Скачать:TXTPDF
О проблемах языка и мышления

фразами – V, 3.

Из лагеря Столыпинской «Рабочей партии» – V, 3.

Интеллигентские воители против господства интеллигенции – V, 2.

Интервью корреспонденту «Манчестер Гардиан» Г. Рансому – V, 1.

Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России – V, 3.

Как рассуждает т. Плеханов о тактике с.-д. – III, 4.

Как с.-р. подводят итоги революции – III, 2.

Как епископ Никон защищает украинцев – IV, 3.

Карл Маркс – I, 4.

К вопросу о национальной политике – IV, 4.

К истории думской сессии – V, 3.

К истории национальной программы в Австрии и России – IV, 3.

Конспект брошюры Либкнехта – III, 1.

К оценке русской революции – I, 5.

Критические заметки по национальному вопросу – I, 4; IV, 1; IV, 3; IV, 4.

Les beaux esprits se rencontrent – V, 3.

«Левение» буржуазии и задачи пролетариата – V, 3.

Либералы и демократы в вопросе об языке – IV, 3; IV, 4.

Луиблановщина – I, 5.

Материализм и эмпириокритицизм – II, 2.

Мягко стелют, да жестко спать – V, 3.

Народничествующая буржуазия – I, 5.

Национализация еврейской школы – IV, 3.

Национальный состав учащихся в русской школе – IV, 3; IV, 4.

Национальный вопрос в нашей программе – IV, 4.

Нужен ли обязательный государственный язык – IV, 3; IV, 4.

О блоках с кадетами – I, 5.

О вреде фраз – V, 3.

О германском и негерманском шовинизме – V, 3.

О дипломатии Троцкого и об одной платформе партийцев – V, 3.

О задачах III Интернационала – III, 5; V, 3.

О карикатуре на марксизм – IV, 4.

О «культурно-национальной» автономии – IV, 3.

Об обмане народа лозунгами свободы и равенства – II, 4.

Об основании Коммунистического интернационала – II, 4.

О «программе мира» – V, 3.

О праве наций на самоопределение – I, 4; IV, 1; IV, 4.

О работе Наркомпроса – V, 2.

Объединительный съезд РСДРП – V, 2.

Отношение к буржуазии – V, 2.

Об очистке русского языка – V, 1.

Письмо А.М. Горькому – II, 4.

Письмо Н.Д. Кикнадзе – IV, 4.

Письмо С.Г. Шаумяну – IV, 4.

План к статье «Заметки публициста» – II, 4.

Победа кадетов и задачи рабочей партии – III, 4.

Политические софизмы – V, 3.

По поводу «ответа» П. Маслова – I, 5.

Последнее слово «искровской» тактики – V, 2.

Последнее слово русского либерализма – V, 3.

Прикрытие социал-шовинистской политики – V, 3.

Проект нового закона о стачках – I, 5.

Проект платформы к IV съезду с.-д. латышского края – IV, 3; IV, 4.

Проект программы РКП(б) – IV, 4.

Пролетарская революция и ренегат Каутский – III, 4.

Против бойкота – V, 2.

Положение бунда в партии – IV, 3.

Рабочий класс и национальный вопрос – IV, 4.

Развращение рабочих утонченным национализмом – IV, 3; IV, 4.

Революционный пролетариат и право наций на самоопределение – IV, 4.

Революционная борьба и либеральное маклерство – V, 3.

Речь на митинге в Народном доме – II, 4.

Речь на торжественном заседании Московского совета, посвященном годовщине III Интернационала – II, 4.

Речь при открытии конгресса Коммунистического интернационала – III, 5.

Речь на совещании большевиков – III, 5; V, 2.

Речь на I всесоюзном съезде по народному образованию – II, 2, III, 5.

Речь перед слушателями Свердловского университета – V, 2.

Речь на I Всероссийском совещании по работе в деревне – V, 2.

Речь на торжественном заседании Всероссийского Центрального и Московского совета профсоюзов – III, 5.

Речь на I Съезде земледельческих коммун – III, 5.

Речь на IV Съезде рабочих швейной промышленности – I, 5.

Резолюция летнего 1913 г. совещания ЦК РСДРП – IV, 3.

Резолюция совещания ЦК РСДРП с партийными работниками – IV, 4.

Самодержавие колеблется – I, 5; V, 3.

Сердитая растерянность – I, 5.

Советская власть и положение женщины – V, 3.

Социал-демократия и избирательные соглашения – V, 2.

Социализм – IV, 1.

Социалистическая революция и право наций на самоопределение – IV, 4.

Столыпин и революция – V, 1.

Тезисы по национальному вопросу – IV, 3; IV, 4.

Украина – IV, 4.

Успехи и трудности советской власти – II, 4.

Философские заметки – II, 1; II, 2; II, 3; II, 4.

Цель борьбы пролетариата в нашей революции – I, 5.

Ценное признание – V, 3.

Что такое советская власть – II, 4.

И.В. Сталин

Доклад на XII съезде – IV, 4.

Доклад и заключительное слово на XVI съезде – IV, 1; IV, 4.

Заключительное слово на X съезде – IV, 4.

Итог первой пятилетки – II, 2.

О политических задачах университета народов востока – IV, 4.

Сборник статей «Марксизм и национальный вопрос» – I, 4; IV, 1; IV, 3; IV, 4.

Резолюции

VIII, X, XII партийных съездов (по национальному вопросу).

Сноски

Примечания

1

Дело не меняет наличие франц. point de vue, ни немецкого и других, толкуемых как «фигуральное» использование естественно возникшего от простого наблюдения выражения.

2

Этнография на службе классового врага. Сборник критических статей. Библиотека ГАИМК, № 11. Л., 1932. Предисловие, стр. 4.

3

[Перечеркнуто: Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить себе средства к существованию.]

4

[Пометка Маркса на полях: Гегель. Геологические, гидрогеографические и т.д. условия. Человеческие тела. Потребность. Труд.]

5

[Пометка Маркса на полях: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией; так же как и их сознание».]

6

Авторитет первого ранга в этой области, В. Томсон, вычислил, что немногим более сотни миллионов лет, вероятно, прошло с тех пор, как земля настолько остыла, что на ней могли жить растения и животные.

7

В особенности на северо-западном побережье Америки, – см. Банкрофта. У хайда на острове королевы Шарлотты встречаются под одной крышей хозяйства, охватывающие до 700 человек. У нутка под одной крышей живут целые племена. Примеч. Ф. Энгельса.

8

[В новом переводе 1933 г. правильно «антагонистическая». Ред.]

9

См. «Национальные проблемы», Р. Шпрингера, стр. 43, изд. Общ. П., 1909 г.

10

См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 1 – 2.

11

См. там же, стр. 6.

12

См. там же, стр. 3.

13

См. там же, стр. 24 – 25.

14

См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 139.

15

См. там же, стр. 2.

16

См. стр. 2 его книги.

17

См. там же, стр. 389.

18

См. стр. 388.

19

См. стр. 396.

20

См. стр. 2.

21

См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 130.

22

Там же.

23

И даже в деловых отношениях чванство и национальный шовинизмочень жалкие советники. До самого недавнего времени обыкновенный английский фабрикант считал унизительным для англичанина говорить на чужом языке, а не на его собственном, и до некоторой степени гордился тем, что-де бедняки-иностранцы поселились в Англии и избавили его от труда проталкивать свои продукты за границу. Он совершенно не замечал того, что эти иностранцы, большею частью немцы, благодаря этому захватили в свои руки значительную часть английской иностранной торговли, – ввоз не менее, чем вывоз, – и что непосредственная иностранная торговля англичан постепенно стала ограничиваться колониями, Китаем, Соединенными Штатами и Южной Америкой. Еще менее замечал он, что эти немцы торговали с другими немцами за границей и все они с течением времени образовали целую сеть торговых колоний по всему свету. Когда же, лет сорок тому назад, Германия начала серьезно работать на вывоз, то она в этих немецких торговых колониях нашла готовый аппарат, который оказал ей неоценимые услуги в ее превращении, за столь короткое время, из вывозящей хлеб страны в перворазрядную промышленную страну. Наконец, лет десять тому назад, английского фабриканта охватило беспокойство, и он запросил своих послов и консулов, как это случилось, что его покупатели разбегаются. Единогласный ответ был таков: 1) вы не изучаете языка вашего покупателя, а требуете, чтобы он говорил на вашем языке, и 2) вы вовсе не стараетесь об удовлетворении потребностей, привычек и вкусов вашего покупателя, а требуете, чтобы он принял ваши, английские.

24

(1892). Мысль, что крупная промышленность разделила англичан на две различные нации, была, как известно, около того же времени высказана Дизраэли в его романе «Sybil, or the two Nations». [Примечание Ф. Энгельса. Ред.]

25

[Пометка Маркса на полях: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь, и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией, так же как и их сознание».]

26

[Пометка Маркса на полях: «Первая форма идеологов, попы, совпадает».]

27

[Перечеркнуто: «Представления, которые создают себе эти индивиды, это – представления либо о их отношении к природе, либо их отношениях между собой, либо о их собственной организации. Ясно, что во всех этих случаях эти представления являются, действительным или иллюзорным, сознательным выражением их действительных отношений и деятельности, их производства, их общения, их общественной и политической организации. Обратное допущение возможно лишь тогда, когда, помимо духа действительных материально обусловленных индивидов, предполагается еще какой-то особый дух. Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это есть опять-таки следствие ограниченности их материальной деятельности и вытекающих отсюда их ограниченных общественных отношений».]

28

В настоящем переводе Г.В. Плеханова не предусмотрено различие в немецком и русском языках, в силу которого нем. Identitat на русском языке может означать и «тождество» и «соответствие». В марксизме гегелевский вопрос о тождестве бытия и мышления представляется неверным по существу. Речь идет о соответствии мышления бытию. Таким образом, перевод Г.В. Плеханова данного отрывка неудовлетворителен и нуждается в соответствующей поправке. См. ниже соответствующие отрывки из книги В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ред.

29

Об отражении особенностей классового общества в развитии языка см. отд. I, гл. 5.

30

Вся история развития машин может быть прослежена на истории развития мукомольных мельниц. По-английски фабрика еще до сих пор называется mill (мельница). В немецких сочинениях по технологии в первые десятилетия XIX века мы также встречаем слово «мельница» (Muhle), обозначающее не только машины, приводимые в движение силами природы, но и всякую вообще мануфактуру, применяющую механические аппараты. Прим. К. Маркса.

31

Как греческого базилевса, так и ацтекского военачальника подменивали современным монархом. Морган впервые подвергает исторической критике первоначально основанные на недоразумении и преувеличенные, а затем и прямо лживые сообщения испанцев и доказывает, что мексиканцы стояли на средней ступени варварства, но несколько опередили в своем развитии новомексиканских индейцев-пуэбло, и что их общественное устройство, поскольку можно заключить из извращенных сообщений, сводилось к следующему: союз трех племен, которому были обязаны данью несколько других племен и который управлялся союзным советом и союзным военачальником, превращенным испанцами в «императора». [Примеч. Ф. Энгельса.]

32

Латинское rex равнозначаще кельтско-ирландскому righ (племенной старейшина) и готскому reins; что последнее слово, как и первоначально наше Furst (т.е. как по-английски – first, по-датски – forste, первый), означало, равным образом, родовой или племенной старейшина, явствует из того, что готы уже в IV веке имели особое слово для короля

Скачать:TXTPDF

О проблемах языка и мышления Иосиф читать, О проблемах языка и мышления Иосиф читать бесплатно, О проблемах языка и мышления Иосиф читать онлайн