Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 1

конференции Кавказского союза РСДРП.

12–17 декабря. И.В. Сталин участвует в работах I Всероссийской конференции большевиков в Таммерфорсе в качестве делегата от Кавказского союза РСДРП. На конференции происходит личное знакомство И.В. Сталина с В.И. Лениным.

1906

Начало января. Вышла брошюра И.В. Сталина “Две схватки”.

8 марта. Статья И.В. Сталина “Государственная Дума и тактика социал-демократии” напечатана и № 3 газеты “Гантиади”.

17–29 марта. В №№ 5, 9, 10, 14 газеты “Элва” опубликованы статьи И.В. Сталина “Аграрный вопрос” и “К аграрному вопросу”.

Конец марта. И.В. Сталин избирается делегатом на IV (“Объединительный”) съезд РСДРП от тифлисской организации.

10–25 апреля. И.В. Сталин участвует в работах IV (“Объединительного”) съезда РСДРП в Стокгольме; выступает против меньшевиков с обоснованием и защитой большевистской тактики в революции (см.: “О пересмотре аграрной программы” (Речь на седьмом заседании IV съезда РСДРП 13(26) апреля 1906 г.); “О текущем моменте” (Речь на пятнадцатом заседании IV съезда РСДРП 17(30) апреля 1906 г.)).

20 июня. Выходит № 1 руководимой И.В. Сталиным газеты “Ахали Цховреба”.

21 июня — 9 июля. В №№ 2, 4, 7 и 16 большевистской газеты “Ахали Цховреба” печатается серия статей И.В. Сталина “Анархизм или социализм?”.

Июньноябрь. И.В. Сталин руководит организацией первых профессиональных союзов в Тифлисе (типографских рабочих, приказчиков и др.).

13 июля. В № 19 “Ахали Цховреба” опубликована статья И.В. Сталина “Маркс и Энгельс о восстании”.

14 июля. В № 20 “Ахали Цховреба” опубликована статья И.В. Сталина “Международная контрреволюция”.

Июль — август. Выходит брошюра И.В. Сталина “Современный момент и Объединительный съезд рабочей партии”.

Сеитябрь. И.В. Сталин участвует в работах областного съезда кавказских организаций РСДРП.

14 ноября. Выходит № 1 руководимой И.В. Сталиным газеты “Ахали Дроеба”, в котором опубликована статья И.В. Сталина “Классовая борьба”.

4 декабря. В № 4 “Ахали Дроеба” опубликована статья И.В. Сталина “»Фабричное законодательство» и пролетарская борьба”.

11 декабря. В № 5 “Ахали Дроеба” возобновляется печатание серии статей И.В. Сталина “Анархизм или социализм?”.

18 декабря 1906 — 10 апреля 1907. Продолжается печатание серии статей И.В. Сталина “Анархизм или социализм?” в большевистских газетах: “Ахали Дроеба”, “Чвени Цховреба” и “Дро”.

Примечания

1

Передовая статья нелегальной с.-д. газеты «Брдзола» («Борьба»)

2

“Брдзола” (“Борьба”) — первая нелегальная грузинская газета тифлисской социал-демократической организации, ее ленинско-искровской группы. Инициатором создания газеты “Брдзола” был И.В. Сталин. Выход газеты “Брдзола” явился результатом той борьбы, которую вело с 1898 года революционное меньшинство первой грузинской социал-демократической организации “Месаме-даси” (И.В. Сталин, В.З. Кецховели, А.Г. Цулукидзе) против ее оппортунистического большинства (Жордания и др.) по вопросу о создании нелегальной революционной марксистской печати. “Брдзола” печаталась в Баку в подпольной типографии, организованной по поручению революционного крыла тифлисской социал-демократической организации ближайшим соратником И.В. Сталина В.З. Кецховели. На него же была возложена практическая работа по выпуску газеты. Руководящие статьи в “Брдзоле” по вопросам программы и тактики революционной марксистской партии принадлежат И.В. Сталину. Вышло четыре номера “Брдзолы”: № 1 — в сентябре 1901 года, № 2–3 — в ноябре — декабре 1901 года и № 4 — в декабре 1902 года. “Брдзола” — лучшая после “Искры” марксистская газета в России — отстаивала неразрывную связь революционной борьбы закавказского пролетариата с революционной борьбой рабочего класса всей России. Защищая теоретические основы революционного марксизма, “Брдзола”, как и ленинская “Искра”, пропагандировала необходимость перехода социал-демократических организаций к массовой политической агитации, к политической борьбе с самодержавием, отстаивала ленинскую идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции. Борись с “экономистами”, “Брдзола” обосновывала необходимость создания единой революционной партии рабочего класса, разоблачала либеральную буржуазию, националистов и оппортунистов всех мастей. Ленинская “Искра” отметила выход в свет № 1 “Брдзолы” как событие большой важности. — 3.

3

Необходимо отметить, что в последнее время петербургский «Союз борьбы» и редакция его газеты отказались от своего прежнего, исключительно экономического, направления и стараются внести в свои действия идеи политической борьбы.

4

Нелегальная книга, агитационная листовка в нынешних условиях России с громадной трудностью доходят до каждого жителя. Хотя плоды распространения нелегальной литературы велики, но в большинстве случаев оно охватывает лишь меньшую часть населения.

5

Здесь, конечно, мы не имеем в виду ту интеллигенцию, которая уже отрекается от своего класса и борется в рядах социал-демократов. Но такие интеллигенты — лишь исключение, они «белые вороны»

6

«Рабочая Мысль» — газета, откровенно проводившая оппортунистические взгляды «экономистов»; выходила с октября 1897 года по декабрь 1902 года. Вышло 16 номеров. — 17.

7

Закон 2 июня 1897 года устанавливал рабочий день для рабочих промышленных предприятий и железнодорожных мастерских продолжительностью в 11? часов; законом одновременно было сокращено число праздничных дней для рабочих. — 17.

8

Имеются в виду «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений», утвержденные правительством 29 июля 1899 года. На основании этих правил студенты, участники коллективных выступлений против полицейского режима, установленного в высших учебных заведениях, исключались из них и зачислялись рядовыми в царскую армию на срок от одного года до трех лет. — 24.

9

“Армянская социал-демократическая рабочая организация” только что сделала этот похвальный шаг. Она в своем “Манифесте” решительно заявляет, что “пролетариат (армянский) Нельзя отелить от общества (армянского): объединенный (армянский) пролетариат должен быть самым разумным и сильным органом армянского народа”, что “армянский пролетариат, объединенный в социалистическую партию, должен стремиться к определению армянской общественной мысли, что армянский пролетариат будет родным сыном своего племени” и пр. (см. ст. 3 “Манифеста” “Армянской социал-демократической рабочей организации”).

Во-первых, непонятно, почему “нельзя отделить армянский пролетариат от армянского общества”, если это “отделение” происходит каждом шагу? Разве объединенный армянский пролетариат не “отделился” от армянского общества, когда он в 1900 г. (в Тифлисе) объявил борьбу армянской буржуазии и буржуазно мыслящим армянам?! Что же представляет собой “Армянская социал-демократическая рабочая организация”, если не классовую организацию пролетариев армян, которые “отделились” от других классов армянского общества? Или, быть может, “Армянская социал-демократическая рабочая организация является организацией всех классов!? Ну, а может ли борющийся армянский пролетариат ограничиться “определением армянской общественной мысли”, но обязан ли он идти вперед, объявить борьбу этой — до мозга костей буржуазной “общественной мысли” и вдохнуть в нее революционный дух? Фанты говорят, что он обязан. Но если это так, то само собой ясно, что “Манифестдолжен был обратить внимание читателя не на “определение общественной мысли”, а на борьбу с этой мыслью, на необходимость ее революционизирования: этим он лучше охарактеризовал бы обязанности “социалистического пролетариата”. И, наконец, разве армянский пролетариат может быть “родным сыном своего племени”, когда одна часть этого племени — армянская буржуазия — как паук, сосет его кровь, а другая часть — армянское духовенствопомимо того, что сосет кровь рабочих, систематически развращает его сознание? Все эти вопросы просты и неизбежны, если смотреть на дело с точки зрения классовой борьбы. Но авторы “Манифеста” не замечают этих вопросов, потому что они смотрят на дело с федералистически-националистической точки зрения, перенятой ими у Бунда (еврейский рабочий союз).[19] И вообще авторы “Манифеста” как бы поставили себе целью — во всем подражать Бунду. В свойМанифест” они внесли также вторую статью резолюции V съезда Бунда “О положении Бунда в партии”. Они называют “Армянскую социал-демократическую рабочую организацию” единственной защитницей интересов армянского пролетариата (см. ст. 3 указанного “Манифеста”). Авторы “Манифеста” забыли, что кавказские комитеты нашей партии[20] вот уже несколько лет считаются представителями армянских (и других) пролетариев на Кавказе, что они развивают в них классовое самосознание путем устной и печатной пропаганды и агитации на армянском языке, руководят ими во время борьбы и пр., тогда как “Армянская социал-демократическая рабочая организация” родилась лишь позавчера. Все это они забыли и, надо надеяться, многое еще позабудут, лишь бы в точности перенять организационные и политические взгляды Бунда.

10

Не лишним будет заметить, что нижеследующее является комментарием к статьям нашей партийной программы, относящимся к национальному вопросу.

11

Мы здесь касаемся “Сакартвело” лишь для того, чтобы лучше выяснить содержание 9-й статьи. Целью настоящей статьи является критика федералистов-социалдемократов, а не “сакартвелоистов”, коренным образом отличающихся от первых (см. главу I).

12

Считаю необходимым сообщить читателю, что “Сакартвело” с первых же номеров объявило войну логике, как оковам, с которыми необходимо бороться. Не следует обращать внимания на то обстоятельство, что “Сакартвело” часто говорит от имени логики, оно поступает так по свойственным ему легкомыслию и забывчивости.

13

См. статью “Старого (т. е. устаревшего!) революционера” в № 9 “Сакартвело”.

14

Гг. “сакартвелоисты” всегда строят свои требования на песке и не представляют себе существование людей, которые могут найти более прочную почву своим требованиям!

15

Что же представляет собой так странно именующая себяпартия”? “Сакартвело” повествует (см. приложение первое к № 10 “Сакартвело”), что “весной текущего года за границей собрались грузинские революционеры: грузинские анархисты, сторонники “Сакартвело”, грузинские социал-революционеры и… объединились… в “партию” грузинских социал-федералистов”… Да, именно анархисты, которые всем сердцем и душой презирают всякую политику, социал-революционеры, которые обожают политику, “сакартвелоисты”, которые отрицают всякие террористические и анархические мероприятии, — вот этакая пестрая и взаимно отрицающая друг друга публика, оказывается, объединилась… в “партию”! Идеальная разношерстность, какую только когда-либо может себе представить человек! Вот где человеку не будет скучно! Ошибаются те организаторы, которые утверждают, что для объединения людей в партию необходима общность принципов! Не общность принципов, говорит нам эта пестрая публика, а отсутствие принципов является той почвой, на которой должна быть построена “партия”! Прочь от нас “теория”, принципы — эти рабские оковы! Чем скорее мы освободимся от них, тем лучше, — философствует эта пестрая публика. И, действительно, как только эти люди освободились от принципов, они тотчас же, одним взмахом построили… карточный домик — виноват — “партию грузинских социал-федералистов”. Оказывается, “семь с половиной человек” в любое время могут создать “партию”, когда они соберутся вместе! И как тут не посмеяться, когда эти невежды, “офицеры” без армии предаются философствованию: Российская социал-демократическая рабочая партия “является антисоциалистической, реакционной” и пр.; русские социал-демократы — “шовинисты”; Кавказский союз нашей партии “рабски” подчиняется Центральному Комитету партии[16] и т. д. (см. резолюции первой конференции грузинских революционеров). Лучшего и не следовало ожидать от археологических остатков времен Бакунина. Каковы деревья — таковы и плоды, каковы фабрики — таковы и товары.

16

Должен отметить, что согласованные действия отдельных частей нашей партии некоторым ненормальным “индивидам” показались “рабским подчинением”. Это все от слабости нервов — уверяют врачи.

17

“Сакартвело” (“Грузия”) — газета заграничной группы грузинских националистов, ставшей ядром буржуазно-националистической партии социал-федералистов; издавалась в Париже на грузинском и французском языках с 1903 по 1905 год.

В партию грузинских федералистов (оформилась в апреле 1904 года в Женеве) вошли, кроме группы “Сакартвело”, анархисты, эсеры, национал-демократы. Основное требование федералистов — национальная автономия Грузии в пределах российского помещичье-буржуазного государства. В годы реакции они стали открытыми противниками революции. — 35.

18

“Армянская

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 1 Иосиф читать, Полное собрание сочинений. Том 1 Иосиф читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 1 Иосиф читать онлайн