Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

не ограничились бы такого рода темным

намеком, если бы в этом не было нужды. Во всяком случае будьте

уверены, что независимо от того, дадите ли Вы мне откровенные

указания или же скроете их от меня, — моя привязанность к Вам

останется неизменной. Причины же, побуждающие меня особенно

сильно желать Ваших указаний по этому вопросу, состоят в

следующем: я постоянно замечал в математике, что из какой-нибудь

вещи, рассматриваемой в самой себе, т.е. из определения какойнибудь вещи, мы можем вывести в лучшем случае только одно из ее

свойств. Если же мы хотим получить другие ее свойства, то

необходимо соотнести определяемую вещь с другими предметами, и

только тогда из соединения определений этих вещей можно получить

новые свойства. Так, например, если мы рассматриваем одну только

периферию круга, то мы будем в состоянии заключить лишь то, что

она повсюду одинакова или единообразна и в этом свойстве своем

существенно отличается от всякой другой кривой; но я не смогу

вывести каких-либо других свойств круга. Если же я соотнесу

периферию с чем-нибудь другим, а именно с радиусами,

проведенными из центра, или с двумя или несколькими

пересекающимися прямыми, то я смогу вывести отсюда много других

свойств. Все это некоторым образом противоречит, по-видимому,

теореме 16 «Этики» (являющейся почти самой главной в первой книге

Вашего Трактата), в каковой теореме принимается за самоочевидное,

что из данного определения каждой вещи могут быть выведены

многие свойства. Мне же это кажется невозможным, если мы не

соотнесем определяемую вещь с чем-нибудь другим. Вот это-то

недоумение и мешает мне уразуметь, каким образом из какого-нибудь

атрибута, рассматриваемого в самом себе, например из протяжения,

может вырасти (exsurgere) бесконечное разнообразие тел. Если же и

сами Вы полагаете, что это не может быть выведено из рассмотрения

одного атрибута, отдельно взятого, но лишь из всех атрибутов, вместе

взятых, то я желал бы, чтобы Вы просветили меня насчет этого, а

также и насчет того, каким образом надо было бы понимать это.

Будьте здоровы, и т.д.

Париж, 23 июня 1676 г.

649650

ПИСЬМО 83 407

Благороднейшему и ученейшему

мужу Эренфриду Вальтеру фон Чирнгаусу

от Б. д. С.

ОТВЕТ НА ПРЕДЫДУЩЕЕ

Благороднейший муж!

Вы спрашиваете меня, можно ли из одного понятия протяжения а

priori доказать разнообразие вещей. Полагаю, что я уже достаточно

ясно показал, что это невозможно и что поэтому материя плохо

определена Декартом через протяжение, но что она необходимо

должна быть объясняема (explicari) через [такой] атрибут, который бы

выражал вечную и бесконечную сущность. Но об этом я, быть может,

когда-нибудь, если буду жив 408, поговорю с Вами более ясно. Ибо до

сих пор я не имел возможности привести в надлежащий порядок то,

что имеет отношение к этому вопросу (Nam huc usque nihil de his

ordine disponere mihi licuit).

Если же Вы прибавляете, что из определения каждой вещи, когда

она рассматривается сама в себе, можно вывести только единственное

свойство, то, быть может, это имеет место в вещах наипростейших

или (vel) рассудочных понятиях (рассудочных сущностях — entia

rationis) (к которым я отношу и фигуры), но не в реальных предметах

(in realibus). Ибо из одного того, что я определяю бога, как такое

существо, к сущности которого принадлежит существование, я

заключаю о многих его свойствах, а имений: о том, что он необходимо

существует, о том, что он един (unicus), неизменен, бесконечен и т.д.

Можно было бы привести еще много примеров на эту тему, но в

настоящее время я их опускаю.

Затем прошу Вас разузнать, вышел ли в свет «Трактат» господина

Гюэ (направленный против «Богословско-политического трактата»), о

котором Вы писали мне 409, и не можете ли Вы переслать мне

экземпляр этого трактата? Далее, известны ли уже Вам новейшие

открытия относительно преломления лучей? 410 Будьте здоровы,

благороднейший муж, и продолжайте любить, и т.д.

Гаага, 15 июля 1676 г.

650651

ПИСЬМО 84 411

Другу о «Политическом трактате»

от Б. д. С.

Дорогой друг!

Ваше любезное письмо было мне передано вчера. От души

благодарю за Ваши сердечные заботы обо мне. Я не пропустил бы

этого случая, и т.д. 412, если бы я не был занят чем-то таким, что я

считаю более полезным и что, как я полагаю, будет Вам более

приятно, а именно: составлением «Политического трактата», который

я начал некоторое время тому назад по Вашему побуждению. Шесть

глав этого «Трактата» уже закончены. Первая глава содержит как бы

введение к самому труду. Вторая трактует о естественном праве.

Третья — о праве верховных властей. Четвертая — о том, какого рода

политические дела подлежат регулированию со стороны верховных

властей. Пятая — о том последнем и наивысшем, к чему может

стремиться общество. И шестая — о том, каким образом должна быть

устроена монархическая власть, чтобы она не выродилась в тиранию.

В настоящее время я пишу седьмую главу, в которой методически

доказываю все пункты предыдущей, шестой главы, касающейся

устройства хорошо организованной монархии. После этого перейду к

аристократической и народной форме верховной власти и, наконец, к

законам и другим частным вопросам, относящимся к политике.

Будьте здоровы, и т.д.

[Гаага, 1676 г.]652653

ПРИМЕЧАНИЯ

*

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

К I И II ТОМАМ654655

ПРИМЕЧАНИЯ

«БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ»

К стр. 5.

1 «Богословско-политический трактат» — второе (и последнее) из

произведений Спинозы, вышедших при его жизни. Оно было издано

анонимно и с ложным указанием места печатания (Гамбург вместо

Амстердама). В 1674 г. «Богословско-политический трактат» был запрещен

голландским правительством. На русском языке впервые опубликован в

1906 г. в Казани в переводе М. Лопаткина. Этот перевод был отредактирован

А. Рановичем и опубликован в 1935 г. Для настоящего издания перевод

заново сверен с изданием Гебхардта. В нем сделаны исправления, уточнена

терминология. В отличие от издания 1935 г. в настоящем издании цитаты из

Библии на древнееврейском языке (как это имеет место в оригинале) не

воспроизводятся. Приведены лишь переводы этих цитат с латинского языка,

на который сам Спиноза перевел их с древнееврейского. Примечания к

«Богословско-политическому трактату» в большей части заимствованы из

издания 1935 г.

К стр. 8.

2 Гадание по полету птиц (ауспиции) входило как важный элемент в

официальный древнеримский культ. Ауспиции были обязательны перед

каждым более или менее важным государственным актом и составляли

привилегию высших патрицианских магистратов.

К стр. 11.

3 «Клясться словами учителя» (jurare in verba magistri) — латинская

поговорка, осмеивающая слепое преклонение перед авторитетом.

К стр. 17.

4 Еврейский канонический текст Библии («Ветхий завет» христианской

традиции) состоит из 39 книг, расположенных в следующем порядке:

655656

К стр. 18.

5 См. примеч. 10 к «Основам философии Декарта».

К стр. 20.

6 Как в свое время заметил еще Гете, кроме тех десяти заповедей, которые

имеются в двух вариантах: в Исх. XX 5-17 и Второ-

656657

зак., V 6-18, в Библии есть еще один декалог: Исх. XXXIV 14-26,

содержащий исключительно культовые предписания.

К стр. 22.

7 Исх. XXXIII 20: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть;

потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21. И сказал

Ягве: вот место у Меня: стань на этой скале. 22. Когда же будет проходить

слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею,

доколе не пройду. 23. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а

лицо Мое не будет видимо (тебе)».

8 В кн. Числ. XXII—XXIV рассказывается о том, как моавитский царь

Валак, испугавшись евреев, призвал пророка Валаама, чтоб проклясть их. Но

Ягве и в сновидении, и при личной встрече (XXIII, 4), и через ангела (XXII,

22 и сл.) внушил Валааму произнести вместо проклятия благословение.

9 Маймонид (Моисей бен-Маймон) — крупнейший еврейский богослов и

комментатор (1135-1204) (см. вступ. ст.).

10 Маной, согласно Суд. XIII, — отец сказочного героя Самсона.

Библейское повествование сохранило о нем следы древнего мифа о

солнечном божестве.

К стр. 26.

11 Быт. VI. 2. «Тогда сыны божьи увидели дочерей человеческих, что они

красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 4. В то время были на

земле исполины, особенно же с того времени, как сыны божьи стали входить

к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле

славные люди».

К стр. 29.

12 Спиноза перевел shamir (кремень), как shamur (осторожный);

правильный перевод: «они сделали свое сердце кремнем».

К стр. 32.

13 «Восточные и египетские мудрецы», упоминаемые III Цар. IV31.

К стр. 34.

14

I Сам. XXV.

15

II Сам. XXIV рассказывает, что, будучи разгневанным на Израиль, Ягве

подстрекнул Давида провести народную перепись, а затем в наказание за этот

грех послал мор, от которого погибло за один день 70 тыс. человек.

Представление о греховности переписи связано с представлением об

опасности, грозящей со стороны злых духов, от которых верующие

стараются скрыть свое имя, свою численность и т.п.

К стр. 37.

16 Египетские письмена были расшифрованы лишь в 1822 г. французским

ученым Шампольоном. Он пришел к выводу, что иероглифы обозначают

определенные буквы или сочетания их. До того считали, что иероглифы

(греч. «священные начертания») представляют собою символы, содержащие

тайное учение египетских жрецов. Спиноза слово «иероглифы» употребляет

в смысле «загадка», «шарада».

657658

17 Ис. VI, Иезек. I.

К стр. 39.

18 Отвергая принципиальную возможность чудес как нарушения законов

природы, Спиноза не считает нужным делать отсюда вывод о

вымышленности библейских чудес, тем более что, как он не раз

подчеркивает, он разбирает Писание только с точки зрения его внутренней

последовательности. Попытки дать рационалистическое толкование

библейских чудес, объяснять их естественными причинами характерны для

атеизма XVII—XVIII веков. Конечно, чудо, о котором повествует кн. Иисуса

Навина X 12 ст.

; — вымысел, сказка, и искать для него естественных

объяснений бесцельно. Другое дело, что вера в чудеса имеет под собою

реальную почву в тех гнетущих силах природы и общества, которые

господствуют над людьми.

19 Согласно Исайе XXXVIII 7-9 Ягве дал знамение царю Езекии: он

заставил Солнце отступить на солнечных часах Ахаза на 10 ступеней назад.

К стр. 40.

20 По-видимому, миф о потопе, который, как теперь стало известно (на

основании открытых памятников вавилонской литературы), заимствован

библейским автором из шумерского религиозного эпоса. Спиноза толкует

этот миф рационалистически и считает, что речь идет о местном наводнении,

которое Ной принял по невежеству своему за всемирный потоп.

К стр. 42.

21 Произнесение имени бога у евреев запрещено в связи с весьма

распространенным, особенно в первобытных религиях, представлением об

опасной магической силе имени божества. Поэтому, читая еврейские тексты,

где гласные не изображаются, имя бога Jhwh произносили (а впоследствии

стали также писать с вокализацией Aedonaj или (реже) Elohim, т.е. Jehowah

или (редко) Jehowih. В настоящее время, на основании транскрипции имени

Jhwh в греческих текстах, общепринято чтение Ягве (Jalrweh); наряду с этим,

несомненно, существовало обозначение имени Jhwh — «Ягу» и «Иего»; имя

«Ягу» или «Яго» засвидетельствовано также в древнейшем еврейском

памятнике — в арамейских папирусах из Элефантины конца V в.

Что касается значения имени Jhwh, то Спиноза исходит из того

толкования, которое дает сама Библия; оно уже notодному этому

подозрительно. Удовлетворительного объяснения этого имени до сих пор

нет, так как оно гораздо древнее, чем тот язык, на котором написана Библия,

и потому на основе этого языка не может быть объяснено.

К стр. 43.

22 Абен-Езра (правильнее Ибн-Эзра), Авраам бен-Меир (1093— 1167) —

крупный еврейский комментатор Библии, поэт и ученый. Кроме комментария

к Пятикнижию, Ибн-Эзре принадлежит ряд трудов оригинальных и

переводных (с арабского) — по философии, грамматике, математике,

астрономии.

658659

К стр. 46.

23 Иосиф Флавий (ок. 37 г. — ок. 95 г.) — известный еврейский историк.

Им написаны: «Иудейская война» — очерк истории евреев от взятия

Иерусалима Антиохом Эпифаном (170 г. до н.э.) до окончательного

подавления еврейского восстания против Рима;

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн