Скачать:TXTPDF
Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 19411945 гг. Том 2

Вам ответ Советского Правительства по вопросу о предстоящей конференции, созываемой 8 апреле с. г. Международным Бюро Труда.

Как известно, Международное Бюро Труда является одним из учреждений Лиги Наций и находится под ее политическим и административным руководством. Ввиду того что Советский Союз с известного момента не имеет никакого отношения к Лиге Наций, Советское Правительство не считает возможным участие представителей Советского Союза в конференции, созываемой Международным Бюро Труда. К тому же Советское Правительство считает, что указанное Международное Бюро не имеет достаточного авторитета для того, чтобы успешно выполнить задачи, связанные с международным сотрудничеством в области труда, что в настоящих условиях требовало бы более демократических форм организации международного сотрудничества в этой области». 135.

64

64 21 февраля 1944 г. посол СССР в США А. А. Громыко обратился к Ф. Рузвельту с просьбой оказать содействие в получении виз для выезда из США в СССР обратившимся в генеральное консульство СССР в Нью-Йорке председателю Польской патриотической лиги имени Костюшко, католическому священнику Орлеманьскому, желавшему посетить польских патриотов в СССР и польскую дивизию имени Костюшко, и профессору Чикагского и Колумбийского университетов Оскару Ланге, желавшему приехать в СССР по польским делам. 136, 139.

65

65 10 апреля 1944 г. глава военной миссии США генерал Днн и глава английской военной миссии генерал Бэрроуэ уведомили начальника Генерального штаба Красной Армии маршала Василевского, что английское и американское верховное командование намерено начать операцию по форсированию Ла-Манша 31 мая 1944 г. при возможном отклонении от этого срока на два или три дня в ту или другую сторону, учитывая условия погоды и прилива. 137, 138.

66

66 Дата «D» условное обозначение даты вторжения союзных войск в Европу через Ла-Манш. 140.

67

67 Текст грамоты гласит:

«Грамота Сталинграду

От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии.

Франклин Д. Рузвельт

17 мая 1944 года. Вашингтон». — 142.

68

68 Текст грамоты гласит:

«Грамота Ленинграду

От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии.

Франклин Д. Рузвельт

17 мая 1944 года. Вашингтон». .. 142.

69

69 Это послание Рузвельта и почетные грамоты для передачи Сталинграду и Ленинграду в ознаменование героической обороны этих городов были вручены И. В. Сталину послом США в СССР Гарриманом 26 июня 1944 г. 142.

70

70 Имеется в виду Уинстон Черчилль. 152, 183, 190.

71

71 Оскар Ланге в то время проживал в США 153.

72

72 Переговоры в Думбартон-Оксе (Вашингтон) между представителями СССР, США и Англии, происходившие с 21 августа по 29 сентября 1944 г., были посвящены вопросам учреждения Организации Объединенных Наций. 157, 158, 159, 162, 172, 176.

73

73 «Коммандос» — специальные отряды для выполнения диверсионно-десантных операций. 160.

74

74 Под этим номером совместное послание И. В. Сталина и Черчилля от 10 октября 1944 г. (см. стр. 162–163) было передано Рузвельту английской дипломатической службой. … 163.

75

75 Имеется в виду план образования зоны под международным контролем в составе Рурской, Вестфальской и Саарской областей, выдвинутый в октябре 1944 г. Черчиллем и Иденом в ходе переговоров с И. В. Сталиным в Москве… 169.

76

76 Имеется в виду подготовленный конференцией в Думбартон-Оксе (1944 г.) документ «Предложения относительно создания всеобщей международной организации безопасности».

Раздел А главы V этого документа гласит:

«Мирное урегулирование споров

1. Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, в целях определения, может ли их продолжение угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

2. Любое государство, член или нечлен организации, может довести о таком споре или ситуации до сведения генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности.

3. Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, обязуются прежде всего стараться урегулировать спор путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража или судебного разбирательства или при помощи мирных средств по их выбору. Совет Безопасности должен призывать стороны урегулировать их споры при помощи таких средств.

4. Если тем не менее участники спора, который по своему характеру принадлежит к категории споров, упомянутых в вышеприведенном пункте 3, не смогут урегулировать спор средствами, указанными в этом пункте, они обязуются передать его в Совет Безопасности. Совет Безопасности в каждом случае решает, может ли продолжение данного спора действительно создать угрозу поддержанию состояния мира и безопасности и соответственно должен ли Совет Безопасности рассматривать этот спор и, в положительном случае, должен ли он предпринимать действия согласно пункту 5.

5. Совет Безопасности уполномочивается рекомендовать соответствующую процедуру или метод урегулирования на любой стадии спора, характер которого таков, как это указано в пункте 3 выше.

6. Споры юридического характера должны обычно передаваться Международному Суду. Совет Безопасности имеет право передавать суду в целях получения совета юридические вопросы, относящиеся к другим спорам.

7. Положения пунктов от 1 до 6 раздела А не должны применяться к спорам и ситуациям, возникающим из вопросов, которые, согласно международному праву, подлежат исключительно внутренней юрисдикции заинтересованного государства».

Первый пункт раздела С главы V гласит:

«1. Ничто в статуте не препятствует существованию региональных мероприятий или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что такие мероприятия или органов и их деятельность совместимы с целями и принципами организации. Совет Безопасности должен поощрять урегулирование местных споров посредством таких региональных мероприятий или при помощи таких региональных органов либо по инициативе заинтересованных стран, либо по своей собственной инициативе». 171.

77

77 20 декабря 1944 г. посол США в СССР Гарриман сообщил в Народный комиссариат иностранных дел СССР, что данное послание было отправлено Рузвельтом 16 декабря, но из-за помех при передаче оно поступило в посольство США в СССР лишь 20 декабря.

Слова в скобках (2-й абзац документа № 248) принадлежат посольству США, в ноте которого был передан текст этого послания. 173.

78

78 Имеется в виду Польский Комитет Национального Освобождения, находившийся в Люблине (Польша). 173, 180.

79

79 Имеется в виду раздел D главы V подготовленного конференцией в Думбартон-Оксе (1944 г.) документа «Предложения относительно создания всеобщей международной организации безопасности». Этот раздел гласит:

«Процедура

1. Совет Безопасности должен быть организован так, чтобы он мог функционировать постоянно, и каждое государство, член Совета Безопасности, должно быть постоянно представлено в месте пребывания организации. Заседания Совета Безопасности могут происходить и в таких других местах, которые, по мнению Совета Безопасности, могут более всего способствовать его работе. Должны иметь место периодические заседания, на которых каждое государство, член Совета Безопасности, может быть представлено, если это будет признано им желательным, членом правительства или каким-либо другим специальным представителем.

2. Совет Безопасности уполномочивается создавать такие органы или учреждения, которые он сочтет необходимым для осуществления своих функций, включая, региональные подкомитеты военного Штабного комитета.

3. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая место избрания Своего председателя.

4. Любой член организации может принять участие в обсужден им любого вопроса, рассматриваемого Советом Безопасности, если Совет Безопасности считает, что интересы этого члена организации специально затрагиваются.

5. Любой член организации, не имеющий места в Совете Безопасности, и любое государство, нечлен организации, если они являются Сторонами в споре, который рассматривается Советом Безопасности. должны быть приглашены принять участие в обсуждении этого спора». 176.

80

80 «Аргонавт» — условное обозначение состоявшейся в феврале в 1945 г. в Крыму конференции руководителей трех союзных держав СССР, США и Англии. 183.

81

81 Имеется в виду конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Англии — в Крыму в феврале 1945 г. 185.

82

82 Советским Правительством был дан положительный ответ на просьбу о разрешении военно-воздушным силам США базироваться на Комсомольск — Николаевск. 185.

83

83 Инициалы Франклина Делано Рузвельта. 185.

84

84 Имеется в виду Временное правительство Польской республики, находившееся в то время в Люблине (Польша).. 186, 201.

85

85 На изложенную в этом меморандуме Рузвельта просьбу Советским правительством был дан положительный ответ. 187, 188.

86

86 В районе Полтавы находились аэродромы, которые использовались в 1944–1945 гг. военно-воздушными силами США для бомбардировочных налетов на территории противника… 192.

87

87 Конференция в Сан-Франциско по разработке устава международной организации для поддержания мира и безопасности происходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. … 195, 198, 202.

88

88 16 марта 1945 г. народный комиссар иностранных дел СССР направил послу США письмо следующего содержания:

«В связи с Вашим письмом, полученным мною 16 марта, о переговорах в Берне, сообщаю Вам следующее.

12 марта с. г. Вы сообщили мне о том, что 9 марта в Берн прибыл германский генерал Карл Вольф и сопровождающие его Дольманн и Зиммер для обсуждения совместно с представителями армии Соединенных Штатов и Великобритании вопроса о капитуляции германских вооруженных сил в Северной Италии. Вы сообщили также о том, что фельдмаршалу Александеру было поручено командировать своих офицеров в Берн для встречи с этими лицами, и Вы запрашивали о точке зрения Советского Правительства по этому вопросу.

В тот же день, 12 марта, я сообщил Вам, что Советское Правительство не возражает против переговоров с генералом Вольфом в Берне с тем, чтобы в этих переговорах приняли участие офицеры, представляющие Советское Военное Командование. Давая такой ответ, Советское Правительство не сомневалось в том, что Правительство Соединенных Штатов положительно отнесется к его предложению об участии Советских офицеров в переговорах с германским генералом Вольфом в Берне, и тогда же назвало своих представителей.

Сегодня, 16 марта, я получил от Вас письмо, из которого видно, что Правительство Соединенных Штатов отказывает советским представителям в праве на участие в переговорах в Берне. Отказ Правительства США в участии советских представителей в переговорах в Берне явился для Советского Правительства совершенно неожиданным и непонятным с точки зрения союзных отношений между нашими странами. Ввиду этого Советское Правительство считает невозможным дать свое согласие на переговоры американских и британских представителей с представителями германского командующего в Берне и настаивает на том, чтобы уже начатые переговоры в Берне были прекращены.

Советское Правительство, кроме того, настаивает на том, чтобы и впредь была исключена возможность ведения сепаратных переговоров одной или двух союзных держав с германскими представителями без участия третьей союзной державы».

22 марта 1945 г. народный комиссар иностранных дел СССР направил послу США письмо следующего содержания:

«Подтверждая получение Вашего письма от

Скачать:TXTPDF

Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 19411945 гг. Том 2 Иосиф читать, Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 19411945 гг. Том 2 Иосиф читать бесплатно, Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 19411945 гг. Том 2 Иосиф читать онлайн