Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

как верили, что

грехи происходят только от плоти, душа же советует только доброе,

то поэтому псалмопевец и взывает к помощи божьей против

побуждения плоти и просит лишь о том, чтобы душа, данная ему

богом святым, была сохранена богом. Теперь, так как Писание ради

слабости толпы обыкновенно изображает бога наподобие человека и

приписывает богу душу, дух и душевные аффекты, а равно тело и

дыхание, то поэтому в Священном Писании «дух божий» часто

употребляется вместо души, т.е. чувства, аффекта, силы и дыхания уст

божьих. Так, Исайя в гл. 40, ст. 13, говорит: «Кто расположил дух (или

душу) божий», т.е. кто побудил душу бога, кроме самого бога, к

желанию чего-нибудь; а в гл. 63, ст. 10: «И они огорчили и опечалили

дух его святости». А отсюда происходит, что это слово обыкновенно

берется вместо Моисеева закона, потому что оно объясняет как бы

душу бога, как сам Исайя в той же главе, ст. 11, говорит: «Где тот,

который вложил в среду его дух своей святости», т.е. закон Моисеев,

как ясно обнаруживается из всего содержания речи; а Неемия в гл. 9,

ст. 20 [говорит]: «И дух (или душу) твой благой ты дал им, чтобы

сделать их разумеющими»; здесь он говорит ведь о времени

законодательства и намекает также на то место Второзакония, гл. 4,

ст. 6, где Моисей говорит: «Потому что он (т.е. закон) есть ваше

знание и благоразумие» и пр. Также в псалме 143, ст. 10: «Душа твоя

благая поведет меня на землю ровную», т.е. душа твоя, открытая нам,

поведет меня на правильный путь. «Дух божий» означает также, как

мы сказали, дыхание бога, которое, как и ум, дух и тело,

приписывается богу в Писании в переносном смысле, например, в

псалме 33, ст. 6. Затем он означает могущество божие, силу или

способность,

2829

как у Иова, гл. 33, ст. 4: «Дух божий меня сделал», т.е. благость или

могущество божье, или, если хотите, решение божье, ибо и

псалмопевец говорит на поэтическом языке: «Велением божиим

небеса сделаны и духом (или дуновением) уст его (т.е. его решением,

произнесенным как бы одним дуновением) все их воинство». Также в

псалме 139, ст. 7: «Куда я пойду (чтобы быть) вне духа твоего или

куда убегу (чтобы быть) вне созерцания твоего», т.е. (как явствует из

дальнейшего разъяснения самого псалмопевца) куда я могу уйти,

чтобы быть вне твоего могущества и присутствия? Наконец, «дух

божий» берется в Священном Писании для выражения аффектов

чувства божьего, именно: благосклонности божьей и милосердия;

например, у Михея в гл. 2, ст. 7: «Разве умалился дух божий? (т.е.

милосердие божье), таковы ли (т.е. неудачны) действия его?». Также у

Захар., гл. 4, ст. 6: «Не воинством, не силою, но одним моим духом»,

т.е. одним моим милосердием. И в этом смысле, думаю, должно

понимать и ст. 12, гл. 7 того же пророка, именно: «И они учинили

сердце свое осторожным 12, чтобы не повиноваться закону и

заповедям, которые бог послал через первых пророков по своему

духу», т.е. по своему милосердию. В этом же смысле говорит Аггей,

гл. 2, ст. 5: «И дух мой (или моя милость) пребывает среди вас, не

бойтесь». Относительно же того, что говорит Исайя в гл. 48, ст. 16: «И

теперь послал меня господь бог и дух его», то это, конечно, можно

понимать в смысле чувства расположения и милосердия божьего или

же в смысле души его, открытой в законе; ибо он говорит: «С начала

(т.е. как только я пришел к вам, чтобы возвестить вам гнев божий и

его приговор, вынесенный против вас) я не говорил тайно; со времени,

как это было произнесено, я присутствовал (как сам он в 7-й

гл. свидетельствует), а теперь я вестник радости, посланный божиим

милосердием, чтобы объявить о вашем освобождении». Это также

можно понимать, как я сказал, и в смысле души божьей, открытой в

законе, т.е. что он теперь пришел к ним ради увещания, по

предписанию закона, именно: Левит, гл. 19, ст. 17; поэтому он

увещает их при тех же условиях и таким же образом, как это делал

обыкновенно и Моисей, и, наконец, он, как это и Моисей делал,

заканчивает предсказанием об их освобождении. Однако первое

объяснение мне кажется более подходящим.

2930

Но вернемся, наконец, к нашей цели. Из всего этого становятся

ясными следующие выражения Писания, именно: «У пророка был дух

божий, бог излил на людей дух свой, люди исполнены были духа

божия и духа святого» и пр. Они означают только то, что пророки

обладали особенною добродетелью, превышающею обыкновенную *,

и что они с отменным постоянством духа подвизались в благочестии;

далее, что они воспринимали душу бога или суждения его. Мы ведь

показали, что «дух» по-еврейски означает как душу, так и суждение

души и что поэтому и самый закон, так как он объясняет душу бога,

называется духом, или душою, бога; с равным правом посему и

воображение пророков, поскольку через него были открываемы

божественные решения, могло быть названо душой божьей, и о

пророках можно было говорить, что в них была душа божья И хотя в

нашей душе также начертана душа божья и ее вечные суждения, а

следовательно, и мы (говоря согласно Писанию) познаем душу

божью, однако благодаря тому, что естественное познание обще всем,

оно, как мы уже сказали, не только ценится людьми, особенно

евреями, которые хвалились, что они выше всех, и даже обыкновенно

презирали всех, также, следовательно, и общее всем знание. Наконец,

о пророках говорили, что они имеют дух божий, еще и потому, что

люди не знали причин пророческого познания и удивлялись ему и

вследствие этого они обыкновенно относили его, как и прочее из ряда

вон выходящее, к богу и называли божественным познанием.

Итак, мы можем теперь утверждать без колебания, что пророки

воспринимали божественные откровения только при помощи

воображения, т.е. посредством слов или образов, и притом

действительных или воображаемых. Ибо, коль скоро мы не находим в

Писании никаких других средств, кроме этих, то, как мы уже

показали, нам никаких других выдумывать нельзя. Но, на основании

каких законов природы это совершалось, я, признаюсь, не знаю.

Конечно, я мог бы сказать, как другие, что это совершилось благодаря

могуществу бога, но я оказался бы болтуном. Ибо это было бы то же

самое, как если бы я захотел объяснить каким-нибудь

трансцендентальным термином форму какой-нибудь единичной вещи.

__________________

* См. примеч. III.

3031

Ведь могуществом божьим все совершено. Скажу более: так как

могущество природы не что иное, как само могущество бога, то

несомненно, что мы постольку не понимаем могущества божьего,

поскольку не знаем естественных причин, стало быть, глупо и

прибегать к этому могуществу божьему, когда мы не знаем

естественной причины какой-нибудь вещи, т.е. самого могущества

божьего. Да нам теперь и не нужно знать причину пророческого

познания. Ибо, как я уже упоминал, мы стараемся исследовать здесь

только документы Писания, чтобы на основании их вывести свои

заключения, как из данных природы; источники же документов нас

нисколько не интересуют.

Стало быть, коль скоро пророки воспринимали божественные

откровения при помощи воображения, то они, несомненно, могли

воспринимать многое, что находится вне границ разума; ибо из слов и

образов можно гораздо больше составить представлений, нежели из

одних тех принципов и понятий, на которых зиждется все наше

естественное познание.

Далее, ясно, почему пророки почти все воспринимали и всему

учили в притчах и загадках и все духовное выражали телесно: все это

больше согласуется с природой воображения. Теперь мы не удивимся,

почему Писание или пророки столь непрямо и темно говорят о духе,

или душе, бога, как [например] в кн. Числ, гл. 11, ст. 17, в I кн. Цар.,

гл. 22, ст. 2 и пр., не удивимся, далее, что Михей видел бога сидящим,

а Даниил — в виде старца, покрытого белою одеждою. Иезекииль же

— в виде огня; а те, которые находились при Христе, видели духа

святого в виде нисходящего голубя, апостолы же — в виде огненных

языков и, наконец, Павел до своего обращения увидел его как великий

свет. Все это ведь вполне согласуется с общеизвестными

представлениями о боге и духах. Наконец, так как воображение

неопределенно и непостоянно, то поэтому и дар пророчества

оставался у пророков недолго, а также и встречался не часто, но очень

редко, именно: у весьма немногих людей, да и у них-то очень редко. А

раз это так, то нам приходится теперь исследовать, откуда у пророков

могла возникнуть достоверность относительно того, что они

воспринимали только посредством воображения, а не при помощи

точных начал разума. Но все, что только можно сказать

3132

и об этом, должно заимствовать из Писания, так как у нас нет, как мы

уже сказали, истинной науки об этом предмете, т.е. мы не можем

объяснить его посредством первых его причин. А чему учит Писание

относительно достоверности у пророков, это я покажу в следующей

главе; в ней я решил говорить о пророках.

ГЛАВА II

О ПРОРОКАХ

Из предыдущей главы, как мы уже указали, следует, что пророки

были одарены не душою более совершенною, но способностью более

живого воображения. Это в достаточной мере подтверждают и

рассказы Писания о Соломоне, например, известно, что он отличался

от других именно мудростью, но не пророческим даром. Не были

пророками также известные весьма мудрые люди Еман, Дар да,

Халкол13; и, наоборот, люди деревенские, лишенные всякого

образования, даже женки, как Агарь — служанка Авраама, обладали

даром пророчества. И это согласуется с опытом и разумом. В самом

деле, кто более всего наделен воображением, тот менее способен к

отвлеченному мышлению; и, наоборот, кто более всего наделен

разумом и больше всего его изощряет, тот обладает более умеренною

способностью воображения и более подчиняет ее, держит как бы в

узде, дабы она не смешивалась с разумом. Стало быть, те, кто

старается искать мудрость и познания о материальных и духовных

предметах -в пророческих книгах, идут всецело по ложному пути. Это

я и решил подробно показать здесь, потому что время, философия и,

наконец, само дело этого требуют; и я мало забочусь о том, какой вой

поднимет суеверие, которое ни к кому не питает большей ненависти,

чем к лицам, посвящающим себя истинной науке и истинной жизни. К

прискорбию, дело дошло уже до того, что люди, открыто

признающиеся, что у них нет идеи о боге и что они познают бога

только при посредстве созданных (сотворенных — creata) вещей

(причины которых им неизвестны), не краснеют, обвиняя философов в

атеизме.

Но, чтобы изложить предмет по порядку, я покажу, что

пророчества различались не только в зависимости

3233

от воображения и физического темперамента каждого пророка, но и в

зависимости от мнений, которыми пророки были пропитаны, и что

поэтому пророчество никогда не делало пророков более знающими,

как это я сейчас подробнее объясню. Но предварительно здесь должно

сказать о достоверности, бывшей у пророков, потому что это, вопервых, касается содержания настоящей главы, и, во-вторых, это

несколько послужит тому, что мы намереваемся доказать.

Так как простое воображение по своей природе не содержит в себе

достоверности, как всякая ясная и отчетливая идея, но к нему

необходимо должно быть придано нечто, именно: рассудочность, для

того чтобы мы могли быть уверены в вещах, которые воображаем, то

отсюда следует, что пророчество само по себе не может содержать в

себе достоверности, потому что оно, как мы уже показали, зависит

только от воображения. Поэтому пророки уверялись в откровении

бога не посредством самого откровения, а посредством некоторого

знамения (signum), как это видно

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн