Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мегила

синагоге находятся десять человек, каждый из которых уже прочитал «Шма» без миньяна — то есть не слышал ни Кадиша, ни Кдуши. Один из них встает и читает Кадиш, «Благословите» и первое благословение перед «Шма» — так как в середине его находится Кдуша, — а затем начинает молитву «Шмонэ-эсрэ» («Восемнадцать благословений»), в которой тоже произносят Кдушу. (В этом комментарии слово «порсин» значения не меняет.)

Однако, кроме того, Гаран приводит еще одно объяснение от имени гаонов, согласно которому «порсин» означает «начинают». Тогда наша мишна приобретает совершенно новый смысл: НЕ НАЧИНАЮТ благословения перед «ШМА» — когда кто-то один прочитает благословения за всех — если при этом не присутствуют десять человек (см. Раши: Сота 306).

И, наконец, слово «порсин» переводят как «благословлают» («Арух»; рабейну Иона от имени рабейну Меира). И так пишет Рамбам (Законы о молитве 5:5): «Один читает благословение «Шма», а остальные слушают и отвечают за ним «Амен» только тогда, когда присутствуют десять человек» (см. там же возражение Раавада; см. также «Кесеф мишнэ»).

Также НЕ ВСТАЮТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ — чтобы возглавить чтение «Шмонэ-эсрэ» всей общиной, — когены НЕ ВОЗДЕВАЮТ СВОИХ РУК после окончания предпоследнего благословения «Шмонэ-эсрэ», чтобы благословить народ, — НЕ ЧИТАЮТ ТОРУ публично, НЕ ЗАКАНЧИВАЮТ чтение Торы ГАФТАРОЙ ИЗ ПРОРОКА, если в синагоге нет миньяна.

НЕ ПРИГЛАШАЮТ ОСТАНОВИТЬСЯ И СЕСТЬ. Во время похорон было принято семь раз останавливаться, садиться и оплакивать покойника. Поэтому по дороге на кладбище семь раз говорили: «Стойте, дорогие, остановитесь! Сядьте, дорогие, присядьте!» (Раши). Согласно же другому мнению, так было принято делать уже после погребения, по дороге с кладбища (Гамеири).

НЕ ГОВОРЯТ ТРАУРНОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ. Вернувшись с похорон, все останавливались на городской площади, и кто-то один произносил так называемое «траурное благословение»: «Благословен утешающий скорбящих» (см. Ктубот 86).

Также не говорят УТЕШЕНИЙ СКОРБЯЩИМ, если нет миньяна. После погребения при выходе с кладбища все становились в ряд, а ближайшие родственники покойного проходили вдоль него, в то время как стоящие в ряду выражали им свое сочувствие, произнося традиционные слова утешения.

И СВАДЕБНЫХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ — то есть семи благословений церемонии бракосочетания.

Гемара уточняет: «Траурное благословение — в присутствии десяти, а скорбящие не входят в это число; свадебное благословение — в присутствии десяти, и женихи входят в это число».

Еще НЕ СОВЕРШАЮТ ЗИМУН с произнесением ИМЕНИ Всевышнего — когда ведущий приглашает сотрапезников совершить зимун, говоря: «Благословим нашего Б-га!»,- если присутствуют МЕНЬШЕ ДЕСЯТИ евреев.

Все, что перечислено в нашей мишне, исполняют только при условии присутствия десяти взрослых евреев. Как мы разъясняли выше, причина этого в том, что молитвенные формулы, обладающие особой святостью, можно произносить только в миньяне. С другой стороны, цель этого — воздать честь обществу, а если нет десяти человек, присутствующие не называются обществом.

А ПРИ выкупе ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ — если кто-то сначала посвятил Храму свой земельный участок, а затем решил его выкупить, — его стоимость оценивается в присутствии миньяна, в котором должны быть ДЕВЯТЬ простых евреев И обязательно один КОГЕН.

Гемара указывает, что намеком на это служит десятикратное повторение слова «коген» в той главе Торы, где говорится о посвящениях (Ваикра, 27). Один раз это необходимо для того, чтобы просто сказать, что нужен коген. Что же касается остальных девяти повторений — то они служат для применения совершенно особого метода исследования Торы, который называется «нет сужения после сужения, как только для расширения». То есть: каждое повторение слова «коген» сужает возможность присутствия не-когена, однако, поскольку одно сужение следует за другим, оно в действительности не сужает возможности, а расширяет. В результате, согласно этому методу, в конце концов оказывается, что даже девять человек из десяти могут не быть когенами — лишь бы десятый был им.

При выкупе ЖЕ ЧЕЛОВЕКА — когда необходимо определить стоимость человека, чтобы отдать соответствующую сумму в Храм.

Речь идет о случае, когда, скажем, некто Реувен дает обет посвятить Храму стоимость Шимона. Тогда определяют, сколько стоил бы Шимон, если его продавали в рабство, и эту сумму денег Реувен отдает в Храм.

ТО ЖЕ САМОЕ — то есть, точно так же, как при определении стоимости земельного участка, посвященного Храму, для оценки стоимости человека необходимо присутствие миньяна, в состав которого должен входить коген.

Как объясняет Гемара, дело в том, что Шимона оценивают как раба, а с точки зрения Галахи раб приравнивается к недвижимому имуществу. Это следует из того отрывка Торы, в котором говорится о рабах так же, как о недвижимом имуществе (Ваикра 25:46): «Держите их в вашем владении, чтоб детям вашим после вас приобретать их КАК НАСЛЕДСТВЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ».

Мишна четвертая

ЧИТАЮЩИЙ ТОРУ НЕ ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ МЕНЬШЕ ТРЕХ СТИХОВ. ПУСТЬ НЕ ЧИТАЕТ ПЕРЕВОДЧИКУ БОЛЬШЕ ОДНОГО СТИХА, А читая ПРОРОКА — ТРЕХ. БЫЛИ ВСЕ ТРИ ТРЕМЯ РАЗДЕЛАМИ — ЧИТАЕТ ПО-ОДНОМУ. ДЕЛАЮТ ПРОПУСК, ЧИТАЯ ПРОРОКА, ОДНАКО НЕ ДЕЛАЮТ ПРОПУСКОВ В ТОРЕ. И НАСКОЛЬКО ВЕЛИК МОЖЕТ БЫТЬ ПРОПУСК? ЧТОБ ПЕРЕВОДЧИК НЕ ЗАМОЛЧАЛ.

Объяснение мишны четвертой

Эта мишна возвращается к правилам публичного чтения Торы. Мы уже упоминали во Введении, что во времена Мишны каждый, кого вызывали к Торе, сам прочитывал соответствующий отрывок. При этом рядом с чтецом стоял «метургеман», переводчик, который каждый прочитанный стих переводил на арамейский язык, на котором тогда говорил простой народ. И так пишет Рамбам: «Со времен Эзры повелось, чтобы там находился переводчик, который переводил бы народу то, что чтец читает в Торе, — чтобы все поняли смысл слов» (Законы о молитве 12:10).

ЧИТАЮЩИЙ ТОРУ — каждый из тех, кого вызывают к Торе, — НЕ ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ МЕНЬШЕ ТРЕХ СТИХОВ — должен прочитать минимум три стиха Торы. Как поясняет Гемара, это число главных разделов Танаха: Тора, Пророки, Писания.

И ПУСТЬ он НЕ ЧИТАЕТ ПЕРЕВОДЧИКУ БОЛЬШЕ ОДНОГО СТИХА. Читающий Тору должен делать паузу после каждого стиха, чтобы дать возможность переводчику огласить перевод, и лишь после этого он имеет право начать следующий стих. Чтец не должен читать два или три стиха подряд, так как переводя их без перерыва, «метургеман» может сделать ошибку — ведь он все говорит наизусть.

А читая ПРОРОКА — ТРЕХ. Читающий же гафтару может прочитать переводчику даже три стиха подряд, потому что если тот и ошибется, большого значения это не имеет: мудрецы не придают точности перевода написанного пророками такого значения, как в Торе.

Если же БЫЛИ ВСЕ ТРИ стиха, прочитанные чтецом, ТРЕМЯ РАЗДЕЛАМИ — то есть тремя главами текста. Гемара приводит пример такого случая в книге пророка Йешаи (52:3-5): «Потому что так сказал Г-сподь: Даром были вы проданы…. Ибо так сказал Владыка Вселенной, Б-г: В Египет сошел мой народ сначала… А теперь — что Мне здесь? — речет Г-сподь, — Ведь взят мой народ даром…»

ЧИТАЕТ ПО-ОДНОМУ — в этом случае чтец после каждого стиха делает паузу, поскольку каждый из них — отдельная тема. ДЕЛАЮТ ПРОПУСК — перепрыгивают от одного раздела к другому, и даже от одной темы к другой, — ЧИТАЯ ПРОРОКА, ОДНАКО НЕ ДЕЛАЮТ ПРОПУСКОВ В ТОРЕ из опасения, как бы из-за этого чтец не запутался.

Гемара уточняет, что в пределах одной темы даже в Торе разрешается делать пропуски — так, первосвященник, читая народу Тору в Йом-Кипур, перепрыгивает в книге «Ваикра» из главы 16 в главу 23 (см. Йома 7:1).

И НАСКОЛЬКО ВЕЛИК МОЖЕТ БЫТЬ ПРОПУСКкоторый делают в Торе внутри одной темы или в книге пророка, перепрыгивая на новую тему?

Достаточный, ЧТОБ ПЕРЕВОДЧИК НЕ ЗАМОЛЧАЛ. То есть, если в книге откроют новое место раньше, чем переводчик кончит перевод предыдущего стиха, — можно перескочить в новый раздел текста; однако если это займет больше времени, чем перевод последнего стиха, — так делать нельзя. Потому что заставлять общество стоять и ждать возобновления чтения — значит пренебрегать его достоинством.

Мишна пятая

ЧИТАЮЩИЙ ГАФТАРУ ИЗ ПРОРОКА — ОН ЖЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ «ШМА», ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ И ВОЗДЕВАЕТ СВОИ РУКИ. А ЕСЛИ БЫЛ МАЛОЛЕТНИМ — ОТЕЦ ЕГО ИЛИ ЕГО УЧИТЕЛЬ ВСТАЮТ ВМЕСТО НЕГО.

Объяснение мишны пятой

ЧИТАЮЩИЙ ГАФТАРУ ИЗ ПРОРОКА — тот, кто обычно читает гафтару, — ОН ЖЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ «ШМА» — произносит перед всем обществом Кадиш, призыв «Благословите» и благословение перед «Шма» (как разъяснялось в мишне третьей), ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ — чтобы прочесть вслух молитву «Шмонэ-эсрэ» и дать возможность всем присутствующим исполнить свой долг, произнеся Кдушу.

Большинство комментаторов объясняют эту мишну, основываясь на словах рава Папы, которые приводит Гемара. А именно: что читать гафтару — мало чести, и потому человеку, не заботящемуся о собственном достоинстве и читающему гафтару, мудрецы дали два почетных поручения: провозгласить «Шма» и возглавить «Шмонэ-эсрэ».

Гаран замечает, что в те времена было принято, чтобы ведущий молитву встал у ковчега только для повторения вслух «Шмонэ-эсрэ». Это объясняет, почему мишна говорит именно в таком порядке: «провозглашает «Шма» и встает перед ковчегом».

И он же ВОЗДЕВАЕТ СВОИ РУКИ. Эта фраза трудна для понимания, потому что в благословении народа обязан участвовать каждый коген, находящийся в это время в синагоге. Поэтому автор «Тосфот Йомтов» считает, что она вставлена сюда только ради контраста со следующей мишной, в которой говорится о малолетних и, в частности, сообщающей, что он «НЕ воздевает свои руки».

Другое же объяснение состоит в том, что читающему гафтару предоставляют почетное право начать благословение когенов, как будто бы он самый старший среди них («Тифэрет Исраэль»).

Есть также трактовка, согласно которой речь идет о такой синагоге, где все присутствующие — когены. В этом случае, согласно Галахе, если в синагоге есть только один миньян — все участвуют в благословении, если же в ней больше миньяна — десять молящихся остаются на месте и отвечают «Амен» на благословения, а церемонию благословления совершают остальные (Сота 386; Шулхан арух, «Орах хаим» 128:25). И вот наша мишна сообщает, что если в такой синагоге присутствует больше десяти человек, то читающий гафтару должен быть среди тех, кто «воздевает руки» («Турей эвен»; приводится также в «Тосфот р.Акивы Эйгера»).

А ЕСЛИ читающий гафтару БЫЛ МАЛОЛЕТНИМ — который не может провозгласить «Шма» и встать перед ковчегом, — ОТЕЦ ЕГО ИЛИ ЕГО УЧИТЕЛЬ ВСТАЮТ ВМЕСТО НЕГО — то есть, один из них провозглашает «Шма» и прочитывает вслух «Шмонэ-эсрэ» (Гаран).

По поводу смысла слов мишны «И воздевает свои руки» пишет Рашаш: «Мне представляется правильным сопоставить это с тем, что сказано в трактате «Брахот» (5:4): «Стоящий перед ковчегом… если нет там другого когена, кроме него, — не должен воздевать своих рук. Но если он уверен, что после воздевания рук вернется к своей молитве, — то может». Кодификаторы законов Торы разъясняют, что отсюда следует: если в синагоге есть

Скачать:TXTPDF

Мегила Талмуд читать, Мегила Талмуд читать бесплатно, Мегила Талмуд читать онлайн