у них занят» — Рамбам объясняет по-другому: если сотрапезники ответят «амен» с полным ртом, то есть опасность поперхнуться с риском для жизни.
После трапезы — однако же если вино подано на стол после окончания еды (но до заключительного благословения), один произносит благословение для всех. Поскольку все уже перестали есть, они могут прослушать благословение с должным вниманием и ответить на него «амен». И он [же] произносит благословение над воскурением. Тот, кто произнес благословение над вином, поданным на стол после окончания трапезы, произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, творящий благовонные деревья». В те времена было в обычае после окончания трапезы наслаждаться ароматом благовоний, воскуряемых на горящих углях. Мишна сообщает, что один и тот же человек произносит благословение над вином перед чтением заключительного благословения и над воскуряемыми благовониями. Несмотря на то, что воскурение подают только после [окончания] трапезы — то есть после прочтения благословения после еды. Несмотря на то, что «воскурение» не оказывается, таким образом, составной частью трапезы, тому, кто удостоился произнести благословение над вином после окончания трапезы, оказывают честь прочтения благословения над воскуряемыми благовониями.
мишна седьмая
[Если] ВНАЧАЛЕ ПОДАЛИ ЕМУ СОЛЕНЬЕ И ХЛЕБ ВМЕСТЕ С НИМ ПРОИЗНОСИТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАД СОЛЕНЬЕМ И ИЗБАВЛЯЕТ ХЛЕБ, ПОТОМУ ЧТО ХЛЕБ НЕ ИДЕТ В СЧЕТ. ВОТ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ЕСТЬ ОСНОВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАД ОСНОВНЫМ И [тем самым] ВТОРОСТЕПЕННОЕ ИЗБАВЛЯЕТСЯ [от благословения].
объяснение мишны седьмой
В мишне пятой говорилось о том, что хлеб является основой всякой трапезы, и потому его благословение — благословение обобщающее, распространяющееся на все виды пищи, из которых состоит трапеза. Эта же мишна учит, что бывают случаи, когда хлеб оказывается лишь дополнением другого блюда и избавляется от своего собственного благословения.
[Если] вначале — то есть как основное блюдо, а не как приправу к хлебу, подали ему — участнику трапезы, соленье — например соленую рыбу или соленые маслины, и хлеб вместе с ним — немного хлеба для того, чтобы смягчить остроту соленья и сделать вкус его более приятным. Гемара объясняет, что речь идет о случае, когда человек перед тем съел много очень сладких плодов и теперь хочет уничтожить ощущение приторности. Впрочем, согласно Раши оказывается, что «соленье», о котором говорится в мишне, это и есть фигуральное название плодов, произрастающих в районе озера Кинерет, которые благодаря своим исключительным качествам считались пищей более ценной, чем хлеб (см. «Хидушей Рашаш»). Как бы там ни было, в данной ситуации «соленье» является самой желанной пищей, а хлеб — лишь дополнением к ней. Произносит благословение над соленьем — участник трапезы произносит над соленьем соответствующее благословение и избавляет — от благословения — хлеб, потому что хлеб не идет в счет. Хлеб играет здесь лишь вспомогательную роль, облегчая еду соленья, и поэтому благословение, произнесенное над соленьем, распространяется и на хлеб.
Вот общее правило: всякий раз, когда есть основное и второстепенное — когда человек намеревается съесть разные виды пищи, один из которых является основным продуктом питания, самым желанным сейчас для этого человека, благословение произносится над основным видом пищи, и [тем самым] второстепенное — тот вид пищи, который сейчас является лишь дополнением к главному — избавляется [от благословения]. Потому что благословение, произносимое над основным видом пищи, подразумевает и дополнение к нему.
мишна восьмая
[Если] ЕЛ ИНЖИР, ВИНОГРАД ИЛИ ГРАНАТ, ПРОИЗНОСИТ ПОСЛЕ НИХ ТРИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ [это] СЛОВА РАБАНА ГАМЛИЭЛЯ. А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: ОДНО БЛАГОСЛОВЕНИЕ, [но] ТРОЙНОЕ. РАБИ АКИВА ГОВОРИТ: ДАЖЕ [если] ЕЛ [только] ВАРЕНЫЕ ОВОЩИ, НО КАК [основную] ПИЩУ, ПРОИЗНОСИТ ПОСЛЕ НИХ ТРИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ. [Если] ПИЛ ВОДУ ДЛЯ УТОЛЕНИЯ ЖАЖДЫ, ГОВОРИТ «ПО СЛОВУ КОТОРОГО ВОЗНИКЛО ВСЕ». РАБИ ТАРФОН ГОВОРИТ: «ТВОРЯЩИЙ МНОЖЕСТВО ЖИВЫХ СУЩЕСТВ».
Объяснение мишны восьмой
Тора предписывает нам благословлять Всевышнего после окончания еды, как сказано в ней (Дварим 8, 10): «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего за страну прекрасную, которую Он дал тебе». Что касается формы этого благословения, то гемара говорит, что «МОШЕ СОСТАВИЛ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ ПЕРВОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОГДА ОНИ ПОЛУЧИЛИ «МАН» С НЕБА», — благословение, начинающееся словами: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, питающий весь мир по доброте Своей…», а заканчивается так: «Благословен Ты, Г-сподь, питающий всех!»; «ЙЕГОШУА СОСТАВИЛ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ «БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЗА СТРАНУ» КОГДА ВОШЛИ ОНИ В СТРАНУ ИЗРАИЛЯ», которое начинается так: «Благодарим Тебя, Г-сподь, Б-г наш, за то, что дал Ты отцам нашим в наследие страну драгоценную, прекрасную и обширную…», а заканчивается благословением: «Благословен Ты, Г-сподь, за [то, что дал нам] страну и пищу!»; «ДАВИД И ШЛОМО СОСТАВИЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ОТСТРАИВАЮЩИЙ ИЕРУСАЛИМ» — то есть третье благословение «Смилуйся, Г-сподь, Б-г наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим…», которое кончается так: «Благословен Ты, Г-сподь, отстраивающий в милости Своей Иерусалим!» — ДАВИДУ ПРИНАДЛЕЖИТ ФОРМУЛА «…НАД ИЗРАИЛЕМ, НАРОДОМ ТВОИМ, И НАД ИЕРУСАЛИМОМ, ГОРОДОМ ТВОИМ», А ШЛОМО — «…И НАД ВЕЛИКИМ И СВЯТЫМ ХРАМОМ» (Брахот 486).
Гемара открывает, что на эти три благословения намекают слова Торы, предписывающие нам читать благословение после еды (Брахот, там же): «…и благословишь Г-спода, Б-га твоего» — это первое благословение «Питающий весь мир», «ЗА …СТРАНУ» — это «благословение за страну», «ПРЕКРАСНУЮ» — это благословение «Отстраивающий Иерусалим» (потому что слова (Дварим 3, 25) «ту ПРЕКРАСНУЮ гору», как объясняют наши мудрецы, намекают на Иерусалим). На основании этого многие авторитеты считают, что эти три благословения — заповедь Торы, и они читались также раньше эпохи Давида и Шломо. Дело только в том, что в зависимости от получения новых благ, дарованных Всевышним, — овладения Страной Израиля и строительством Иерусалима — текст изменялся, пока не получил своего окончательного вида при «мужах Великого собрания» (Рош, Тур).
Что же касается четвертого благословения — «Добрый и творящий добро», — то оно было учреждено в Явнэ в память мучеников Бейтара, как сказано в ге-маре (Брахот 486): «В тот самый день, когда разрешили похоронить мучеников Бейтара, составили благословение «Добрый и творящий добро» в Явнэ: «добрый» — потому что не разложились тела [убитых], «творящий добро» — потому что стало можно похоронить их». Таким образом, четвертое благословение есть заповедь, установленная мудрецами Торы. Впрочем, есть точка зрения, что и это благословение было составлено задолго до разгрома Бейтара и представляло собой благодарение Всевышнему за добро, которое Он дарует Израилю, — но после того, как мучеников Бейтара было разрешено похоронить, мудрецы добавили формулу «добрый и творящий добро». Мишна называет благословение после еды «три благословения», подчеркивая тем самым, что именно они представляют собой суть этой заповеди Торы. В том, что их следует читать после того, как ели хлеб, никаких сомнений нет, однако же относительно других видов пищи существуют разногласия. Эта мишна говорит о случаях, когда человек ел плоды, которыми славится Страна Израиля, или же какой-то другой вид пищи без хлеба.
[Если] ел инжир, виноград или гранат — или другие плоды, относящиеся к «семи видам», которыми славится Страна Израиля — например, маслины или финики, произносит после них три благословения — то есть, читает полное благословение после еды. [Это] слова рабана Гамлиэля. Он считает, что «ПОСЛЕ КАЖДОГО ИЗ СЕМИ ВИДОВ плодов, которыми славится Страна Израиля (а именно: пшеницы (и также полбы), ячменя (и также ржи и овса), винограда, инжира, граната, маслин и фиников), ПРОИЗНОСЯТСЯ ТРИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ» (Брахот 37а). Мнение его опирается на то, что заповеди «и будешь есть, и насытишься, и благословишь…» в Торе предшествует описание Страны Израиля (Дварим 8, 8-9): «Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната… страна, где не в бедности ты будешь есть хлеб свой…» — следовательно, заповедь «и благословишь» относится ко всему, что перечисляется перед ней (то есть, ко всем «семи видам» плодов Страны Израиля). А мудрецы говорят: одно благословение, [но] тройное — то есть содержащее в себе в сжатом виде все три благословения. Оно начинается так: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, ЗА ДЕРЕВО И ЗА ПЛОД ДЕРЕВА, и за урожай полей, и за страну драгоценную, прекрасную и обширную…», а заканчивается благословением: «Благословен Ты, Г-сподь, за страну и за плоды ее!» (за пределами Страны Израиля говорят: «…за страну и за плоды!»). Тот, кто пил вино, произносит то же благословение — за исключением того, что вместо упоминания плодов он говорит «за виноградную лозу и за плод виноградной лозы» и заканчивает так: «Благословен Ты, Г-сподь, за страну и плод ее виноградной лозы!» (за пределами Страны Израиля опускают местоимение «ее»). Мнение мудрецов таково, что заповедь «и благословишь» относится лишь к «хлебу», упоминаемому в Торе непосредственно перед ней, и они выводят отсюда, что полное благословение после еды прочитывается лишь после того, как ели хлеб. После того, как ели плоды, относящиеся к «семи видам», которыми славится Страна Израиля, следует произносить только одно благословение, концентрирующее в себе содержание трех главных благословений, читаемых после хлеба. То же самое относится к тому, кто ел пищу из «пяти видов злаков», перед которой произносится благословение «творящий [разнообразные] виды пищи»: он тоже говорит «тройное благословение», вставляя в него упоминание о том виде пищи, который он ел: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, за пищу и за питание…» и заканчивая: «Благословен Ты, Г-сподь, за страну и за пищу!».
Раби Акива говорит: даже [тот, кто] ел [только] вареные овощи — но как [основную] пищу — без хлеба, произносит после них «три благословения». Раби Акива считает, что раз сказано «и будешь есть, и насытишься, и благословишь» — полное благословение после еды следует читать каждый раз, как ел и насытился, независимо от вида пищи. ГАЛАХА УСТАНОВЛЕНА СОГЛАСНО МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.
[Тот, кто] пил воду для утоления жажды, говорит — произносит благословение — «По слову Которого возникло все». Однако тот, кто пил воду не для того, чтобы утолить жажду (например: чтоб проглотить застрявший в горле кусок), никакого благословения не произносит. Раби Тарфон говорит: тот, кто собирается выпить воды, произносит благословение «Творящий множество живых существ и все, в чем они нуждаются…» Однако галаха не соответствует мнению раби Тар-фона: перед тем, как пить воду, произносят благословение «по слову Которого возникло все», а после питья воды произносят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, творящий множество живых существ и все, в чем они нуждаются, — за все, что сотворил Ты для поддержания жизни во всем живом! Благословен дающий жизнь мирам!». То же самое благословение произносится и после всех видов пищи, которые не требуют ни прочтения