достигнуто милосердием,
кротостью, терпением, упованием на бога и другими христианскими
добродетелями (а не шумом оружия, не силой многочисленных войск
и опустошением стран, как расширяются пределы мирских владык), и,
как обещал сам Христос, врата адовы не одолели церкви Христовой.
Взвесьте затем ужасную, несказанно суровую кару, которая низвела
иудеев на последнюю ступень несчастья и бедствий и которую они
несут за то, что были виновниками распятия Христова! Просмотрите,
прочтите и перечтите историю всех времен — нигде, ни в одном
человеческом обществе, ни даже во сне, не увидите Вы ничего
подобного.
В-четвертых, обратите внимание на следующие свойства,
присущие католической церкви и неотъемлемые от нее, а именно: на
ее древность, ибо, заместив иудейскую религию, в свое время
истинную, она берет свое начало от Христа и насчитывает уже
шестнадцать с половиной
613614
веков, в течение которых она руководилась непрерывным преемством
пастырей, и, таким образом, она одна соблюла во всей чистоте и
неприкосновенности святые божественные книги вместе с преданием
незаписанного слова божьего, которое она также сохранила во всей
его достоверности и чистоте; далее — на ее неизменность, ибо ее
учение и совершение таинств ненарушимо сохраняются в
подобающем им значении и в том самом виде, в каком оно было
установлено Христом и апостолами; на ее непогрешимость, в силу
которой она с верховным авторитетом безошибочно и достоверно
разрушает и постановляет все относящееся к делам веры, имея на то
власть, дарованную ей в этих целях самим Христом, и руководствуясь
духом святым, которого она есть невеста; на ее неприкосновенность, в
силу которой она не может быть ни в каком отношении совращена
или обманута, так же как не может обманывать других, а потому
никогда не нуждается ни в каких реформах; на ее единство, ибо все
члены ее одинаково веруют и имеют общий символ веры, общий
алтарь и таинства и стремятся к одной и той же цели, взаимно
слушаясь друг друга; на неотделимость от церкви ни единой души,
под каким бы то ни было предлогом без того, чтобы не подвергнуться
вечному осуждению (если только перед смертью человек не
воссоединится снова с церковью путем раскаяния), откуда ясно, что
все ереси отошли от нее, она же пребывает всегда одинаковой:
постоянная, непоколебимая, как на скало построенная; на ее
необыкновенную распространенность, ибо она очевидным образом
простирается на весь мир, чего нельзя сказать ни о каком другом
протестантском, или еретическом, или языческом общество, ни о
каком политическом государстве и ни о каком философском учении,
точно так же как никакому другому обществу не принадлежит и но
может принадлежать ни одна из вышеназванных особенностей
католической церкви; наконец, на ее продолжительность до скончания
мира, продолжительность, которую обеспечивает за ней самый ее
путь, ее истинность и жизнь и которая ясно доказывается опытом всех
уже поименованных свойств ее, обещанных и дарованных ей точно
так же самим Христом через духа святого.
В-пятых, обратите внимание на то, что дивный порядок, который
царит в управлении такого громадного тела, как церковь, ясно
показывает, что церковь находится в осо-
614615
бой связи с промыслом божьим и что ее администрация чудесным
образом назначается, покровительствуется и руководится святым
духом, — точно так же как гармония, проявляющаяся во всех вещах
этой вселенной, указывает на всемогущество, мудрость и
бесконечную заботливость ее творца и промыслителя. Ни в каком
другом обществе не царит столь прекрасный, строгий и ненарушимый
В-шестых (не говоря уже о том, что бесчисленное множество
католиков того и другого пола, из которых многие и по сей день еще
живы и которых я лично видел и знал, вело святейшую и достойную
удивления жизнь и силой всемогущего бога творило во имя Иисуса
Христа многие чудеса и что до сих пор чуть ли не ежедневно
происходят внезапные обращения многих людей дурной жизни к
лучшей — к истинно христианскому и святому житию), обратите
внимание на то, что вообще все католики, чем более они святы и
совершенны, тем более смиренны и тем более считают себя
недостойными, уступая другим славу более святой жизни; что даже
величайшие грешники [среди католиков] всегда сохраняют должное
благоговение перед святыней, что они сами признаются в своих
дурных качествах и осуждают свои пороки и несовершенства, желают
от них избавиться и благодаря всему этому исправляются. Таким
образом, можно сказать, что совершеннейший из всех когда-либо
бывших еретиков и философов едва достоин стать между самыми
несовершенными из католиков. Из всего этого вытекает и
очевиднейшим образом следует, что католическое учение есть самое
мудрое и удивительное по своей глубине — словом, что оно
превосходит все остальные учения всего мира, ибо оно делает людей
совершеннее, чем могут стать члены какого-нибудь другого общества,
и показывает им верный путь к спокойствию души в этой жизни и к
вечному спасению в будущей.
В-седьмых, вдумайтесь поглубже и посерьезнее в откровенные
признания многих закоснелых в своем упрямстве еретиков и весьма
видных философов, которые говорят, что только по принятии
католической веры они увидели и осознали, наконец, как они были
прежде жалки, слепы, невежественны и даже глупы и безумны, когда,
одурманенные гордостью и надутые надменностью, воображали себя
намного выше всех других по своему учению, учености и
совершенству жизни. Многие из этих людей
615616
вели впоследствии святейшую жизнь и оставили по себе память
бесчисленными чудесами; другие бодро и радостно пошли на
мученическую смерть; некоторые, наконец, — как блаженный
Августин — стали глубочайшими, тончайшими, мудрейшими и
полезнейшими учителями церкви и как бы столпами ее.
Наконец, подумайте о том, как жалка и неспокойна жизнь атеистов,
хотя они и стараются иногда высказать большую душевную веселость
и делают вид, что ведут весьма приятную жизнь и наслаждаются
внутренним миром. Особенно же посмотрите на их несчастнейшую и
ужасную смерть, некоторые примеры которой я видел своими глазами
и о многих, даже бесчисленных, примерах которой знаю с такой же
достоверностью из рассказов других людей и из истории. Извлеките
урок из этих примеров, пока еще есть время!
Итак, Вы видите — или по крайней мере я надеюсь, что Вы видите,
— как легкомысленно с Вашей стороны полагаться на мнение своего
собственного мозга. (Ибо, если Христос есть истинный бог и вместе
человек, — что не подлежит никакому сомнению — посмотрите, куда
Вы зашли? Упорствуя в своих ужасных заблуждениях и тягчайших
грехах, чего можете Вы ожидать, кроме вечного осуждения?
Подумайте сами, сколь это ужасно!) Какие основания имеете Вы
подвергать осмеянию весь мир, за исключением Ваших несчастных
почитателей? Как неразумна Ваша гордость и надутость, когда Вы
думаете о превосходстве Вашего ума и восторгаетесь Вашим в
высшей степени бесплодным, в высшей степени ложным и
нечестивым учением!
Вы делаете себя несчастнее зверей лесных, отнимая у себя самого
свободу воли. А между тем если бы Вы действительно не испытывали
и не признавали в себе этой свободы, то как могли бы Вы обманывать
самого себя, воображая, что поведение Ваше заслуживает величайшей
похвалы и точнейшего подражания?
Если уж Вы не желаете (чего я не хочу думать), чтобы бог или
ближние Ваши сжалились над Вами, то сжальтесь хоть сами над
своим несчастным положением, которое Вы хотите еще усугубить,
продолжая жить так, как Вы живете в настоящее время.
Одумайтесь, философ! Признайте свою мудрствующую глупость и
безумную мудрость, смените гордость на
616617
смирение, — и Вы излечитесь. Молите Христа во святой троице,
чтобы он смилостивился над Вами и принял Вас. Читайте святых
отцов и учителей церкви, и пусть они научат Вас, что надо делать,
чтобы но погибнуть, но обрести жизнь вечную. Посоветуйтесь с
католиками доброй жизни и глубокой веры, и они скажут Вам много
такого, чего Вы никогда не знали раньше и что поразит Вас.
Что касается меня, то я написал Вам это письмо, руководимый
лишь истинно христианским намерением: во-первых, чтобы показать
любовь, которую я питаю к Вам, несмотря на то, что Вы язычник, а
затем, чтобы упросить Вас перестать по крайней мерз совращать
других.
Итак, заключу следующим образом: бог хочет спасти душу Вашу
от вечного проклятия, если только Вы сами хотите этого. Не
колеблитесь же внять гласу господа, который уже столько раз
призывал Вас через других, а теперь еще раз, может быть в последний,
призывает через меня, который, получивши божественную благодать
в силу несказанной милости самого бога, от всего сердца просит о том
же самом для Вас. Не отвергайте этого обращения, ибо если Вы не
послушаетесь теперь бога, к Вам взывающего, то гнев божий
разразится над Вами, и тогда опасайтесь, чтобы бесконечное
милосердие его не оставило Вас и чтобы Вы не сделались жалкой
жертвой божественной справедливости, все истребляющей в гневе
своем. Да не допустит этого бог всемогущий во славу своего имени и
во спасение души Вашей и в поучение несчастнейшим поклонникам
Вашим — во имя господа и спасителя нашего Иисуса Христа,
пребывающего и царствующего с вечным отцом и единосущно с
духом святым во веки веков. Аминь.
Флоренция, 11 сентября 1675 г.
ПИСЬМО 67bis 333
Письмо Николая Стенона 334
к реформатору новой философии
об истинной философии
В книге, автором которой Вас и другие считают, да и я сам по
разным причинам предполагаю 335, Вы рассматриваете все вопросы с
точки зрения общественного благополучия, или, вернее, с точки
зрения Вашего собственного благополучия, потому что, согласно Вам,
в благопо-
617618
лучии личности и заключается цель общественного благополучия.
Однако средства Вы применили такие, которые противоречат
желаемому Вами благополучию, и Вы совершенно пренебрегли той
частью Вашего существа, благополучие которой должно было бы
составлять единственный предмет человеческих стремлений. Что Вы
выбрали средства, противоположные желаемому Вами благополучию,
явствует из того, что, ища общественного спокойствия, Вы приводите
все в расстройство и беспорядок, а стараясь избежать всяких
опасностей, Вы без всякой нужды подвергаете себя самой величайшей
опасности. А что Вы совершенно пренебрегли той частью Вашего
существа, о которой единственно следует заботиться, видно из того,
что Вы позволяете всякому человеку думать и говорить о боге все что
угодно, лишь бы только это не нарушало необходимого повиновения
не столько богу, сколько людям (так это получается по Вашему). А
это все равно, что ограничивать всякое благо человека благом одного
лишь гражданского правления, т.е. телесным благом. И дело у Вас
нисколько но улучшается, когда Вы говорите, что Вы предоставляете
философии заботиться о душе, ибо 1) Ваша философия трактует о
душе посредством системы, образованной из предположений, а 2) тех
людей, которые неспособны воспринять Вашу философию, Вы
оставляете в таком состоянии жизни, как если бы они были
автоматами, лишенными души и рожденными для одного только тела.
Видя, что в такого рода потемках обретается человек, мне когда-то
очень близкий и, я надеюсь, даже и теперь не враждебный (ибо я
полагаю, что память о старой дружбе все еще сохраняет взаимную
любовь), и помня о том, что и я сам тоже погрязал некогда если не
совсем в тех же самых, то во всяком случае в тягчайших
заблуждениях, я молю о той же небесной благодати для Вас, которую
сам я получил не за какие-либо заслуги с моей стороны, но
единственно вследствие благости Христа. И, чтобы к моим молитвам
присовокупить дела, я предоставляю себя в Ваше распоряжение с
полной готовностью рассмотреть вместе с Вами все те аргументы,
которые Вам угодно будет рассмотреть относительно нахождения и
придерживания истинного пути к истинному благополучию. И хотя
Ваши писания показывают, что Вы в высшей степени далеки от
истины, однако Ваша давнишняя любовь к миру
618619
(pax) и к истине, еще но угасшая в том мраке, в котором Вы
находитесь, дает мне надежду на то, что Вы не закроете ушей перед
нашей церковью, если только Вам будет в достаточной мере