«Иудейские древности» — от
«сотворения мира» до эпохи Нерона; «Против Апиона» — полемическая
книга в защиту евреев; «Автобиография». Ценность трудов Иосифа Флавия
состоит в том, что он использовал много не дошедших до нас трудов древних
историков.
К стр. 53.
24 Так обычно переводят имя «Эл эльон»; в действительности это имя
финикийского божества.
25 Спиноза не подвергает сомнению историчность Авраама и других
библейских персонажей, так как считает, что, поскольку философия
несовместима с верой, Библию нужно разбирать только на основании того
материала, который она сама дает. В настоящее время установлено, что
патриархи — древние родовые и племенные божества; когда после
разложения родового строя восторжествовала религия Ягве, эти божества
утратили свои божественные атрибуты, и мифология очеловечила их,
превратив в «родоначальников», заключивших первые «заветы» с Ягве и
учредивших его культ.
28 Автор кн. Малахии писал в ту эпоху, когда евреи после «вавилонского
плена» (в конце VI века до н.э.) получили возможность восстановить
Иерусалим, вновь построить храм и основать полунезависимое маленькое
княжество, входившее в состав Персидской монархии.
К стр. 57.
27 Фарисеи — богословская школа у евреев в эллинистическо-римскую
эпоху, разрабатывавшая не вошедшую в библейский канон «устную
традицию». Фарисеи заложили основы синагоги, ставшей религиозным
центром евреев; развили учение о бессмертии души, о демонах и ангелах,
разработали правила тщательного соблюдения субботы, обрезания, пищевых
обрядов. Фарисеи были идеологами городских элементов — мелких и
средних торговцев и ремесленников, которые пассивно сопротивлялись
нивелирующей силе Рима, замыкаясь в рамки национальной обособленности
и утешая себя надеждой на потустороннее возмездие поработителям.
Развивая идеи мессианизма, утверждая веру в пришествие «помазанника
божия», фарисеи противились революционной борьбе закабаленного
крестьянства и городской бедноты. Когда восстания против Рима стали
перерастать в гражданскую войну угнетенных классов против «своих»,
еврейских, эксплуататоров, фарисеи были на страже «порядка» и с
ненавистью обрушивались на революционных партизан, которых они
презрительно называли сикариями (разбойниками). Крайне враждебно
фарисеи относились к христианству, стремившемуся стать
интернациональной религией, поэтому новозаветная литература проникнута
ненавистью к фарисеям, их имя стало синонимом ханжи, лицемера. Спиноза
применяет термин «фарисеи» также к раввинам.
659660
К стр. 61.
28 Монгольская династия в Китае прекратилась еще в 1367 г. В XVII веке в
Китае правила маньчжурская династия; по-видимому, Спиноза под татарами
подразумевает маньчжур.
К стр. 72.
29 Богословская традиция приписывает библейские «Притчи»
легендарному царю Соломону (X век до н.э.), несмотря на то, что в самой кн.
«Притч» ясно указаны другие авторы (Агур, XXX, 1, Лемуил, XXXI, 1,
«Мудрецы», XXII, 17 и др.)- В действительности этот сборник изречений
составлен на основе различных литературных источников уже после
«вавилонского плена». В частности, опубликованное в 1923 г. египетское
«Учение Амен-ем-опе» (конец II тысячелетия до н.э.), несомненно, как видно
из текстуальных совпадений обоих сборников, было использовано авторами
«Притч».
Позже, уже в эллинистическую эпоху, написана книга «Песни Песней»,
также приписываемая Соломону; наконец, «Екклезиаст», который раввины
включили в канон не без колебаний, некоторые исследователи относят даже к
эпохе Ирода. Спиноза, конечно, не мог считать Соломона автором
приписываемых ему книг, что вытекает из его критики библейского текста;
на стр. 117 он прямо заявляет, что «авторов… многих книг мы или совсем не
знаем или сомневаемся в них…»; называет он Соломона (или в отношении
псалмов — Давида), лишь поскольку таково принятое по традиции
обозначение. См. прим. 25.
30 В библейском тексте читаем не «сын человеческий», а «человек».
К стр. 73.
31 Тремеллий (1510-1580) — итальянский гебраист, перевел Библию с
еврейского языка на латинский.
К стр. 78.
32 В 586 г. до н.э. Иерусалим был разрушен, и храм Ягве сожжен
вавилонским царем Навуходоносором. В 538 г. покоривший Вавилонию
персидский царь Кир разрешил постройку нового храма в Иерусалиме,
законченную в 516 г., а через 100 лет были вновь возведены укрепления
Иерусалима, и Иудея образовала отдельную сатрапию с внутренней
иерократией. Около 150 г. образовалось вновь, благодаря победе Маккавеев,
иудейское царство, существовавшее самостоятельно, а затем под властью
Рима до 70 г. н.э., когда Иерусалим и его храм были окончательно
разрушены. Поэтому в традиционной истории евреев своеобразная
хронология: эпоха первого царства, или первого храма (до 586 г.), эпоха
плена (586-538), второе царство, или эпоха второго храма.
33 В настоящее время на основании изучения египетских памятников и
критики Библии установлено, что пребывание евреев в Египте и исход оттуда
— фикция, не имеющая под собой никакой исторической основы. Памятники
свидетельствуют, что в ту эпоху, к которой библейская традиция относит
исход, евреи были давними обитателями Палестины, с которыми часто
воевали местные вассалы египетских фараонов. Племена Яков, Иосиф,
Израиль фигурируют и числе племен, покоренных в Палестине фараонами
Тутмосом III (XVIII династия) и Мереннтахом (XIX династия).
660661
34 Быт. IV 26: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда
начали призывать имя Ягве».
К стр. 81.
35 Имеются в виду амулеты, прибиваемые к косякам дверей (мезуза), и
филактерии (тефилин) — заключенные в коробочки священные тексты,
которые верующие евреи прикрепляют ремнями к голове и левой руке во
время утренней молитвы. Эти магические знаки и тексты, применение
которых предписывается во «Второзаконии» VI 8-9, являются пережитком,
который восходит, возможно, еще к периоду тотемизма и был возрожден,
получив новое содержание, когда в эпоху «вавилонского плена» жрецы
принимали всякие меры, чтобы подчеркнуть обособленность евреев и
сохранить свое влияние на них.
К стр. 82.
36 В 1542 г. португальцы появились в Японии. Попытки иезуитов обратить
японцев в христианство кончились тем, что в 1587 г. иезуиты были изгнаны и
постепенно все христиане были истреблены или изгнаны; только голландцы
в 1609 г. получили в Японии некоторые торговые права ценою отказа от
выполнения культа.
К стр. 86.
37 Иосиф ибн-Шем-Тоб — еврейский богослов XV в., написавший
комментарий к «Этике» Аристотеля; в цитируемой Спинозой книге «Кебод
Елогим» (опубликована в 1555 г.) автор опровергает этику Аристотеля, как
противоречащую догматам иудаизма.
К стр. 91.
38 Не во времена Ахаза, а во времена Езекии, см. прим. 19.
К стр. 94.
39 Асаф — один из упоминаемых в псалмах представителей цеха
псалмопевцев.
К стр. 100.
40 Тропами называются такие образные обороты речи, когда слова
употребляются в переносном смысле (метафоры, метонимии и др.).
К стр. 104.
41 Спиноза цитирует Иосифа Флавия по плохому латинскому переводу.
Даем более точный перевод греческого оригинала Antiqu., II. XVI, 5 (= II 348
Niese): «Я все это передал так, как нашел в священных книгах. Пусть никого
не удивит невероятность сообщения: древние люди, непричастные к злу, по
воле ли бога или сами нашли спасительный путь через море. Памфилийское
море отступило перед жившими недавно людьми Александра, царя
Македонского. Когда у них не оказалось другого пути, оно дало им
возможность пройти, так как бог пожелал уничтожить господство персов.
Все писавшие о деяниях Александра соглашаются с этим».
661662
К стр. 111.
42 «Плач Иеремии» написан в виде акростиха; в частности, гл. III
представляет тройной акростих, т.е. три стиха начинаются буквой «алеф»,
следующие три — буквой «бэт» и т.д. Таким образом буквы «тет» и «иод»
означают ст. 25-30.
К стр. 113.
48 С богословской школой фарисеев (см. прим. 27) конкурировала школа
саддукеев, выражавшая идеологию еврейской знати и высшего жречества. В
отличие от фарисеев, разрабатывавших святость преданий, саддукеи
признавали святость только писаного «закона».
К стр. 118.
44 Эти подвиги описываются в поэме Ариосто «Неистовый Роланд», но
относятся не к Роланду, а к Руджеро.
45 Персей — герой греческой мифологии, сын Зевса и Данаи, убивший
чудовище — Медузу и совершивший ряд других подвигов. Спиноза
ссылается на «Метаморфозы» Овидия.
К стр. 119.
48 Sapienti sat (для мудрого достаточно); аналогичным еврейским
выражением vedaj lemebin обычно комментаторы Библии и Талмуда
заканчивают наиболее туманные места в своих комментариях.
К стр. 128.
47 Ибн-Эзра и Спиноза неправильно переводят это туманное и явно
испорченное место: надо перевести — «на горе бог является».
К стр. 131.
48 Основное библейское законодательство, заключенное как законченное
целое в элогистическую редакцию (Исх. XXI—XXIII), названо на основании
Исх. XXIV «книгой Завета», в которой богословы и буржуазные критики
Библии, старающиеся спасти авторитет Писания и историчность Моисея,
усматривают «подлинное творение Моисея». В действительности
законодательство «книги Завета» представляет собою неумелую
модификацию обычного права и уголовного законодательства, составленную
по образцу соответствующих вавилонских и финикийских кодексов: «книга
Завета» предполагает существование развитого денежного хозяйства и
оседлого земледелия, она поэтому никак не может быть приурочена к
условиям существования кочующего в пустыне пастушеского народа или
племени.
Наряду с «книгой Завета» в той же книге Исх. (гл. XXXIV), в ее ягвистской
редакции, имеется другая, так называемая «малая книга Завета».
К стр. 132.
49 Ионатан бен-Узиель — легендарный раввин I века, которому
талмудисты приписывают арамейский таргум (толковый перевод) книг
пророков.
662663
К стр. 133.
60 Т.е. старейшины.
51 Слово «автограф» употреблялось в смысле книги, написан ной тем
лицом, имя которого она носит.
К стр. 135.
52 В греческом переводе Библии кн. Руфь следует непосредствен но за кн.
Судей, составляя как бы ее продолжение. В еврейском каноническом тексте
Руфь помещается в третьем разделе («Писания»).
К стр. 136.
53 В данном случае Спиноза, как и всюду при разборе Библии, исходит
только из библейских данных и потому говорит, что кн. «Второзаконие»
написана Моисеем. Он высказывает также более близкое к истине
предположение, что «Второзаконие» опубликовано Ездрой. Большинство
критиков Библии считает, что «Второзаконие» — та самая «книга Закона»,
которую жрецы «нашли» в храме в 622 г. до н.э. В пользу этого мнения
говорит главным образом то, что «Второзаконие» усиленно пропагандирует
централизацию культа при иерусалимском храме. Однако эта теория
встречает веские возражения со стороны некоторых критиков (Гельшер,
Эстрайхер и др.), доказывающих, что «Второзаконие» не только было
обработано и дополнено после падения Иудейского царства, а что оно цели
ком составлено в VI—V веках до н.э.
К стр. 142.
64 В еврейском тексте, очевидно, пропущено число, обозначающее возраст
Саула при его воцарении: «лет от роду был Саул» и т.д.
К стр. 145.
65 Существующий ныне еврейский текст Библии, как печатный, так и
рукописные свитки (для богослужебных целей), во всех мелочах
регламентирован Талмудом (в специальном трактате «Соферим») и так
называемой масорой, т.е. системой критических примечаний,
разрабатывавшейся в течение полутора тысяч лет переписчиками и
толкователями Библии. В печатных изданиях Библии замечания масоретов,
отмечавших на полях варианты и разного рода грамматические ошибки в
тексте, обычно помещены после текста.
Текст Библии, установленный масоретами, считается неприкосновенным.
В тексте оставляются явные описки, хотя в масоретских примечаниях
указано правильное чтение; сохраняются все значки, которыми некогда тот
или иной масорет отметил отдельное слово или букву по каким-либо ему
одному известным соображениям; таинственные точки над некоторыми
буквами, пустые места и т.п. рабски копируются во всех текстах. Для
рукописных свитков Талмуд строго установил материал для письма,
расстояния между буквами, словами, главами, строками, столбцами, число
строк в столбце, число столбцов в полосе и т.д.
663664
К стр. 147.
56 Сохраняя в неприкосновенности традиционное, хотя бы и явно
ошибочное написание, масореты в своих заметках отмечают: «написано…
читать», или: «читать не написанное», или «написанного… не читать».
К стр. 149.
57 Буквы, прибавляемые к концу слова либо в качестве флексии, либо из
стилистических соображений.
68 Даниил Бомберг (ум. в 1549 г.) — крупнейший издатель еврейских
текстов Библии и Талмуда и комментариев к ним. «Бомбергова библия»
(Biblia Rabbinica) снабжена комментариями и тремя арамейскими таргумами
(толковыми переводами).
К стр. 150.
59 Термин «количество» в метрике обозначает долготу или краткость слога.
80 Талмудический, так называемый «малый», трактат «Соферим»
устанавливает правила изготовления рукописных свитков Библии,
применяемых при богослужении.
К стр. 151.
61 Иуда Маккавей — один из вождей восстания евреев против владычества
правителей Сирии, в состав которой входила Иудея. Одержав ряд побед над
войсками Антиоха IV, Иуда в 165 г. до н.э. занял Иерусалим и восстановил