Фамари. Ее историк в гл. 38 Бытия
начинает рассказывать так: «случилось же в то время, что Иуда
отошел от своих братьев». Это время необходимо должно быть
поставлено в связь с другим **, о котором непосредственно
говорилось; но к тому, о котором в Бытии непосредственно ведется
речь, оно нимало не может относиться. Ведь с того времени, именно
со времени-отвода Иосифа в Египет, до тех пор, как патриарх Иаков
отправился туда же со всем семейством, мы можем считать но более
22 лет; ибо Иосиф, когда его продали братья, был 17 лет от роду и 30,
— когда по приказанию фараона он был освобожден из темницы; если
к ним прибавить 7 лет плодородия и 2 года голода, то составится
вместе 22 года. Но никто не будет в состоянии понять, чтобы в этот
промежуток времени могло случиться столько событий, именно: что
Иуда от одной жены, которую он тогда взял, прижил 3 детей одного за
другим, из которых старший женился на Фамари, как только позволил
возраст; после же его смерти
__________________
* См. примеч. XII.
** См. примеч. XIII.
139140
на Фамари женился второй, который также умер; и что долю спустя
после того, как это произошло, сам Иуда имел по неведению дело с
самой снохой Фамарью; от нее он получил опять 2 детей, в одни роды,
однако один из них в вышеуказанное время тоже сделался отцом.
Итак, коль скоро все это не может относиться к тому времени, о
котором ведется речь в Бытии, то необходимо должно отнести это к
другому, о котором непосредственно говорилось в другой книге; стало
быть, и эту историю Ездра просто списал и вставил ее, еще не
проверив, среди остальных. И необходимо следует признать, что не
только эта глава, но и вся история об Иосифе и Иакове была
заимствована и списана у разных историков, так мало мы видим ее
согласной с собой. гл. 47 Бытия рассказывает ведь, что Иаков, когда
он в первый раз в сопровождении Иосифа приветствовал фараона,
имел 130 лет от роду; если от них отнять 22 года, которые он провел в
печали вследствие отсутствия Иосифа, и, кроме того, 17 лет возраста
Иосифа, когда его продавали, и, наконец, 7, которые Иаков служил изза Рахили, то оказывается, что он был весьма преклонного возраста,
именно 84 лет, когда женился на Лии; и, наоборот, Дине было едва 7
лет от роду *, когда она претерпела насилие от Сихема; Симеон и
Левий были едва 12 и 11 лет, когда они разграбили весь тот город и
избили мечом всех его граждан. Но мне нет надобности рассматривать
здесь все истории Пятикнижия; если кто обратит внимание только на
то, что все, т.е. и предписания и истории, рассказываются в этих 5
книгах смешанно, без порядка и без расчета времени и что одна и та
же история часто, а иногда и различным образом повторяется, тот
легко распознает, что все это было собрано и нагромождено без
разбору, с тем чтобы впоследствии легче это исследовать и привести в
порядок. Да и не только то, что содержится в Пятикнижии, но и
остальные истории до разорения города, содержащиеся в остальных 7
книгах, были собраны таким же образом. Ведь кто не видит, что во 2-й
гл. Судей от ст. 6 приводится новый историк (который тоже описывал
деяния, совершенные Иисусом) и слова его просто списываются. Ибо
каким образом наш историк, после того как он в последней главе
книги Иисуса Навина рассказал о его смерти и погребении, а в первой
__________________
* См. примеч. XIV.
140141
главе этой книги обещал рассказать о том, что произошло после его
смерти, мог бы, если желал продолжать нить своей истории,
присоединить к предыдущим рассказам то, что он здесь начинает
рассказывать о самом Иисусе *. Также и гл. 17, 18 и сл. I Самуила
были взяты из другого историка, который думал, что причина, почему
Давид стал посещать двор Саула, была другая, совершенно отличная
от той, о которой рассказывается в гл. 16 той же книги; он не думал,
что Давид пришел к Саулу, вызванный им по совету служителей (как
рассказывается в гл. 16), но что, случайно посланный отцом к братьям
в лагерь, он сделался тогда уже известным Саулу по случаю победы,
одержанной над филистимлянином Голиафом, и был удержан при
дворе. То же самое подозреваю и относительно гл. 26 той же книги,
именно: что историк, по-видимому, рассказывает там согласно
мнению другого лица ту же историю, которая имеется в гл. 24. Но я
опускаю это и перехожу к рассмотрению счета годов. В 6-й главе I
[книге] Царей говорится, что Соломон соорудил храм в 480 г. по
исходе из Египта; но на основании самих историй мы выводим
гораздо большее число лет, ибо:
Моисей управлял народом в пустыне ………………………………………… 40
Иисусу, жившему 110 лет, приписывают согласно
с мнением Иосифа и других не более как ……………………………………. 26
Хушан Ришафаим держал народ в подданстве ……………………………. 8
Гофониил, сын Кеназа, судил **………………………………………………… 40
Еглон, царь Моавитский, держал власть над народом ………………….. 18
Аод и Самгар судили его же………………………………………………………. 80
Иавин, царь Ханаана, снова держал народ в подданстве……………….. 20
После того народ пребывал в миро…………………………………………….. 40
Потом он был в подданстве мадианитян……………………………………… 7
Во время Гедеона он жил на свободе………………………………………….. 40
Под властью же Авимолоха ………………………………………………………. 3
Фола, сын Пуи, судил ………………………………………………………………. 23
Иаир же ………………………………………………………………………………….. 22
Народ опять в подданстве филистимлян и аммонитян был …………… 18
Иеффай судил ………………………………………………………………………….. 6
Есевон из Вифлеема …………………………………………………………………. 7
Елон Завулонянин ……………………………………………………………………. 10
Авдон Пирафонянин…………………………………………………………………. 8
Народ опять был в подданстве филистимлян ……………………………… 40
__________________
* См. примеч. XV.
** См. примеч. XVI.
141142
Самсон судил * ……………………………………………………………………….. 20
Илий же ………………………………………………………………………………….. 40
Народ был опять в подданстве филистимлян, прежде
чем он был освобожден Самуилом …………………………………………….. 20
Давид царствовал …………………………………………………………………….. 40
Соломон до сооружения храма …………………………………………………. 4
А все они но сложении дают число лет 580.
Затем к ним ладо прибавить годы того столетия, в которое по
смерти Иисуса еврейское государство процветало, пока не было
покорено Хушан Ришафаимом; число их, я думаю, было большое;
ведь я не могу убедиться ни в том, что тотчас после смерти Иисуса все
те, которые видели чудесные дола его, погибли в одно мгновение, ни в
том, что их преемники с одного взмаха порешили с законами и с
высшей доблести впали в величайшую порочность и нерадивость, и
ни в том, наконец, что Хушан Ришафаим сказано — сделано покорил
их. Но так как каждое из этих событий требует почти людского века,
то несомненно, что Писание в гл. 2, ст. 7, 9, 10, книги Судей охватило
историю многих годов, которые прошли молчанием. Кроме того, надо
прибавить годы, в течение которых Самуил был судьей, числа
которых в Писании не имеется. Потом надо прибавить годы
царствования Саула, которые я опустил при вышеприведенном
подсчете, потому что из истории о нем недостаточно ясно, сколько лет
он царствовал; говорится, правда, в гл. 13, ст. 1, кн. I Самуила, что он
царствовал два года, но и этот текст оборван, а из самой истории мы
заключаем о большем числе. Что текст оборван, в этом никто, хоть
мало-мальски ознакомившийся с еврейским языком, не может
сомневаться. Он ведь начинается так: «[один] год от роду был Саул 54,
когда он воцарился, и 2 года он царствовал над Израилем». Кто,
говорю, не видит, что число лет Саулова возраста, когда он вступил на
царство, опущено. А что из самой истории выводится большое число,
в этом, я думаю, никто не сомневается. Ибо в гл. 27, ст. 7, той же
книги значится, что Давид у филистимлян, к которым он убежал из-за
Саула, пробыл 1 год и 4 месяца; поэтому на основании этого счета
остальные события должны были случиться в промежуток 8 месяцев,
чему, я полагаю, никто не верит. Иосиф по крайней мере в конце
шестой книги «Древно-
__________________
* См. примеч. XVII.
142143
стей» так исправил текст: «итак царствовал Саул при жизни Самуила
18 лет, после же его смерти 2 года». Да и вся эта история гл. 13
никоим образом не согласуется с предшествующим. В конце гл. 7
рассказывается, что филистимляне так были поражены евреями, что
не осмеливались при жизни Самуила вступать в пределы Израиля; а
здесь, что евреи (при жизни Самуила) подвергались нападениям со
стороны филистимлян, которыми они были доведены до такой
крайности и нищеты, что были лишены оружия, которым могли бы
защищаться, а сверх того и средств делать оное. Для меня, конечно,
было бы довольно хлопотным делом, если бы я попытался все эти
истории, имеющиеся в этой I [книге] Самуила, согласовать между
собой так, чтобы все они казались написанными и распределенными
одним историком. Ио возвращаюсь к моей цели. Итак, годы
царствования Саула должны быть прибавлены к вышеприведенному
счислению. Наконец, я не считал также годы безначалия у евреев,
потому что их не установишь из самого Писания. Время, говорю, в
которое случилось то, о чем рассказывается от гл. 17 до конца книги
Судей, по-моему, не установлено. Таким образом, из этого весьма
ясно следует, что истинный счет годов и не устанавливается из самих
историй и сами истории не согласны между собой в одном и том же
счислении, но предполагают весьма разный счет. И потому должно
признать, что эти истории были собраны из разных писателей и не
были еще ни приведены в порядок, ни подвергнуты разбору. И не
меньшее, кажется, различие было относительно счета годов в книгах
летописей царей иудейских и книгах летописей царей израильских.
Ведь в летописях израильских царей значилось, что Иорам, сын
Ахава, начал царствовать во второй год царствования Иорама, сына
Иосафатова (см. II Цар., гл. 1, ст. 17), а в летописях иудейских царей,
— что Иорам, сын Иосафата, начал царствовать в пятый год
царствования Иорама, сына Ахавова (см. гл. 8, ст. 16, той же книги). И
если кто желал бы, кроме того, сравнить истории книги
Паралипоменон с историями книг Царей, то он нашел бы много
подобных несоответствий, разбирать которые здесь мне нет
надобности, и еще менее — измышления авторов, пытающихся таким
путем согласовать эти истории. Ибо раввины совершенно
безумствуют; комментаторы же, которых я прочел, бредят,
выдумывают и, наконец, совер-
143144
шенно искажают самый язык. Например, когда в II Паралипоменон
говорится: «Сорока двух лет от роду был Охозия, когда воцарился»,
то некоторые воображают, что эти годы берут начало от царствования
Иорама, а не от рождения Охозии; но если бы им удалось показать,
что такова именно мысль автора книг Паралипоменон, то я не
поколебался бы утверждать, что он не умел говорить. Подобным
образом они выдумывают и много других объяснений, и если бы эти
объяснения были истинны, то я, безусловно, сказал бы, что древние
евреи совершенно не знали ни языка своего, ни порядка в рассказе, и я
не признавал бы никакого основания, никакого правила в толковании
Писания, и можно было бы все измышлять по произволу.
Если, однако, кто-нибудь думает, что я говорю здесь слишком
обще и недостаточно основательно, то я его прошу сделать это самому
— пусть он покажет нам в этих историях какой-нибудь определенный
порядок, которому историки могли бы без греха подражать в
летописях, и пусть он, толкуя и пытаясь согласовать истории, столь
строго соблюдает и так объясняет фразы и обороты языка,
распределение и построение предложений, чтобы и мы могли
подражать им в письме согласно с его объяснением *.