Там же, где основы свободы достаточно
прочны, сами патриции добиваются для себя славы быть ее
защитниками и стремятся к тому, чтобы мудрость в ведении дел
являлась исключительно результатом их собственной опытности. И то
и другое мы прежде всего имели в виду при установлении этой формы
верховной власти, устраняя простонародье как от совещаний, так и от
подачи голоса (см. §§ 3 и 4 наст. гл.); так что верховной
государственной властью должны обладать все патриции,
авторитетом — синдики и сенат и, наконец, правом созыва сената и
доклада дел,
364365
относящихся к общему благу, — консулы, избранные из самого
сената. Кроме того, если будет постановлено, чтобы секретарь сената
или других советов избирался на четыре или самое большее на пять
лет и чтобы на помощь ему на тот же срок назначался второй
секретарь, в течение этого срока разделяющий труд с первым, или
если в сенате будет не один секретарь, а несколько, которые
распределят между собою дела, то никогда не случится, что влияние
служителей получит какое бы то ни было значение.
§ 45. Казначеи также избираются из простонародья. Они обязаны
давать отчет не только перед сенатом, но и перед синдиками.
§ 46. В «Богословско-политическом трактате» мы достаточно
подробно рассмотрели вопросы религии. Кое-что, однако, о чем
говорить там было неуместно, мы опустили: все патриции должны
принадлежать к одной и той же религии (ее мы описали в названном
трактате), т.е. к самой простой и наиболее всеобщей 16. Ведь надобно
прежде всего предупредить разделение самих патрициев на секты и
тяготение одних к одному, а других — к другому культу и
обусловленные суеверием попытки с их стороны отнять у подданных
свободу высказывать свои мысли. Затем, хотя каждому следует
предоставить свободу высказывать свои мысли, однако большие
собрания следует запретить. Поэтому последователям другой религии
следует, конечно, разрешить сооружение стольких храмов, сколько им
угодно, однако храмы должны быть какого-нибудь определенного
небольшого размера и находиться на известном расстоянии друг от
друга. Очень важно, чтобы храмы, посвященные отечественной
религии, были обширны и благолепны; в особенности же чтобы к
отправлению культа допускались одни только патриции или сенаторы
(так что одним только патрициям дозволено крестить, венчать,
рукополагать) и чтобы вообще они, как священнослужители,
считались защитниками и истолкователями отечественной религии.
Для произнесения же проповедей и для заведования церковной казной
и каждодневными делами церкви сам сенат избирает из плебеев
несколько человек, которые являются как бы заместителями сената и
которые обязаны перед ним отчитываться.
§ 47. Вот и все, что касается основ этой формы верховной власти.
То, что я собираюсь добавить к этому с принципиальной стороны, не
столь существенно, однако имеет
365366
большое значение. Патриции должны носить особые отличительные
платья или одеяния; в приветствиях, обращаемых к ним, они
титулуются особым образом; каждый плебей должен уступать им
место. Если же какой-нибудь патриций случайно, без всякой вины с
своей стороны потеряет свое имущество и сможет представить этому
веские доказательства, то за счет государства оно восстанавливается в
прежнем состоянии. Если же, наоборот, окажется, что он растратил
свое имущество мотовством, роскошеством, игрой и беспутством и
т.д. или же что он безусловно больше задолжал, чем в состоянии
заплатить, то он должен лишиться своего сана и считаться
недостойным всяких почестей и службы. Ведь тот, кто не смог
управиться со своими частными делами, тем менее сможет быть
полезным для государственных.
§ 48. Кого закон принуждает дать клятву, тот скорее будет
опасаться клятвопреступления, если ему будет приказано поклясться
не именем бога, но благом отечества, свободой и верховным советом.
Ведь тот, кто клянется богом, представляет в залог частное благо,
которое оценивает он сам; тот же, кто, давая клятву, представляет в
залог свободу и благо отечества, клянется благом всех, оценка
которого от него не зависит. В случае лживости клятвы он сам
объявляет себя врагом отечества.
§ 49. Академии, основываемые на государственный счет,
учреждаются не столько для развития умов, сколько для их обуздания.
Напротив, в свободном государстве науки и искусства достигают
высшего развития тогда, когда каждому желающему разрешается
обучать публично, причем расходы и риск потери репутации — уже
его личное дело. Однако этот вопрос и другие, связанные с ним, я
рассмотрю в другом месте. Здесь моя задача заключалась только в
том, чтобы изложить все, что относится исключительно к
аристократической форме власти.
ГЛАВА IX
ОБ АРИСТОКРАТИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
§ 1. До сих пор мы рассматривали государство, которое зовется по
одному только городу — столице всего государства. Теперь же пора
обратиться к государству, верховная власть в котором сосредоточена
во многих го-
366367
родах и которому я отдаю предпочтение перед предшествующим. Но,
чтобы выяснить отличительные черты и преимущества каждого из
них, рассмотрим бегло основы предшествующей формы верховной
власти, затем отбросим непригодные для настоящей, вместо них
заложим те, на которых она должна утвердиться.
§ 2. Итак, города, являющиеся полноправными членами
государства, должны быть построены и укреплены так, чтобы, с одной
стороны, ни один из них не мог существовать без остальных, а, с
другой стороны, чтобы и отпадение каждого города от остальных
было сопряжено с большим вредом для всего государства. Таким
образом, они всегда останутся в единстве. Те же города, которые не в
состоянии ни сохранить себя, ни внушить страх остальным, очевидно,
не своенравны, но безусловно подчинены праву этих последних.
§ 3. Все, что мы изложили в §§ 9 и 10 пред. гл., выводится из общей
природы аристократии (отношение числа патрициев к численности
народа, возраст и другие условия их избрания), так что, будет ли
власть сосредоточена в одном городе или во многих, — в этом нет
между ними различия. С верховным же советом дело обстоит иначе.
Ведь если какой-нибудь город описываемого государства будет
местом его собраний, то в действительности он сделается столицей
всего государства. Поэтому следует или соблюдать очередь между
ними, или отвести этому совету такое место, которое не делает
полноправным членом государства и принадлежит всем в одинаковой
мере. Однако как то, так и другое настолько же легко на словах,
насколько трудно на деле: ведь стольким тысячам людей придется
часто покидать города или собираться каждый раз в различных
местах.
§ 4. Чтобы правильно вывести из природы и строя этой формы
верховной власти то, как следует поступить в этом случае и каким
образом следует установить советы такого государства, необходимо
принять в соображение, что каждый город имеет права настолько
больше, чем частное лицо, насколько он превосходит мощью частное
лицо (согласно § 4 гл. II) и, следовательно, каждый город этого
государства (см. § 2 наст. гл.) в черте городских стен или в пределах
своей юрисдикции имеет столько права, сколько мощи; затем, что все
города связаны между собою и объединены не как члены союза, но
как составные
367368
части единого государства; причем каждый город имеет в государстве
настолько больше права, чем остальные, насколько он
могущественнее остальных. Ведь было бы нелепо искать равенства
среди неравных. Граждане же считаются равными, как они того и
заслуживают, так как мощь каждого из них по сравнению с мощью
всего государства — ничтожна; мощь же каждого города составляет
большую часть мощи самого государства, и, чем больше сам город,
тем больше эта часть. Поэтому нельзя считать все города равными. Но
как мощь каждого города, так и его право должны быть оцениваемы
по его величине. Узами же, которые должны соединить их в единое
государство, будут прежде всего сенат и суд (согласно § 1 гл. IV). Но,
каким образом соединить этими узами все города так, чтобы все-таки
каждый город остался, насколько возможно, своеправным, я вкратце
покажу здесь.
§ 5. Я допускаю, что патриции каждого города — число их
сообразно с величиной города (согласно § 3 наст. гл.) может быть
большим или меньшим — обладают в своем городе высшим правом, в
верховном совете своего города имеют верховную власть укреплять
город и расширять его укрепления, налагать подати, издавать и
отменять законы и делать решительно псе, что, по их мнению,
является необходимым для сохранения и процветания их города. Для
ведения же общегосударственных дел избирается сенат всецело на тех
же основаниях, на которые мы указали в предшествующей главе;
таким образом, все различие между этим сенатом и тем сведется к
тому, что первому предоставлено еще разрешать споры, могущие
возникнуть между городами. Ведь в государстве, ни один город
которого не является столицей, это не может входить в компетенцию
верховного совета, как в вышеописанном (см. § 38 пред. гл.).
§ 6. В этом государстве верховный совет созывается только в том
случае, когда на очереди стоит реформа самого государства, или в
случае какого-либо затруднения, разрешение которого сенаторы
считают для себя непосильным; таким образом, все патриции
созываются на совет очень редко. Ведь главная обязанность
верховного совета (как мы сказали в § 17 пред. гл.) состоит в издании
и отмене законов и в избрании государственных чиновников.
Однажды же установленные законы или общее право всего
государства не должны изменяться. Но если время
368369
или обстоятельства потребуют установления какого-нибудь нового
закона или же изменения существующего, то вопрос об этом может
быть поднят прежде всего в сенате. После того как в сенате будет
достигнуто единодушие по этому вопросу, он сам отправляет в города
послов, которые должны оповестить патрициев каждого города о его
заключении; и если большинство городов присоединится к
заключению сената, то оно считается принятым, в противном же
случае — отвергнутым. Того же порядка можно держаться при
избрании предводителей войска и послов, отправляемых в
иностранные государства, равно как при решениях относительно
объявления войны и принятия условий мира. Но так как каждый город
(согласно изложенному в § 4 наст. гл.) должен, насколько возможно,
оставаться своеправным и иметь в государстве настолько больше
права, насколько он превосходит мощью остальные города, то при
избрании остальных государственных чиновников является
необходимым следующий порядок. Сенаторы именно избираются из
патрициев каждого города, т.е. патриции какого-нибудь одного города
избирают в своем совете определенное число сенаторов из согражданпатрициев; это число к числу патрициев того же города относится (см.
§ 30 пред. гл.) как один к двенадцати; избранные получают затем
указания, к какому отделу — первому, второму, третьему и т.д. — они
должны принадлежать; таким же путем патриции остальных городов
избирают сенаторов (в большем или меньшем количестве — это
зависит от их общего числа) и распределяют их по отделам, на
которые, как мы сказали, должен разделяться сенат (см. об этом § 34
пред. гл.). Этим будет достигнуто то, что в каждом отделе сената от
каждого города будет присутствовать известное число сенаторов,
которое сообразно величине самого города будет больше или меньше.
Председатели же и вице-председатели отделов, число которых меньше
числа городов, избираются сенатом по жребию из избранных
консулами. Кроме того, и при избрании верховных судей государства
сохраняется тот же порядок: патриции каждого города избирают из
своих коллег судей, число которых будет больше или меньше
сообразно с числом самих патрициев. Вследствие этого каждый город
при избрании чиновников будет, насколько возможно, своенравен и
как в сенате, так и в суде, будет иметь настолько больше права,
насколько он превосходит мощью
369370
остальные города (при том именно предположении, что при
рассмотрении государственных дел и при разрешении спорных
вопросов сенат и суд всецело будут придерживаться порядка,
описанного в §§ 33 и 34 пред. гл.).
§ 7. Затем предводители когорт и военные трибуны избираются
также из патрициев. Ведь так как справедливо, что каждый город
сообразно своей величине обязан поставлять для общей безопасности
всего государства определенное число солдат, точно так же
справедливо, чтобы патрициям каждого города было дозволено
избирать сообразно числу легионов, которые они обязаны содержать,
столько трибунов, вождей, знаменосцев