Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

«Иудейские древности» — от

«сотворения мира» до эпохи Нерона; «Против Апиона» — полемическая

книга в защиту евреев; «Автобиография». Ценность трудов Иосифа Флавия

состоит в том, что он использовал много не дошедших до нас трудов древних

историков.

К стр. 53.

24 Так обычно переводят имя «Эл эльон»; в действительности это имя

финикийского божества.

25 Спиноза не подвергает сомнению историчность Авраама и других

библейских персонажей, так как считает, что, поскольку философия

несовместима с верой, Библию нужно разбирать только на основании того

материала, который она сама дает. В настоящее время установлено, что

патриархи — древние родовые и племенные божества; когда после

разложения родового строя восторжествовала религия Ягве, эти божества

утратили свои божественные атрибуты, и мифология очеловечила их,

превратив в «родоначальников», заключивших первые «заветы» с Ягве и

учредивших его культ.

28 Автор кн. Малахии писал в ту эпоху, когда евреи после «вавилонского

плена» (в конце VI века до н.э.) получили возможность восстановить

Иерусалим, вновь построить храм и основать полунезависимое маленькое

княжество, входившее в состав Персидской монархии.

К стр. 57.

27 Фарисеи — богословская школа у евреев в эллинистическо-римскую

эпоху, разрабатывавшая не вошедшую в библейский канон «устную

традицию». Фарисеи заложили основы синагоги, ставшей религиозным

центром евреев; развили учение о бессмертии души, о демонах и ангелах,

разработали правила тщательного соблюдения субботы, обрезания, пищевых

обрядов. Фарисеи были идеологами городских элементов — мелких и

средних торговцев и ремесленников, которые пассивно сопротивлялись

нивелирующей силе Рима, замыкаясь в рамки национальной обособленности

и утешая себя надеждой на потустороннее возмездие поработителям.

Развивая идеи мессианизма, утверждая веру в пришествие «помазанника

божия», фарисеи противились революционной борьбе закабаленного

крестьянства и городской бедноты. Когда восстания против Рима стали

перерастать в гражданскую войну угнетенных классов против «своих»,

еврейских, эксплуататоров, фарисеи были на страже «порядка» и с

ненавистью обрушивались на революционных партизан, которых они

презрительно называли сикариями (разбойниками). Крайне враждебно

фарисеи относились к христианству, стремившемуся стать

интернациональной религией, поэтому новозаветная литература проникнута

ненавистью к фарисеям, их имя стало синонимом ханжи, лицемера. Спиноза

применяет термин «фарисеи» также к раввинам.

659660

К стр. 61.

28 Монгольская династия в Китае прекратилась еще в 1367 г. В XVII веке в

Китае правила маньчжурская династия; по-видимому, Спиноза под татарами

подразумевает маньчжур.

К стр. 72.

29 Богословская традиция приписывает библейские «Притчи»

легендарному царю Соломону (X век до н.э.), несмотря на то, что в самой кн.

«Притч» ясно указаны другие авторы (Агур, XXX, 1, Лемуил, XXXI, 1,

«Мудрецы», XXII, 17 и др.)- В действительности этот сборник изречений

составлен на основе различных литературных источников уже после

«вавилонского плена». В частности, опубликованное в 1923 г. египетское

«Учение Амен-ем-опе» (конец II тысячелетия до н.э.), несомненно, как видно

из текстуальных совпадений обоих сборников, было использовано авторами

«Притч».

Позже, уже в эллинистическую эпоху, написана книга «Песни Песней»,

также приписываемая Соломону; наконец, «Екклезиаст», который раввины

включили в канон не без колебаний, некоторые исследователи относят даже к

эпохе Ирода. Спиноза, конечно, не мог считать Соломона автором

приписываемых ему книг, что вытекает из его критики библейского текста;

на стр. 117 он прямо заявляет, что «авторов… многих книг мы или совсем не

знаем или сомневаемся в них…»; называет он Соломона (или в отношении

псалмов — Давида), лишь поскольку таково принятое по традиции

обозначение. См. прим. 25.

30 В библейском тексте читаем не «сын человеческий», а «человек».

К стр. 73.

31 Тремеллий (1510-1580) — итальянский гебраист, перевел Библию с

еврейского языка на латинский.

К стр. 78.

32 В 586 г. до н.э. Иерусалим был разрушен, и храм Ягве сожжен

вавилонским царем Навуходоносором. В 538 г. покоривший Вавилонию

персидский царь Кир разрешил постройку нового храма в Иерусалиме,

законченную в 516 г., а через 100 лет были вновь возведены укрепления

Иерусалима, и Иудея образовала отдельную сатрапию с внутренней

иерократией. Около 150 г. образовалось вновь, благодаря победе Маккавеев,

иудейское царство, существовавшее самостоятельно, а затем под властью

Рима до 70 г. н.э., когда Иерусалим и его храм были окончательно

разрушены. Поэтому в традиционной истории евреев своеобразная

хронология: эпоха первого царства, или первого храма (до 586 г.), эпоха

плена (586-538), второе царство, или эпоха второго храма.

33 В настоящее время на основании изучения египетских памятников и

критики Библии установлено, что пребывание евреев в Египте и исход оттуда

фикция, не имеющая под собой никакой исторической основы. Памятники

свидетельствуют, что в ту эпоху, к которой библейская традиция относит

исход, евреи были давними обитателями Палестины, с которыми часто

воевали местные вассалы египетских фараонов. Племена Яков, Иосиф,

Израиль фигурируют и числе племен, покоренных в Палестине фараонами

Тутмосом III (XVIII династия) и Мереннтахом (XIX династия).

660661

34 Быт. IV 26: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда

начали призывать имя Ягве».

К стр. 81.

35 Имеются в виду амулеты, прибиваемые к косякам дверей (мезуза), и

филактерии (тефилин) — заключенные в коробочки священные тексты,

которые верующие евреи прикрепляют ремнями к голове и левой руке во

время утренней молитвы. Эти магические знаки и тексты, применение

которых предписывается во «Второзаконии» VI 8-9, являются пережитком,

который восходит, возможно, еще к периоду тотемизма и был возрожден,

получив новое содержание, когда в эпоху «вавилонского плена» жрецы

принимали всякие меры, чтобы подчеркнуть обособленность евреев и

сохранить свое влияние на них.

К стр. 82.

36 В 1542 г. португальцы появились в Японии. Попытки иезуитов обратить

японцев в христианство кончились тем, что в 1587 г. иезуиты были изгнаны и

постепенно все христиане были истреблены или изгнаны; только голландцы

в 1609 г. получили в Японии некоторые торговые права ценою отказа от

выполнения культа.

К стр. 86.

37 Иосиф ибн-Шем-Тоб — еврейский богослов XV в., написавший

комментарий к «Этике» Аристотеля; в цитируемой Спинозой книге «Кебод

Елогим» (опубликована в 1555 г.) автор опровергает этику Аристотеля, как

противоречащую догматам иудаизма.

К стр. 91.

38 Не во времена Ахаза, а во времена Езекии, см. прим. 19.

К стр. 94.

39 Асаф — один из упоминаемых в псалмах представителей цеха

псалмопевцев.

К стр. 100.

40 Тропами называются такие образные обороты речи, когда слова

употребляются в переносном смысле (метафоры, метонимии и др.).

К стр. 104.

41 Спиноза цитирует Иосифа Флавия по плохому латинскому переводу.

Даем более точный перевод греческого оригинала Antiqu., II. XVI, 5 (= II 348

Niese): «Я все это передал так, как нашел в священных книгах. Пусть никого

не удивит невероятность сообщения: древние люди, непричастные к злу, по

воле ли бога или сами нашли спасительный путь через море. Памфилийское

море отступило перед жившими недавно людьми Александра, царя

Македонского. Когда у них не оказалось другого пути, оно дало им

возможность пройти, так как бог пожелал уничтожить господство персов.

Все писавшие о деяниях Александра соглашаются с этим».

661662

К стр. 111.

42 «Плач Иеремии» написан в виде акростиха; в частности, гл. III

представляет тройной акростих, т.е. три стиха начинаются буквой «алеф»,

следующие три — буквой «бэт» и т.д. Таким образом буквы «тет» и «иод»

означают ст. 25-30.

К стр. 113.

48 С богословской школой фарисеев (см. прим. 27) конкурировала школа

саддукеев, выражавшая идеологию еврейской знати и высшего жречества. В

отличие от фарисеев, разрабатывавших святость преданий, саддукеи

признавали святость только писаного «закона».

К стр. 118.

44 Эти подвиги описываются в поэме Ариосто «Неистовый Роланд», но

относятся не к Роланду, а к Руджеро.

45 Персей — герой греческой мифологии, сын Зевса и Данаи, убивший

чудовище — Медузу и совершивший ряд других подвигов. Спиноза

ссылается на «Метаморфозы» Овидия.

К стр. 119.

48 Sapienti sat (для мудрого достаточно); аналогичным еврейским

выражением vedaj lemebin обычно комментаторы Библии и Талмуда

заканчивают наиболее туманные места в своих комментариях.

К стр. 128.

47 Ибн-Эзра и Спиноза неправильно переводят это туманное и явно

испорченное место: надо перевести — «на горе бог является».

К стр. 131.

48 Основное библейское законодательство, заключенное как законченное

целое в элогистическую редакцию (Исх. XXI—XXIII), названо на основании

Исх. XXIV «книгой Завета», в которой богословы и буржуазные критики

Библии, старающиеся спасти авторитет Писания и историчность Моисея,

усматривают «подлинное творение Моисея». В действительности

законодательство «книги Завета» представляет собою неумелую

модификацию обычного права и уголовного законодательства, составленную

по образцу соответствующих вавилонских и финикийских кодексов: «книга

Завета» предполагает существование развитого денежного хозяйства и

оседлого земледелия, она поэтому никак не может быть приурочена к

условиям существования кочующего в пустыне пастушеского народа или

племени.

Наряду с «книгой Завета» в той же книге Исх. (гл. XXXIV), в ее ягвистской

редакции, имеется другая, так называемая «малая книга Завета».

К стр. 132.

49 Ионатан бен-Узиель — легендарный раввин I века, которому

талмудисты приписывают арамейский таргум (толковый перевод) книг

пророков.

662663

К стр. 133.

60 Т.е. старейшины.

51 Слово «автограф» употреблялось в смысле книги, написан ной тем

лицом, имя которого она носит.

К стр. 135.

52 В греческом переводе Библии кн. Руфь следует непосредствен но за кн.

Судей, составляя как бы ее продолжение. В еврейском каноническом тексте

Руфь помещается в третьем разделе («Писания»).

К стр. 136.

53 В данном случае Спиноза, как и всюду при разборе Библии, исходит

только из библейских данных и потому говорит, что кн. «Второзаконие»

написана Моисеем. Он высказывает также более близкое к истине

предположение, что «Второзаконие» опубликовано Ездрой. Большинство

критиков Библии считает, что «Второзаконие» — та самая «книга Закона»,

которую жрецы «нашли» в храме в 622 г. до н.э. В пользу этого мнения

говорит главным образом то, что «Второзаконие» усиленно пропагандирует

централизацию культа при иерусалимском храме. Однако эта теория

встречает веские возражения со стороны некоторых критиков (Гельшер,

Эстрайхер и др.), доказывающих, что «Второзаконие» не только было

обработано и дополнено после падения Иудейского царства, а что оно цели

ком составлено в VI—V веках до н.э.

К стр. 142.

64 В еврейском тексте, очевидно, пропущено число, обозначающее возраст

Саула при его воцарении: «лет от роду был Саул» и т.д.

К стр. 145.

65 Существующий ныне еврейский текст Библии, как печатный, так и

рукописные свитки (для богослужебных целей), во всех мелочах

регламентирован Талмудом (в специальном трактате «Соферим») и так

называемой масорой, т.е. системой критических примечаний,

разрабатывавшейся в течение полутора тысяч лет переписчиками и

толкователями Библии. В печатных изданиях Библии замечания масоретов,

отмечавших на полях варианты и разного рода грамматические ошибки в

тексте, обычно помещены после текста.

Текст Библии, установленный масоретами, считается неприкосновенным.

В тексте оставляются явные описки, хотя в масоретских примечаниях

указано правильное чтение; сохраняются все значки, которыми некогда тот

или иной масорет отметил отдельное слово или букву по каким-либо ему

одному известным соображениям; таинственные точки над некоторыми

буквами, пустые места и т.п. рабски копируются во всех текстах. Для

рукописных свитков Талмуд строго установил материал для письма,

расстояния между буквами, словами, главами, строками, столбцами, число

строк в столбце, число столбцов в полосе и т.д.

663664

К стр. 147.

56 Сохраняя в неприкосновенности традиционное, хотя бы и явно

ошибочное написание, масореты в своих заметках отмечают: «написано…

читать», или: «читать не написанное», или «написанного… не читать».

К стр. 149.

57 Буквы, прибавляемые к концу слова либо в качестве флексии, либо из

стилистических соображений.

68 Даниил Бомберг (ум. в 1549 г.) — крупнейший издатель еврейских

текстов Библии и Талмуда и комментариев к ним. «Бомбергова библия»

(Biblia Rabbinica) снабжена комментариями и тремя арамейскими таргумами

(толковыми переводами).

К стр. 150.

59 Термин «количество» в метрике обозначает долготу или краткость слога.

80 Талмудический, так называемый «малый», трактат «Соферим»

устанавливает правила изготовления рукописных свитков Библии,

применяемых при богослужении.

К стр. 151.

61 Иуда Маккавей — один из вождей восстания евреев против владычества

правителей Сирии, в состав которой входила Иудея. Одержав ряд побед над

войсками Антиоха IV, Иуда в 165 г. до н.э. занял Иерусалим и восстановил

храмовый культ. В 160 г. Иуда был убит в

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн