опираются.
269270
III
(к стр. 30)
Хотя некоторые люди имеют нечто, чего другим природа не дает, однако
про них не говорят, что они превышают человеческую природу, если
присущие им особенности не суть таковы, что их нельзя понять из
определения человеческой природы. Например, гигантский рост — редкое
явление, но, однако, оно человеческое. Затем способность импровизировать
стихами дастся весьма немногим, тем не менее и она человеческая; равно и
то, что кое-кто с открытыми глазами воображает некоторые вещи столь
живо, как будто бы они находились перед ним. Но если бы нашелся кто,
имеющий другие средства восприятия и другие основания познания, тот,
конечно, перешел бы границы человеческой природы.
IV
(к стр. 52)
В гл. 15 Бытия рассказывается, что бог сказал Аврааму, что он его
защитник и даст ему весьма большое вознаграждение; на это Авраам
возразил, что он ничего уже не ждет для себя такого, что могло бы иметь
какое-нибудь значение, потому что он при маститой уже старости не имеет
детей.
V
(к стр. 52)
Что для вечной жизни недостаточно сохранять заповеди Ветхого завета,
явствует из Марка, гл. 10, ст. 21.
(к стр. 91)
В существовании бога, а следовательно, и во всем мы сомневаемся, пока
имеем о самом боге идею не ясную и отчетливую, но смутную. Ибо как тот,
кто не постиг правильно природу треугольника, не знает, что три угла его
равны двум прямым, так и тот, кто смутно понимает божественную природу,
не видит, что к природе бога принадлежит существование. Но для того,
чтобы природа бога могла пониматься нами ясно и отчетливо, необходимо,
чтобы
270271
мы обратили внимание на некоторые самые простые понятия, которые мы
называем общими, и связали с ними те, которые относятся к божественной
природе; тогда только и становится для нас ясным, что бог необходимо
существует и вездесущ; и вместе с тем тогда обнаруживается, что все, что мы
познаем, заключает в себе природу бога и через нее познается, и, наконец,
что все то истинно, что мы адекватно познаем. Но об этом смотри
предисловие книги, озаглавленной «Основы философии, доказанные
геометрическим способом» 93.
VII
(к стр. 114)
Для нас именно, не имеющих навыка в этом языке и нуждающихся в его
фразеологии.
VIII
(к стр. 119)
Под постижимыми вещами (res perceptibiles) я разумею не только те,
которые законно доказываются, но и те, которые мы обыкновенно приемлем,
основываясь на моральной достоверности, и о которых без удивления
слушаем, хотя они никак не могут быть доказаны. Предложения (теоремы)
Эвклида кем угодно постигаются, прежде чем доказываются. Также рассказы
как о будущих, так и о прошедших событиях, которые не превышают
человеческой веры, равно права, постановления и нравы я зову постижимыми
и ясными, хотя они не могут быть доказаны математически. Но иероглифы и
рассказы, превышающие, по-видимому, всякое вероятие, я называю
непостижимыми; однако и в них есть многое, что на основании нашего
метода может быть исследовано с целью понять мысль автора.
IX
(к стр. 128)
Именно историком, а не Авраамом, ибо он говорит, что место, которое
ныне зовется: «на горе божией будет открыто», было названо Авраамом: «бог
предусмотрит».
271272
X
(к стр. 130)
С этого времени до царствования Иорама, в которое они отпали от него (II
Цар., гл. 8, ст. 20), Идумея не имела царей, но место царя заступали
наместники, поставленные иудеями (см. I Цар., гл. 22, ст. 48); поэтому
наместник Идумеи (II Цар., гл. 3, ст. 9) и называется царем. Но начал ли
царствовать последний из идумейских царей прежде, чем Саул был сделан
царем, или же Писание в этой главе Бытия только хотело передать о царях,
которые умерли непобежденными, в этом можно сомневаться. Впрочем,
совершенно заблуждаются те, которые хотят занести в каталог еврейских
царей Моисея, установившего по божественному внушению еврейское
государство, совсем несходное с монархическим.
XI
(к стр. 138)
Напр. во II Цар., гл. 18, ст. 20, читается во втором лице, «ты сказал, но
только устами» и пр., но у Исайи в гл. 36, ст. 5: «я сказал: конечно, это —
слова; для войны нужны совет и крепость». Потом в ст. 22 читается: «но,
может быть, вы скажете»: во множественном числе, то что в книге Исайи
встречается в единственном числе. Кроме того в тексте Исайи нет
следующих слов из ст. 32 цитированной главы: «в землю масличных плодов
и в землю меда; вы будете жить и никогда не умрете».
Подобным образом встречается много других разных чтений, и никто не
определит, какое именно из них должно быть выбрано предпочтительно пред
другими.
XII
(к стр. 139)
Напр. во II кн. Сам., в гл. 7, ст. 6, читается: «постоянно странствуя, я
пребывал в шатре и скинии», а в I Паралип., гл. 17, ст. 5: «я ходил из шатра в
шатер и из скинии в скинию», именно изменено «влишикан» в «мимишкан».
Потом ст. 10 цитированного места Самуила читается: «чтобы опечалить его»,
а в Паралип., пит. гл., ст. 9: «чтобы истребить его». Подобным образом и
много других разногласий большей важности заметит, прочитавши хоть раз
эти главы, каждый, кто не совершенно слей и не совсем глуп.
272273
XIII
(к стр. 139)
Что этот текст имеет в виду только то время, в которое Иосиф был продан,
не только явствует из связи самой речи, но вытекает и из самого возраста
Иуды, которому в то время был самое большее двадцать второй год от роду,
если позволительно сделать подсчет на основании предшествующей истории
о нем. Ибо из гл. 29, ст. последнего Бытия ясно, что Иуда родился в десятый
год от того момента, с которого патриарх Иаков начал служить Лавану, а
Иосиф — в четырнадцатый. Стало быть, коль скоро самому Иосифу при его
продаже был семнадцатый год от роду, то, следовательно, Иуде в то время
было от роду двадцать один год, не больше. Итак, те, которые думают, что
это продолжительное отсутствие Иуды из дома случилось до продажи
Иосифа, стараются обмануть себя и более беспокоятся о божественности
Писания, нежели уверены в нем.
XIV
(к стр. 140)
Ибо мнение некоторых лиц, будто Иаков 8 или 10 лет странствовал между
Месопотамией и Вефилем, отзывается, да простит мне Абен-Езра выражение,
глупостью. Ибо не только вследствие желания, которым, без сомнения,
Иаков был охвачен, видеть престарелых родителей, но также и для того, и
главным образом, чтобы исполнить обет, данный им, когда он убегал от
брата (смотри Быт., гл. 28, ст. 10, и гл. 31, ст. 13, и гл. 35, ст. 1), он, насколько
было возможно, торопился, и о выполнении этого бог напомнил ему (Быт.,
гл. 31, ст. 3 и 13) и обещал помочь ему вернуться в отечество. Если, однако,
подобные догадки кажутся лучше, нежели доводы, ну тогда, конечно, можно
допустить, что Иаков употребил на этот короткий путь 8 или 10 и, если
угодно, много лет сверх этого, гонимый худшей судьбой, чем Одиссей 94.
Они, конечно, не в состоянии будут отрицать то, что Вениамин родился в
последний год этого странствования, т.е., по их гипотезе, в пятнадцатом или
шестнадцатом году от рождения Иосифа или около того. Ибо Иаков в
седьмом году от рождения самого Иосифа распростился с Лаваном; но от 17
года Иосифова возраста до года, в который сам патриарх пошел на чужую
сторону в Египет, насчитывают не более 22 лет, как мы показали в этой
самой главе; стало быть, Вениамин в то время, когда он отправился в Египет,
имел самое большее 24 года; а известно, что он в этот цветущий возраст имел
внуков (см. Быт., гл. 46, ст. 21, что сравни с ст. 38, 39, 40, гл. 26 Числ. и со
ст. 1 и след. гл. 8, кн. I Паралип.). Ибо Вала, первенец Вениамина, уже родил
двух сыновей, Арда и Наамана. Это, конечно, чуждо разуму не менее, чем и
то, что Дина семи лет претерпела насилие, и остальное, что мы вывели из
хронологической последовательности в этой истории. И, стало быть, ясно,
что несведущие люди, когда они стараются распутать затруднение, впадают в
другие и еще более запутывают и портят дело.
273274
XV
(к стр. 141)
Т.е. в других выражениях и в другом порядке, нежели они находятся в
книге Иисуса Навина.
XVI
(к стр. 141)
Равви Леви бен-Герсон 95 и другие думают, что эти 40 лет, про которые
Писание говорит, что они прожиты на свободе, берут, однако, начало от
смерти Иисуса Навина и, следовательно, содержат в себе одновременно 8
предыдущих годов, в которые народ был в подданстве X ушана Ришафаима,
а 18 следующих должны быть включены также в счет 80 лет, в которые
судили Аод и Самгар, таким же образом думают, что и остальные годы
рабства всегда включаются в те, о которых Писание свидетельствует, что они
прожиты на свободе. Но так как Писание точно перечисляет, сколько лет
евреи были в рабстве и сколько на свободе, а в гл. 2, ст. 18, ясно
рассказывает, что дела евреев при жизни судей всегда процветали, то вполне
ясно, что тот раввин, человек, впрочем, весьма ученый, и остальные,
шествующие по его стопам, стараясь распутать подобные узлы, скорее
исправляют Писание, нежели объясняют. Это же делают и те, которые
утверждают, что Писание хотело в том общем счете годов указать только
времена благоустройства иудейского; время же анархии и рабства, как
неблагоприятное и как бы переходное состояние царства, оно не могло
включить в общий счет годов. В действительности, хотя Писание
обыкновенно обходит молчанием времена безначалия, все-таки годы
порабощения оно передает не меньше, чем годы свободы, а не выключает их
из летописей, как снится [комментаторам]. А что Ездра в кн. I Цар. хотел
разуметь в том общем числе годов безусловно все годы от исхода из Египта,
то это до того очевидное дело, что ни один сведущий в Писании человек
никогда в этом не сомневался. Ибо, не говоря уже о словах самого текста,
сама генеалогия Давида, передаваемая в конце книги Руфи и I Паралип., гл. 2,
едва допускает столь большую сумму лет. Ибо Наасон во 2 году от исхода из
Египта был князем племени Иуды (см. Числ., 7, ст. 11 и 12) и, стало быть,
умер в пустыне, а сын его по той же генеалогии Давида был прапрадедом
Давида. Если из этой суммы 480 лет отнять 4 года царствования Соломона и
70 лет жизни Давида и 40 лет, которые были проведены в пустыне, то
окажется, что Давид родился в 366 году от [времени] перехода через Иордан;
и» стало быть, необходимо, чтобы его отец, дед, прадед и прапрадед рождали
детей, будучи каждый из них 90 лет.
По-французски прибавлено: «и следовательно, едва ли бы насчитали от
исхода из Египта до 4-го года царствования Соломона 480 лет, если бы
Писание прямо не сказало этого».
274275
XVII
(к стр. 142)
Можно сомневаться в том, следует ли относить эти 20 лет к годам свободы
или они заключатся в 40 непосредственно предшествующих, в течение
которых народ был под игом филистимлян. Что касается меня, то я
признаюсь, что вижу больше правдоподобия в последнем, и для меня
вероятнее, что евреи возвратили свою свободу, когда самые значительные из
филистимлян погибли с Самсоном. Отнес же я эти 20 лет судейства Самсона
к тем, в течение которых продолжалось иго филистимлян, только потому, что
Самсон родился после того, как филистимляне покорили евреев; кроме того,
в «Трактате о субботе» 96 сделано упоминание о некоей книге Иерусалима,
где сказано, что Самсон судил народ 40 лет; но вопрос не в этих только
годах.
XVIII
(к стр. 144)