Скачать:TXTPDF
Брахот

час, уже походят на столп света, который называется «восход зари». «Восход зари» появляется за час перед первыми лучами солнца. Некоторые из комментаторов считают, что «восход зари» называется на языке Талмуда еще и «освещением востока», другие считают это первыми проблесками солнца, третьи помещают его между «восходом зари», предваряющим его, и рассветом солнца, следующим за ним».

Случилось, что его сыновья — рабана Гамлиэля, пришли — после полуночи, с пира — свадебного, и сказали ему — отцу: мы не читали «Шма». — Мы были заняты и забыли прочесть «Шма» этим вечером. [Он] ответил им: если еще не взошла заря, вы должны прочесть. В гемаре поясняется, что целью поставленного его сыновьями вопроса было узнать мнение мудрецов (то есть большинства; обычно в талмудической литературе при разногласиях мнение большинства анонимно обозначается «мудрецы», тогда как остающиеся в меньшинстве называются поименно): согласны ли они с толкованием раби Элиэзера, и лишь считая, что в норме большинства людей ложиться спать позже конца первой смены, продлевают время чтения до полуночи, но не позже, так как это уже не считается ими временем отхода ко сну; из этого следует, что опоздавшие к полуночи уже просрочили время обязанности вечернего чтения «Шма» и не имеют права читать «Шма» этой ночью. Если это так, то они, несмотря на известное им мнение своего отца, должны вести себя согласно мнению большинства, следуя правилу: закон устанавливается большинством. Либо же мудрецы принимают точку зрения рабана Гамлиэля: что все время лежания ночью является временем обязанности чтения «Шма», а мудрецы сказали «до полуночи» лишь дабы поторопить человека исполнить заповедь вовремя? На это ответил им рабан Гамлиэль, что мудрецы согласны с ним и поэтому ЕСЛИ НЕ ВЗОШЛА УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОЧЕСТЬ. Более того. Рабан Гамлиэль добавил: не только по отношению к времени чтения «Шма» мудрецы считают, что оно длится всю ночь, несмотря на то, что они сказали «до полуночи», все, о чем было сказано мудрецами «до полуночи», — заповедано до восхода утренней зари. — Все заповеданное в вечернее время, но не выполненное в соответствии с предписанием мудрецов до полуночи, остается в силе всю ночь. Сожжение тука и членов [жертвоприношений] заповедано до восхода утренней зари. Тук и члены жертв, кровь которых следует кропить днем, предписано вознести и сжечь на алтаре в те же сутки — в течение дня и следующей за ним ночи, до восхода утренней зари. Если же они не были вознесены на алтарь до восхода зари, то они уже непригодны более к жертвоприношению из-за пройденной ночи, ибо сказано: «И не останется на всю ночь до утра пасхальная жертва» (Шмот 34, 28). Отсюда учат, как вести себя с остальными жертвоприношениями, в которых предписано сожжение на алтаре. И все съедаемое в тот же день. То есть жертвоприношения, части которых поедаются (либо ко-генами, либо приносящими жертву) в те же сутки (день и следующая за ним ночь) как, например, благодарственная жертва, очистительная жертва или повинная жертва, заповедано — дозволено есть — до восхода утренней зари. Ибо написано о благодарственной жертве: «Не оставит от нее до утра» (Ва-икра 7, 15), и отсюда учат о всех остальных жертвах, части которых поедаются.

Если так — что все заповеданное вечером остается в силе всю ночь, то почему сказали мудрецы: «до полуночи»? О чтении «Шма» в данной мишне и о поедаемых в те же сутки жертвах в трактате Звахим? Следует заметить, что о сожжении туков и членов не было сказано мудрецами «до полуночи» и оно упомянуто в данной мишне для того, чтобы сообщить нам, что все, обязательное ночью, длится всю ночь (Раши и Бартанура). По версии Рамбама и в этом случае сказано мудрецами «до полуночи», и многие комментаторы затруднялись найти первоисточник этой версии (см. Тосфот Йом-тов). По некоторым мнениям на это намекается в трактате Звахим 9, 6 (Шнот Элиягу, Млехет Шломо). Итак: ПОЧЕМУ СКАЗАЛИ МУДРЕЦЫ «ДО ПОЛУНОЧИ» — обо всем этом? Дабы отдалить человека от греха. Чтобы был он проворнее в исполнении заповедей и не откладывал их до предела — ведь так он может забыться, просрочить и не исполнить вообще либо исполнить не вовремя. Например: поесть после дозволенного времени святынь (дозволенных частей жертвоприношений) и тем самым совершить тяжкий грех, наказание которого — карет. В барайте, которую цитирует гемара, добавляется: «Мудрецы предостерегли нас (тем, что сказали «до полуночи»), чтобы не произошло так, что человек, возвращающийся с поля вечером, скажет себе: пойду-ка домой, поем кое-что, выпью малость, посплю, а потом уж прочту «Шма» и помолюсь, ибо есть еще время, — но, сморенный сном, спит всю ночь (не успев прочесть «Шма»). Теперь же он по дороге с поля заходит в синагогу, если привычен читать Тору — читает, а если привычен учить гемару — учит; читает «Шма» и молится, а после этого вкушает хлеб свой с благословением» (Брахот 46).

мишна вторая

КОГДА ЧИТАЮТ «ШМА» УТРОМ? КАК ТОЛЬКО ОЩУЩАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ» И БЕЛЫМ; РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ» И «КАРТИ»; И КОНЧАЮТ ДО ВОСХОДА СОЛНЦА. РАБИ ЙЕГОШУА ГОВОРИТ: ДО ТРЕХ ЧАСОВ, ТАК КАК ОБЫЧАЙ ЦАРСКИХ СЫНОВЕЙ ВСТАВАТЬ В ТРИ ЧАСА. ЧИТАЮЩИЙ «ШМА» ПОЗЖЕ НЕ ТЕРЯЕТ — КАК И ВСЯКИЙ ЧИТАЮЩИЙ ТОРУ.

Объяснение мишны второй

Когда читают «Шма» утром? — Когда начинается утреннее время чтения «Шма»? Как только ощущается — человеком — различие между «тхелет» и белым. Два эти цвета связаны с заповедью о цицит, о которой сказано (Бемидбар 15, 38): «…и вплетут в [каждую] кисть нить «тхелет»». Из этого мудрецы сделали вывод, что ОДНА из четырех шерстяных нитей, составляющих вместе кисть, привязанную к каждому из четырех краев четырехугольного покрывала, должна быть цвета «ТХЕЛЕТ». Краску этого цвета предписано получить из крови определенного вида моллюска, обитающего в море, и только ею разрешается красить нити цицит (подробно об этом см. трактат Мнахот 44а). Об этом особом цветовом оттенке мудрецы говорят: «»Тхелет» подобен цвету моря; цвет моря подобен цвету неба; цвет неба подобен сапфиру; сапфир подобен цвету престола Славы небесной». Рамбам пишет: «»Тхелет», о котором идет речь в Торе… подобна чистому небосводу в солнечный день». Итак назначение нитей «тхелет», сплетенных с нитями простой белой шерсти, привлекать внимание человека к себе, напоминая ему о заповедях Всевышнего и тем самым побуждая его к исполнению их, как и сказано: «…и ВИДЯ ЕЕ, вы вспомните заповеди Г-сподни и исполните их…» — цицит заповедано ВИДЕТЬ. И поэтому исполнение этой заповеди естественно связано с днем (когда светло) и служит признаком начала дня и начала времени чтения «Шма». КАК ТОЛЬКО ОЩУЩАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ И БЕЛЫМ — время утреннего чтения «Шма» начинается с того часа, когда человек в свете восходящей зари различает между нитью цвета «тхелет» и остальными белыми нитями в кистях цицит, как и сказано в гемаре: «…и видя ее, вы вспомните…» — посмотри на эту заповедь и вспомни другую, связанную с ней: заповедь чтения «Шма», вступающую в силу «как только ощутимо различие между «тхелет» и белым» (трактат Мнахот 436). И еще приводится в гемаре: «Другие говорят: признак начала дня — как только можно узнать знакомого на расстоянии четырех локтей» (Брахот 96). Об этом говорится в Талмуде Иеру-шалми: оба этих мнения — ощущение различия между «тхелет» и белым и возможность узнать знакомого на определенном расстоянии — имеют в виду ту же степень яркости зари. То есть они одинаковы по времени и оба служат признаком того, что пришло уже время утреннего чтения «Шма».

Раби Элиэзер говорит: время чтения «Шма» утром начинается, как только ощущается различие между «тхелет» и «карти» — довольно близкими цветовыми оттенками, хорошо различимыми только при полном восходе солнца, то есть позднее, чем время различия между «тхелет» и белым. КАРТИ — слово на арамейском языке, которым переводится (в переводе Онке-лоса — см. Бемидбар 11, 5) ивритское слово Хацир (кормовые травы). Сочный зеленоватый цвет «карти» довольно похож на синеватый оттенок «тхелет». Таким образом, раби Элиэзер обозначает время чтения «Шма» на основании близких оттенков в природе: между «тхелет» в небе и сочно зеленоватым на земле. И кончают — завершают чтение «Шма» — до восхода солнца. То есть с первыми проблесками солнца над вершинами гор. Некоторые комментируют, что мишна воспользовалась выражением «и кончают», дабы подчеркнуть предписание мудрецов стараться завершить чтение «Шма» точно с проблеском солнца, как сказано в гемаре (Брахот 9 б): «Старательные (скромные и любящие заповеди люди — Раши) завершали его (чтение «Шма») с проблеском солнца, чтобы присоединить избавление (благословение «Избавитель Израиля», заключающее «Шма») к молитве («Восемнадцать благословений») и молиться уже днем (так как молитва начинается с проблеском солнца). (Но следует заметить, что есть версии Мишны, в которых отсутствует слово «и кончают»).

Раби Иегошуа говорит: до трех часов. — То есть до конца четверти дня, так как обычай царских сыновей вставать в три часа. По мнению раби Иегошуа смысл сказанного «…и вставая» можно толковать как время подъема всех людей, а так как среди царских сыновей принято вставать со сна лишь в три часа от восхода солнца, то все это время можно считать временем подъема. Мнение раби Иегошуа принято и стало обязательным правилом поведения. Следует заметить, что во всей талмудической литературе приводится немало споров между раби Элиэзером и раби Иегошуа и как галаха всегда принимается мнение раби Иегошуа. Раби Иегошуа, о котором идет речь, это раби Иегошуа бен Ханания (см. Авот 2, 8). ЧАС, упоминаемый в Мишне, это так называемый «ВРЕМЕННОЙ ЧАС» (а не постоянная единица времени, принятая в наши дни); «временной час» — это двенадцатая часть дня от утренней зари до появления звезд. Поэтому он изменяется с изменением длины дня в разные времена года.

Читающий — «Шма» позже обозначенного времени, то есть конца первой четверти дня, не теряет. То есть, несмотря на то, что он не выполнил своего долга по отношению к чтению «Шма» (ибо не прочел вовремя), даже читая позже времени он не совсем теряет вознаграждение, как и всякий читающий Тору, — ибо читающий «Шма» после назначенного срока все же занимается Торой. Так как чтение любого отрывка Торы является заповеданным и предписанным занятием Торой, то естественно, что и те три главы, входящие в «Шма», находятся в этой категории, и поэтому даже читающий не вовремя имеет вознаграждение, хотя не за особо выделенное законом чтение «Шма», а за занятие Торой. В гемаре добавляется, что в

Скачать:TXTPDF

Брахот Талмуд читать, Брахот Талмуд читать бесплатно, Брахот Талмуд читать онлайн