Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

религии и для утверждения их в ней, как сам Павел в

Послании к римлянам, гл. 1, ст. 11, прямо указывает: «Потому что

весьма желаю вас видеть, чтобы сообщить вам дар духа, дабы вы

утвердились». Но здесь можно было бы возразить, что мы таким же

образом могли бы заключить, что апостолы и не проповедовали как

пророки; ибо, когда они шли проповедовать в то или иное место,

делали это не вследствие прямого приказа, как некогда делали

пророки. Мы читаем в Ветхом завете, что Иона пошел проповедовать

в Ниневию, и в то же время читаем, что он туда был умышленно

послан и что ему было открыто то, что он должен был там

проповедовать. Также и о Моисее подробно рассказывается, что он

отправился в Египет как посол бога и в то же время ему было задано,

что сказать израильскому народу и царю-фараону и какие знамения

сделать перед ними для того, чтобы ему поверили. Исайя, Иеремия,

Иезекииль получают специальные приказания проповедовать

израильтянам. Да, наконец, пророки не проповедовали ничего, о чем

Писание не свидетельствовало бы, что они получили это от бога. Но

об апостолах, когда они шли проповедовать в то или иное место, мы в

Новом завете ничего подобного, за очень редкими исключениями, не

читаем. Напротив, находим некоторые места, прямо указывающие,

что апостолы по собственному решению выбирали местности для

проповедования; взять, например, известный спор Павла с Варнавой,

дошедший до размолвки (о чем см. Деяния, гл. 15, ст. 37, 38 и пр.), а

также то, что часто они безуспешно пытались направиться в то или

иное место, как тот же Павел в Посл., к римл., гл. 1, ст. 13,

свидетельствует, именно: «В те времена я часто желал прийти к вам и

был задерживаем», и в гл. 15, ст. 22: «Сие-то много раз

препятствовало мне прийти к вам», и, наконец, в последней главе I

Посл. к коринфянам, ст. 12: «Относительно же брата моего Аполлоса

я много просил его, чтобы он отправился к вам с братьями, и

совершенно никакого желания у него не было прийти к вам, когда же

ему будет Удобно», и пр. Поэтому как из этих форм выражения и из

165166

спора между апостолами, так и из того, что Писание, когда апостолы

шли куда-либо проповедовать, не свидетельствует о них, как о

древних пророках, что они шли по приказу бога, я должен был

заключить, что апостолы проповедовали как учители, а не как

пророки. Впрочем, этот вопрос мы легко разрешим, лишь только

обратим внимание на различие в призвании апостолов и

ветхозаветных пророков. Ибо последние не были призваны

проповедовать и пророчествовать всем нациям, но только некоторым,

особенным, и потому требовали выраженного и особого приказа для

каждой. Апостолы же были призваны проповедовать без исключения

всем и всех обращать к религии. Таким образом, куда бы они ни шли,

они следовали приказу Христа, и для них не нужно было, чтобы,

прежде чем им идти, вещи, подлежащие проповедованию, были

открыты им самим, т.е. ученикам Христа, которым он сам сказал:

«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо

будет дано вам в тот час, что сказать», и пр. (см. Матф., гл. 10, ст. 19,

20). Итак, мы заключаем, что апостолы имели особое откровение

только относительно того, что они проповедовали устно и в то же

время подтверждали знамениями (см. то, что мы показали в начале 2-й

гл.); а чему они просто учили письменно или устно, не прибегая для

доказательства ни к каким знамениям, то они говорили или писали на

основании познания (т.е. естественного), см. об этом I Посл. к

коринфянам, гл. 14, ст. 6. И здесь нас не затрудняет то обстоятельство,

что все Послания начинаются с удостоверения апостольства, ибо

апостолам, как вскоре покажу, была дана не только сила для

пророчествования, но и [был дан] авторитет для учительства. На этом

основании мы и допускаем, что они писали свои Послания как

апостолы. По этой причине каждый и начинал с удостоверения своего

апостольства; или, может быть, для того, чтобы легче склонить на

свою сторону ум читателя и возбудить внимание, они хотели прежде

всего свидетельствовать, что они суть те, которые стали известны

всем верным своими проповедями и которые столь ясными

свидетельствами показали, что они учат истинной религии и пути к

спасению. Ибо все, что говорится в этих Посланиях о призвании

апостолов и святом и божественном духе, который они имели,

относится, на мой взгляд, к их проповедям, которые они произносили,

166167

за исключением тех только мест, в которых дух божий, или дух

святой, берется в смысле здоровой, блаженной и богу посвященной

души, и пр. (об этом мы в 1-й гл. говорили). Например, в I Послании к

коринфянам, гл. 7, ст. 40, Павел говорит: «Но она блаженна, если

останется так по моему совету, а я полагаю, что дух божий есть и во

мне». Здесь под духом божьим он разумеет свою собственную душу,

как показывает самое содержание речи; он ведь хочет [сказать]

следующее: вдову, которая не хочет вторично выходить замуж, я

считаю блаженной согласно своему мнению — я, который решил

жить безбрачным, и думаю, что я блажен. Встречаются и другие,

подобные же места, которые приводить здесь я считаю излишним.

Следовательно, так как должно утверждать, что Послания апостолов

были продиктованы только естественным светом, то следует

посмотреть теперь, каким образом апостолы на основании только

естественного познания могли учить вещам, которые не подлежат его

ведению. Но если мы обратим внимание на то, что мы говорили

относительно толкования Писания в 7-й гл. этого трактата, то никакой

трудности для нас здесь не будет. Ибо, хотя то, что содержится в

Библии, большей частью превосходит наше понимание, однако мы

можем уверенно рассуждать об этом, лишь только не допуская

никаких других принципов, кроме тех, которые заимствуются из

самого Писания. Точно таким же образом и апостолы из вещей,

которые они видели и о которых слышали и которые, наконец, они

узнавали вследствие откровения, могли заключать и выводить о

многом и могли учить тому людей, если им угодно было. Затем, хотя

религия, в том виде, в каком она проповедовалась апостолами, т.е. в

виде простого рассказа об истории Христа, не подлежит ведению

разума, однако суть ее, состоящую главным образом из нравственных

правил, а также и всего учения Христа * каждый может легко усвоить

при помощи естественного света. Наконец, для того чтобы религию,

которую прежде подтверждали знамениями, приспособлять к

обычному пониманию людей, так чтобы каждый легко принимал ее

сердцем, апостолы не нуждались в сверхъестественном свете; не

нуждались они в нем также

__________________

* См. примеч. XXVII.

167168

и для того, чтобы назидать людей. Цель Послания в этом и

заключается, именно: в научении и назидании людей тем путем,

который каждый из апостолов считал самым лучшим для утверждения

их в религии. И здесь должно заметить то, что мы говорили немного

раньше, именно: что апостолы не только получили силу для

проповедования истории Христа как пророки, т.е. подтверждая его

знамениями, но, кроме того, и власть учить и назидать тем путем,

какой каждый считал самым лучшим. На этот двойной дар Павел во II

Послании к Тимофею, гл. 1, ст. 11, ясно указывает в следующих

словах: «В котором я поставлен проповедником, и апостолом, и

учителем язычников». И в I Послании к нему же, гл. 2, ст. 7:

«Которого я поставлен проповедником и апостолом (истину говорю,

Христом, не лгу), учителем язычников, знающим веру (NB) и истину».

Этим, говорю, он ясно указывает призвание того и другого, т.е.

апостольства и учительства. А о власти назидать кого и когда он ни

захотел бы Павел в Посл. к Филимону, ст. 8, говорит следующим

образом: «Хотя большую во Христе свободу имею приказывать тебе

то, что следует, однако», и пр. Здесь должно заметить, что если то, что

нужно было приказать Филимону, Павел получил от бога как пророк и

как пророк должен был приказать, тогда ему совершенно нельзя было

бы менять приказание на просьбу. Поэтому необходимо должно

понимать, что он говорит о свободе назидания, которой он обладает

как учитель, а не как пророк.

Однако, если мы не хотим прибегать к помощи разума, который

точно учит, что тот, кто имеет власть учить, имеет -также власть

выбирать способ, какой он хочет, то из сказанного еще недостаточно

ясно следует, что апостолы могли избирать способ обучения, какой

каждому представлялся самым лучшим, но следует только, что они по

обязанности апостольства были не только пророками, но и учителями.

Но лучше будет доказать все дело только на основании Писания; из

него ведь ясно видно, что каждый из апостолов избирал отдельный

способ, именно: из следующих слов Павла в Послании к римлянам,

гл. 15, ст. 20: «Тщательно стараясь проповедовать не там, где было

возвещено имя Христа, дабы не созидать на чужом основании».

Конечно, если у всех был один и тот же способ обучения и все

созидали христианскую

168169

религию на одном и том же основании, то Павел никоим образом не

мог называть основания другого апостола чужими, потому что они у

него были те же самые. Но коль скоро он называет их чужими, то

необходимо должно заключить, что каждый возводил религию на

разном основании, и с апостолами в их учительской деятельности

случилось то же, что бывает и с прочими учителями, имеющими свой,

особый метод обучения: они всегда сильнее желают учить тех,

которые совершенно необразованны и которые языкам или наукам,

даже математическим, в истине которых никто не сомневается, ни у

кого другого не начинали учиться. Затем, если мы пробежим с

некоторым вниманием самые Послания, то увидим, что апостолы в

самой религии, конечно, согласны, в основаниях же ее весьма

расходятся. Ибо Павел, желая утвердить людей в религии и показать

им, что спасение зависит только от милости бога, учил, что никто не

может величаться делами, но только верой и что никто делами не

оправдывается (см. Посл. к римл., гл. 3, ст. 27, 28), и далее он

приводит все знаменитое учение о предопределении. Иаков же в

своем Послании, наоборот, учит, что человек оправдывается делами, а

не верою только (см. его Посл., гл. 2, ст. 24), и, опустив все те

рассуждения Павла, излагает все учение религии очень кратко.

Наконец, несомненно, оттого, что апостолы создавали религию на

разных основаниях, произошли многие споры и ереси, которые уже со

времен апостольских непрестанно терзали церковь и, конечно, будут

вечно терзать, пока, наконец, религия когда-нибудь не отделится от

философских умозрений и не сведется к очень немногим и самым

простым догматам, каким Христос научил своих учеников; для

апостолов это было невозможно, потому что евангелие не известно

было людям. И потому, чтобы новизна его учения не слишком

поражала их слух, они приспосабливали его, насколько это было

можно, к духу людей своего времени (см. I Посл. к коринф., гл. 9,

ст. 19, 20 и пр.) и строили учение на основаниях, самых известных и

принятых в тогдашнее время; а потому никто из апостолов не

философствовал больше Павла, который был призван для

проповедования язычникам. Остальные же, проповедовавшие иудеям,

т.е. людям, презиравшим философию, тоже подлаживались к их

характеру (см. об этом Посл. к гадат., гл. 2, ст. 11 и пр.) и учили рели-

169170

гии, лишенной философских умозрений. Счастлив же поистине был

бы теперь наш век, если бы мы видели ее [философию] свободною и

от всякого суеверия.

ГЛАВА XII

ОБ ИСТИННОМ ПОДЛИННИКЕ БОЖЕСТВЕННОГО ЗАКОНА)

НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ПИСАНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ

СВЯЩЕННЫМ

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн