Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Исторический смысл русской революции и национальные задачи

в Международном социалистическом конгрессе в Лондоне (IV Конгрессе II Интернационала) от российской социал-демократии; написал аграрную часть доклада делегации, с которым выступил Г. В. Плеханов. Вместе с М. И. Туган-Барановским редактировал марксистские журналы «Новое Слово» (1897) и «На-чало» (1899). В числе книг по теории и истории капитализма и рабочего движения в 1898 под его редакцией вышел 1-й том «Капитала» К. Маркса. По предложению члена ЦК РСДРП С. И. Радченко написал «Манифест РСДРП» (1898).

В статье «Марксова теория социального развития» (1899) Струве подвергает пересмотру теорию социальной революции, доказывая, что революция неизбежна лишь для стран с неразвитым, стихийным капитализмом; по мере же его эволюции естественным становится путь реформ, позволяющий сохранить достижения куль-туры и хозяйства. В 1899 его вместе с Туган-Барановским лишают приват-доцен-туры в Петербургском университете за неблагонадежность. Как глава «крити-ческого направления» в русском марксизме Струве развивает систему взглядов, основу которой составляют идеи примата единства противоречий над их борьбой, компромисса и эволюции как средств политического развития, права и культуры как основ общества. Однако применение этих принципов, считает он, возможно лишь после свержения самодержавия.

На Псковском совещании с социал-демократами во главе с В. И. Лениным в апреле и встрече в декабре 1900 Струве от лица «демократической оппозиции» обещает поддержку журналу «Заря» и газете «Искра», но вскоре, опублико-вав в «Искре» две статьи, окончательно расходится с социал-демократи-ей. Осенью 1900 пишет предисловие к книге Н. А. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», в котором порывает философские связи с марксизмом, ставя задачу обоснования социального идеала на «более широкой основе», в том числе идеалистической (см. также: Мир Божий. 1900. No 11). Участвовал в демонстрации петербургской интеллигенции у Казанского собора 4 марта 1901; был избит полицией, арестован и выслан в Тверь. Летомосенью вошел в контакт с земскими деятелями и принял предложение редакти-ровать заграничный оппозиционный орган. Участник сборника «Проблемы идеализма» (1902). С июля 1902 по октябрь 1905 редактировал журнал «Освобож-дение» (Штуттгарт — Париж). Выступая за создание широкого фронта нелегаль-ных организаций на базе программы реформ, считал нецелесообразной полемику с революционными партиями. Один из создателей «Союза Освобождения». В сен-тябре — октябре 1904 секретарь Конференции революционных и оппозиционных партий в Париже.

После Манифеста 17 октября 1905 г. Струве по амнистии вернулся в Россию. Член ЦК кадетской партии с момента ее создания. С декабря 1905 в Петербурге редактировал еженедельный журнал «Полярная Звезда», в котором призывал к строительству правового государства на основе существующей «конституции» и к прекращению правительственного террора и революционной борьбы. В марте 1906 судебным решением журнал закрыт. По май 1906 Струве сотрудник журнала «Свобода и Культура» (под ред. С. Л. Франка), в апреле — июне редактор га-зеты «Дума». Летом 1906 присутствовал в Выборге при составлении воззвания группы депутатов Думы и выступил против его принятия. Член II Государственной Думы (1907). 2 июня 1907 в составе группы депутатов посетил П. А. Столыпина с целью предотвратить роспуск Думы. С осени 1906 преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте (до 1917), а с 1910 также и на Бесту-жевских женских курсах; был приват-доцентом университета. С конца 1906 ре-дактор «Русской Мысли». Привлек к сотрудничеству в журнале Франка, Изгоева, Бердяева, Булгакова, Новгородцева и др. В 1908 сдал магистерский экзамен в Московском университете. Тогда же выдвинул концепцию «Великой России», «национально-либеральный империализм» которой, опираясь на представления о мистических основах нации и государства, имел целью захват Проливов и экспан-сию на Ближнем Востоке. Участник сборника «Вехи» (1909). В 1909—1913 прини-мает активное участие в деятельности Религиозно-философского общества. В 1913 опубликовал сборник «Крепостное хозяйство», объединивший его иссле-дования с 1899, в Московском университете защитил магистерскую диссертацию «Хозяйство и цена» (М., 1913. Т. I), был избран экстраординарным профессором Петербургского университета. В январе 1914 выступил со статьей «Оздоровление власти», видя необходимость «самоограничения» самодержавия и общества во имя «Великой России». С началом первой мировой войны стал одним из руково-дителей Всероссийского Земского Союза, председателем комитета по борьбе с торговлей с неприятелем. В связи с этим посетил Францию и Англию, где прочел серию лекций о положении России и был удостоен степени доктора Кембриджского университета (1916). В июне 1915 вышел из кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу (фактически отошел от партии в 1908). В 1917 в Киев-ском университете защитил докторскую диссертацию «Хозяйство и цена» (М., 1916. Т. II). В качестве «идейного центра для духовно-обоснованного патриотизма» организовал «Лигу русской культуры», избран членом ее Временного комитета. Фактическим органом «Лиги» стало приложение к «Русской Мысли» еженедельник «Русская свобода». В марте — мае 1917 — директор экономического департа-мента МИДа. Летом 1917 избран академиком Российской Академии Наук по отделу политэкономии (исключен в 1928), работал в ее Отделении Исторических наук и Филологии.

В ноябре 1917 Струве прибыл в Новочеркасск, где вошел в состав «Донского гражданского совета» для организации Добровольческой армии. С февраля 1918 в Москве, участвует в деятельности ряда подпольных организаций. В декабре 1918 из Петрограда перешел по льду в Финляндию. В Гельсингфорсе стал членом «Русского комитета» и военно-политического центра при генерале H. H. Юдениче. В начале 1919 в качестве представителя кадетского Национального Центра на-ходился в Англии и Франции с целью организовать материальную, политиче-скую и дипломатическую поддержку контрреволюции Западом, был включен Колчаком в состав «Политического совещания» в Париже. В конце лета 1919 вернулся на юг России, в Ростове редактировал орган Совета государственного объединения России газету «Великая Россия». Член Особого совещания при генерале А. И. Деникине. В апреле 1920 возглавил Управление внешних сношений в правительстве П. Н. Врангеля в Крыму.

В эмиграции, отказавшись от предложенной ему должности директора Эко-номического Института в Софии, возобновил издание «Русской Мысли» (1921— 1925, 1927, Прага — Берлин)» редактировал газету «Возрождение» (1925—1927). и «Россия» (1928), участвовал в руководстве газетой «Россия и Славянство» (1928—1932). В конце 1921 выступил против вмешательства Карловацкого собора эмигрантского духовенства в политику. В 1924 вошел в «Братство св. Софии», организованное Булгаковым, но деятельного участия в нем не принял. В 1926 председатель Зарубежного съезда, призванного объединить правые и монархиче-ские силы; один из создателей эмигрантской правомонархической организации «Русское национальное объединение», оказывал содействие Российскому обще-воинскому Союзу. В 1930 участник съезда русских писателей в Белграде, где поселяется до 1943 (прежде жил с 1921 в Праге, с 1925 в Берлине) и становится председателем отделения общественных наук Русского Научного Института. Чи-тает курс социологии в университетах Белграда и Субботицы,

В это время Струве отходит от политической деятельности. В конце жизни работает над итоговыми трудами «Система критической философии» (рукопись погибла) и «Социально-экономическая история России» (не окончена; опубликова-на в 1952). В 1941 арестован немецкими фашистами, выпущен после трехмесяч-ного заключения в Граце. В 1943 ему удается выехать в Париж.

В философии Струве, первоначально критический позитивист, отрицающий самостоятельное значение метафизики, затем переходит под влиянием Канта и особенно Фихте на позиции трансцендентализма, признавая необходимость философского решения этической проблемы, а также углубляя понимание онто-логического статуса личности.

Утверждая метафизйчяость исторического процесса, Струве считал, что ра-циональное причинное объяснение истории распространяется лишь на сферу опыта, тогда как целостное историческое бытие рационально непостижимо. Из этого следует дуалистическая концепция историй, которую он впоследствии раз-вивает в универсальное плюралистическое мировоззрение.

Пo Струве, наряду с феноменальным слоем реальности, познаваемым при помощи разума, существует трансцендентное бытие, имеющее мистический смысл и доступное лишь религиозному созерцанию. Мистический (индивидуальный и иррациональный) характер таких целостностей, как культура, нация, госу-дарство придает связность и осмысленность социальному бытию, также как рели-гия связывает в цельное миросозерцание личности науку и метафизику.

Религиозный индивидуализм Струве (названный им позднее религиозно-метафизическим агностицизмом) исходит из соединения творческой автономии личяостй и признания ею абсолютных трансцендентных ценностей, составляющих цель всякого творчества, поскольку оно, по мнению автора концепции, имеет в конечном счете религиозный смысл. Этому соответствуют в сфере морального действия утверждение принципа личной ответственности и личного самоусовер-шенствования (этическая конкретизация идеи «Царство Божие внутри вас есть»), а в сфере хозяйства и культуры — принципа «личной годности», как основы и мерила общественной жизни. Что касается сферы государства, то бущностью его должны быть свобода и самоценность личности, охранение ее неотъемлемых прав. Их можно обеспечить взаимным ограничением власти (государства) и граж-данского общества (общественности) — ограничением, которое осуществимо бла-годаря примиряющей роли так называемого «среднего элемента» — подлинного носителя права, свободы и собственности. На этом основывается «либеральный консерватизм» Струве, убежденного в «неразрывности связи между свободным творчеством прогресса и преемственностью жизни и культуры» (Франк С. Л. Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк, 1956. С. 123). В области национального бытия Струве считает основным началом национальный дух, который раскрывает-ся в историческом творении культуры личностью.

Эти метафизические основоположения своего мировоззрения Струве сделал фундаментом многочисленных конкретно-научных исследований в различных областях, от политической экономии, в которой он развивал плюралистическую теорию, основанную на истолковании цены как субъективной оценки, и истории, понятой как развертывание основного социального противоречия свободы и власти, до литературоведения.

* * *

С февраля 1918 П. Б. Струве продолжил выпуск журнала «Русская Мысль» (No 1—2 и 3—6), планируя прием подписки на весь год. В объявлении о подписке, помещенном на второй странице обложки «Из глубины», он высказал намерение следовать прежней программе, «твердо проводя идею национальной русской куль-туры и уделяя всего больше места вопросам и темам, связанным с высшими стрем-лениями и ценностями человеческого духа». Одновременно Струве задумал вы-пуск «Библиотеки общественных знаний», к созданию которой помимо постоянных своих сотрудников пригласил С. А. Котляревского. Проспект «Библиотеки», как и статья Струве, вошедшая в сборник «Из глубины», отражал не только узловые вопросы, его волновавшие, но и желание в любом своем предприятии прежде всего «мысль разрешить». Так, Струве писал: «Возрождение России должно быть прежде всего возрождением и укреплением национального духа. Внести свою скромную лепту в эту работу есть задача нашего литературного предприятия, вдохновляемого горячей верой в поруганную национальную культуру и уважением к безрассудно разрушенной русской государственности. Наша «Библиотека общественных знаний» будет стремиться на серьезном, но доступном широкой публике изложении освещать основные вопросы культурного, общественного и государственного развития и бытия человечества и, в особенности русского народа, пробуждать в русском человеке исторический смысл…».

Осенью 1919 Струве выступил в Ростове-на-Дону с двумя лекциями, осно-ванными на тексте его статьи в сборнике «Из глубины». Через два года они были (после предварительной публикации в «Русской Мысли» за 1921 г., No

Скачать:TXTPDF

Исторический смысл русской революции и национальные задачи Струве читать, Исторический смысл русской революции и национальные задачи Струве читать бесплатно, Исторический смысл русской революции и национальные задачи Струве читать онлайн