9:29). Раби Меир истолковывает: всю мощь Ахашвероша — и поскольку вся Мегила рассказывает об Ахашвероше, ее необходимо прочитать целиком; раби Йегуда говорит: всю мощь Мордехая, а раби Йосей — всю мощь Гамана.
ГАЛАХА ЖЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ МЕИРА.
Мишна четвертая
ВСЕ МОГУТ ЧИТАТЬ МЕГИЛУ, КРОМЕ ГЛУХОГО, БЕЗУМНОГО И МАЛОЛЕТНЕГО. РАБИ ЙЕГУДА МАЛОЛЕТНЕГО СЧИТАЕТ ПРИГОДНЫМ. НЕ ЧИТАЮТ МЕГИЛУ, НЕ СОВЕРШАЮТ ОБРЕЗАНИЯ, НЕ ОКУНАЮТСЯ В МИКВЭ И НЕ БРЫЗГАЮТ мей-нида, И ТАКЖЕ женщина, ВЫДЕРЖИВАЮЩАЯ ДЕНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДНЕМ, НЕ ДОЛЖНА ОКУНАТЬСЯ В МИКВЭ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА СОЛНЦЕ НЕ ВЗОЙДЕТ. НО если ВСЕ ОНИ СДЕЛАЛИ это, КОГДА НАЧАЛСЯ РАССВЕТ, — ИСПОЛНИЛИ заповедь.
Объяснение мишны четвертой
ВСЕ МОГУТ публично ЧИТАТЬ МЕГИЛУ, чтобы тем, кто слушает это чтение, это засчиталось как исполнение заповеди, КРОМЕ ГЛУХОГО, БЕЗУМНОГО И МАЛОЛЕТНЕГО.
В подлиннике стоит слово «хейрейш», которое обычно обозначает «глухонемой» (Трумот 1:2), однако в данном случае это значение неприменимо, так как речь идет о человеке, могущем читать Мегилу. Значит, мишна говорит о том, кто раговаривает, но ничего не слышит. Тем не менее, его статус приравнивается к статусу безумного и малолетнего: так же, как и они, он не в состоянии исполнить заповедь таким образом, чтобы ее исполнение было засчитано также другим людям.
Гемара разъясняет, что эта мишна соответствует точке зрения раби Йосей, который говорит по поводу молитвы «Шма», что тот, кто читал ее, не услышав своим ухом прочитанного, заповедь не исполнил (Брахот 2:3). Следовательно, читая Мегилу и не слыша себя, он сам заповедь не исполняет и потому не в состоянии исполнить ее для других (Бартанура; и см. «Тосфот Йомтов» об ином истолковании этой мишны в Гемаре).
Впрочем, ГАЛАХА соответствует мнению не раби Йосей, а раби Йегуды, считающего (там же), что тому, кто читал, но не слышал себя, это все же постфактум засчитывается как исполнение заповеди.
РАБИ ЙЕГУДА МАЛОЛЕТНЕГО СЧИТАЕТ ПРИГОДНЫМ.
Речь здесь идет о таком малолетнем, который уже достиг возраста, когда он учится исполнять заповеди. Тем не менее, первый танай считает его непригодным для чтения Мегилы (обоснование такой точки зрения см.: Мегила 196, Тосфот, или «Тосфот Йомтов»; см. также «Тосфот раби Акивы Эйгера» и «Тифэрет Исраэль»).
Мегилу надлежит прочитать дважды: ночью и днем. Мишна сообщает нам, какой момент суток считается «днем» в отношении чтения Мегилы и, по ассоциации, в отношении исполнения еще некоторых заповедей.
НЕ ЧИТАЮТ МЕГИЛУ днем, НЕ СОВЕРШАЮТ ОБРЕЗАНИЯ на восьмой день от рождения мальчика, НЕ ОКУНАЮТСЯ В МИКВЭ те, кто для очищения от ритуальной нечистоты должны это сделать именно днем, И НЕ БРЫЗГАЮТ мей-нида на того, кто осквернился трупной ритуальной нечистотой на третий и седьмой день его очищения (Бемидбар 19:19), И ТАКЖЕ женщина, ВЫДЕРЖИВАЮЩАЯ ДЕНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДНЕМ.
Согласно Торе, менструальный цикл у женщины продолжается 1 дней. Если же после его окончания, в течение 11 дней до начала следующего менструального цикла, она обнаруживает у себя выделение крови, в этот день она является ритуально нечистой и обязана «выдержать» следующий день для своего очищения. А именно, назавтра днем она окунается в миквэ и следит, не повторится ли выделение крови. Если это не происходит, то после захода солнца женщина становится ритуально чистой (подробное изложение законов об этом см. в нашем предисловии к объяснению мишны «Псахим» 8:5).
Итак, женщина, «выдерживающая день» чистоты «в соответствии с днем» нечистоты НЕ ДОЛЖНА ОКУНАТЬСЯ В МИКВЭ на следующий день после того, как обнаружила у себя выделение крови, ДО ТЕХ ПОР, ПОКА СОЛНЦЕ НЕ ВЗОЙДЕТ. То есть, все вышеперечисленные заповеди не могут быть исполнены раньше, чем солнце осветит верхушки гор.
НО если ВСЕ ОНИ — то есть люди, обязанные исполнить одну из вышеперечисленных заповедей, — СДЕЛАЛИ это, КОГДА НАЧАЛСЯ РАССВЕТ (см. об этом моменте времени суток в нашем объяснении мишны «Брахот» 1:1), ИСПОЛНИЛИ заповедь — то есть, постфактум это засчитывается им как исполнение заповеди.
В принципе, начало рассвета уже считается днем, однако мудрецы предписали не исполнять такие заповеди «до тех пор, пока солнце не взойдет», зная, что далеко не все люди точно знают, когда начинается рассвет.
Мишна пятая
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРИГОДЕН ДЛЯ ЧТЕНИЯ МЕГИЛЫ, ДЛЯ ЧТЕНИЯ ГАЛЕЛЯ, ДЛЯ ТРУБЛЕНИЯ В ШОФАР, ДЛЯ исполнения заповеди НЕТИЛАТ-ЛУЛАВ, ДЛЯ чтения МОЛИТВЫ МУСАФ И ДЛЯ совершения жертвоприношения МУСАФ, ДЛЯ ИСПОВЕДИ над БЫКАМИ, ДЛЯ ИСПОВЕДИ о МААСЕРЕ И ДЛЯ ИСПОВЕДИ первосвященника в ЙОМ-КИПУР, ДЛЯ СМИХИ, ДЛЯ ШХИТЫ, ДЛЯ ТНУФЫ, ДЛЯ ПОДНЕСЕНИЯ минхи, отделения ПРИГОРШНИ муки И ее ВОСКУРЕНИЯ, ДЛЯ МЛИКИ, ДЛЯ ПРИНЯТИЯ крови И БРЫЗГАНЬЯ ее, ДЛЯ ПОЕНИЯ СОТЫ, ДЛЯ ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЯ ТЕЛИЦЫ И ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ МЦОРА.
Объяснение мишны пятой
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРИГОДЕН ДЛЯ ЧТЕНИЯ МЕГИЛЫ – как сказано в ней (Эстер 9:28): «И ДНИ ЭТИ помнят…», ДЛЯ ЧТЕНИЯ ГАЛЕЛЯ в праздники и в Хануку. О нем сказано (Тегилим 118:24): «Это сегодня содеял Г-сподь — будем же ликовать и веселиться В ЭТОТ ДЕНЬ!», а также (Тегилим 113:3): «От восхода солнца до его заката прославляемо Г-спода Имя».
ДЛЯ ТРУБЛЕНИЯ В ШОФАР в Рош-Гашана — как сказано (Бемидбар 29:1): «ДЕНЬ трубления будет у вас», ДЛЯ исполнения заповеди НЕТИЛАТ-ЛУЛАВ в праздник Сукот — как сказано (Ваикра 23:40): «И возьмете себе в первый ДЕНЬ…», ДЛЯ чтения МОЛИТВЫ МУСАФ, которую читают в тот день, когда в Храме совершали жертвоприношение мусаф, — И ДЛЯ совершения жертвоприношения МУСАФ — как сказано (Ваикра 23:37): «Каждое — в свой ДЕНЬ», а все, что касается порядка совершения жертвоприношения мусаф, мудрецы перенесли на молитву Мусаф.
ДЛЯ ИСПОВЕДИ над БЫКАМИ — как сказано (Ваикра 4:3): «Если это коген-помазанник согрешит, сделав весь народ виноватым, пусть принесет за грех свой, что совершил, быка-трехлетку», и сказано еще (там же, 4:13-14): «Если же все мудрецы общины Израиля ошибутся, и скроется это от глаз всего общества, и все сделают наперекор одной из заповедей Г-спода, говорящей о том, что нельзя делать… Пусть приготовит общество быка-трехлетку для искупительной жертвы». Эти жертвы называются «БЫК ЗА ГРЕХ УПУЩЕНИЯ», и те, кто приводят этих быков, исповедуются над ними в том грехе, для искупления которого они совершают это жертвоприношение.
Делать это можно в течение всего дня — по аналогии с исповедью первосвященника в Йом-Кипур. О ней сказано в Торе (Ваикра 16:6): «И исповедуется за себя и за дом свой» — но в подлиннике стоит слово «вехипер», что буквально означает «искупит». Это позволяет провести аналогию между исповедью и искуплением, которое возможно только днем — как сказано (Ваикра 16:30): «Ибо в этот день искупит вас коген»; следовательно, и исповедь тоже должна быть днем. ДЛЯ ИСПОВЕДИ о МААСЕРЕ в четвертый и седьмой год семилетнего цикла, когда перед Всевышним отчитываются в правильном исполнении заповеди о маасерах — как сказано (Дварим 26:13): «И скажешь пред Г-сподом, Б-гом твоим: вынес я святыню из моего дома» и т.д., а после этого следует (там же, 26:16): «В день этот Г-сподь, твой Б-г, повелевает тебе…» — значит, исповедь о маасере тоже должна быть произнесена именно днем.
И ДЛЯ ИСПОВЕДИ первосвященника в ЙОМ-КИПУР — как сказано (Ваикра 16:21): «И обопрется Агарон обеими руками своими о голову козленка живого и исповедуется над ним во всех грехах сынов Израиля». Выше уже было сказано, как проводя аналогию между исповедью и искуплением приходят к выводу, что исповедь должна совершаться именно днем.
ДЛЯ СМИХИ — когда, во время совершения жертвоприношения, перед шхитой опираются руками о голову жертвенного животного, как сказано (Ваикра 3:2): «И обопрется рукой о голову жертвы своей», а также ДЛЯ ШХИТЫ жертвенного животного — как сказано (Ваикра 19:6): «В ДЕНЬ принесения вашей жертвы».
То, что смиха должна быть именно днем, следует из аналогии со шхитой, на которую намекает Тора. Сразу же после слов «И ОБОПРЕТ свою руку о голову животного, приготовленного для всесожжения» (Ваикра 1:4) говорится: «И совершит ШХИТУ тельца» (там же, 1:5) — следовательно, смиха приравнивается к шхите, и как последняя должна быть именно днем, так и первая должна быть именно днем.
ДЛЯ ТНУФЫ омера — как сказано (Ваикра 23:12): «В ДЕНЬ, когда вы возносите омер», — а также эймурим и грудины жертвы шламим (Ваикра 7:30).
ДЛЯ ПОДНЕСЕНИЯ минхи, отделения от нее ПРИГОРШНИ муки И ее ВОСКУРЕНИЯ.
Минху подносят сначала к юго-западному углу жертвенника, там коген отделяет от нее полную пригоршню муки, которую сжигает на жертвеннике.
ДЛЯ МЛИКИ — птицы, приносимой в жертву (голубя — птенца или взрослого), — как об этом написано (Ваикра 1:15):»И отщипнет его голову».
ДЛЯ ПРИНЯТИЯ крови жертвенного животного, льющейся во время шхиты, в специальный сосуд, из которого ею плещут на жертвенник, И БРЫЗГАНЬЯ ее на жертвенник или на завесу в Храме (см. Звахим 5:1-2). Эти виды работ также должны совершаться днем, как мудрецы толкуют слова Торы (Ваикра 7:38): «В ДЕНЬ (то есть ДНЕМ), когда Он повелел сынам Израиля приносить их жертвы Г-споду».
ДЛЯ ПОЕНИЯ СОТЫ — когда женщину, которую муж подозревает в супружеской измене, подвергают испытанию в Храме (см. Бемидбар 5:24). Об этом сказано (Бемидбар 5:30): «И сделает коген для нее все согласно указаниям этим», а в другом месте написано следующее (Дварим 17:11): «Согласно указаниям, которым научат тебя, и предписаниям («мишпат»), которые тебе сообщат»; проводя аналогию между этими отрывками на основании повторения в них слова «указания», мудрецы делают вывод: точно так же, как «мишпат» (в значении «суд») — только днем, соту поят только днем.
ДЛЯ ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЯ ТЕЛИЦЫ — в случае, если в открытом поле найден труп еврея, убитого неизвестно кем. Об этой церемонии сказано в Торе (Дварим 21:8): «И будет им искуплен грех пролития этой крови» — то есть, он аналогичен результату, который достигается совершением жертвоприношения. Значит, как последнее — только днем, так и обезглавливание телицы — только днем.
И ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ МЦОРА — как сказано об этом (Ваикра 14:2): «Вот в чем будет заключаться указание о мцора В ДЕНЬ его очищения».
Итак, все заповеди, о которых говорится в нашей мишне, должны быть исполнены днем, и только днем — но в любое время дня: ВЕСЬ ДЕНЬ ПРИГОДЕН для их исполнения.
Мишна шестая
ВСЯ НОЧЬ ПРИГОДНА ДЛЯ ЖАТВЫ ОМЕРА, ДЛЯ ВОСКУРЕНИЯ ЖИРА И ЧАСТЕЙ жертвоприношений. ВОТ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: ВСЕ ЗАПОВЕДИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПОЛНЕНЫ ДНЕМ, — МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛНЕНЫ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ДНЯ, ВСЕ ЗАПОВЕДИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПОЛНЕНЫ НОЧЬЮ, — МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛНЕНЫ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НОЧИ.
Объяснение мишны шестой
Предыдущая мишна сообщила нам, что заповеди, время исполнения которых — день, могут быть исполнены в течение всего дня. Теперь мы ознакомимся с аналогичным правилом в отношении тех заповедей, время исполнения которых — ночь.
ВСЯ НОЧЬ после окончания первого