В ХАНУКУ И ПУРИМ, В ПОСТЫ, И В МААМАДЫ И В ЙОМ-КИПУР.
Объяснение мишны четвертой
Начиная отсюда и до конца главы мишна сообщает законы, касающиеся чтения Торы. В связи с тем, что Мегилу читают в месяце адар, мишна начинает с четырех отрывков из Торы, время чтения которых установлено также в месяце адар («Тосфот Йомтов»).
В НОВОМЕСЯЧЬЕ АДАРА, КОТОРОЕ СОВПАЛО С СУББОТОЙ, ЧИТАЮТ в качестве раздела мафтир ОТРЫВОК О ШЕКЕЛЯХ (» Парашат Шкалим»): «Когда ты будешь считать сынов Израиля…» (Шмот 30:11-16), потому что «первого адара объявляют, что пришло время сдавать шекели» (см. Шкалим 1:1).
ПРИШЛОСЬ новомесячье адара НА БУДНИЙ ДЕНЬ — ЧИТАЮТ его — то есть чтение «Парашат Шкалим» — В ПРЕДЫДУЩУЮ СУББОТУ — на субботу, предшествующую новомесячью адара, — И ДЕЛАЮТ ПЕРЕРЫВ ДО ДРУГОЙ СУББОТЫ — не читают следующий отрывок из Торы «Парашат Захор»(о которой речь идет в мишне ниже) до следующей субботы после новомесячья, то есть субботы, непосредственно предшествующей Пуриму. Цель этого установления — максимально приблизить чтение «Парашат Захор», в которой говорится об уничтожении Амалека, к чтению Мегилы, рассказывающей об уничтожении Гамана (потомка Амалека).
ВО ВТОРУЮ субботу месяца адар — то есть в последнюю субботу перед Пуримом.
Некоторые комментаторы считают, что здесь речь идет не о субботах, а о тех отрывках из Торы, которые тогда читают (слово «параша» — «раздел», на иврите женского рода). Тогда эта часть нашей мишны принимает такой вид: ВО ВТОРОМ отрывке читают «Помни», В ТРЕТЬЕМ — о РЫЖЕЙ ТЕЛИЦЕ, и т.д. (см.: Мегила 30а, а также «Шитат Рибаб» к Рифу).
Итак, в субботу перед Пуримом читают отрывок «ПОМНИ» («Захор»): «Помни, что сделал тебе Амалек…» (Дварим 25:17-19) — по причине, уже упомянутой выше.
В ТРЕТЬЮ субботу адара, то есть в субботу после Пурима или — если новомесячье нисана совпадает с субботой — в субботу, непосредственно предшествующую началу нисана читают в качестве раздела мафтир отрывок о РЫЖЕЙ ТЕЛИЦЕ (Бемидбар, гл.19) с целью предупредить сынов Израиля о необходимости ритуально очиститься, чтобы отпраздновать Песах в состоянии ритуальной чистоты.
В ЧЕТВЕРТУЮ субботу адара, предшествующую новомесячью нисана, или в само новомесячье нисана, если оно приходится на субботу, читают отрывок «МЕСЯЦ ЭТОТ ДЛЯ ВАС — начало месяцев» (Шмот 12:1-20), в котором говорится о празднике Песах.
В ПЯТУЮ же субботу — то есть после того, как прочитали все четыре отрывка, установленные для чтения в вышеуказанные субботы — ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ОБЫЧНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, когда каждую субботу читают гафтару, закрепленную за соответствующим субботним разделом Торы. Потому что перед этим, когда в качестве мафтира читают вышеуказанные отрывки, недельную гафтару тоже заменяют на другую, соответствующую по содержанию мафтиру, потом же, после завершения этого периода времени, вновь возвращаются к обычной последовательности недельных разделов Торы, с каждым из которых читают обычную недельную гафтару (Гемара).
Гемара приводит еще одно мнение, согласно которому в эти четыре субботы, когда читают вышеуказанные отрывки, недельные разделы Торы не читают вообще. Тогда сказанное в мишне «в пятую — возвращаются к обычной последовательности» надо понимать в том смысле, что в пятую субботу вновь возвращаются к чтению недельных разделов Торы. Однако галаха не соответствует этой точке зрения, но предписывает делать так, как мы говорили выше: в каждую из этих четырех суббот читают обычный недельный раздел, но в качестве мафтира читают один из четырех вышеуказанных отрывков, а потом читают особую гафтару, связанную по содержанию с мафтиром (Рамбам, Законы о молитве 13:22).
Вообще, ДЛЯ ВСЕГО — для каждого события — ДЕЛАЮТ ПЕРЕРЫВ в обычной последовательности чтения Торы: если это суббота — читают гафтару не обычную, а другую, связанную по содержанию с этим событием; если это понедельник или четверг — читают отрывок не из недельного раздела Торы, а другой, тоже связанный по содержанию с этим событием.
А именно: В НОВОМЕСЯЧЬЕ, В ХАНУКУ И ПУРИМ —
если они совпали с субботой, читают новую гафтару; если же они оказались понедельником или четвергом, вместо отрывка из недельного раздела Торы читают особый отрывок, связанный по содержанию с событиями этого дня. И последнее также относится к тому, что делают В ПОСТЫ И В МААМАДЫ (о чем подробно говорится в следующей мишне).
И также В ЙОМ-КИПУР — если он выпадает на субботу, то, как разъясняют «Тосафот», в Минху читают не часть соответствующего недельного раздела Торы, а раздел о запрещенных половых связях (Ваикра, гл. 18).
Есть иная трактовка конца нашей мишны:
ДЛЯ ВСЕГО ДЕЛАЮТ ПЕРЕРЫВ — для всех праздников, если они совпадают с субботой, обычный недельный раздел Торы заменяют на отрывок из нее, соответствующий данному дню. И так же В НОВОМЕСЯЧЬЕ, В ХАНУКУ И ПУРИМ, В ПОСТЫ И В МААМАДЫ — как было объяснено выше: если эти дни оказываются субботой, недельную гафтару заменяют другой, связанной по содержанию с событиями этой даты; если же они оказываются понедельником или четвергом, то вместо отрывка из недельного раздела Торы читают то, что связано с событиями этого дня. То же самое происходит в посты и маамады, совпавшие с понедельником или четвергом. Что же касается упоминания о ЙОМ-КИПУРЕ, то оно возникает по инерции после слова ПОСТЫ, так как в действительности в нем нет никакой надобности: говоря «для ВСЕГО делают перерыв», мишна в числе остальных праздников подразумевает и Йом-Кипур тоже (Гаран; см. «Тосфот Йомтов»). И действительно, некоторые комментаторы считают слова «и в Йом-Кипур» лишними.
Мишна пятая
В ПЕСАХ ЧИТАЮТ ОТРЫВОК О ПРАЗДНИКАХ ИЗ ТОРАТ-КОГАНИМ. В АЦЕРЕТ — «СЕМЬ НЕДЕЛЬ». В РОШ-ГАШАНА — «В СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА». В ЙОМ-КИПУР — «ПОСЛЕ СМЕРТИ». В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ЧИТАЮТ ОТРЫВОК О ПРАЗДНИКАХ ИЗ ТОРАТ-КОГАНИМ, А В ОСТАЛЬНЫЕ ДНИ ПРАЗДНИКА — О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ ПРАЗДНИКА.
Объяснение мишны пятой
В ПЕСАХ — в первый день праздника Песах — ЧИТАЮТ ОТРЫВОК О ПРАЗДНИКАХ ИЗ ТОРАТ-КОГАНИМ, то есть главу 23 из книги «Ваикра». Однако Раши говорит, что первым читают отрывок, начинающийся словами «Бык или ягненок» (Ваикра 22:26). Подробное перечисление того, что читают из Торы в каждый из дней праздника Песах согласно тем обычаям, которым мы следуем и сегодня, дается в Гемаре.
В АЦЕРЕТ — в праздник Шавуот — читают отрывок, начинающийся словами «СЕМЬ НЕДЕЛЬ» (Дварим 16:9).
В РОШ-ГАШАНА читают «В СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА» (Ваикра 23:23).
В ЙОМ-КИПУР читают «ПОСЛЕ СМЕРТИ двух сыновей Агарона» (Ваикра, гл. 16).
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА — одним словом «праздник» называют праздник Сукот, и в первый его день, как и в первый день Песаха, ЧИТАЮТ ОТРЫВОК О ПРАЗДНИКАХ ИЗ ТОРАТ-КОГАНИМ — главу 23 из книги «Ваикра» (а согласно Раши — «Бык или ягненок»).
А В ОСТАЛЬНЫЕ ДНИ ПРАЗДНИКА — О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ ПРАЗДНИКА (Бемидбар 29:17 и далее). А именно: в первый день хол-гамоэда, или во второй день праздника, читают отрывок о жертвоприношениях, которые приносят в Храме в этот день, начинающийся словами: «А во второй день…». Во второй день хол-гамоэда, или в третий день праздника, читают «А в третий день…», и так далее до восьмого дня, когда читают (Бемидбар 29:35): «На восьмой день — праздничное собрание пусть будет у вас…» (см. Бартануру и др. комментаторов, которые объясняют — на основе Гемары — порядок чтения Торы в праздники в соответствии с тем, что принято сейчас; см. также: Рамбам, Законы о молитве 12:8-12).
Мишна шестая
В ХАНУКУ читают «ГЛАВЫ КОЛЕН». В ПУРИМ — «И ПРИШЕЛ АМАЛЕК». В НОВОМЕСЯЧЬЯ — «А В НОВО-МЕСЯЧЬЯ ВАШИ». В МААМАДЫ — О СОТВОРЕНИИ МИРА. В ПОСТЫ — БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ; НЕ ДЕЛАЮТ ПЕРЕРЫВА, читая ПРОКЛЯТИЯ, НО ОДИН человек ЧИТАЕТ ИХ ВСЕ. В ПОНЕДЕЛЬНИК И В ЧЕТВЕРГ, А ТАКЖЕ В СУББОТНЕЙ МИНХЕ ЧИТАЮТ СОГЛАСНО ОБЫЧНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, И ЭТО НЕ ВХОДИТ В СЧЕТ НЕДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ. ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (ВАИКРА 23:44): «И ГОВОРИЛ МОШЕ О ДНЯХ, установленных ГОСПОДОМ, СЫНАМ ИЗРАИЛЯ» — СОГЛАСНО ЗАПОВЕДЯМ О НИХ, О КАЖДОМ ИЗ НИХ НУЖНО ЧИТАТЬ В СВОЕ ВРЕМЯ.
ОБЪЯСННИЕ МИШНЫ ШЕСТОЙ
Эта мишна — продолжение предыдущей. Она также говорит о чтении Торы в некоторые определенные дни.
В ХАНУКУ — в течение восьми дней Хануки — читают отрывки из Торы, носящие общее название «ГЛАВЫ КОЛЕН» (Бемидбар, гл.7). Их содержание непосредственно связано со смыслом этого праздника: он посвящен освящению жертвенника, а в этой главе Торы рассказывается о жертвоприношениях глав колен Израиля при освящении Мишкана.
В ПУРИМ читают «И ПРИШЕЛ АМАЛЕК» (Шмот 17:8-16) — поскольку Гаман, в честь падения которого празднуют праздник Пурим, был из потомства Амалека.
В НОВОМЕСЯЧЬЯ читают отрывок, начинающийся словами «А В НОВОМЕСЯЧЬЯ ВАШИ» (Бемидбар 28:11-15).
В МААМАДЫ — когда, во время совершения в Храме ежедневных жертвоприношений за весь народ Израиля, в городах, далеких от Иерусалима, специально выбранные для этого люди собирались для молитвы и чтения Торы, они читали ее рассказ О СОТВОРЕНИИ МИРА (как подробно говорится в Мишне, тр. «Таанит» 4:2-3).
В ПОСТЫ читают БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ (Ваикра 26:3 и далее) — для того, чтобы довести до сознания народа, что все беды, происходящие в мире, являются следствиями совершенных грехов, и побудить народ к раскаянию (Раши).
Рамбам пишет (Законы о молитве 13:18): «Когда бейт-дин решает, что все общество должно поститься ради предотвращения беды — например, засухи и т.п., — в день поста читают в Торе отрывок, содержащий благословения и проклятия. Однако в остальные посты, связанные с событиями, происшедшими с нашими предками, читают отрывок «И стал умолять…»» (Шмот 32:11 и далее).
НЕ ДЕЛАЮТ ПЕРЕРЫВА, читая ПРОКЛЯТИЯ, — не вызывают к Торе для их чтения двух человек, НО только ОДИН человек ЧИТАЕТ ИХ ВСЕ — причем начинает читать на один стих раньше их начала, а заканчивает на один стих позже их конца. Как объясняет Гемара, так делают потому, что «не благословляют бедствия». Согласно другому объяснению, основанием для этого является стих из Тегилим (91:15) «В беде вместе Я с ним» — Всевышний говорит: не годится, чтобы сыны мои читали проклятия, а Я — благословлялся (Талмуд Йерушалми; Мидраш Раба). И, наконец, Талмуд Йерушалми указывает, что каждый, кого вызывают к Торе, «должен начать читать с чего-то хорошего и закончить читать чем-то хорошим».
В ПОНЕДЕЛЬНИК И В ЧЕТВЕРГ — каждую неделю, — А ТАКЖЕ В СУББОТНЕЙ МИНХЕ — во время молитвы Минха — ЧИТАЮТ отрывки из недельного раздела Торы СОГЛАСНО ОБЫЧНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, И ЭТО НЕ ВХОДИТ В СЧЕТ НЕДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ — это не засчитывается как чтение недельного раздела, и в следующую субботу снова читают во время молитвы Шахарит то, что уже читали в Минху предыдущей субботы, в понедельник и четверг.
Но почему в каждый из вышеперечисленных дней нужно читать именно тот отрывок, который связан