Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

но

говорят: ступай чтить чужих богов». И но этой же причиге ни один

гражданин, что здесь особенно должно заметить, не осуждался на

изгнание, ибо, кто грешит, тот, конечно, достоин наказания, но не

бесчестия. Следовательно, любовь евреев к отечеству была не простой

любовью, но благочестием. Оно вместе с ненавистью к остальным

племенам настолько подкреплялось и питалось ежедневным

богослужением, что должно было стать второй натурой; ведь

повседневное богослужение но только было совсем иное (вследствие

чего они совсем обособились и совершенно отделились от остальных),

но и абсолютно противоположно. Посему от ежедневного, так сказать,

порицания должна была произойти постоянная ненависть, прочнее

которой не могло быть в сердцах, именно: ненависть, происшедшая от

великого благоговения или благочестия и считавшаяся благочестивой;

больше и упорнее ее, конечно, и существовать не может. Была и

общая причина, по которой ненависть всегда более и более

разгорается, а именно: ее взаимность; ибо и язычники в свою очередь

должны были питать к ним ожесточеннейшую ненависть. Но

насколько все это, т.е. свобода светского государства, благоговение

перед отечеством, абсолютное право над всеми остальными и

ненависть не только позволительная, но и благочестивая, враждебное

отношение ко всем, особенность нравов и обычаев, — насколько,

говорю, это способствовало укреплению духа евреев, ради того чтобы

они с особым постоянством и доблестью претерпевали все за

отечество, — этому весьма ясно учит разум и это засвидетельствовал

сам опыт. Они ведь, пока существовал город 82, никогда но могли

жить под господством другого, и потому Иерусалим называли

мятежным городом (см. Ездры, гл. 4, ст. 12, 15). Второе государство 83

(бывшее лишь тенью первого, после того как первосвященники

захватили и верховную власть) с большим трудом могло быть

разрушено римлянами, о чем сам Тацит в книге II «Историй»

свидетельствует в следующих словах: «Веспасиан окончил иудейскую

войну, оставив осаду Иерусалима — дело тягостное и трудное —

скорее по причине характера этого парода и упорства в суеверии,

нежели потому, что у осажденных оставалось достаточно сил для

перенесения бедствий». Но, кроме этих обстоятельств, оценка

которых зависит только

232233

от мпепия, в этом государстве была другая особенность — сущая

твердыня, которая больше всего должна была удерживать граждан от

мысли об отпадении и от возникновения в них когда-либо желания

оставить отечество, именно: расчет выгоды (ratio utilitatis),

составляющей рычаг и жизненный нерв всех человеческих действий.

И она, говорю, была особенной в этом государстве. Ибо нигде

граждане не владели своим имуществом с большим правом, чем

подданные этого государства, которые с князем имели равную часть в

земле и пашне. Здесь каждый был вечным господином своей части,

ибо если кто-нибудь, принуждаемый бедностью, и продавал свое

поместье или поле, то с наступлением юбилея оно должно было вновь

восстанавливаться за ним. Подобным образом были сделаны и другие

постановления, для того чтобы никто не мог быть лишен своих

недвижимых нмуществ. Затем, нигде бедность не переносилась так

легко, как там, где любовь к ближнему, т.е. к согражданину, должна

была соблюдаться с величайшей богобоязньо, дабы иметь в своем

боге милостивого царя. Итак, еврейским гражданам только в их

отечестве могло быть хорошо, вне же его для них могли быть

величайший вред и бесчестие. Далее, не только для удержания их на

отечественной почве, по и для избежания гражданских войн и

устранения поводов к раздорам весьма полезно было следующее:

никто не служил равному себе, по только богу и участливость и

любовь к согражданину считались за высшее благочестие, которое

немало подогревалось общей ненавистью со стороны евреев к

остальным народам и, наоборот, со стороны последних к ним. Кроме

того, весьма полезна была величайшая дисциплина в послушании, в

которой их воспитывали, потому что они должны были делать все на

основании определенного предписания закона; им ведь позволялось

пахать не когда угодно, но [только] в определенные сроки и годы и

вместе с тем одной только породой рабочего скота; точно так же

позволялось только определенным способом и в определенное время

сеять и жать, и абсолютно жизнь их была непрерывной заботой о

послушании (см. об этом в гл. V — о пользе церемоний). Поэтому

послушание, после того как они совершенно к нему привыкли, не

должно было больше казаться им рабством, но свободой. Отсюда

также должно было следовать, что каждый желал не запрещенного, но

предписанного. Этому немало также

233234

способствовало, по-видимому, то, что в известные времена года они

обязаны были предаваться отдыху и веселью, повинуясь не влечениям

сердца, но богу от всего сердца. Трижды в году они были гостями у

бога (см. Второзак., гл. 16); в седьмой день недели они должны были

прекращать всякий труд и предаваться покою; кроме этих, были

назначены и другие дни, в которые благопристойные удовольствия и

пиршества не то что допускались, но предписывались. И я не думаю,

что можно выдумать что-нибудь действеннее этого для того, чтобы

привлечь сердца людей, ибо ничем сердце более не полонится, как

радостью, происходящей от благоговения, т.е. от любви и удивления

одновременно. Это все не могло также стать для них привычным и

скучным, ибо служение, назначенное для праздничных дней,

происходило редко и разнообразно. К этому присоединилось

величайшее почтение к храму, которое они всегда весьма свято

сохраняли из-за особенного в нем богослужения и всего того, что они

обязаны были соблюдать, прежде чем кому-нибудь позволялось в него

войти; даже нынешние евреи не без великого ужаса читают об

известном постыдном поступке Манассии, именно об установлении

им идола в самом храме 84. Также и к законам, которые весьма свято

сохранялись во внутреннем святилище, у народа было не меньшее

почтение. Поэтому народного ропота и предрассудков здесь

нисколько не должно было бояться, ведь никто не смел высказать

суждений о божественных вещах, но они должны были, нисколько не

советуясь с разумом, повиноваться всему, что им приказывалось на

основании авторитета божественного ответа, полученного в храме,

или закона, установленного богом.

Думаю, что этим я хотя кратко, однако довольно ясно изложил

высшую суть этого государства. Остается теперь исследовать

причины, почему евреи столько раз отпадали от закона, почему

столько раз их порабощали и почему, наконец, государство могло

быть совершенно уничтожено. Впрочем, здесь, пожалуй, кто-нибудь

скажет, что это случилось из-за упорства народного; но это есть

ребячество, ибо почему же эта нация была упорнее остальных? По

природе? Последняя ведь создает не нации, но индивидуумов,

которые разделяются на нации, конечно, только вследствие различия в

языке, законах и усвоенных нравах; и только последние два фактора,

т.е. законы и нравы,

234235

приводят к тому, что каждая нация имеет особенный характер,

особенное положение и, наконец, особенные предрассудки. Итак, если

допустить, что евреи более остальных смертных были упорны, то

последнее нужно было бы поставить в вину законам или усвоенным

нравам. И, конечно, верно то, что если бы бог хотел, чтобы их

государство было более долговечным, то он иначе установил бы права

и законы и научил бы другому способу управления народом; поэтому,

что еще мы можем сказать, кроме того, что они прогневили своего

бога не только, как говорит Иеремия в гл. 32, ст. 31, с основания

города, но уже с установления законов. Об этом и Иезекииль в гл. 20,

ст. 25, свидетельствует, говоря: «И я дал им учреждения не добрые и

права, с которыми они не могли бы жить, и я осквернил их в их

собственных приношениях, допускал всякое разверзание ложесн (т.е.

первородное), чтобы разорить их, дабы они знали, что я — Иегова».

Чтобы правильно понять эти слова и причину разрушения

государства, должно заметить, что первоначально намеревались

передать все священное служение первородным, а не левитам (см.

Числ., гл. 8, ст. 17), но, после того как все, кроме левитов,

поклонились тельцу, первенцы были отвергнуты и осквернены и

левиты были избраны на их место (Второзак., гл. 10, ст. 8). Эта

перемена, чем больше и больше я о ней размышляю, заставляет меня

сослаться на слова Тацита, что в то время у бога была забота не об их

безопасности, но об отмщении им. И я не могу достаточно надивиться

тому, что в душе небожителя было столько гнева, что он самые

законы, имеющие всегда целью только честь, благо и безопасность

всего народа, дал с намерением отомстить за себя и наказать народ,

так что законы оказались не законами, т.е. благом для народа, но

скорее наказаниями и мучениями. Ведь все приношения, которые

обязательно было давать левитам и жрецам, а равно и то, что за

первенцев должно было платить выкуп и отдавать левитам деньги за

голову, и, наконец;, то, что только левитам дозволялось вступать в

святилище, — все это постоянно доказывало евреям их нечистоту и

отверженность. С другой стороны, и левитов было чем постоянно

попрекать. Ибо несомненно, что среди стольких тысяч встречалось

много наглых лжебогословов; отсюда у народа появилась склонность

наблюдать за поступками левитов, которые, без сомнения,

235236

были люди, и, как водится, обвинять всех из-за преступления одного,

а отсюда постоянный ропот, потом нежелание кормить людей

праздных и ненавистных и не соединенных узами крови с ними,

особенно если съестные припасы были дороги. Итак, что

удивительного, если в мирное время, когда явные чудеса

прекратились и не было людей с выдающимся авторитетом,

возбужденный и алчный дух народа начал слабеть и, наконец, отпал

от культа хотя божественного, однако для него бесславного и

подозрительного, и пожелал нового, и что удивительного в том, что

вожди, которые ради удержания верховного права господства только

за собой всегда ищут способа привязать к себе народ и отвратить его

от первосвященника, дозволяли народу все и вводили новые культы?

Если бы государство было устроено согласно первоначальному плану,

то у всех колен было бы одинаковое право, все пользовались бы

одинаковым почетом и все находились бы в полной безопасности; в

самом деле, кто захотел бы нарушать священное право своих

единокровных, чего другого желали бы более, нежели из религиозного

благочестия кормить своих единоплеменников, братьев и родных,

учиться у них толкованию законов и, наконец, от них ожидать

божественных ответов? И потом все колена, таким образом, были бы

гораздо теснее связаны взаимно, если бы у всех было одинаковое

право распоряжаться святыней; более того, нечего было бы бояться,

если бы самое избрание левитов имело другую причину, нежели гнев

и мщение. По, как мы сказали, они прогневили своего бога, который

их, повторяя опять слова Иезекииля, «осквернил в их собственных

приношениях, допуская всякое разверзапие ложесн, чтобы разорить

их». Это подтверждается, кроме того, самой историей. Как только

народ стал пользоваться в пустыне покоем, многие, и притом люди не

из черни, стали тяготиться этим избранием, а отсюда возникло

представление, что Моисей ничего не устанавливает по

божественному приказу, но все устанавливает но своему произволу,

потому что он избрал именно свое колено из всех и право

первосвященства отдал навеки своему брату; поэтому они, возбудив

волнение, приходят к нему с криками, что все одинаково святы и что

он вопреки праву превознесен над всеми. И он никаким способом не

мог успокоить их, но все они были истреблены совершившимся в

знамение

236237

веры чудом; отсюда произошло новое и всеобщее восстание всего

народа, верившего, что мятежники были истреблены не судьей-богом,

но хитростью Моисея; народ, изнемогши, наконец, после великого

поражения, или моровой язвы, успокоился, но так, что все желали

лучше умереть, нежели жить; поэтому в то время можно говорить

скорее о прекращении восстания, нежели о начале согласия. Так

свидетельствует об этом Писание во Второзаконии, гл. 31, ст. 21, где

бог, предсказав Моисею, что народ после его смерти отпадет от

божественного культа, говорит ему следующее: «Ведь знаю я твою

мятежность и твое упорство. Если, пока я с

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн