проявления Его милосердия, в то время как они — приказы, не подлежащие обсуждению». Говорящего «ЗА ДОБРО ДА БУДЕТ УПОМЯНУТО ИМЯ ТВОЕ» прерывают, потому что из его слов следует, будто Всевышнего следует благодарить лишь только за добро — между тем, как Мишна говорит (ниже 9, 5): «Обязан человек благословлять за зло так же, как он благословляет за добро». Того, кто дважды повторяет «БЛАГОДАРИМ, БЛАГОДАРИМ!», заставляют замолчать потому, что возникает впечатление, будто он признает и благодарит два божества.
[Если тот, кто] встал перед ковчегом — то есть хазан. «Ковчег» — это шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Во времена Мишны хазан становился перед ковчегом. Ошибся — посреди молитвы, [пусть] другой встанет на его место не упрямясь. Говорит барайта: «Тот, которого приглашают встать перед ковчегом, должен отказываться» (как человек, сомневающийся в том, что он достоин того, чтобы стать представителем всей общины в молитве перед Всевышним). Поэтому в мишне подчеркивается, что в случае, когда посреди молитвы необходимо заменить хазана, тот, кого приглашают встать перед ковчегом, не должен отказываться, вынуждая общину повторять приглашение, так как задерживая продолжение молитвы, он навлекает позор на всех молящихся (Раши). Откуда он начинает? С какого места в молитве начинает тот, кто пришел заменить прежнего хазана? С начала [того] благословения, в котором ошибся [первый]. Это — в случае, если ошибка была сделана в одном из срединных благословений. Однако если это произошло в одном из трех первых благословений — хазан начинает молитву с самого начала, если в одном из последних трех — хазан начинает с благословения «Будь благосклонен, Г-сподь, Б-г наш, к народу своему…» (гемара, Рамбам).
мишна четвертая
СТОЯЩИЙ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ НЕ [должен] ОТВЕЧАТЬ «АМЕН» ПОСЛЕ [благословения, произносимого] КОГЕНАМИ ИЗ-ЗА [возможности] ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА, И ЕСЛИ НЕТ ТАМ [другого] КОГЕНА КРОМЕ НЕГО — ОН НЕ [должен] «ВОЗДЕВАТЬ РУК». ОДНАКО [же] ЕСЛИ ОН УВЕРЕН, ЧТО ПОСЛЕ «ВОЗДЕВАНИЯ РУК» [сможет] ВОЗОБНОВИТЬ МОЛИТВУ, [ему] ДОЗВОЛЕНО.
объяснение мишны четвертой
Эта мишна учит, что хазан обязан избегать всего, что может смутить его и довести до ошибки в молитве.
Стоящий перед ковчегом не [должен] отвечать «Амен» после [благословения, произносимого] когенами. После того, как хазан заканчивает благословение «Благодарим…» (в утренней молитве «Восемнадцать» или в «дополнительной молитве»), когены благословляют народ (см. Бемидбар 6, 24-26). Церемония этого благословения состоит в следующем (вне Храма): сначала когены произносят благословение: «…освятивший нас святостью Агарона и повелевший нам благословлять Свой народ, Израиль, с любовью!», и все отвечают: «Амен!»; затем хазан подсказывает им благословение слово за словом, которые они повторяют вслед за ним. Благословение это состоит из трех фраз, после каждой из которых община отвечает: «Амен!» Итак, мишна сообщает, что ХАЗАН НЕ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ «АМЕН» КОГЕНАМ, как все остальные молящиеся. Из-за [возможности] замешательства. Отвлекшись для того, чтобы ответить «Амен», хазан забудет, какое слово он должен подсказать когенам, придет в замешательство и сделает ошибку в молитве (Раши, Рамбам). И если нет там [другого] когена кроме него — если единственный коген среди молящихся — это сам хазан, он не [должен] «воздевать рук». Благословение когенов носит название «Воздевание рук», потому что они произносят его с воздетыми к небу руками. Итак, если хазан — единственный коген в синагоге, он не отвлекается от молитвы для совершения благословения когенов из опасения, что после него не сможет начать благословения «Даруй мир…» как положено. Однако [же] если он уверен, что после «воздевания рук» [сможет] возобновить молитву — если он владеет собой настолько, что твердо уверен: вставка благословения когенов в молитву и необходимость возвращения к заключительному благословению «Даруй мир…» не причинит ему никаких трудностей, ему позволено — совершить благословение народа.
Некоторые комментаторы объясняют, почему в этом случае для хазана делается исключение, заботой о том, чтобы благословение когенов не упразднилось. Следовательно, если в синагоге есть другой коген кроме хазана, способный совершить благословение, хазан не отвлекается от молитвы даже в том случае, если совершенно уверен в своей способности вернуться к нужному месту в ней (Гагагот Маймонийот; Шнот Элиягу; см. также Тосафот Йом-тов).
мишна пятая
ОШИБКА В МОЛИТВЕ — ДУРНОЙ ЗНАК ДЛЯ МОЛЯЩЕГОСЯ, А ЕСЛИ ОН ХАЗАН — ЭТО ДУРНОЙ ЗНАК ДЛЯ [всей] ОБЩИНЫ, ПОТОМУ ЧТО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА — СЛОВНО ОН САМ. РАССКАЗЫВАЛИ О РАБИ ХАНИНЕ БЕН ДОСЕ, ЧТО, МОЛЯСЬ ЗА БОЛЬНЫХ, ОН ПРЕДСКАЗЫВАЛ, КТО ВЫЖИВЕТ И КТО УМРЕТ. [Когда же] ЕГО СПРОСИЛИ, ОТКУДА ОН ЭТО ЗНАЕТ, ОН ОТВЕТИЛ: ЕСЛИ МОЛИТВА ЛЬЕТСЯ ИЗ УСТ МОИХ СКЛАДНО Я ЗНАЮ, ЧТО ОНА ПРИНЯТА, А ЕСЛИ НЕТ — ЗНАЮ Я, ЧТО ОНА ОТВЕРГНУТА.
Объяснение мишны пятой
Эта мишна добавляет к сказанному в предыдущей, что каждый человек должен остерегаться сделать ошибку в молитве — тем более хазан.
Ошибка в молитве — в молитве «Восемнадцать» — дурной знак для молящегося. Ему с небес намекают на то, что молитва его не принимается и что он должен проанализировать свои поступки, чтобы исправить то, что требует исправления. А если он хазан — и сделал ошибку в молитве, это дурной знак для всей общины — которая сделала его своим представителем в молитве перед Всевышним. Потому что представитель человека — словно он сам, и, следовательно, это ошибка в молитве как бы сделана всей общиной.
Рассказывали о раби Ханине бен Досе — который был чрезвычайно праведен и благочестив, и к которому многие обращались в час беды, чтобы он помолился за них, что, молясь за больных — моля Всевышнего смилостивиться и послать им излечение, он предсказывал — помолившись, кто выживет и кто умрет — что и случалось. [Когда же] его спросили, откуда он это знает, он ответил: если молитва льется из уст моих складно — если молитва произносится моими устами быстро и без затруднений, я знаю, что она принята — и на небесах решили послать этому больному выздоровление. А если нет — если мне трудно молиться, знаю я, что она отвергнута — потому что на небесах этого больного приговорили к смерти.
Гемара рассказывает: раби Ханина бен Доса изучал Тору под руководством рабана Йоханана бен Закая. Однажды заболел сын рабана Йоханана бен Закая. «Ханина, сын мой, — обратился рабан Йоханан бен Закай к раби Ханине, — помолись, чтобы Всевышний смилостивился над моим сыном и он выздоровел!». Раби Ханина бен Доса, сидя на земле, свесил голову между своими коленями и помолился, прося Всевышнего сжалиться над сыном рабана Йоханана бен Закая, — и тот, действительно, выздоровел. Сказал рабан Йоханан бен Закай: «Если бы бен Закай бился головой о свои колени весь день напролет — на него не обратили бы на небесах ни малейшего внимания!». «Что, разве Ханина более велик, чем ты?» — спросила его жена. «Нет, — ответил тот, — но перед царем — Ханина как слуга (КОТОРЫЙ ВХОЖ К НЕМУ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ И ПОТОМУ ВСЕГДА МОЖЕТ ПОПРОСИТЬ ЕГО О ТОМ, ЧТО ЕМУ НУЖНО), а я как князь (КОТОРЫЙ ПРИНИМАЕТСЯ ЦАРЕМ ЛИШЬ В ОСОБО ВАЖНЫХ СЛУЧАЯХ И ПРОСЬБЫ КОТОРОГО ПОДВЕРГАЮТСЯ СТРОГОЙ И ПРИДИРЧИВОЙ ПРОВЕРКЕ).
Глава шестая
мишна первая
КАКИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПРОИЗНОСЯТ НАД ПЛОДАМИ? НАД ПЛОДАМИ, [выросшими на] ДЕРЕВЕ, ГОВОРЯТ «ТВОРЯЩИЙ ПЛОД ДЕРЕВА» КРОМЕ ВИНА: НАД ВИНОМ ГОВОРЯТ «ТВОРЯЩИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ». А НАД ПЛОДАМИ, [выросшими на] ЗЕМЛЕ, ГОВОРЯТ «ТВОРЯЩИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ» КРОМЕ ХЛЕБА: НАД ХЛЕБОМ ГОВОРЯТ «ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ». НАД ЗЕЛЕНЬЮ ГОВОРЯТ «ТВОРЯЩИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ»; РАБИ ЙЕГУДА [же] ГОВОРИТ: «ТВОРЯЩИЙ [разнообразные] ВИДЫ ТРАВ».
Объяснение мишны первой
Мудрецы Торы сказали (Брахот 35а): «Нельзя получать удовольствие от чего бы то ни было в этом мире без произнесения благословения, а тот, кто это делает, — словно совершает кощунство, потому что сказано (Тегилим 24, 1): «Б-гу принадлежит земля и все, что на ней». Сказано также (Брахот 356): «Тот, кто наслаждается этим миром без благословения, словно грабит Всевышнего (ЛИШАЯ ЕГО ПОЛАГАЮЩЕГОСЯ ЕМУ БЛАГОСЛОВЕНИЯ. — Раши) и народ Израиля (ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПРОСТУПОК ОКАЗЫВАЕТ ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПЛОДОРОДНОСТЬ ЗЕМЛИ. — Раши)» Это — основание для установления, принятого «мужами Великого собрания» об обязательности произнесения благословения в каждом случае, когда евреи получает удовольствие или пользу от этого мира.
Согласно другой точке зрения, основание для этого установления — слова Торы (Ваикра 19, 24): «Все плоды — святы ради восхвалений Г-спода». Отсюда следует, что когда плоды, выросшие на дереве, становятся разрешенными для еды (на четвертый год после посадки дерева), их следует есть, вознося «восхваления Г-споду». Поскольку слово «восхваления» сказано Торой во множественном числе, делается вывод, что одно «восхваление» должно говориться до еды, а другое — после, как сказал раби Акива: «ЧЕЛОВЕК НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОТВЕДАТЬ ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПРОИЗНЕСЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ».
Есть еще одно мнение: что обязанность произносить благословение перед едой естественно вытекает из необходимости читать благословение после еды (о чем буквально говорится в Торе: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь…»): «Если насытившись, он благословляет — так уж тем более благословляет голодный (за пищу, которую он получил)!» (Брахот 35а). Кроме того, в гемаре приводится ряд других цитат из Торы, из которых выводится обязанность произносить благословения перед едой (Брахот 486). Тем не менее, обязанность произносить благословения как таковая принадлежит к числу заповедей, введенных мудрецами Торы (как было сказано выше).
Темой этой мишны являются благословения, произносимые над плодами земли.
Какие благословения произносят над плодами — перед тем, как есть их? Над плодами, [выросшими на] дереве, говорят — произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, творящий плод дерева». Поскольку начало всех благословений одинаково, мишна опускает его и называет лишь окончание благословений, которое в каждом случае другое. Кроме вина — которое делается из винограда. Над вином говорят — произносят благословение: «творящий плод виноградной лозы». Несмотря на принцип «производимое из винограда считается виноградом» (а благословение, произносимое над виноградом, — «творящий плод дерева»), мудрецы установили специальное благословение для вина, чтобы отметить его исключительные свойства: что вино «подкрепляет сердце и веселит». А над плодами, [выросшими на] земле — вроде огурцов, бобов, арбуза и т.п., говорят — произносят благословение: «творящий плод земли» — кроме хлеба: над хлебом говорят — над хлебом произносят особое благословение, чтобы отметить исключительную роль хлеба как основного продукта питания человека. Точно так же мудрецы учредили особое благословение для других изделий из теста — вроде вермишели, клецок и также печения и пирогов — «творящий [разнообразные] виды пищи». «Выращивающий хлеб из земли» — следуя выражению из книги Тегилим (104, 14): «…чтоб вырастить [для человека] хлеб из земли». Над зеленью. Вроде салата, зеленого лука, шпината и т.