Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

перейти к третьему пункту, желательно

сначала эту нашу мысль, именно: что из чудес мы не можем познать

бога, подтвердить авторитетом Священного Писания; и, хотя Писание

нигде открыто не учит этому, однако из пего легко можно заключить

об этом, в особенности из того, что Моисей (Второзак., гл. 13)

предписывает осуждать на смерть пророка-обманщика, хотя бы он и

совершал чудеса. Он ведь так говорит: «и (хотя) произойдет знамение

и чудо, о котором он тебе предсказал, и пр., не слушай (однако) слов

того пророка и пр., потому что господь бог ваш искушает вас и пр.

Итак, пусть осудят того пророка на смерть» и пр. Из этого ясно

следует, что чудеса могли совершаться и ложными пророками и что

люди, если они недостаточно крепки в истинном познании бога и

любви к нему, могут благодаря чудесам так же легко принять ложных

богов, как и истинного. Ибо он прибавляет: «потому что Иегова, ваш

бог, искушает вас, чтобы знать, любите ли вы его всем сердцем вашим

и душой вашей». Далее, израильтяне, видя столько чудес, не могли

образовать никакого здравого понятия о боге; это сам опыт

подтвердил. Ибо, когда они убедились, что Моисей ушел от них, они

просили у Аарона видимых богов, и — о стыд! — их представлением

о боге, которое они, наконец, выработали себе из стольких чудес, был

телец. Асаф 39, хотя и слышал о многих чудесах, однако сомневался в

промысле божьем и чуть не совратился бы с истинного пути, если бы,

наконец, он не понял истинного блаженства (см. Пса л. 73). Соломон,

во времена которого дела иудеев находились в самом цветущем

состояния, также склонен думать, что все совершается благодаря

случаю (см. Екклез., гл. 3, ст. 19, 20, 21, и гл. 9, ст. 2, 3 и пр.). Наконец,

почти для всех пророков было очень темно все это, именно: каким

образом можно было бы согласовать порядок природы и жребий

людей с понятием, которое они образовали о промысле божьем;

однако для философов, старающихся уразуметь вещи не из чудес, но

из ясных понятий, это

9495

было всегда очень ясно; особенно для тех, которые полагают истинное

счастье только в добродетели и душевном спокойствии и стараются не

о том, чтобы природа им повиновалась, но, напротив, они природе.

Ибо они достоверно знают, что бог управляет природой так, как этого

требуют ее всеобщие законы, а не частные законы человеческой

природы, и что, следовательно, бог принимает в соображение не один

человеческий род, но всю природу. Итак, и из самого Писания видно,

что чудеса не дают истинного познания о боге и не учат ясно о

промысле божьем. [Правда] в Писании часто встречается, что бог

делал чудеса с целью сделаться известным среди людей, как в гл. 10,

ст. 2, Исхода, что бог издевался над египтянами и давал знамения о

себе, дабы израильтяне знали, что он есть бог, — но из этого, однако,

не следует, что чудеса действительно учат этому, а следует только,

что иудеи имели такие взгляды, что их легко можно было убедить

темп чудесами. Выше, в главе II, мы ясно показали, что пророческие,

т.е. образуемые путем откровения основания извлекаются не из общих

и общепринятых, а [лишь] допускаемых понятий, хотя бы нелепых, и

из мнений тех, кто получает откровения или кого дух святой хочет

убедить; это мы пояснили многими примерами, а также

свидетельством Павла, который с греками был грек, а с иудеями

иудей. Но хотя те чудеса и могли убеждать египтян и иудеев

сообразно с их уровнем понятий, однако они не могли дать истинной

идеи и познания о боге, но смогли привести лишь к тому, что египтяне

и евреи допустили существование божества, которое могущественнее

всех вещей, им известных, и допустили, что больше, чем о всех

других, оно заботилось о евреях, которым в то время все .сверх чаяния

удавалось самым счастливым образом; но, что бог о всех равно

заботится, они не допускали, ибо этому может научить только

философия. Поэтому иудеи и все те, которые узнали о промысле

божьем только из неодинакового состояния человеческих дел и

неравной судьбы людей, пришли к убеждению, что иудеи были богу

милее остальных, хотя, однако, они и не превосходили остальных

истинным человеческим совершенством, как уже мы показали в

главе III.

Итак, перехожу к третьему пункту, именно: покажу из Писания,

что решения и приказания бога, а следовательно, и промысл [божий] в

действительности есть не

9596

что иное, как порядок природы; т.е. когда Писание говорит, что это

или то сделано богом или волей бога, то Писание в действительности

разумеет не что иное, как то, что это было сделано именно согласно с

законами и порядком природы, а не разумеет, как мнит толпа, будто

природа тогда перестала действовать или будто ее порядок на

некоторое время был нарушен. Но Писание прямо не учит тому, что

не относится к его учению, потому что (как мы показали относительно

божественного закона) не его дело объяснять вещи посредством

естественных причин и учить вещам, чисто спекулятивным. Поэтому

то, что мы хотим показать здесь, приходится извлекать посредством

заключения из некоторых исторических рассказов Писания, случайно

рассказанных подробнее, со многими сопутствующими

обстоятельствами. Итак, укажу на некоторые из таких рассказов. В кн.

I Сам., гл. 9, ст. 15, 16, рассказывается, что бог открыл Самуилу, что

пошлет к нему Саула, и, однако, бог не послал его к Самуилу, как

обыкновенно посылают люди одного к другому; но это послание

богом было не что иное, как самый порядок природы; действительно,

Саул (как рассказывается в предыдущей главе) искал потерянных им

ослиц и, намереваясь уже без них возвратиться домой, по совету

своего слуги пришел к пророку Самуилу узнать от него, где он может

найти их; и из всего рассказа не видно, чтобы Саул кроме этого

порядка природы имел иное приказание от бога прийти к Самуилу. В

псалме 105, ст. 24, говорится, что бог изменил расположение духа у

египтян так, что они возненавидели израильтян. Это изменение тоже

было вполне естественно — так явствует из гл. 1, Исхода, где

излагается серьезное основание, побудившее египтян обратить

израильтян в рабство. В гл. 9 Бытия, ст. 13, бог говорит Ною, что он

даст радугу в облаке; это действие бога, конечно, тоже есть не что

иное, как преломление и отражение солнечных лучей, претерпеваемое

самими лучами в каплях воды. В псалме 147, ст. 18, то естественное

действие и теплота ветра, от которого тает иней и снег, называется

словом божьим, а в ст. 15 речь бога и слово называются ветром и

холодом. В псалме 104, ст. 4, ветер и огонь называются посланниками

и служителями бога; и многое другое в этом роде встречается в

Писании. Это весьма ясно указывает, что решение, приказание, речь и

слово бога суть не что иное, как само действие и порядок природы.

9697

Поэтому несомненно, что все, о чем рассказывается в Писании,

произошло естественным путем; тем не менее все приписывается

богу, потому что, как мы уже показали, Писанию не свойственно

изучать вещи через естественные причины, но свойственно только

рассказывать о тех вещах, которые широко охватывают воображение,

и притом рассказывать по тому методу и в том стиле, которые лучше

способствуют тому, чтобы вызвать больше удивления, а

следовательно, и тому, чтобы внедрялось благоговение в умы

простого народа. Стало быть, если в Священном Писании встречается

что-нибудь, причин чего мы не умеем изложить и что, по-видимому,

случилось помимо, даже вопреки порядку природы, то это не должно

нас останавливать, но безусловно должно считать, что то, что

действительно произошло, произошло естественным образом. Это

подтверждается также тем, что чудеса сопровождались многими

обстоятельствами, хотя о них не всегда рассказывается, особенно

когда воспевают в поэтическом стиле; обстановка чудес, говорю, ясно

указывает, что они требуют естественных причин. Так, для того,

чтобы египтяне заболели нарывами, нужно было, чтобы Моисей

разбрасывал вверх по воздуху золу (см. Исх., гл. 9, ст. 10); саранча

напала на страну египтян тоже благодаря естественному приказанию

бога, именно: вследствие восточного ветра, дувшего в продолжение

целого дня и ночи, а оставила ее вследствие весьма сильного

западного ветра (см. Исх., гл. 10, ст. 14, 19); вследствие такого же

повеления бога и море открыло путь иудеям (см. Исх., гл. 14, ст. 21),

именно: благодаря восточному ветру, дувшему весьма сильно в

продолжение целой ночи. Далее, Елисей, чтобы оживить мальчика,

которого считали мертвым, должен был несколько времени лежать на

нем, пока он сначала не согрелся и не открыл, наконец, глаз (см. II

Цар., гл. 4, ст. 34, 35). Точно так же в евангелии Иоанна в гл. 9

рассказывается о некоторых обстоятельствах, которыми пользовался

Христос для исцеления слепого; мы находим в Писании также и

многие другие обстоятельства, и все это достаточно показывает, что

чудеса требуют чего-то иного, нежели абсолютного, как говорят,

приказания от бога. Поэтому надо думать, что хотя обстановка чудес и

их естественные причины не всегда и не все указываются, однако без

них чудеса не происходили. Это видно также из Исхода, гл. 14, ст. 27,

где рассказывается только, что

9798

по одному мановению Моисея море снова взбушевалось, и нет

никакого упоминания о ветре. А между тем в песне (гл. 15, ст. 10)

говорится, что это произошло оттого, что бог подул ветром своим (т.е.

весьма сильным ветром); в рассказе, следовательно, это

обстоятельство опущено, и чудо по этой причине кажется большим.

По, может быть, кто-нибудь будет настаивать на том, что в Писании

мы встречаем много такого, что никоим образом, по-видимому, не

может быть объяснено естественными причинами, как, например, то,

что грехи людей и их молитвы могут быть причиной дождя и

плодородия земли или что вера могла исцелять слепых, и иное

подобное, о чем рассказывается в Библии. Но я полагаю, что я уже

ответил на это. Я ведь показал, что Писание не изучает вещи через

ближайшие их причины, но только рассказывает о вещах в том

порядке и в тех выражениях, которыми оно больше всего может

побудить людей, и в особенности толпу, к благоговению, и по этой

причине оно говорит о боге и о вещах очень неточно, потому что оно

собственно старается не разум убеждать, но затронуть и пленить

фантазию и воображение людей. Ведь если бы Писание рассказывало

о разгроме какого-нибудь государства так, как обыкновенно

рассказывают политические историки, то это нисколько не трогало бы

толпу, и, наоборот, оно весьма сильно трогает, если все изображает

поэтически и относит к богу, как оно обыкновенно делает. Итак, когда

Писание рассказывает, что земля из-за людских грехов делается

неплодородной или что слепые исцелялись вследствие веры, то это

должно трогать нас не более, чем когда оно рассказывает, что бог изза людских грехов гневается, печалится, раскаивается в обещанном и

сделанном благе или что бог вспоминает обещание потому, что видит

знамение и многое другое, что или выражено поэтически или

рассказано сообразно с мнениями и предрассудками читателя.

Поэтому здесь мы решительно заключаем, что все, о чем говорится в

Писании как об истинно случившемся, необходимо случилось, как и

все, по законам природы, и если бы нашлось что-либо, относительно

чего аподиктически можно доказать, что оно противоречит законам

природы или не могло из них следовать, то об этом положительно

должно думать как о добавлении, сделанном к Священному Писанию

людьми, не уважающими святыни; ведь все, что против природы, то и

против разума,

9899

а что против разума, то нелепо, а потому и должно быть отвергнуто.

Теперь остается только заметить еще немного

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн