Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

так и общее

благополучие, так что форма верховной власти, которая почитается

абсолютно монархической, в действительности, на деле, оказывается

аристократической, но не явной, а скрытой, а потому наихудшей. К

этому нужно прибавить, что когда царь или в детском возрасте, или

болен, или отягощен годами, то он является царем только по имени

(precario rex sit); в действительности же верховная власть находится в

руках тех, кто ведает важнейшими делами государства, или лиц,

наиболее близких к царю. Я не говорю уже о том, что царь, преданный

распутству, правит всем по прихоти той или иной наложницы или

любимца. «Я слыхал, — говорит Орсин, — что в Азии некогда царили

женщины, но чтобы кастрат царствовал, — это новость!» (Курций 7,

кн. X, гл. 1).

§ 6. Несомненно, кроме того, что государству всегда грозит

большая опасность со стороны граждан, чем со стороны врагов;

хорошие граждане редки. Из этого следует, что тот, на кого

перенесено все право государства, всегда будет бояться граждан

более, чем врагов, и, следовательно, будет стремиться обезопасить

себя, к подданным же

315316

будет относиться не с заботливостью, а злокозненно, в особенности к

тем, которые выделяются мудростью или влиятельнее других

вследствие своего богатства.

§ 7. К этому нужно еще прибавить, что цари и своих сыновей более

боятся, чем любят, и тем более, чем более последние преуспевают в

искусствах войны и мира и любимы за свои добродетели подданными.

Этим объясняется, что они стараются воспитать своих сыновой таким

образом, чтобы устранить причину страха. В этом деле весьма

рьяными приспешниками царя являются придворные, которые

приложат все старания к тому, чтобы будущий царь был неразвит и

им можно было бы ловко управлять.

§ 8. Из всего этого следует, что царь тем менее своеправен и

положение подданных тем печальнее, чем более абсолютно

переносится на царя право государства. И поэтому необходимо для

надлежащего упрочения монархической формы верховной власти

заложить надежные основы, на которых она и будет воздвигнута; из

них должны проистекать безопасность для монарха и мир для народа,

так чтобы монарх был наиболее своеправен тогда, когда он наиболее

печется о благоденствии народа. Эти основы монархической формы

верховной власти я сначала вкратце изложу, а затем разовью по

порядку.

§ 9. Должны быть основаны и укреплены один или несколько

городов, все граждане которых — все равно, живут ли они в стенах

города или вне их, занимаясь земледелием, — обладают равными

гражданскими правами, с тем, однако, условием, чтобы каждый город

имел известное число граждан для своей и общей защиты; тот же

город, который не может выполнить этого, должен быть в подчинении

на иных условиях.

§ 10. Ополчение должно быть образовано из одних граждан, без

исключения для кого бы то ни было, и ни из кого другого; а поэтому

все обязаны иметь оружие и никто не может быть принят в число

граждан, если не научится раньше владеть оружием и не обещает

упражняться в обращении с ним в определенное время года. Далее, по

разделении ополчения каждого рода на когорты и легионы, никто не

должен избираться в вожди когорты, кроме изучавших военное

искусство. Затем вожди когорт и легионов должны быть избираемы на

всю жизнь, а командующий всем ополчением какого-нибудь рода —

только на время войны; он должен быть у власти не более года, его

316317

власть не может быть продлена, и он не может быть избран вновь.

Они должны избираться из советников царя (о которых нам предстоит

говорить в § 15 и сл.) или из тех, которые уже отбыли эту должность.

§ 11. Жители всех городов и земледельцы, т.е. все граждане, должны

быть поделены на роды (familiae), отличающиеся друг от друга

именем и каким-нибудь знаком. Все рожденные в каком-нибудь из

этих родов принимаются в число граждан (их имена должны

заноситься в списки их рода, как только они достигнут возраста, когда

они могут носить оружие и понимать свои обязанности), за

исключением лишь опороченных каким-нибудь преступлением или

немых, безумных и батраков, добывающих средства к жизни какимнибудь недостойным свободного человека занятием.

§ 12. Поля и вся земля, а если возможно, и дома должны быть

оставлены за государством, именно за тем, кому принадлежит право

государства; он сдает их за ежегодный оброк гражданам, как

горожанам, так и селянам, и за этим исключением никто в мирное

время никаких повинностей не несет. Из этого оброка одна часть

должна идти на укрепление государства, другая же — на домашние

нужды царя. Ибо во время мира необходимо укреплять города, как для

войны, кроме того, иметь наготове суда и прочие орудия войны.

§ 13. По избрании царя из какого-нибудь рода никто не должен

считаться знатным, кроме [лиц] происходящих от царя, которые

поэтому отличаются от своего и прочих родов знаками царского

достоинства.

§ 14. Из этой знати родственникам царя, находящимся в третьей

или четвертой степени родства с тем, кто царствует, должен быть

воспрещен брак; если же они произведут детей, то дети считаются

незаконными, лишенными доступа ко всем почетным должностям и

не признаются наследниками своих родителей: все имущество

последних отходит к царю.

§ 15. Далее, советников царя, которые наиболее к нему

приближены и уступают в достоинстве только ему, должно быть

большое число, и избирать их должно исключительно из граждан, из

каждого рода именно трое, четверо или пятеро (если родов не более

шестисот), которые вместе пользуются правом одного члена совета,

но не на всю жизнь, а на три, на четыре или пять лет, так чтобы

каждый

317318

год избиралась вновь третья, четвертая или пятая часть. При этих

выборах особенно важно, чтобы из каждого рода выбирался, по

крайней мере, один знаток права.

§ 16. Эти выборы должны производиться самим царем. В

определенное время года, когда именно выбираются новые советники,

каждый род обязан представить царю список тех из своих граждан,

которые достигли пятидесятилетнего возраста и в надлежащем

порядке признаны кандидатами на эту должность; из них он выбирает

кого пожелает. В том же году, когда знаток права из какого-нибудь

рода должен занять место другого, царю представляется лишь список

знатоков права. Те советники, которые пробыли в этой должности

положенное время, не могут ни оставаться в ней дольше, ни

заноситься в избирательные списки в течение пяти или более лет.

Причина же, почему необходимо каждый год выбирать из каждого

рода по одному, заключается в том, что совет не должен состоять

попеременно то из неопытных новичков, то из ветеранов, искушенных

в делах; а это необходимо бы произошло, если бы весь состав сразу

уходил, а его место занимал новый. Но если каждый год будет

избираться по одному из рода, то только пятая, четвертая или третья

часть совета будет состоять из новичков. Если, далее, царь,

задержанный другими делами или по какой-нибудь иной причине, не

может заняться этими выборами, то сами советники выбирают других

на время, царь же или избирает затем других, или утверждает

избранных советом.

§ 17. Первейшей обязанностью этого совета является защита

основных законов государства, подача советов относительно текущих

дел, чтобы царь знал, какого решения требует общее благо. И потому

царю не должно быть дозволено выносить окончательное решение о

каком-нибудь деле до предварительного ознакомления с мнением

этого совета. Но если, как это по большей части бывает, совет не

придет к единодушию, но в нем будут различные мнения даже после

трех- или четырехкратного обсуждения одного дела, то не следует

дальше медлить с этим делом, но расходящиеся мнения

представляются царю (как мы покажем в § 25 наст. гл.).

§ 18. Обязанностью этого совета является также обнародование

распоряжений или решений царя, забота о приведении в исполнение

решений, принятых в делах

318319

правления, наконец, попечение, в качестве заместителя царя, о всем

управлении государством.

§ 19. Гражданам открыт доступ к царю только через этот совет, в

который должны поступать все заявления или прошения для

представления царю. Точно так же послы иностранных государств

могут получать разрешение на аудиенцию у царя только через этот

совет. Далее, письма, адресованные царю из других мест, передаются

ему этим советом; и вообще царь должен считаться как бы душой

государства, вышеописанный же совет — внешними чувствами или

телом государства, через которое душа воспринимает состояние

государства и посредством которого она выполняет то, что считает

наилучшим.

§ 20. Забота о воспитании сыновей царя также лежит на

обязанности совета, равно как и опека, если царь умер, оставив

наследника младенцем или малолетним. Но для того чтобы совет в

течение этого времени не оставался без царя, из знати государства

должен быть избран старейший, замещающий царя, пока законный

наследник не достигнет того возраста, когда сможет принять на себя

бремя власти. § 21. Кандидатами в этот совет являются те, которые

знакомы с управлением, основами и состоянием или особыми

условиями государства, подданными которого они являются. Тот же,

кто желает занять место знатока права, должен, сверх управления и

особых условий государства, подданным которого он состоит, знать

то же и относительно других государств, с которыми приходится

сталкиваться. Но лишь достигшие пятидесятилетнего возраста и не

уличенные ни в каком преступлении вносятся в избирательные

списки.

§ 22. В этом совете дела государства могут решаться только в

присутствии всех членов; если же кто-нибудь не может

присутствовать по болезни или по какой-либо другой причине, то он

обязан послать вместо себя кого-нибудь другого из того же рода, кто

уже отбыл эту должность или внесен в избирательные списки. Если он

не сделает этого и совет вследствие его отсутствия вынужден будет

отложить обсуждение какого-нибудь дела до другого дня, то на него

налагается какой-нибудь значительный денежный штраф. Но все это

лишь в том случае, когда поднят вопрос о деле, касающемся всего

государства, а именно: о войне и мире, об отмене или издании какогонибудь закона, о торговле и т.д. Но если поднят вопрос о деле,

319320

касающемся лишь того или другого города, о прошениях и т.д., то

достаточно присутствия большинства.

§ 23. Для того чтобы между родами ни в чем не было неравенства и

чтобы установился порядок относительно места, предложений и

речей, следует соблюдать очередь так, чтобы в каждом заседании

первое место занимал другой род и тот, который в данном заседании

был первым, в следующем будет последним. Из принадлежащих же к

одному роду первым будет тот, кто ранее избран.

§ 24. Этот совет созывается не менее четырех раз в год, чтобы

потребовать отчет у должностных лиц в управлении государством,

ознакомиться с положением дел и убедиться в том, не следует ли

вынести какое-нибудь новое постановление. Ведь представляется, повидимому, невозможным, чтобы столь большое число граждан было

непрестанно занято государственными делами; но так как

государственные дела не терпят отлагательства и в промежутке между

созывами, то из этого совета должны быть избраны человек пятьдесят

или более, которые при роспуске совета становились бы на его место.

Ежедневно должны они собираться в помещении, ближайшем к

царскому, и ежедневно нести попечение о казне, о городах, об

укреплениях, о воспитании царского сына и вообще обо всем, что

лежит, согласно вышеизложенному, на обязанности великого совета,

за тем исключением, что они не могут обсуждать новых дел, о

которых еще не состоялось никакого определения.

§ 25. Когда совет собирается, то еще до внесения каких-либо

предложений пять, шесть или более знатоков права из родов,

занимающих в этом заседании первые места, являются к царю, чтобы

передать прошения или письма, если таковые имеются, изложить

положение вещей и, наконец, узнать от него самого, какого рода

предложения прикажет он внести в свой совет. Получив указания, они

возвращаются в совет, и занимающий первое место излагает

подлежащее обсуждению дело. И

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн