но нет на транспорте людей ненужных или незначительных. Начиная от самых больших руководителей и кончая «малыми» работниками вплоть до стрелочника, вплоть до смазчика, вплоть до уборщицы, — все велики, все значительны, ибо транспорт является конвейером, где важна работа каждого работника, каждого винтика. Когда вы это поймете, товарищи железнодорожники, — говорит товарищ Сталин, — когда вы установите слаженность всех частей, всех работников в механизме транспорта — это и будет настоящая, большевистская дисциплина.
Товарищ Сталин говорит об успехах транспорта и недостатках его работы, которые необходимо вскрывать при помощи смелой и решительной самокритики. Без критики двигаться вперед нельзя. Эта истина — чиста и прозрачна, как чиста и прозрачна ключевая вода. Он говорит о той самокритике, которой всегда учил нас Ленин, — критиковать открыто, честно, до конца, как полагается революционеру, вскрывать язвы нашей работы, не бояться критики, а пойти ей навстречу, не замазывать недостатки, прислушиваться к голосу всех работников, не только учить работников, но и учиться у них. Критика и самокритика — ключ, при помощи которого мы вскрываем и устраняем недостатки социалистического строительства и движемся вперед. В этом секрет нашего прогресса.
Товарищ Сталин говорит далее: успехи транспорта несомненны, мы не собираемся их скрывать. Нам не нужна ложная скромность. Достижения ваши не малы. С 56 тысяч вагонов среднесуточной погрузки вы поднялись до 73 тысяч вагонов. Это не мало с точки зрения продвижения транспорта вперед. Но, товарищи, этого еще не достаточно с точки зрения потребности страны. Надо добиться среднесуточной погрузки в 75–80 тысяч вагонов в день.
Разрешите провозгласить тост за ваши успехи, которые несомненны и за которые вы заслужили настоящую, большевистскую товарищескую похвалу. Разрешите провозгласить тост за те достижения, которых еще нет у вас, но которые обязательно должны быть, за то, чтобы все вы, от стрелочника до наркома, сделали все необходимое и подняли транспорт, который идет уже в гору, но идет еще покачиваясь, за то, чтобы транспорт был четко работающим, исправно действующим, точным, как хороший часовой механизм, конвейером! За всех вас и за вашего наркома, товарищи!
Правда. 1935. 2 августа.
Записка Н.И. Ежову (после 24 ноября 1935 года)
Т. Ежов!
Очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям — преступление. Жалобы Брик, по-моему, правильны. Свяжитесь с ней (с Брик), или вызовите ее в Москву, привлеките к делу Таль и Мехлиса и сделайте, пожалуйста, все, что упущено нами. Если моя помощь понадобится, я готов.
И. Сталин.
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1118. Л. 148.
Написано на письме Л. Ю. Брик от 24 ноября 1935 года об издании сочинений поэта и увековечении его памяти. Фрагмент «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям — преступление» опубликован в «Правде» 5 декабря.
Записка В.П. Ставскому 10 декабря 1935 года
Тов. Ставский!
Обратите внимание на т. Соболева. Он, бесспорно, крупный талант (судя по его книге «Капитальный ремонт»). Он, как видно из его письма, капризен и неровен (не признает «оглобли»). Но эти свойства, по-моему, присущи всем крупным литературным талантам (может быть, за немногими исключениями).
Не надо обязывать его написать вторую книгу «Капитального ремонта». Такая обязанность ниоткуда не вытекает. Не надо обязывать его написать о колхозах или Магнитогорске. Нельзя писать о таких вещах по обязанности.
Пусть пишет, что хочет и когда хочет.
Словом, дайте ему перебеситься… И поберегите его.
И. Сталин.
Источник. 1998. № 3. С. 113.
АП РФ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 1118. Л. 149.
В 1935 году Ставский (Кирпичников) В.П. — секретарь Союза писателей СССР.
Телеграмма В.К. Коккинаки 21 июля 1936 года
Летчику-испытателю
тов. В. Коккинаки
Поздравляю с достижением международного рекорда высоты на двухмоторном самолете с коммерческим грузом в 500 килограмм. Крепко жму вашу руку.
И. Сталин
Правда. 1936. 22 июля.
Коккинаки В. К. (1904–1985) — дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), генерал-майор авиации (1943), заслуженный летчик испытатель. В 1936-39 годах осуществил скоростные и беспосадочные перелеты, установил 22 мировых рекорда.
Летчику-испытателю товарищу Коккинаки 26 августа 1936 года
Поздравляю Вас с достижением нового высотного рекорда.
Крепко жму Вам руку.
И. Сталин
Правда. 1936. 26 августа.
Герою Советского Союза летчику Леваневскому. Штурману Левченко 14 сентября 1936 года
Братский привет отважным сынам нашей Родины!
Поздравляю вас с успешным выполнением плана исторического перелета.
Крепко жму ваши руки.
И. Сталин.
Правда. 1936. 14 сентября.
Леваневский С.А. (1902–1937) — легендарный полярный летчик, кавалер золотой звезды Героя Советского Союза № 2 (1934). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Левченко В. И. (1906–1937) — с 1933 года бессменный штурман Леваневского, служил на Черноморском и Балтийском флотах. Кавалер орденов Ленина, Красной Звезды.
В 1936 году Леваневский и Левченко получили правительственное задание ознакомиться с образцами гидросамолетов, производимых в США, высказать свои соображения относительно закупки их для СССР и перегнать один из приобретенных самолетов в Москву. Летчики остановили свой выбор на гидросамолете «Уолти-1–А». 5 августа 1936 года был дан старт перелета Лос-Анджелес — Москва, трасса которого прошла через Аляску, Чукотку и гидроаэродромы Арктики, с которых тогда взлетало и садилось множество самолетов полярной авиации. Пройдя через Сан-Франциско, Уэлен, Якутск и Свердловск, 13 сентября 1936 прибыли в Москву, перекрыв расстояние в 13 000 километров. За этот перелет командир экипажа Леваневский получил орден Трудового Красного Знамени, а штурман Левченко был удостоен другой высокой награды — ордена Ленина
13 августа 1937 года в составе одного экипажа Леваневский и Левченко пропали без вести во время перелета Москва — Северный полюс — Фэрбенкс (США). Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолет так и не был найден. По одной из наиболее аргументированных версий, катастрофа произошла недалеко от берегов Аляски.
Летчику-испытателю Юмашеву 16 сентября 1936 года
Поздравляю с достижением рекорда высоты на четырехмоторном самолете АНТ-6.
Желаю Вам новых успехов.
Жму руку.
И. Сталин
Правда. 1936. 16 сентября.
Юмашев А.В. (1902–1988) — летчик-испытатель, одним из первых освоил полеты на большой высоте. В 1936 году установил ряд рекордов высоты полета с грузом. Герой Советского Союза (1937). Участник Великой Отечественной войны, с 1944 года — начальник управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки. Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI). Почетный гражданин городов Лос-Анжелес и Сан-Джасинто.
Герою Советского Союза товарищу Молокову 20 сентября 1936 года
Поздравляю с успешным проведением замечательной работы по установлению воздушных путей Арктики.
Желаю Вам новых успехов.
Жму руку.
И. Сталин
Правда. 1936. 20 сентября.
Молоков В.С. (1895–1982). Из первых Героев Советского Союза (1934). Участвовал в спасении экспедиции затонувшего в Арктике парохода «Челюскин». С 1938 года — начальник Главного управления гражданского воздушного флота. Генерал-майор авиации (1940).
Приветствие участницам большого женского автопробега по маршруту Москва — Кара-Кумы — Москва 10 октября 1936 года
Командору большого женского автопробега
А. Волковой
Помощнику командора по политчасти
С. Орловой
Поздравляю участниц автопробега с успешным выполнением задания.
Горячий привет женщинам-победительницам.
И. Сталин
Правда. 1936. 10 октября.
Приветствие участникам перехода на одноместных таймунах по маршруту Красноводск — Москва 10 октября 1936 года
Командиру перехода на одноместных таймунах
по маршруту Красноводск — Москва
Кулиеву Меред
Политруку перехода Дурдыеву Курбан-Али
Старшине перехода Гельдыеву Анник
Поздравляю с успешным завершением смелого перехода.
Братский привет доблестной команде.
И. Сталин
Правда. 1936. 10 октября.
Телеграмма М.Ю. Алексееву 5 ноября 1936 года
Летчику-испытателю
тов. М.Ю. Алексееву
Поздравляю с достижением всесоюзного рекорда высоты на двухмоторном самолете АНТ-40 с коммерческим грузом в 1 тонну.
Жму руку.
И. Сталин
Правда. 1936. 6 ноября.
Алексеев М.Ю. (1903–1939) — советский летчик-испытатель. Поднял в небо и провел испытания самолетов АНТ-46, АНТ-37бис (ДБ-2Б), АНТ-44Д (МТБ-2). Участвовал в испытаниях самолета СБ. 01.11.1936 на самолете СБ с грузом 1000 кг достиг высоты 12.695 метров. Однако этот мировой авиационный рекорд не был зарегистрирован ФАИ. 02.09.1937 на самолете СБ с грузом 1000 кг достиг высоты 12.246,5 метров. Это достижение было зарегистрировано ФАИ в качестве мирового авиационного рекорда.
За время летной работы (1926–1939 годы) освоил 46 типов самолетов.
26.07.1939 в 20:36 с Центрального аэродрома (Ходынка) Алексеев выполнял первый полет на самолете И-16 с мотором М-25А, снабженным турбокомпрессором. При наборе высоты произошел отказ мотора. Летчик попытался спасти машину, но при развороте была потеряна скорость, самолет сорвался в штопор и упал в рощу на границе аэродрома (район нынешних Песчаных улиц). Летчик умер, не приходя в сознание.
Надписи на протоколе допроса Г.Я. Сокольникова (ноябрь 1936 года)
А все же о плане убийства лидеров ВКП сообщил? Конечно, сообщил…
Сокольников, конечно, давал информацию Тальботу об СССР, о ЦК, о ГПУ, обо всем. Сокольников — следовательно — был информатором (шпионом-разведчиком) английской разведки.
Известия ЦК КПСС. 1989. № 9. С. 39.
Сокольников (Бриллиант) Г.Я. — первый нарком финансов СССР (1923). С 1922 член, с 1930 — кандидат в члены ЦК. В разное время занимал ряд высоких правительственных должностей (зампред Госплана, председатель Нефтесиндиката, полпред в Великобритании, заместитель, первый заместитель наркома лесной промышленности). В 1936 году исключен из партии и арестован. В качестве обвиняемого привлечен к открытому процессу по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». В январе 1937 года приговорен к 10 годам лишения свободы. Убит в заключении сокамерниками.
Речь идет о встречах и разговорах Сокольникова с английским журналистом Тальботом.
Записка Б.З. Шумяцкому 9 декабря 1936 года
Тов. Шумяцкий!
1) Щорс вышел слишком грубоватым и малокультурным. Нужно восстановить действительную физиономию Щорса.
2) Боженко не вполне вышел. Автор, видимо, больше сочувствует Боженко, чем Щорсу.
3) Штаба Щорса не видно. Почему?
4) Не может быть, чтобы у Щорса не было трибунала, иначе он не стал бы сам расстреливать бойцов из-за пустяков (табакерка и пр.).
5) Не хорошо, что Щорс выглядит менее культурным и более грубым, чем Чапаев. Это неестественно.
И. Сталин
История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997. С. 486.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 75. Л. 56.
В 1936 году Шумяцкий Б.З. — начальник главного управления кинематографии СССР.
Письмо Б.З. Шумяцкому 27 января 1937 года
Сценарий т. Эрмлера («Великий гражданин») читал. Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны.
Имеются, однако, ошибки.
1. Представители «оппозиции» выглядят как более старшие физически и в смысле партийного стажа, чем представители ЦК. Это не типично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину.
2. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами — пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов — и революционером Желябовым.
3. Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии.
4. Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова — Радека.
Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа — за победу социализма в СССР, за ликвидацию