Скачать:TXTPDF
Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески (Альтернативные принципы глобализации)

А я не забываю, что имеется много злых людей. Я не верю в доброту буржуа­зии (…)».

Еще ранее римский император Марк Аврелий Антонин по аналогичному вопросу высказался так: «Безумие думать, что злые не творят зла».

162

По существу убийственная характеристика, данная Г.Фордом высококультурной “элите”, в доходах которой велика доля явно нетрудовых до­ходов и доходов на основе злоупотребления возможностью по­лучения монопольно высоких заработных плат при свободно-рыночной регуляции «рынка труда» в толпо-“элитарном” обществе, что подтверждает правоту Марка Аврелия.

163

Названы Г.Фордом ранее: взаимное восхищение своей культурностью праздных и разборчивых людей в “великосветских” салонах.

164

Далее Г.Форд продолжает:

«Если человек не в состоянии, без помощи машины, заработать свой хлеб, то справедливо ли тогда отнимать у него машину лишь потому, что обслуживание её монотонно? Или мы должны оставить его умирать с голоду? Не лучше ли помочь ему добиться приличных условий жизни? Может ли голод сделать человека счастливее? Если же машина, не будучи еще использована до пределов своей работоспособности, содействует, несмотря на это, благополучию рабочего, не увеличится ли значительно его благосостояние, если он станет производить еще больше, а следовательно, получать в обмен большую сумму благ?

Я не мог до сих пор установить, чтобы однообразная работа вредила человеку. Салонные эксперты, правда, неоднократно уверяли меня, что однообразная работа действует разрушительно на тело и душу, однако наши исследования противоречат этому. У нас был рабочий, ко­торый изо дня в день должен был выполнять только одно-един­ст­вен­ное движение ногой. Он уверял, что это движение делает его односторонним, хотя врачебное исследование дало отрицательный ответ, он, разумеется, получил новую работу, при которой была занята другая группа мускулов. Несколько недель спустя он просил вернуть ему его старую работу. Несмотря на это, вполне естественно предположить, что выполнение одного и того же движения в течение восьми часов в день должно оказать уродливое влияние на тело, однако ни в одном случае мы не могли констатировать этого. Наши люди обыкновенно перемещаются по их желанию; было бы пустейшим делом провести это всюду, если бы только наши люди были согласны. Однако они не любят никаких изменений, которые не предложены ими самими».

Это ответ самого Г.Форда на клеветнические обвинения в его адрес, выдвинутые в статье «Фордизм» в Большой советской энциклопедии, приведённой нами в разделе 3:

«Вместе с тем фордизм привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Фордизм рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной. Фордизм, как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации рабочих, присущих монополистической стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистическим монополиям. (…)

Форд превозносил свою систему как заботу о рабочих, особенно более высокую заработную плату на своих предприятиях, чем в среднем по отрасли. Однако более высокие заработки связаны прежде всего с исключительно высокими темпами труда, быстрым изнашиванием рабочей силы, задачей привлечения всё новых рабочих взамен выбывающих из строя».

Кроме того в другом месте своей книги Г.Форд сообщает:

«В 1914 году, когда вступил в действие первый план (т.е. осуществился переход к «фордизму» — 12 января 1914 г. был введён 8-часовой рабочий день и повременная оплата минимум 5 долларов в час: наше пояснение при цитировании), у нас было 14 000 служащих, и было необходимо пропускать ежегодно 53 000 человек, чтобы контингент рабочих поддерживался на уровне 14 000. В 1915 году мы должны были нанять только 6 508 человек, и большинство из них было приглашено потому, что наше предприятие расширилось. При старом движении рабочего состава и наших новых потребностях мы были бы теперь вынуждены ежегодно нанимать около 200 000, что было бы почти невозможно» (гл. 8. “Зара­бот­ная плата”).

Т.е. с реорганизаций производства и управления на принципах «фор­диз­ма» текучесть рабочей силы в течение года резко сократилась как минимум в десять раз, из чего можно понять, что условия труда на «Форд моторс» были лучше, нежели на других предприятиях, а износ рабочей силы соответственно — меньше.

Конечно работа в промышленности, тем более у конвейера или в горячих цехах и в химических производствах, — не лёгкая при всех принципах её организации и оплаты. А принципы во многом обусловлены и общим развитием культуры общества и образованием персонала, в частности. В начале ХХ века, когда происходило становление «Форд моторс», образовательный и общекультурный уровень того контингента, который мог нанять Г.Форд, оставлял желать много лучшего: неграмотность была в порядке вещей и в США (в этой связи Г.Форд сообщает, что в структуре «Форд моторс» была развита и своя система общего образования и профессионального обучения подростков, многие из которых благодаря ей стали высококвалифицированными специалистами и хорошими людьми). Иначе говоря, в других общественно-культурных условиях и принципы «фордизма» были бы несколько иными, а труд более человечным.

Однако тем, кому не нравится в принципе жизнь в цивилизации, зависимой от техносферы и коллективного обслуживания в ней технологических процессов и процессов управления, — если они честны, а не отлынивают от работы под предлогом критики сложившегося образа жизни, — следует разработать способ прямого перехода от нынешнего крайне нездорового образа жизни к биологической цивилизации, жизнедеятельность которой не требует производства и, соответственно, — не требует и технологических процессов и разнородных средств сборки множества микроэкономик в единую многоотраслевую производственно-потреби­тельскую систему — макроэкономику.

165

В том, что И.В.Сталин прав в своей характеристике «свободы» в условиях буржуазной “демократии” и рыночного либерализма, благодаря деятельности реформаторов после 1991 г. смогли убедиться миллионы граждан бывшего СССР на собственном жизненном опыте.

166

«Когда есть экономическая свободатогда есть свобода для творчества», — В.В.Путин, 13 марта 2002 г. на встрече с коллективом газеты “Известия” в 85?ю годовщину её основания (основана Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов в 1917 г. сразу же после февральской революции, при Советской власти была официозом государства).

167

Но поскольку это соответствует жизненным идеалам далеко не всех, то и “элитарно”-корпоративная перестройка, и «демократи­­зация» зашли в тупик, и более того: обречены на крах, поскольку в России-цивилиза­ции действует внутренняя концептуальная власть, альтерна­тивная глобальной знахарско-демони­ческой.

168

Троцкизм по его существу — шизофреническая, агрессивная политически-деятельная психика, которая может прикрываться любой идеологией, любой социологической доктриной. Т.е. психический троцкизм исторически старше, нежели марксизм, в котором он очень ярко выразился. Троцкизм как психическое явление характеризуется тем, что оглашения не совпадают с умолчаниями, а результаты дел — с обещаниями.

Соответственно «демократизаторы», усилиями которых СССР был разрушен, якобы ради построения «нормальной буржуазной демократии и гражданского общества» — троцкисты по существу организации их психики. Об этом подробнее далее, а также см. также работу ВП СССР “Печальное наследие Атлантиды. Троцкизм — это «вчера», но никак не «завтра»”.

169

По этой же причине они настаивали на том, что социалистические производственные отношения не могут сложиться в капиталистическом обществе, вследствие чего переход к социализму возможен исключительно революционным путём под их руководством. При этом революционная неразбериха была необходима хозяевам и заправилам марксизма, чтобы в её ходе беспощадно вычистить из общества группы населения, которые могли бы составить им помеху в установлении безраздельной тиранической власти под лозунгами «победы социализма». Именно вследствие такой стратегии органы ВЧК во многих местах в первые годы советской власти были по существу прототипом гитлеровского гестапо, но в еврейском исполнении.

170

О несостоятельности философии и политэкономии марксизма более обстоятельно см. работы ВП СССР: “Диалектика и атеизм: две сути несовместны”, “Краткий курс…”, “Мёртвая вода” в редакциях, начиная с редакции 1998 г.

171

Возможно потому, что искренне считал, что его наследники наиболее соответствуют как профессионалы задачам управления и развития «Форд моторс» в обозримой перспективе. Кроме того, это было сделано в условиях давления на психику исторически сложившегося и юридически оформленного института частной собственности на средства производства при отсутствии развитых юридических форм обобществления (в указанном ранее смысле) частной собственности на средства производства.

В связи с этим вопросом необходимо провести параллель и указать, что в СССР при формально юридическом господстве общественной собственности на средства производства выразилась тенденция к передаче управления основателями фирм своим детям и родственникам: сыновья авиаконструкторов А.Н.Туполева, А.И.Ми­кояна, близкие родственники многих других выдающихся деятелей-основателей фирм в советской науке и техники занимали и занимают далеко не последние должности в фирмах, основанных их старшими родственниками. Насколько такая практика целесообразна для общества — каждый пусть решает сам.

Наследники далеко не всегда оказываются такими же виртуозами в своём деле, какими были основатели фирм. Так в 1957 г. объединение «Форд моторс» под управлением наследников Г.Форда оказалось в очень тяжелом положении. Был начат серийный выпуск легковой модели «Эдсел», названной в память умершего к тому времени сына Генри Форда — Эдсела Форда. Как считают американские историки автомобилестроения, качество автомобилей этой модели оказалось низким, а дизайн вызывающе отталкивающим, вследствие чего многие выпущенные заводами машины этой марки модельного ряда 1957 г., так и не найдя сбыта, были сданы в металлолом или десятилетиями ржавели на задворках у вложившихся в них независимых дилеров (оптовиков).

Есть точка зрения, что и советский сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту?144 не состоялся потому, что Александр Андреевич Туполев — сын Андрея Николаевича Туполева, возглавивший работы по этому проекту, — занял чужое место по протекции своего отца, оттеснив в делании своей карьеры возможно более способных и творчески одарённых людей, однако лишённых столь мощной протекции.

В годы реформ и приватизации многие из родственников-наслед­ни­ков вошли и в число наиболее крупных акционеров — частных собственников приватизированных предприятий бывшей госсобственности — изначально формально-юридически общенародной общественной собственности.

172

Хотя законодательство и сопутствующее ему принуждение к определённому поведению может отчасти способствовать формированию в обществе соответствующих ему нравственности и миропонимания. Но при этом следует иметь в виду, что законодательство как таковое, будучи одним из выражений какой-либо определённой концепции устройства жизни общества, в зависимости от содержания довлеющей над ним концепции может способствовать как нравственно-этическому развитию общества, так и его нравственно-этической деградации.

173

30 декабря 1922 г.

174

“Дирборнская независимая”. Дирборн — город в США, «столица» «Форд моторс».

175

От названия разговорного жаргона восточно-европейских евреев — «идиш», возникшего на основе немецкого языка с добавлением в него слов других языков.

176

Чикагский адвокат Арон Шапиро в 1927 г. подал в суд на Генри Форда по обвинению в клевете. Причиной было то, что Форд заявил, что Шапиро и другие лица еврейского происхождения участвуют в заговоре, ставившем своей целью контроль над американским сельским хозяйством. Дело уже разбиралось в суде, когда в суд поступило извинение за подписью Форда с отречением от высказываемых им ранее обвинений (“Международное еврейство”, «Москвитянин», 1993 г., предисловие издателей, стр. 22).

177

В переводе на русский — “Правда”.

178

О “Протоколах” см. аналитическую записку ВП СССР

Скачать:TXTPDF

Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески (Альтернативные принципы глобализации) Иосиф читать, Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески (Альтернативные принципы глобализации) Иосиф читать бесплатно, Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески (Альтернативные принципы глобализации) Иосиф читать онлайн