились в церкви божьей
бесчисленные чудеса, которые не только превосходят человеческое
разумение, но даже противоречат обычным представлениям, от
которых и по сие время осталось несметное множество рассеянных по
всем странам света вещественных доказательств и видимых знаков и
которые происходят даже и в наше время? Не есть ли это го же самое,
пак если бы я стал отрицать, что
611612
существовали когда-то на свете древние римляне и что император
Юлий Цезарь, низвергнув республиканскую свободу, изменил образ
правления в монархический? — если бы я стал отрицать все это
вопреки существованию общедоступных памятников, дошедших до
нас от времен римского могущества, вопреки свидетельству
авторитетнейших писателей, передававших в своих сочинениях
историю римской республики и монархии вообще и Юлия Цезаря в
частности, вопреки мнению тысяч людей, которые либо сами видели
названные памятники, либо (так как существование последних
удостоверено бесчисленными очевидцами) верили и верят как этим
памятникам, так и указанным историкам? — если бы я стал отрицать
все это на том основании, что прошедшей ночью мне приснилось,
будто памятники эти, оставшиеся от римлян, в действительности
вовсе не существуют, но представляют собой чистейший вымысел;
будто все, что рассказывается о римлянах, ничем не отличается от
того, что рассказывается в книгах, называемых романами и
содержащих ребяческие истории об Амадисе де Гаула 332 и тому
подобных героях; будто бы Юлий Цезарь никогда и не существовал, а
если и существовал, то был каким-то меланхоликом, который не
ниспроверг римской свободы и не вступил на императорский трон, а
просто вообразил все это в силу ли своей собственной глупой
фантазии или вследствие внушений со стороны своих льстивых
друзей! Не было ли бы это то же самое, как если бы я стал отрицать,
что Китай был завоеван татарами, что Константинополь есть столица
Турецкой империи и т.п.? Однако подумал ли бы кто-нибудь, слыша,
как я отрицаю это, что я в здравом уме, и не обвинил ли бы меня в
безумии? Ведь все это основывается на согласном суждении многих
тысяч людей, а потому достоверность этого в высшей степени
очевидна, ибо невозможно, чтобы все, утверждающие это и многое
другое, обманывали на этот счет самих себя или хотели бы
обманывать других в течение стольких веков, начиная с первых годов
существования мира и вплоть до наших дней.
Во-вторых, обратите внимание на то, что церковь божья с самого
начала мира и по сии дни сохраняет непрерывную, неизменную и
прочную преемственность, тогда как все остальные, языческие и
еретические, религии если еще и существуют, то во всяком случае
возникли го-
612613
раздо позже. То же самое должно быть сказано также и о династиях
королевств и о мнениях всех философов.
В-третьих, взгляните на то, что пришествием Христа во плоти
церковь господня была переведена от религии Ветхого завета к
религии Нового завета и была основана самим Христом, сыном бога
живого, что она распространилась через апостолов и их учеников и
последователей — людей, по мнению мира, неученых. Проповедуя
христианское учение, противоречащее обычным понятиям и
превосходящее всякое человеческое разумение, эти неученые люди
посрамили, однако, всех философов. И эти люди — по мнению мира,
отверженные, ничтожные и незнатные — не поддерживались
могуществом царей и князей земных, но, напротив, испытали
всевозможные гонения, претерпели все превратности судьбы. Но дело
их тем более возрастало, чем более старались воспрепятствовать ему и
даже совершенно придушить его могущественнейшие императоры
Рима, убивая и предавая всевозможным мучениям всех тех христиан,
которых только они могли убить. Таким образом церковь
христианская в короткое время разлилась по всему лицу Земли, и,
наконец, по обращении в веру христианскую самого римского
императора и всех князей и государей Европы могущество церковной
иерархии достигло тех пределов, которые заставляют нас дивиться