п., говорят — произносят благословение: «творящий плод земли»; раби Йегуда [же] говорит: над зеленью произносят иное благословение — «творящий [разнообразные] виды трав». Раби Йегуда считает, что над различными видами растений следует произносить различные благословения — так, чтобы из слов благословения было ясно, над каким видом оно произносится. Однако же ГАЛАХА НЕ УСТАНОВЛЕНА СОГЛАСНО МНЕНИЮ РАБИ ЙЕГУДЫ.
мишна вторая
[Если] НАД ПЛОДАМИ ДЕРЕВА [произнес] БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ТВОРЯЩИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ» — [свой долг] ИСПОЛНИЛ, НО [если же] НАД ПЛОДАМИ ЗЕМЛИ [произнес] БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ТВОРЯЩИЙ ПЛОД ДЕРЕВА» [свой долг] НЕ ИСПОЛНИЛ. [А если] НАД ВСЕМИ НИМИ [произнес] БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ПО СЛОВУ КОТОРОГО ВОЗНИКЛО ВСЕ» ИСПОЛНИЛ [свой долг].
объяснение мишны второй
В предыдущей мишне мы учили, что для плодов земли установлено благословение «творящий плод земли», но для плодов, вырастающих на дереве, учреждено специальное благословение «творящий плод дерева» (несмотря на то, что и плоды дерева получают свое питание из земли). Ввиду ценных качеств, которыми обладают плоды дерева, они были выделены мудрецами Торы из всех видов плодов, которые дает земля, в особую группу, для которой было установлено особое благословение. Критерий для различения «плодов земли» и «плодов дерева» так формулируется гемарой (Брахот 40а): «Если после снятия урожая ветвь, на которой рос плод, остается и приносит новые плоды на следующий год, это растение — дерево, и над его плодами произносится благословение «творящий плод дерева»; если же после снятия урожая ветвь, на которой рос плод, не остается на следующий год для новых плодов — над этими плодами произносится благословение «творящий плод земли».
Эта мишна рассматривает случаи ошибок в произнесении благословения над плодами.
[Если] над плодами дерева [произнес] — по ошибке — благословение «творящий плод земли» — или оговорившись, или не зная, что этот плод вырос на дереве, [свой долг] исполнил. Потому что, в сущности, плоды дерева — тоже «плоды земли»: ведь свое питание они тоже получают из почвы. Отсюда следует галаха: в случае сомнения насчет происхождения плода следует произносить благословение «творящий плод земли» (Рош, Тур). Но [если же] над плодами земли [произнес] благословение «творящий плод дерева» — [свой долг] не исполнил. Потому что плоды, вырастающие на земле, не имеют никакого отношения к плодам, растущим на дереве. [А если] над всеми ними — то есть над всем, что было перечислено в мишне первой: над плодами, выросшими как на земле, так и на дереве, над зеленью и даже над вином и хлебом, [произнес] — по ошибке — благословение «по слову которого возникло все» — исполнил [свой долг] — постфактум. Но, конечно, в принципе над каждым продуктом следует произносить то благословение, которое относится именно к нему.
Талмуд Йерушалми сообщает, что точка зрения раби Йосе более строга, нежели точка зрения этой мишны. Он считает, что «каждый, кто меняет формулировку благословения, установленную мудрецами, долг свой [в отношении благословений] не исполняет». Однако Талмуд Бавли цитирует раби Йоханана, распространившего мишну «[а если] НАД ВСЕМИ НИМИ [произнес] БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ПО СЛОВУ КОТОРОГО ВОЗНИКЛО ВСЕ» — ИСПОЛНИЛ [свой долг]» даже на вино и хлеб (как было сказано выше в объяснении мишны), и такова галаха. Высказывание раби Йосе раби Йоханан трактует в том смысле, что если кто-нибудь вместо благословения сказал: «Какой аппетитный хлеб! Благословен Всевышний, создавший его!», или: «Какой прекрасный инжир! Благословен Всевышний, создавший его!» — он не исполнил свой долг относительно необходимости произнести благословение, потому что сказал нечто свое, совершенно не похожее на то, что сформулировали мудрецы. Однако же если он сказал благословение, сформулированное мудрецами, — «по слову Которого возникло все», — то (по мнению раби Йоханана) сам раби Йосе согласился бы, что долг произнесения благословения исполнен. Впрочем, есть еще точка зрения раби Меира, цитируемая барайтой, диаметрально противоположная мнению раби Йосе: что даже тот, кто сказал нечто непохожее на установленное благословение (вроде «Какой аппетитный хлеб! Благословен Всевышний, создавший его!»), тем не менее, долг свой исполнил.
мишна третья
НАД ПРОДУКТОМ, НЕ ВЫРОСШИМ НА ЗЕМЛЕ, ГОВОРЯТ «ПО СЛОВУ КОТОРОГО». НАД УКСУСОМ, НАД ПАДАНЦАМИ И НАД КУЗНЕЧИКАМИ ГОВОРЯТ «ПО СЛОВУ КОТОРОГО». НАД МОЛОКОМ, НАД ЯЙЦАМИ, НАД ТВОРОГОМ И СЫРОМ ГОВОРЯТ «ПО СЛОВУ КОТОРОГО». РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: НЕ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ НАД ТЕМ, ЧТО [содержит в себе] НЕЧТО ОТ ПРОКЛЯТИЯ.
Объяснение мишны третьей
После того, как предыдущая мишна научила нас, что если по ошибке над некоторыми продуктами было произнесено благословение «по слову Которого возникло все», то постфактум оно засчитывается как надлежащее благословение. Теперь перечисляются продукты, к которым это благословение отнесено в принципе.
Над продуктом, не выросшим на земле — например, над мясом или над рыбой, говорят — то есть произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, по слову Которого возникло все». Над уксусом — то есть над скисшим вином, над паданцами — над плодами, упавшими с дерева прежде, чем они созрели (Рамбам, Бартанура), и над кузнечиками — над кузнечиками, разрешенными в пищу (см. Ваикра 11, 21-22), говорят — произносят то же самое благословение: «по слову Которого».
Над молоком, над яйцами, над творогом и сыром говорят «по слову Которого». В обоих Талмудах — и Бавли, и Иеру-шалми — при цитировании мишны эта фраза опускается, потому что, в сущности, все, что в ней сказано, подразумевается в словах, которыми мишна начинается. Раби Йегуда говорит: не произносят — никакого — благословения над тем, что [содержит в себе] нечто от проклятия — вроде уксуса (испортившегося вина), или паданцев (испортившихся плодов), или кузнечиков (к виду которых относится саранча, уничтожающая посевы). Галаха, однако, НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙЕГУДЫ.
мишна четвертая
[Если на стол поданы] РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ [пищи] — РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ЕСЛИ СРЕДИ НИХ ЕСТЬ [один] ИЗ «СЕМИ ВИДОВ», БЛАГОСЛОВЕНИЕ [произносится] НАД НИМ. А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: [произносят] БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАД ТЕМ, ЧТО ХОТЯТ.
объяснение мишны четвертой
В этой мишне говорится о приоритете одних благословений перед другими.
[Если на стол поданы] различные виды [пищи] — с какого благословения должен начать тот, которому подали различные виды пищи и он хочет поесть каждый из них? Раби Иегуда говорит: если среди них есть [один] из «семи видов» — один из семи видов плодов Страны Израиля, которыми она славится. Это: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Благословение [произносится] над ним. Потому что эти продукты имеют приоритет перед любыми остальными. Гема-ра рассматривает также случай, если перед человеком, собирающимся приступить к еде, имеются несколько продуктов, относящихся к «семи видам». В этом случае приоритет имеют те, которые — в перечислении этих «семи видов» — упоминаются Торой раньше (Дварим 8, 8): «Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната, страна оливкового масла и меда» (то есть, сладких фиников). Раши объясняет, что, восхваляя Страну Израиля, Тора перечисляет ее плоды по порядку их значения. Гемара поясняет, что чем ближе название плода к слову «страна» — тем выше его значение. Это слово встречается в стихе дважды, и те плоды, которые упоминаются сразу после второго слова «страна», имеют большее значение, нежели те, которые отстоят дальше от слова «страна» в первой части стиха. Таким образом, «семь видов» плодов Страны Израиля по своему значению располагаются в следующем порядке: пшеница, маслины, ячмень, финики, виноград, инжир и гранаты. Есть также точка зрения, что ячмень должен предшествовать маслинам, потому что благословение «творящий [разнообразные] виды пищи», произносимое над изделиями из теста, всегда предшествует благословению, произносимому над плодами. Кроме того, следует заметить, что под словом «виноград» здесь подразумеваются сами плоды винограда — что же касается вина, производимого из винограда, то оно ввиду своей значимости имеет особое благословение, которое поэтому предшествует даже благословению над маслинами. А мудрецы говорят: [произносят] благословение над тем, что хотят — что хотят съесть первым. Другими словами, приоритет принадлежит тому виду пищи, который этот человек любит больше.
Гемара, объясняя внутренний смысл этой мишны, приводит две точки зрения. (А) Разногласие между раби Иегудой и мудрецами касается только того случая, когда кто-либо собирается съесть несколько видов пищи, над которыми произносится одно и то же благословение (например — финики и яблоки, над которыми произносится то же самое благословение «творящий плод дерева»), и хочет сказать это благословение только один раз, имея при этом в виду все виды пищи. Раби Иегуда считает, что в этом случае следует произнести благословение над той пищей, которая относится к «семи видам», имея в виду все остальное (то есть, в нашем примере, произнести благословение над фиником, имея в виду также яблоко). Мудрецы же считают, что «любимая еда предпочтительна» (то есть, если этот человек яблоки хочет больше фиников, то он произносит благословение именно над яблоками, а финики при этом лишь имеет в виду). Что же касается таких видов пищи, над которыми произносятся различные благословения, то и раби Иегуда, и мудрецы согласны в том, что над каждым из видов произносится отдельное благословение. Однако относительно порядка, в котором они произносятся, в гемаре приводятся три мнения: 1) благословение произносится над тем, что хотят, и галаха в этом случае не накладывает никаких ограничений; 2) благословение произносится над любимым видом пищи, с которого хотят начать еду; 3) благословение произносится над пищей, принадлежащей к одному из «семи видов».
(Б) Разногласие между раби Йегудой и мудрецами касается также и случая с различными видами пищи, над которыми произносятся различные благословения. Раби Йегуда считает, что предпочтение всегда отдается «семи видам», а мудрецы — что порядок произнесения благословений определяется личными вкусами и желаниями человека.
РАМБАМ ПОСТАНОВЛЯЕТ: «В случае, когда имеются различные виды пищи, над которыми произносится одно и то же благословение, произносят благословение только один раз, имея в виду все виды пищи. Если же благословения, произносимые над этими видами пищи, различны — над каждым из них произносят благословение, соответствующее ему, и начинают есть с того, с чего хотят. Однако если ни одному из видов пищи не отдают предпочтения и среди них есть относящийся к «семи видам» — первое благословение произносится над ним, и если таких продуктов несколько, первым берется тот, который упоминается Торой раньше («Законы о благословениях» 8, 13). «ШУЛХАН АРУХ» ГОВОРИТ: Если все виды пищи имеют одно и то же благословение и среди них есть относящееся к «семи видам» — оно имеет приоритет. Если же среди них нет того, что относится к «семи видам», первым произносится благословение над тем, что больше любят (то есть над той пищей, которую обычно этот человек ест охотнее всего). Если же благословения, произносимые над этими видами пищи, различны, первым берется то, что