советников; поэтому и им, чтобы сохранить себя,
нужно быть не прямодушными, а вероломными. Но если число
советников слишком велико для того, чтобы они могли сойтись на
каком-нибудь преступном плане, если все между собой равны и
занимают должность не более четырех лет, то они никогда не будут
страшны для царя, если только он не вздумает лишить их свободы,
чем в равной степени оскорбит всех граждан. Ибо (как прекрасно
замечает Ант. Перес 12) для князя обладание абсолютной властью
слишком опасно, для подданных — слишком ненавистно и идет
вразрез как с божественными, так и с человеческими установлениями,
что доказывается бесчисленными примерами.
§ 15. В предыдущей главе мы изложили еще и другие основы,
которые в высокой степени обеспечивают царю его власть, а
гражданам — мир и свободу, что мы и покажем в своем месте; ибо
прежде всего я хотел доказать все касающееся верховного совета, как
наиболее важное,
331332
Теперь же перейдем к остальным, держась намеченного мною
порядка.
§ 16. Что граждане тем могущественнее и, следовательно, более
своенравны, чем большими и лучше укрепленными городами они
обладают, — это несомненно. Ведь, чем безопаснее их
местожительство, тем лучше они могут защищать свою свободу или
менее бояться внешних и внутренних врагов. Несомненно, далее, что
люди по природе тем более заботятся о своей безопасности, чем они
богаче. Те же города, которые для своего сохранения нуждаются в
мощи другого, не имеют с ним равного права; но, поскольку
чужеправны, постольку нуждаются в чужой мощи. Ведь право (как мы
показали в гл. 2) определяется исключительно мощью.
§ 17. Для той же самой цели, т.е. для того, чтобы граждане
оставались своенравными и сохраняли свободу, ополчение должно
состоять только из граждан, без исключения для кого бы то ни было.
Ведь вооруженный человек более своеправен, чем невооруженный
(смотри § 12 наст. гл.); и граждане абсолютно переносят свое право на
то лицо (всецело вверяя себя его совестливости), которому они
передали оружие и доверили укрепления городов. Сюда
присоединяется еще и человеческая скупость, которая в очень
значительной степени определяет поведение большинства. Ведь
солдат нельзя нанять без больших расходов, а граждане почти не
терпят налогов, необходимых для содержания праздного войска. А
что никто из начальствующих над всем ополчением или над большей
его частью не должен без крайней нужды выбираться более чем на
год, — это знает всякий занимавшийся священной или светской
историей. Разум же ничему не учит с большей убедительностью. Ведь
сила государства всецело вверяется тому, кто имеет в своем
распоряжении достаточно времени, чтобы достичь воинской славы,
затмить своим именем самого царя или привязать к себе войско
снисходительностью, щедростью и другими принятыми у
военачальников приемами, которыми они пролагают путь к чужому
рабству и своему господству. Па-конец, для большей безопасности
всего государства я прибавил, что командующие ополчением
выбираются из советников царя или отбывших эту должность, т.е. из
людей, достигших того возраста, когда люди по большей части
предпочитают новому и опасному старое и верное.
332333
§ 18. Я сказал, что граждане должны различаться по родам и что из
каждого рода следует выбирать равное число советников, чтобы
большие города имели больше советников, в соответствии с числом
граждан, и могли подавать большее число голосов, как оно и
справедливо. Ведь мощь верховной власти, а следовательно, и право
должны оцениваться по числу граждан; я не думаю, чтобы для
сохранения этого равенства между гражданами могло быть придумано
другое, более действительное средство; все граждане по природе
таковы, что каждый желает числиться в своем роде и отличаться от
других своим происхождением.
§ 19. В естественном состоянии, далее, земля и все связанное с
землей таким образом, что не может быть ни спрятано, ни унесено
куда бы то ни было, меньше, чем что-либо другое, может быть
предметом притязания и подчинения своему праву отдельных лиц.
Поэтому земля и все связанное с ней вышеупомянутым образом
должно быть преимущественно подчинено общему праву государства,
именно [праву] всех тех, кто соединенными силами может удержать
это за собой, или того, кто может сделать так благодаря власти,
сообщенной ему всеми; и, следовательно, земля и все связанное с ней
должно иметь в глазах граждан только то значение, что на ней можно
обосноваться и защищать общее право и свободу. Что касается
остальных выгод, которые государство должно извлекать из земли, то
о них мы говорили в § 8 наст. гл.
§ 20. Для того чтобы граждане по возможности оставались
равными — что для государства является настоятельной
необходимостью, — к знати причисляются лишь те, кто происходит
от царя. Но если бы всем потомкам царя было дозволено жениться
или иметь детей, то с течением времени их число возросло бы
чрезвычайно и они были бы не только в тягость всем остальным, но и
явились бы источником громадной опасности. Ведь люди, живущие в
праздности, по большей части увлекаются преступными планами.
Этим объясняется тот факт, что цари затевают войны главным
образом из-за знати, так как война приносит с собой царям, теснимым
знатью, больше безопасности и спокойствия, чем мир. Но я не
останавливаюсь более на этом, как на достаточно известном, равно
как и на всем сказанном мною с § 15 до § 27 пред. гл.; ибо самое
существенное доказано в этой главе, остальное же очевидно само по
себе.
333334
§ 21. Что число судей должно быть достаточно велико для того,
чтобы частное лицо не могло совратить большой части их дарами, что
голосование должно быть тайным, а не явным, что судьи заслуживают
вознаграждения за свой труд, — это также всем известно. Но повсюду
они получают годовое содержание; поэтому они не очень-то
торопятся с разрешением дел и часто тяжбам не предвидится конца.
Далее, там, где конфискованное имущество поступает в пользу царей,
часто бывает, что «при разбирательстве смотрят не на право и истину,
но на величину состояния; доносы становятся всеобщим явлением, и
начинается преследование наиболее богатых; такое тяжелое и
нетерпимое положение вещей, оправдываемое необходимостью
военного времени, остается и во время мира» 13. Корыстолюбие же
судей, остающихся в должности два или три года, умеряется страхом
перед преемниками, не говоря уже о том, что судьи не могут иметь
никакой недвижимости, но вынуждены свои деньги для получения
дохода отдавать взаймы согражданам. Поэтому им придется скорее
заботиться о гражданах, нежели строить им козни, в особенности если
самих судей будет, как мы сказали, достаточно большое число.
§ 22. Ополчение же, как мы сказали, не должно получать никакого
жалованья, ибо величайшая награда ополчению — свобода. Ведь в
естественном состоянии каждый по мере сил стремится защитить себя
ради одной только свободы и не ждет другой награды воинской
доблести, кроме самостоятельности; в гражданском же состоянии все
граждане вместе должны быть рассматриваемы, как человек в
естественном состоянии; поэтому они, сражаясь все за это состояние,
отстаивают самих себя и заняты своим собственным делом.
Советники же, судьи, преторы и т.д. трудятся более для других, чем
для себя; поэтому справедливо назначить им вознаграждение за труд.
К этому нужно прибавить, что нет на войне более достойного и более
сильного стимула к победе, чем образ свободы. Но, наоборот, если для
военной службы будет предназначена только одна какая-нибудь часть
граждан (по этой причине им придется определить жалованье), то
царь не преминет приблизить их к себе предпочтительно перед
другими (как мы показали в § 12 пред. гл.); таким образом, наиболее
близки к нему будут люди, знакомые только с военным делом, люди,
которых толкнет к изли-
334335
шествам избыток досуга в мирное время и которые, растратив свое
личное достояние, только и будут помышлять, что о грабежах,
гражданских усобицах и войнах. Поэтому мы можем утверждать, что
подобное монархическое государство на самом деле есть состояние
войны и что в нем только войско наслаждается свободой, все же
остальные рабствуют.
§ 23. Сказанное нами в § 32 пред. главы о приеме иностранцев в
число граждан говорит, по моему мнению, само за себя. Кроме того,
никто, я думаю, не станет сомневаться в том, что ближайшие кровные
родственники царя должны находиться от него в отдалении и
заниматься делами не войны, а мира, что принесет им славу, а
государству — спокойствие. Но даже и это казалось недостаточным
турецким тиранам; у них поэтому укоренился обычай убивать всех
братьев. И не удивительно: ведь, чем более абсолютно перенесено
право государства на одно лицо, тем легче оно (как мы показали на
примере в § 14 наст. главы) может быть перенесено с этого лица на
другое. Но несомненно, что изображаемая здесь монархическая форма
верховной власти, при которой нет ни одного наемного солдата,
достаточно обеспечивает указанным нами образом благоденствие
царя.
§ 24. Никто не может колебаться также относительно сказанного
нами в §§ 34 и 35 пред. главы. Но легко доказать также, что царь не
должен брать в жены иностранку. Ведь помимо того, что два
государства, если даже они и соединены между собой союзом,
находятся все-таки в состоянии вражды (согласно § 14 гл. III), прежде
всего следует остерегаться, чтобы война не возникла из-за домашних
дел царя; ведь раздоры и несогласия возникают главным образом из
союза, происшедшего от брака, и спорные вопросы между двумя
государствами по большей части решаются по праву войны. Отсюда
следует, что для государства гибельно вступление в тесный союз с
другим. О роковом примере такого рода сообщает Писание, а именно:
по смерти Соломона, сочетавшегося браком с дочерью египетского
царя, сын его Ровоам вел несчастливейшую войну с египетским царем
Сузаком, которым был окончательно покорен. Кроме того, брак
Людовика XIV, короля французского, с дочерью Филиппа IV повлек
за собой новую войну. И, кроме этих, в истории имеется множество
других примеров.
335336
§ 25. Облик государства должен сохраняться одним и тем же, и,
следовательно, царское достоинство должно принадлежать одному
лицу, отпрыску какой-нибудь одной династии, и государственная
власть должна оставаться неделимой. Я сказал, далее, что по праву
старший сын царя наследует отцу или (если нет детей) ближайший
кровный родственник царя; это явствует как из § 13 предшествующей
главы, так и из того, что избрание царя, произведенное народом,
должно быть действительным, если только это возможно, на вечные
времена. Иначе неизбежен частый переход верховной власти
государства к народу, что является величайшей, а следовательно, и
опаснейшей переменой. Утверждающие же, что царь, как собственник
государства и как обладатель его по абсолютному праву, может
передавать его кому он хочет и избирать в преемники кого хочет и что
именно поэтому сын царя есть правомерный наследник престола,
несомненно заблуждаются. Ведь воля царя имеет силу закона, пока он
держит в своих руках меч государства, так как право государства
определяется одной только мощью. Поэтому царь может, правда,
отказаться от престола, но не может передать верховную власть
другому, разве только с согласия народа или его более значительной
части. Для более ясного уразумения этого следует заметить, что дети
являются наследниками родителей но по естественному, а по
гражданскому нраву. Ибо только мощь государства делает каждого
собственником каких-либо имущественных благ. Поэтому та же
мощь, или право, которой обусловливается действительность воли
кого-либо относительно его имущества, обусловливает то, что та же
воля даже после его смерти имеет действие, пока существует
государство; и, таким образом, в гражданском состоянии каждый
удерживает и после смерти то право, которым он обладал при жизни,
ибо он, как мы сказали, может распоряжаться своим имуществом не в
силу собственной мощи, а в силу вечной мощи государства. Совсем
иное положение царя. Ведь воля царя есть само гражданское право, и
царь — само государство. Итак, с кончиной царя государство
некоторым образом умирает, гражданское состояние возвращается к
естественному и,