словах НЕ ТЕРЯЕТ имеется в виду, что человек, читающий «Шма» не вовремя, не теряет возможности сказать благословения перед и после чтения «Шма» (подробности о которых далее — в мишне четвертой).
мишна третья
ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: ВЕЧЕРОМ ВСЕ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ ПРИКЛОНЯСЬ, А УТРОМ — СТОЯ, ИБО СКАЗАНО: «…И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ». А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ: КАЖДЫЙ ЧИТАЕТ ПО СВОЕМУ ОБЫКНОВЕНИЮ, ИБО СКАЗАНО «И ИДЯ ДОРОГОЙ». ЕСЛИ ТАК, ТО ДЛЯ ЧЕГО СКАЗАНО «И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ»? — В ТОТ ЧАС, КОГДА ЛЮДИ ЛЕЖАТ, И В ТОТ ЧАС, КОГДА ЛЮДИ СТОЯТ. СКАЗАЛ РАБИ ТАРФОН: ОДНАЖДЫ, НАХОДЯСЬ В ПУТИ, Я ПРИКЛОНИЛСЯ ЧИТАТЬ «ШМА» СОГЛАСНО ШКОЛЕ ШАМАЯ И ПОДВЕРГСЯ ОПАСНОСТИ ИЗ-ЗА РАЗБОЙНИКОВ. ОТВЕТИЛИ ЕМУ: ТЫ ЗАСЛУЖИЛ НАКАЗАНИЕ, ИБО ПРЕСТУПИЛ УСТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ.
Объяснение мишны третьей
Школа Шамая говорит: вечером все должны читать — «Шма» — приклонясь набок, то есть читать как бы лежа, а утром — стоя — а не сидя или лежа. Ибо сказано: «…и ложась, и вставая» — что и учит нас, каким образом следует читать «Шма». А школа Гилеля говорит: каждый читает по своему обыкновению. И вечером, и утром каждый читает «Шма», как ему привычно, ибо сказано «…и идя дорогой» — то есть человек может читать даже идя, не останавливаясь для этого. Тем более — не ложась.
Если так, то для чего сказано «и ложась, и вставая»? — В тот час, когда люди лежат, и в тот час, когда люди стоят. То есть Тора не учит нас ОБРАЗУ ЧТЕНИЯ, а ВРЕМЕНИ ЧТЕНИЯ — тому, что предписано читать «Шма» дважды в день: во время, когда ложатся спать, и во время подъема, то есть вечером и утром.
Сказал раби Тарфон: однажды, находясь в пути, я приклонился читать «Шма» согласно школе Шамая. Так как пришло время вечернего чтения «Шма», то я сошел с осла и приклонился, сообразуясь с мнением школы Шамая, и подвергся опасности из-за разбойников. Ибо задержался в пути вечером и, естественно, подвергся большей опасности нападения разбойников, чем если бы продолжал свой путь, читая «Шма» верхом на осле, двигаясь быстрее к месту назначения. Есть комментаторы, считающие, что на него действительно напали разбойники и ограбили его, и речь идет об опасности, которой подверглась его жизнь (Млехет Шломо). Ответили ему — мудрецы: ты заслужил наказание — ты сам виноват в том, что пережил, и если бы тебя убили, то на тебе самом лежала бы вина за это, ибо преступил установленное школой Гилеля.
Виленский гаон объясняет это так: когда требования школы Шамая строже и ограничения жестче, чем у их оппонентов — школы Гилеля, — то можно взять на себя большую тяжесть заповеди и вести себя по правилам школы Шамая, несмотря на то, что ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ (минимальное) исполнение заповедей соответствует постановленному школой Гилеля. Здесь же, в разногласии, касающемся чтения «Шма», спор вовсе не о мере строгости, а о понимании написанного: «и ложась, и вставая». По мнению школы Гилеля нет совершенно никакой обязанности склоняться при чтении «Шма» вечером и стоять утром, ибо нет никакой пользы в этих действиях. Поэтому человек, ведущий себя так, только показывает свое несогласие со вступившим в статус галахи постановлением школы Гилеля и заслуживает наказания.
мишна четвертая
УТРОМ ПРОИЗНОСИТ [человек] ДВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ «ШМА» И ОДНО ПОСЛЕ НЕГО, А ВЕЧЕРОМ ДВА ПЕРЕД НИМ И ДВА ПОСЛЕ НЕГО; ОДНО ДЛИННОЕ И ОДНО КОРОТКОЕ. ПОСТАНОВЛЕННОЕ [мудрецами] БЫТЬ ДЛИННЫМ НИКТО НЕ СМЕЕТ СОКРАЩАТЬ, ПОСТАНОВЛЕННОЕ БЫТЬ КОРОТКИМ УДЛИНЯТЬ. ТАМ, ГДЕ УСТАНОВЛЕНО ЗАКЛЮЧЕНИЕ, — НЕ РАЗРЕШЕНО ЕГО ОПУСКАТЬ, А ТАМ, ГДЕ НЕ УСТАНОВЛЕНО, — НЕ РАЗРЕШЕНО ПРИБАВЛЯТЬ.
Объяснение мишны четвертой
В этой мишне речь идет о благословениях, установленных мудрецами перед и после чтения «Шма». Всего семь благословений — три утром и четыре вечером. Мудрецы установили их, ссылаясь на написанное: «семижды в день Тебя прославляю за справедливые законы Твои» (Тегилим 119, 164; см. Талмуд Иерушалми, Брахот). И объясняет Раши: «За справедливые законы Твои» — имеется в виду чтение «Шма», так как оно часть Торы. Другие комментаторы объясняют это тем, что в главах, составляющих чтение «Шма», упоминается семь заповедей (законов): тфилин на руку, тфилин головной, мезуза, четыре кисти цицит. Поэтому установили семь благословений перед и после чтения «Шма»: славить Всевышнего за семь заповедей (Байт хадаш 236). Эти благословения не являются именно благословениями О ЧТЕНИИ «Шма» и не похожи на остальные благословения, произносимые перед исполнением заповедей, и нет в них формулировки «благословен Ты, Г-споди, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам…» как, например, при чтении Торы. У каждого из этих благословений свое значение: «Создающий свет» — о дне и свете; «Любовью…» — о завете изучать Тору и т.п. После того, как они были уже приняты и установлены, их утвердили перед и после чтения «Шма», и этим они освобождают от обязанности благословения «…освятивший нас своими заповедями и повелевший нам читать «Шма» (Энциклопедия гаталмудит). Приводится в Талмуде Иерушалми: «Выполняющий «семижды в день Тебя благословляю»… как будто выполнил: «И будь занят ими днем и ночью» (то есть учи и исполняй законы Торы, вникай и думай о них все время). Этим и обосновывается (там же) разделение этих благословений на две группы: четыре из них вечером и три — утром, ибо сказано «…днем и ночью», дабы дневное занятие было равно вечернему, а так как в те дни не читали отрывок о цицит вечером (см. мишну пятую), то вечером к двум первым частям «Шма» присоединили четыре благословения, утром же к трем — три; таким образом и вечером и утром было по шесть частей, составляющих все чтение «Шма» (Шнот Элиягу). По другому мнению, количество благословений было распределено неодинаково (4 вечером и 3 утром) потому, что вечер предшествует утру и «то, что можно сделать вечером, не следует оставлять на утро»: большинство из благословений можно произнести уже вечером (Львуш тхелет; Млехет Шломо).
Утром произносит [человек] два благословения перед чтением «Шма». Именно: 1) «Творящий свет», начинающееся словами: «Благословен Ты, Г-сподь… творящий свет и создающий тьму» и заключаемое: «Благословен Ты, Г-сподь, создатель светил»; 2) «Любовью», начинающееся: «Любовью великой возлюбил Ты нас, Г-сподь…» (по другой версии — «Любовью вечной…») и заключаемое: «Благословен Ты, Г-сподь, избирающий народ свой, Израиль, с любовью». Это последнее благословение не начинается словами «Благословен…», так как оно стоит сразу после благословения «Творящий свет». И одно после него. Одно благословение произносят после чтения «Шма», начинающееся словами: «Истинное, и несомненное, и достоверное…» и заключаемое: «Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля». Поэтому оно называется «благословением избавления». Оно не начинается формулой: «Благословен…» и т.д., так как идет сразу за двумя первыми благословениями, несмотря на то, что само чтение «Шма» прерывает их, ибо следует присоединить «Истинно…» к концу чтения «Шма». Поэтому считается, что это благословение следует сразу за предыдущим. А вечером — два перед ним. Произносят два благословения перед чтением «Шма»: 1) Благословен Ты, Г-сподь, по слову Которого наступает вечер» и заключаемое: «Благословен Ты, Г-сподь, [по слову Которого] наступает вечер»; 2) «Любовью вечной, народ свой, дом Израиля, возлюбил Ты…» и заключаемое: «Благословен Ты, Г-сподь, любящий народ свой, Израиль». И два после него. После вечернего чтения «Шма» произносят два благословения: 1) «Истинно и достоверно все это…» и заключаемое: «Благословен Ты, Г-сподь, спасший Израиль»; 2) «Дай нам, Отец наш, с миром отойти ко сну…» и заключаемое: «Благословен Ты, Г-сподь, хранящий народ свой, Израиль, вечно!». Одно длинное и одно короткое. Эти слова в мишне подвергаются разным толкованиям. По Раши — речь идет о двух благословениях после вечернего чтения «Шма», которыми мы только что занимались. Имеется в виду, что благословение «Истинно и достоверно» — длинное, ибо включает в себя много разных тем: исход из Египта, казнь первенцев, чудо перехода моря; второе же благословение «Дай нам…» — короткое. И дополняется в мишне, что запрещено изменять формулу благословений, установленную мудрецами: постановленное быть длинным никто не смеет сокращать, постановленное быть коротким — удлинять. То есть благословения, считающиеся длинными по вышесказанному критерию, нельзя сокращать, и наоборот, к кратким нельзя ничего прибавлять и делать их, таким образом, длинными. Но по толкованию Рамбама сказанное в Мишне получает иной смысл. «ОДНО ДЛИННОЕ, А ОДНО КОРОТКОЕ» — означает, по его мнению, не только благословения вечернего чтения «Шма», но и утреннего также, а именно — первые два благословения перед «Шма» — утром и вечером. «ДЛИННОЕ» — это благословение, начинающееся и завершающееся формулой «Благословен Ты», и т.д., «КОРОТКОЕ» — это то, в котором эта формула появляется только один раз. Поэтому сказанное «ОДНО ДЛИННОЕ, А ОДНО КОРОТКОЕ» — это относится к «Создающий свет» (оно длинное) и к «Любовью» (оно короткое) при утреннем чтении «Шма»; а также к «…по слову Которого наступает вечер…» (оно длинное) и к «Любовью вечной» (оно короткое) при вечернем чтении «Шма». И предостерегает мишна: ПОСТАНОВЛЕННОЕ БЫТЬ ДЛИННЫМ — НИКТО НЕ СМЕЕТ СОКРАЩАТЬ, ПОСТАНОВЛЕННОЕ БЫТЬ КОРОТКИМ — УДЛИНЯТЬ. То есть благословение, начинающееся и заканчивающееся формулой «Благословен», не разрешается изменять и делать кратким, то есть не начинать этой формулой, и наоборот — о тех благословениях, в которых установлено только заключить этой формулой, а не начать, — не разрешено начинать ею.
Там, где установлено заключение. Те благословения, в которых была установлена заключительная формула «Благословен…», не разрешено его опускать, а там, где не установлено — например, в благословениях о плодах, благословениях перед исполнением заповедей — не разрешено прибавлять — ибо они не включают в себя многие темы, и поэтому начальная формула их (в ней упоминается основная тема, о которой идет речь в благословении) является и заключительной (Тосфот р. Акивы Эйгера).
мишна пятая
УПОМИНАЮТ ИСХОД ИЗ ЕГИПТА ПО НОЧАМ. СКАЗАЛ РАБИ ЭЛЬАЗАР БЕН АЗАРИЯ: ВОТ Я УЖЕ КАК СЕМИДЕСЯТИЛЕТНИЙ, И НЕ СПОДОБИЛСЯ УСТАНОВИТЬ ЧТЕНИЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ПО НОЧАМ, ПОКА НЕ ВЫВЕЛ ЭТОГО БЕН-ЗОМА ИЗ СКАЗАННОГО (Дварим 16, 3): «ДАБЫ ПОМНИЛ ТЫ ДЕНЬ ТВОЕГО ИСХОДА ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ ВСЕ ДНИ СВОЕЙ ЖИЗНИ», «ДНИ СВОЕЙ ЖИЗНИ» ЭТО ДНИ, «ВСЕ ДНИ СВОЕЙ ЖИЗНИ» ЭТО НОЧИ. А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: «ДНИ СВОЕЙ ЖИЗНИ» МИР СЕЙ, «ВСЕ ДНИ СВОЕЙ ЖИЗНИ» В ГРЯДУЩИЕ ДНИ МЕССИИ.
Объяснение мишны пятой
Уже было упомянуто выше (в мишне первой), что в чтение «Шма» включены три отрывка из Торы, и один из них — это глава о цицит. Но в гемаре приводится мнение, что читают эту третью главу «Шма» только утром, а не вечером, так как написано: «…и смотря на которые…» — то есть