она имеет в виду питье, минимум же пищи, который называется «едой», — это казаит (Брахот 496). И такова же ГАЛАХА: минимальное количество съеденной пищи, обязывающее человека прочесть благословение после еды и принять участие в зимуне, — казаит.
мишна третья
КАК СОВЕРШАЮТ ЗИМУН? [Если есть только] ТРИ [сотрапезника] [ведущий] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИМ»; [если есть] ТРИ [сотрапезника] И ОН — [то] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИТЕ». [Если есть] ДЕСЯТЬ [сотрапезников] [ведущий] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИМ НАШЕГО Б-ГА»; [Если есть] ДЕСЯТЬ [сотрапезников] И ОН — [то] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИТЕ». ОДНО И ТО ЖЕ [что] ДЕСЯТЬ [сотрапезников], ЧТО СОТНЯ ТЫСЯЧ. [Если есть] СТО [сотрапезников] — [ведущий] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИМ Г-СПО-ДА, НАШЕГО Б-ГА»; [если есть] СТО И ОН [то] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИТЕ». [Если есть] ТЫСЯЧА [сотрапезников] — [ведущий] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИМ Г-СПОДА, Б-ГА НАШЕГО, Б-ГА ИЗРАИЛЯ»; [Если есть] ТЫСЯЧА И ОН — ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИТЕ». [Если есть] ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ — [то ведущий] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИМ Г-СПОДА, НАШЕГО Б-ГА, Б-ГА ИЗРАИЛЯ, Б-ГА ВОИНСТВ, ВОССЕДАЮЩЕГО НАД КРУВАМИ, ЗА ПИЩУ, КОТОРУЮ МЫ ЕЛИ!» [Если есть] ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ И ОН — [то] ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИТЕ». СООТВЕТСТВЕННО ТОМУ, КАК ГОВОРИТ ОН, — ОТВЕЧАЮТ [вслед] ЗА НИМ: «БЛАГОСЛОВЕН Г-СПОДЬ, НАШ Б-Г, Б-Г ИЗРАИЛЯ, Б-Г ВОИНСТВ, ВОССЕДАЮЩИЙ НАД КРУВАМИ, ЗА ПИЩУ, КОТОРУЮ МЫ ЕЛИ!» РАБИ ЙОСЕ ГАГЛИЛИ ГОВОРИТ: В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧИСЛА [сотрапезников] БЛАГОСЛОВЛЯЮТ [по-другому], КАК СКАЗАНО (ТЕГИЛИМ 68, 27): «ВО МНОЖЕСТВЕ ЛЮДЕЙ — БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ Б-ГА, [благословляйте] Г-СПОДА [вы], ПОТОМКИ ИЗРАИЛЯ!» СКАЗАЛ РАБИ АКИВА: [А] ЧТО НАХОДИМ МЫ В СИНАГОГЕ? [Безразлично], МНОГО ИЛИ МАЛО [молящихся], ГОВОРЯТ: «БЛАГОСЛОВИТЕ Г-СПОДА!» РАБИ ИШМАЭЛЬ ГОВОРИТ: «БЛАГОСЛОВИТЕ Г-СПОДА БЛАГОСЛОВЕННОГО!»
Объяснение мишны третьей
Эта мишна обсуждает формулу благословения зимуна.
Как совершают зимун? Какова формула благословения зимуна? [Если есть только] три [сотрапезника] — [ведущий] говорит: «Благословим». — «Благословим [Того, Которому] принадлежит [то, что] мы ели!» [Если есть] три [сотрапезника] и он — то есть три сотрапезника кроме ведущего, [то] говорит ведущий — «Благословите» — «Благословите [Того, Которому] принадлежит [то, что] мы ели!» То есть ведущий обращается к тем, кто и без него были бы обязаны совершить зимун. Гемара поясняет, что хотя ведущий может сказать и «благословите», предпочтительней сказать «благословим», потому что в этом случае ведущий не исключает сам себя из числа благословляющих.
[Если есть] десять [сотрапезников] — [ведущий] говорит: «Благословим нашего Б-га, Которому принадлежит [то, что] мы ели!» [Если есть] десять [сотрапезников] и он — то есть десять сотрапезников кроме ведущего, [то] говорит — ведущий — «Благословите». «Благословите нашего Б-га, Которому принадлежит [то, что] мы ели!»
Одно и то же — [что] десять [сотрапезников], что сотня тысяч. Независимо от количества сотрапезников — если их не меньше десяти — ведущий произносит одну и ту же формулу зимуна. Гемара объясняет, что это — выражение точки зрения раби Акивы (о котором мишна говорит немного далее), считающего, что с достижением числа сотрапезников десяти формула зимуна более не изменяется. Однако же ТО, ЧТО ГОВОРИТСЯ В МИШНЕ ДАЛЕЕ, — ЭТО ТОЧКА ЗРЕНИЯ РАБИ ЙОСЕ ГАГЛИЛИ, считающего (как сказано в этой мишне далее), что с увеличением числа сотрапезников следует упоминать больше имен Всевышнего (как это видно из приводимых мишной примеров).
[Если есть] сто [сотрапезников] — [ведущий] говорит: «Благословим Г-спода, нашего Б-га за пищу, которую мы ели» (как сказано ниже). [Если есть] сто и он — [то] говорит: «Благословите». Вместо «благословим».
[Если есть] тысяча [сотрапезников] — [ведущий] говорит: «Благословим Г-спода, нашего Б-га, Б-га Израиля за пищу, которую мы ели». [Если есть] тысяча и он — говорит: «Благословите». Вместо «благословим».
[Если есть] десять тысяч — [то ведущий] говорит: «Благословим Г-спода, нашего Б-га, Б-га Израиля, Б-га воинств, восседающего над крувами, за пищу, которую мы ели!» Гемара говорит, что еще начиная с десяти сотрапезников уже можно говорить «за пищу, которую мы ели», потому что упоминание Имени Всевышнего исключает возможность каких бы то ни было превратных толкований. Однако в случае, если сотрапезников меньше десяти и Имя Всевышнего не упоминается, следует говорить: «Благословим [Того, Которому] принадлежит [то, что] мы ели!» (Иначе могло бы создаться впечатление, будто сотрапезники благословляют не Творца мира, а саму пищу). [Если есть] десять тысяч и он — [то] говорит: «Благословите». А не «благословим».
Соответственно тому, как говорит он — соответственно формуле приглашения к зимуну, произносимой ведущим, отвечают — [вслед] за ним остальные сотрапезники: «Благословен Г-сподь, наш Б-г, Б-г Израиля, Б-г воинств, восседающий над крувами, за пищу, которую мы ели!». В качестве примера мишна взяла последний случаи — когда сотрапезников десять тысяч — как наиболее полный, включающий в себя все остальные возможности.
Раби Иосе Гаглили говорит: в зависимости от числа [сотрапезников] благословляют [по-другому] — в зависимости от увеличения числа участников трапезы следует упоминать больше имен Всевышнего в формуле зимуна.
Как сказано (Тегилим 68, 27): «Во множестве людей — благословляйте Б-га, [благословляйте] Г-спода [вы], потомки Израиля!» Раби Иосе Гаглили выводит отсюда, что когда благословляющих множество, они обязаны упоминать в благословении множество имен Всевышнего.
Сказал раби Акива: [А] что находим мы в синагоге? [Безразлично], много или мало [молящихся] — если в синагоге уже есть миньян, количество молящихся не влияет на формулу благословения — говорят — тот, кого вызвали к Торе, или хазан перед началом благословений «Шма»: «Благословите Г-спода!» — не упоминая других имен Всевышнего. То же самое в зимуне: одна и та же формула произносится и тогда, когда сотрапезников десять, и тогда, когда их десятки тысяч.
Раби Ишмаэль говорит: «Благословите Г-спода благословенного!» Раби Ишмаэль тоже считает — как и раби Акива, — что формула благословения одна и та же, независимо от числа присутствующих. Однако он добавляет, что в синагоге вызванный к Торе или хазан говорит «Благословите Г-спода благословенного»: для того, чтобы не создалось впечатления, будто он, призывая других благословить Всевышнего, сам себя не включает в их число, он сразу же прибавляет к имени Всевышнего «благословенный». И таков обычай, сложившийся испокон веков.
Что же касается зимуна, то общепринятая галаха состоит в следующем: если сотрапезников от трех до девяти, то ведущий приглашает: «Благословим [Того, Которому] принадлежит [то, что] мы ели!» и остальные отвечают: «Благословен [Тот, Которому] принадлежит [то, что] мы ели, и по доброте Которого мы живем!» Ведущий повторяет вслед за ними: «Благословен [Тот, Которому] принадлежит [то, что] мы ели, и по доброте Которого мы живем!» Если же сотрапезников десять и более, то ведущий приглашает к благословению так: «Благословим нашего Б-га, Которому принадлежит [то, что] мы ели!», ему отвечают: «Благословен наш Б-г, Которому принадлежит [то, что] мы ели, и по доброте Которого мы живем!», и ведущий повторяет эти слова (Рамбам).
мишна четвертая
[Если] ТРОЕ ЕЛИ ВМЕСТЕ, [они] НЕ ИМЕЮТ ПРАВА РАЗДЕЛИТЬСЯ, И ТОЧНО ТАК ЖЕ — ЧЕТВЕРО, И ТАК ЖЕ — ПЯТЕРО. ШЕСТЕРО РАЗДЕЛЯЮТСЯ, [и точно так же — в остальных случаях, когда сотрапезников] МЕНЬШЕ ДЕСЯТИ. ДЕСЯТЬ ЖЕ — НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ, ПОКА [сотрапезников] НЕ БУДЕТ ДВАДЦАТЬ.
Объяснение мишны четвертой
Эта мишна учит, что если человек ел в группе, которая обязана совершать зимун, он не имеет права читать благословение после еды отдельно от остальных сотрапезников.
[Если] трое ели вместе — и стали обязанными совершить зимун (как говорилось в начале главы), [они] не имеют права разделиться — чтобы прочитать благословение после еды каждому в отдельности. И точно так же — четверо, и так же — пятеро. Если они ели вместе, они не имеют права разделиться, так что трое из них совершают зимун для одних себя, а остальные прочитают благословение после еды без зимуна: ведь обязанность совершить зимун легла на каждого из них без исключения. Шестеро — разделяются. Они могут разделиться на две группы из трех сотрапезников, каждая из которых совершит зимун для себя. [И точно так же — в остальных случаях, когда сотрапезников] меньше десяти — им можно разделиться на группы, каждая из которых достаточна для совершения зимуна. Например, девять сотрапезников могут разделиться на три группы из трех человек. Десять же — не разделяются — поскольку они обязаны совершить такой зимун, в котором упоминается имя Всевышнего (как говорилось в предыдущей мишне), пока [сотрапезников] не будет двадцать — то есть если сотрапезников от десяти до девятнадцати, они не имеют права разделиться (потому что при этом неизбежно возникнут группы, которые совершают зимун без упоминания имени Всевышнего). Если же вместе ели двадцать человек, они могут разделиться на две группы, каждая из которых совершит зимун с упоминанием имени Всевышнего.
ГЕМАРА. «[Если] ТРОЕ ЕЛИ ВМЕСТЕ, [они] НЕ ИМЕЮТ ПРАВА РАЗДЕЛИТЬСЯ» — ЧТО МИШНА ХОЧЕТ ЭТИМ СКАЗАТЬ? [Ведь] УЖЕ ОДНАЖДЫ БЫЛО СКАЗАНО — в начале этой главы Мишны: «[Если] ТРОЕ ЕЛИ ВМЕСТЕ, [они] ОБЯЗАНЫ СОВЕРШИТЬ ЗИМУН» — то есть они не имеют права разделиться и прочитать благословение после еды каждый отдельно. Для чего же наша мишна повторяет эту галаху еще раз? ВОТ ЧТО СООБЩАЕТСЯ НАМ — нам сообщается нечто новое: [Если] ТРОЕ СЕЛИ ЕСТЬ ВМЕСТЕ, НО ЕЩЕ НЕ НАЧАЛИ ЕСТЬ — то есть, несмотря на что, что еще не начали есть, [они] НЕ ИМЕЮТ ПРАВА РАЗДЕЛИТЬСЯ — потому что обязанность совершить зимун уже легла на них.
ДРУГОЙ ВАРИАНТ — то есть другая галаха, которую хочет сообщить наша мишна: «[Если] ТРОЕ СЕЛИ ЕСТЬ ВМЕСТЕ НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ЕСТ СОБСТВЕННЫЙ ХЛЕБ, [они] НЕ ИМЕЮТ ПРАВА РАЗДЕЛИТЬСЯ».
ИЛИ ТАКЖЕ — еще одна галаха: «[Если] ТРОЕ СОШЛИСЬ ИЗ ТРЕХ ГРУПП [сотрапезников] — например в каждой из трех групп было четверо сотрапезников, один из которых отделился — так что образовалась еще одна группа из трех человек, то эти три человека НЕ ИМЕЮТ ПРАВА РАЗДЕЛИТЬСЯ» — потому что соединились для зимуна. Это даже в том случае, если каждый из них кончил есть в своей группе и с того момента, как они соединились, они ничего не ели: тем не менее, они обязаны совершить зимун. При каком условии? Если каждого из них не пригласили совершить зимун в его группе; если же это произошло — то обязанность совершить зимун для этих трех человек исчезла, и они должны читать благословение после еды каждый отдельно.
мишна пятая
[Если] ДВЕ ГРУППЫ [сотрапезников] ЕЛИ В ОДНОМ ПОМЕЩЕНИИ, [то] ЕСЛИ НЕКОТОРЫЕ [сотрапезники] ВИДЯТ ДРУГ ДРУГА [обе группы] ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ДЛЯ ЗИМУНА, ЕСЛИ ЖЕ НЕТ ЭТИ [сотрапезники] СОВЕРШАЮТ ЗИМУН ДЛЯ СЕБЯ, А ЭТИ — СОВЕРШАЮТ ЗИМУН ДЛЯ СЕБЯ. НЕ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ НАД ВИНОМ [до тех пор], ПОКА НЕ ДОБАВЛЯЮТ В НЕГО ВОДЫ, [это] СЛОВА РАБИ ЭЛИЭЗЕРА. МУДРЕЦЫ ЖЕ ГОВОРЯТ: ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ.
Объяснение мишны пятой
После того, как предыдущая мишна научила нас, когда сотрапезники, евшие