и т.д., сколько требуется для
руководства той воинской частью, которую они доставляют
государству.
§ 8. Сенат не облагает подданных податями, но для несения
издержек, нужных, согласно сенатскому декрету, для ведения
государственных дел, привлекаются самим сенатом не отдельные
подданные, но города по их имущественному положению, так что
каждый город сообразно своей величине должен нести большую или
меньшую часть издержек; эту часть патриции взыскивают со своих
горожан каким им угодно путем: или сообразуясь именно с их
имуществом, или, что гораздо справедливее, взимая с них пошлины.
§ 9. Хотя и не все города этого государства являются приморскими
и сенаторы призываются не из одних только приморских городов,
однако им можно определить те же доходы, о которых мы говорили в
§ 31 пред. гл. Для этой цели могут быть, смотря по общему
положению государства, изысканы средства, которые послужат для
еще более тесного сплочения городов между собою. Остальное же,
что относится к сенату и суду и вообще к государству в его
совокупности (см. пред. гл.), применимо также и здесь. Итак, мы
видим, что в государстве, власть над которым принадлежит многим
городам, не является необходимым назначать определенный срок или
место для созыва верховного совета. Сенату и суду отводится место в
селении или городе, которые не обладают правом голоса. Однако
возвращусь к тому, что касается отдельных городов.
§ 10. Верховный совет каждого отдельного города при избрании
городских и государственных чиновников, а также при решении дел
должен держаться порядка, опи-
370371
санного мною в §§ 27 и 36 пред. гл. Ведь в обоих случаях условия
равны. Далее, совет синдиков должен быть подчинен этому
городскому совету, так как он относится к нему так же, как совет
синдиков, описанный в пред. гл., — к совету всего государства, и в
пределах юрисдикции города несет те же обязанности и пользуется
теми же доходами. Если город — а следовательно, и число патрициев
— будет настолько мал, что сможет избрать только одного или двух
синдиков, которые не составят совета, то верховный городской совет
назначает синдикам для разбора дел судей по мере надобности или же
спорный вопрос поступает на рассмотрение верховного совета
синдиков. Ведь из каждого города несколько синдиков отправляются
также в место заседаний сената для наблюдения за тем, чтобы законы
совокупного государства неукоснительно соблюдались; они заседают
в сенате без права голоса.
§ 11. Консулы городов также избираются из патрициев того же
города; они образуют как бы сенат своего города. Я не могу, однако,
определить их числа, да и не считаю это необходимым, так как
наиболее важные дела города решаются его верховным советом, те же
дела, которые относятся ко всему государству, — великим сенатом.
Впрочем, если число консулов будет незначительно, то необходимо,
чтобы они в своем совете подавали голоса открыто, а не шарами, как в
больших советах. Ведь в небольших советах, где происходит закрытое
голосование, тот, кто сколько-нибудь хитрее других, легко может
узнать, кто какой голос подал, и всячески обманывать менее
осмотрительных.
§ 12. Кроме того, в каждом городе судьи назначается его
верховным советом. На их решение, однако, можно апеллировать
верховному государственному суду, за исключением тех случаев,
когда подсудимый явно изобличен и должник признает свой долг. Но
нет нужды рассматривать это подробнее.
§ 13. Итак, остается сказать несколько слов о несвоеправных
городах. Если они расположены на государственной территории и
национальность и язык их жителей одни и те же, то они необходимо
должны рассматриваться, подобно селениям, как части соседних
городов; так что каждый из них должен быть подчинен управлению
того или другого своеправного города. Основание этого заклю-
371372
чается в том, что патриции избираются не верховным советом этого
государства, но верховным советом каждого города, причем число их
в каждом городе, соразмерное числу жителей в пределах его
юрисдикции, может быть большим или меньшим (см. § 5 наст. гл.).
Поэтому является необходимым, чтобы население несвоеправного
города вместе с населением своенравного составляло одну податную
единицу и зависело от его управления. На города же, захваченные по
праву войны и примкнувшие к государству, следует смотреть как на
союзников государства и привязывать к себе благодеяниями; или же
вывести туда колонии, являющиеся полноправными членами
государства, туземное же население выселяется в другое место или
совсем уничтожается.
§ 14. Вот и все, относящееся к основам этого государства.
Положение его лучше, чем [положение] государства, получающего
свое название по имени одного только города. Это я заключаю из того
именно, что патриции каждого города по свойственному человеку
влечению будут стремиться удержать и, если возможно, расширить
свое право как в городе, так и в сенате; поэтому по мере своих сил они
будут стремиться привлечь на свою сторону народ и, следовательно,
править государством более при помощи благодеяний, чем страха, и
увеличить свою численность; ведь, чем значительнее их число, тем
больше сенаторов (согласно § 6 наст. гл.) они выберут из своего
совета и, следовательно (согласно тому же § той же гл.), тем больше
права они получат в государстве. И нет беды в том, что города, если
каждый из них заботится только о себе и соперничает с остальными,
чаще бывают между собою в разладе и в препирательствах теряют
время. Пока римляне совещались, Сагунт погиб 17 — пусть так; но, с
другой стороны, гибнут свобода и общее благо, когда все решает
прихоть небольшого числа лиц. Ведь люди не наделены такой
сообразительностью, чтобы сразу охватить все стороны дела, их ум
изощряется в совещаниях и спорах и, испытывая все средства,
находит, наконец, искомые, которые все одобряют и о которых никто
раньше не думал. Если кто возразит, что Голландское государство
недолго просуществовало без графа или его заместителя, то ему
можно ответить, что голландцы для утверждения свободы считали
достаточным отделаться от графа и обезглавить государство и не
подумали о реформе последнего. Напро-
372373
тив, все государственные органы они оставили в прежнем положении;
так что Голландия осталась графством без графа, как бы телом без
головы; сама же форма государственной власти — без наименования.
Поэтому менее всего удивительно, что большинство подданных не
знало, в чьих руках находится верховная государственная власть. Но
даже если бы в этом отношении дело обстояло иначе, то все-таки
действительные обладатели власти были слишком немногочисленны
для того, чтобы править народом и сломить могущественных
противников. В результате последние часто имели возможность
безнаказанно злоумышлять против них и, наконец, низложить. Итак,
внезапное падение этой республики произошло не оттого, что время
бесполезно проходило в препирательствах, но вследствие
неопределенного состояния верховной государственной власти и
немногочисленности правителей.
§ 15. Кроме того, такая форма аристократии, при которой власть
сосредоточена во многих городах, заслуживает перед другою
предпочтения, ибо здесь в противоположность той не нужно
принимать мер против того, как бы внезапное нападение не погубило
всего верховного совета, так как для его созыва не назначено ни срока,
ни места (см. § 9 наст. гл.). Далее, в этом государстве могущественные
граждане не так опасны. Ведь там, где многие города пользуются
свободой, для того, кто намеревается проложить себе путь к власти,
недостаточно завладеть одним только городом, чтобы тем самым
получить власть над остальными. Наконец, свобода в этом
государстве — достояние большего числа лиц. Ведь там, где правит
один только город, благо остальных принимается в расчет лишь
постольку, поскольку это выгодно правящему городу.
ГЛАВА X
ОБ АРИСТОКРАТИИ. ОКОНЧАНИЕ
§ 1. Мы выяснили и изложили основы обеих форм аристократии.
Нам осталось еще рассмотреть, могут ли они сами быть причиной
своей гибели или превращения в другую форму. Главнейшую причину
гибели этих государств указал проницательнейший Флорентинец 18 в
первом комментарии к Титу Ливию. По его словам, «в госу-
373374
дарстве, как и в человеческом теле, ежедневно накопляется нечто,
требующее время от времени лечения». Поэтому, говорит он,
необходимо, чтобы иногда наступало какое-нибудь событие,
вследствие которого государство возвращалось бы к своему началу, на
котором оно было установлено. Если это событие не наступает в
надлежащее время, то пороки разрастаются до такой степени, что
уничтожить их можно только вместе с самим государством. Это
событие, продолжает он, может наступить или в результате случая,
или благодаря предусмотрительности и благоразумию законов или
мужу выдающейся доблести. И мы не можем сомневаться в том, что
это — дело величайшей важности и что там, где против этого
недостатка не будет принято предупредительных мер, государство
сможет уцелеть только благодаря счастливой судьбе, а не
внутреннему достоинству и, наоборот, там, где против этого зла будет
применено удачное средство, государство, как мы вскоре покажем с
большей ясностью, может пасть только в результате неизбежности,
рока, а не вследствие своей испорченности. Первым пришедшим на
ум средством против этого зла было избрание через каждые пять лет
на месячный или двухмесячный срок верховного диктатора,
обладавшего правом производить расследование, судить и
постановлять приговоры относительно действий сенаторов и каждого
чиновника и, следовательно, возвращать государство к его началу. Но
тот, кто хочет избежать недостатков в государстве, должен применять
средства, которые согласуются с природой государства и могут быть
выведены из его основ, а иначе он, желая избежать Харибды, попадет
в Сциллу. Несомненно, что все, как правящие, так и управляемые,
должны быть сдерживаемы страхом наказания, направленного на
личность или имущество, дабы не было дозволено совершать
преступлений безнаказанно или с выгодой для себя; но, с другой
стороны, несомненно также, что если бы этот страх был одним и тем
же для дурных и для добрых людей, то государство с необходимостью
оказалось бы на краю гибели. Но диктаторская власть, будучи
абсолютной, не может не внушать трепета всем, в особенности если
диктатор согласно выставленному выше требованию избирается в
установленный срок, ибо тогда каждый честолюбец будет всеми
силами добиваться этой должности; и несомненно, что в мирное время
богатство уважается больше, чем доблесть, так что
374375
легче всего достичь почетной должности какому-нибудь выскочке. И,
быть может, по этой причине римляне обыкновенно назначали
диктатора не в установленное время, но под давлением неотложной
необходимости. И тем не менее «толки о диктаторе, — я ссылаюсь на
слова Цицерона 19, — вызвали недовольство у добродетельных
граждан». Действительно, так как диктаторская власть по характеру
своему абсолютно подобна царской, то изменение формы верховной
власти в монархическую даже на самое короткое время невозможно
без большой опасности для республики. К тому же, если для избрания
диктатора не будет назначено определенного времени, то не будет
постоянного промежутка между диктатурами — соблюдать же его,
как я отметил, — чрезвычайно важно, — и, таким образом, все
учреждение будет настолько шатко, что легко сведется на нет. Итак,
если только эта диктаторская власть не вечна и не прочна — а
таковую нельзя, сохраняя форму государства, перенести на одного
человека, — то она сама и вместе с тем благо и сохранение
государства будут висеть на волоске.
§ 2. Наоборот, мы отнюдь не можем (согласно § 3 гл. VI)
сомневаться в том, что если бы было возможно, чтобы меч диктатора
и при сохранении формы верховной власти всегда был наготове и был
бы страшен только дурным, то потоки никогда не могли бы
разрастись до того, что их нельзя было бы уже искоренить или
исправить. Для осуществления всех этих условий следует, как мы
сказали, верховному совету подчинить совет синдиков, дабы
диктаторский меч был всегда наготове и находился не у физического,
а у юридического лица, члены которого по своей многочисленности
не могут внести рознь в государство (см. §§ 1 и 2 гл. VIII) или сойтись
на каком-нибудь преступном плане. Синдикам, кроме того, закрыт
доступ к занятию остальных государственных должностей, они не
платят жалованья ополчению, и, наконец, возраст их такой, что они
предпочтут настоящее и верное