час, уже походят на столп света, который называется «восход зари». «Восход зари» появляется за час перед первыми лучами солнца. Некоторые из комментаторов считают, что «восход зари» называется на языке Талмуда еще и «освещением востока», другие считают это первыми проблесками солнца, третьи помещают его между «восходом зари», предваряющим его, и рассветом солнца, следующим за ним».
Случилось, что его сыновья — рабана Гамлиэля, пришли — после полуночи, с пира — свадебного, и сказали ему — отцу: мы не читали «Шма». — Мы были заняты и забыли прочесть «Шма» этим вечером. [Он] ответил им: если еще не взошла заря, вы должны прочесть. В гемаре поясняется, что целью поставленного его сыновьями вопроса было узнать мнение мудрецов (то есть большинства; обычно в талмудической литературе при разногласиях мнение большинства анонимно обозначается «мудрецы», тогда как остающиеся в меньшинстве называются поименно): согласны ли они с толкованием раби Элиэзера, и лишь считая, что в норме большинства людей ложиться спать позже конца первой смены, продлевают время чтения до полуночи, но не позже, так как это уже не считается ими временем отхода ко сну; из этого следует, что опоздавшие к полуночи уже просрочили время обязанности вечернего чтения «Шма» и не имеют права читать «Шма» этой ночью. Если это так, то они, несмотря на известное им мнение своего отца, должны вести себя согласно мнению большинства, следуя правилу: закон устанавливается большинством. Либо же мудрецы принимают точку зрения рабана Гамлиэля: что все время лежания ночью является временем обязанности чтения «Шма», а мудрецы сказали «до полуночи» лишь дабы поторопить человека исполнить заповедь вовремя? На это ответил им рабан Гамлиэль, что мудрецы согласны с ним и поэтому ЕСЛИ НЕ ВЗОШЛА УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОЧЕСТЬ. Более того. Рабан Гамлиэль добавил: не только по отношению к времени чтения «Шма» мудрецы считают, что оно длится всю ночь, несмотря на то, что они сказали «до полуночи», все, о чем было сказано мудрецами «до полуночи», — заповедано до восхода утренней зари. — Все заповеданное в вечернее время, но не выполненное в соответствии с предписанием мудрецов до полуночи, остается в силе всю ночь. Сожжение тука и членов [жертвоприношений] заповедано до восхода утренней зари. Тук и члены жертв, кровь которых следует кропить днем, предписано вознести и сжечь на алтаре в те же сутки — в течение дня и следующей за ним ночи, до восхода утренней зари. Если же они не были вознесены на алтарь до восхода зари, то они уже непригодны более к жертвоприношению из-за пройденной ночи, ибо сказано: «И не останется на всю ночь до утра пасхальная жертва» (Шмот 34, 28). Отсюда учат, как вести себя с остальными жертвоприношениями, в которых предписано сожжение на алтаре. И все съедаемое в тот же день. То есть жертвоприношения, части которых поедаются (либо ко-генами, либо приносящими жертву) в те же сутки (день и следующая за ним ночь) как, например, благодарственная жертва, очистительная жертва или повинная жертва, заповедано — дозволено есть — до восхода утренней зари. Ибо написано о благодарственной жертве: «Не оставит от нее до утра» (Ва-икра 7, 15), и отсюда учат о всех остальных жертвах, части которых поедаются.
Если так — что все заповеданное вечером остается в силе всю ночь, то почему сказали мудрецы: «до полуночи»? О чтении «Шма» в данной мишне и о поедаемых в те же сутки жертвах в трактате Звахим? Следует заметить, что о сожжении туков и членов не было сказано мудрецами «до полуночи» и оно упомянуто в данной мишне для того, чтобы сообщить нам, что все, обязательное ночью, длится всю ночь (Раши и Бартанура). По версии Рамбама и в этом случае сказано мудрецами «до полуночи», и многие комментаторы затруднялись найти первоисточник этой версии (см. Тосфот Йом-тов). По некоторым мнениям на это намекается в трактате Звахим 9, 6 (Шнот Элиягу, Млехет Шломо). Итак: ПОЧЕМУ СКАЗАЛИ МУДРЕЦЫ «ДО ПОЛУНОЧИ» — обо всем этом? Дабы отдалить человека от греха. Чтобы был он проворнее в исполнении заповедей и не откладывал их до предела — ведь так он может забыться, просрочить и не исполнить вообще либо исполнить не вовремя. Например: поесть после дозволенного времени святынь (дозволенных частей жертвоприношений) и тем самым совершить тяжкий грех, наказание которого — карет. В барайте, которую цитирует гемара, добавляется: «Мудрецы предостерегли нас (тем, что сказали «до полуночи»), чтобы не произошло так, что человек, возвращающийся с поля вечером, скажет себе: пойду-ка домой, поем кое-что, выпью малость, посплю, а потом уж прочту «Шма» и помолюсь, ибо есть еще время, — но, сморенный сном, спит всю ночь (не успев прочесть «Шма»). Теперь же он по дороге с поля заходит в синагогу, если привычен читать Тору — читает, а если привычен учить гемару — учит; читает «Шма» и молится, а после этого вкушает хлеб свой с благословением» (Брахот 46).
мишна вторая
КОГДА ЧИТАЮТ «ШМА» УТРОМ? КАК ТОЛЬКО ОЩУЩАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ» И БЕЛЫМ; РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ» И «КАРТИ»; И КОНЧАЮТ ДО ВОСХОДА СОЛНЦА. РАБИ ЙЕГОШУА ГОВОРИТ: ДО ТРЕХ ЧАСОВ, ТАК КАК ОБЫЧАЙ ЦАРСКИХ СЫНОВЕЙ ВСТАВАТЬ В ТРИ ЧАСА. ЧИТАЮЩИЙ «ШМА» ПОЗЖЕ НЕ ТЕРЯЕТ — КАК И ВСЯКИЙ ЧИТАЮЩИЙ ТОРУ.
Объяснение мишны второй
Когда читают «Шма» утром? — Когда начинается утреннее время чтения «Шма»? Как только ощущается — человеком — различие между «тхелет» и белым. Два эти цвета связаны с заповедью о цицит, о которой сказано (Бемидбар 15, 38): «…и вплетут в [каждую] кисть нить «тхелет»». Из этого мудрецы сделали вывод, что ОДНА из четырех шерстяных нитей, составляющих вместе кисть, привязанную к каждому из четырех краев четырехугольного покрывала, должна быть цвета «ТХЕЛЕТ». Краску этого цвета предписано получить из крови определенного вида моллюска, обитающего в море, и только ею разрешается красить нити цицит (подробно об этом см. трактат Мнахот 44а). Об этом особом цветовом оттенке мудрецы говорят: «»Тхелет» подобен цвету моря; цвет моря подобен цвету неба; цвет неба подобен сапфиру; сапфир подобен цвету престола Славы небесной». Рамбам пишет: «»Тхелет», о котором идет речь в Торе… подобна чистому небосводу в солнечный день». Итак назначение нитей «тхелет», сплетенных с нитями простой белой шерсти, привлекать внимание человека к себе, напоминая ему о заповедях Всевышнего и тем самым побуждая его к исполнению их, как и сказано: «…и ВИДЯ ЕЕ, вы вспомните заповеди Г-сподни и исполните их…» — цицит заповедано ВИДЕТЬ. И поэтому исполнение этой заповеди естественно связано с днем (когда светло) и служит признаком начала дня и начала времени чтения «Шма». КАК ТОЛЬКО ОЩУЩАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ И БЕЛЫМ — время утреннего чтения «Шма» начинается с того часа, когда человек в свете восходящей зари различает между нитью цвета «тхелет» и остальными белыми нитями в кистях цицит, как и сказано в гемаре: «…и видя ее, вы вспомните…» — посмотри на эту заповедь и вспомни другую, связанную с ней: заповедь чтения «Шма», вступающую в силу «как только ощутимо различие между «тхелет» и белым» (трактат Мнахот 436). И еще приводится в гемаре: «Другие говорят: признак начала дня — как только можно узнать знакомого на расстоянии четырех локтей» (Брахот 96). Об этом говорится в Талмуде Иеру-шалми: оба этих мнения — ощущение различия между «тхелет» и белым и возможность узнать знакомого на определенном расстоянии — имеют в виду ту же степень яркости зари. То есть они одинаковы по времени и оба служат признаком того, что пришло уже время утреннего чтения «Шма».
Раби Элиэзер говорит: время чтения «Шма» утром начинается, как только ощущается различие между «тхелет» и «карти» — довольно близкими цветовыми оттенками, хорошо различимыми только при полном восходе солнца, то есть позднее, чем время различия между «тхелет» и белым. КАРТИ — слово на арамейском языке, которым переводится (в переводе Онке-лоса — см. Бемидбар 11, 5) ивритское слово Хацир (кормовые травы). Сочный зеленоватый цвет «карти» довольно похож на синеватый оттенок «тхелет». Таким образом, раби Элиэзер обозначает время чтения «Шма» на основании близких оттенков в природе: между «тхелет» в небе и сочно зеленоватым на земле. И кончают — завершают чтение «Шма» — до восхода солнца. То есть с первыми проблесками солнца над вершинами гор. Некоторые комментируют, что мишна воспользовалась выражением «и кончают», дабы подчеркнуть предписание мудрецов стараться завершить чтение «Шма» точно с проблеском солнца, как сказано в гемаре (Брахот 9 б): «Старательные (скромные и любящие заповеди люди — Раши) завершали его (чтение «Шма») с проблеском солнца, чтобы присоединить избавление (благословение «Избавитель Израиля», заключающее «Шма») к молитве («Восемнадцать благословений») и молиться уже днем (так как молитва начинается с проблеском солнца). (Но следует заметить, что есть версии Мишны, в которых отсутствует слово «и кончают»).
Раби Иегошуа говорит: до трех часов. — То есть до конца четверти дня, так как обычай царских сыновей вставать в три часа. По мнению раби Иегошуа смысл сказанного «…и вставая» можно толковать как время подъема всех людей, а так как среди царских сыновей принято вставать со сна лишь в три часа от восхода солнца, то все это время можно считать временем подъема. Мнение раби Иегошуа принято и стало обязательным правилом поведения. Следует заметить, что во всей талмудической литературе приводится немало споров между раби Элиэзером и раби Иегошуа и как галаха всегда принимается мнение раби Иегошуа. Раби Иегошуа, о котором идет речь, это раби Иегошуа бен Ханания (см. Авот 2, 8). ЧАС, упоминаемый в Мишне, это так называемый «ВРЕМЕННОЙ ЧАС» (а не постоянная единица времени, принятая в наши дни); «временной час» — это двенадцатая часть дня от утренней зари до появления звезд. Поэтому он изменяется с изменением длины дня в разные времена года.
Читающий — «Шма» позже обозначенного времени, то есть конца первой четверти дня, не теряет. То есть, несмотря на то, что он не выполнил своего долга по отношению к чтению «Шма» (ибо не прочел вовремя), даже читая позже времени он не совсем теряет вознаграждение, как и всякий читающий Тору, — ибо читающий «Шма» после назначенного срока все же занимается Торой. Так как чтение любого отрывка Торы является заповеданным и предписанным занятием Торой, то естественно, что и те три главы, входящие в «Шма», находятся в этой категории, и поэтому даже читающий не вовремя имеет вознаграждение, хотя не за особо выделенное законом чтение «Шма», а за занятие Торой. В гемаре добавляется, что в