Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мегила

с ним по содержанию?

ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (ВАИКРА 23:44) — следующие слова Торы указывают на это: «И ГОВОРИЛ МОШЕ О ДНЯХ, установленных Г-СПОДОМ, СЫНАМ ИЗРАИЛЯ».

На первый взгляд может показаться, что этот стихлишний: ведь известно, что Моше передавал сынам Израиля все заповеди, о которых говорил ему Всевышний. Однако, в действительности, этот стих нас учит тому, что Моше сообщал сынам Израиля законы о каждом из праздников в их время.

Отсюда следует, что, СОГЛАСНО ЗАПОВЕДЯМ О НИХ, О КАЖДОМ ИЗ НИХ НУЖНО ЧИТАТЬ В СВОЕ ВРЕМЯ.

А барайта, которую приводит Гемара, говорит: «Моше дал Израилю правило, что вопросы по поводу содержания определенного дня задают и отвечают на них в этот день: законы о Песахе обсуждают в Песах, законы об Ацерете — в Ацерет, о Празднике — в праздник».

Глава четвертая

Мишна первая

ЧИТАЮЩИЙ МЕГИЛУ — СТОИТ ИЛИ СИДИТ. ПРОЧЕЛ ЕЕ ОДИН, ПРОЧЛИ ЕЕ ДВОЕ — ИСПОЛНИЛИ ЗАПОВЕДЬ. ТАМ, ГДЕ ПРИНЯТО БЛАГОСЛОВЛЯТЬ — БЛАГОСЛОВЛЯЮТ, А ГДЕ НЕ принято БЛАГОСЛОВЛЯТЬ — НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЮТ. В ПОНЕДЕЛЬНИК, ЧЕТВЕРГ И В СУББОТНЮЮ МИНХУ ЧИТАЮТ ТРОЕ. НЕ УБАВЛЯЮТ от них И НЕ ПРИБАВЛЯЮТ К НИМ, И НЕ ЗАКАНЧИВАЮТ ГАФТАРОЙ ИЗ ПРОРОКА. НАЧИНАЮЩИЙ И ЗАКАНЧИВАЮЩИЙ чтение ТОРЫ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЕРЕД НИМ И ПОСЛЕ НЕГО.

Объяснение мишны первой

После того, как в предыдущей главе мы узнали, что именно читают в каждый из дней, в которые установлено чтение Торы, эта глава сообщает подробности того, как это происходит. Начинает она с чтения Мегилы, так как это — основная тема данного трактата.

ЧИТАЮЩИЙ МЕГИЛУ в Пурим — СТОИТ ИЛИ СИДИТ, то есть, безразлично, в каком положении он читает ее к Моше-рабейну (Дварим 5:28): «А ты — здесь стой со Мной» — и учи Тору (Гемара).

ПРОЧЕЛ ЕЕ ОДИН, ПРОЧЛИ ЕЕ ДВОЕ — то есть, безразлично, прочел ли ее один человек, прочли ли ее даже два человека одновременно — ИСПОЛНИЛИ ЗАПОВЕДЬ — и те, кто читал, и те, кто слушал, несмотря на положение «два голоса не слышны». То есть, вообще-то считается, что если два голоса звучат одновременно, то ни один из них не слышен как следует, — однако в данном случае допускается и это. Потому что к Мегилат-Эстер у евреев совершенно особое чувство, и они слушают ее исключительно внимательно. Однако Тору читать вдвоем нельзя.

ТАМ, ГДЕ ПРИНЯТО БЛАГОСЛОВЛЯТЬ — БЛАГОСЛОВЛЯЮТ, А ГДЕ НЕ принято БЛАГОСЛОВЛЯТЬ — НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЮТ.

Гемара разъясняет, что речь идет о благословении «Стоящий за нас в нашем споре». В тех общинах, в которых принято произносить его после чтения «Мегилы», ее чтец обязан произнести его; в тех общинах, в которых произносить его не принято, чтец «Мегилы» не должен произносить его. Но что касается благословений ПЕРЕД чтением «Мегилы», то здесь нет различий в обычаях: повсеместно принято произносить три благословения: «Повелевший нам читать Мегилу», «Совершивший чудеса для наших отцов» и «Давший нам жизнь». Однако когда читают Тору, то заповедь требует произнесения благословения и перед ее чтением, и после него.

В ПОНЕДЕЛЬНИК, ЧЕТВЕРГ — во время утренней молитвы Шахарит — И В СУББОТНЮЮ МИНХУ — во время молитвы Минха в субботу — ЧИТАЮТ ТРОЕ в следующем порядке: коген, левит и просто еврей. НЕ УБАВЛЯЮТ от них — не вызывают к чтению Торы меньше трех человек — И НЕ ПРИБАВЛЯЮТ К НИМ — и не вызывают к Торе больше трех человек. Причина этого в том, что понедельник и четверг — рабочие дни и потому нельзя затягивать молитву, тем самым отрывая людей от работы. В субботу же обычно молятся Минху поздно, так как было принято весь день посвящать изучению Торы (Раши).

И НЕ ЗАКАНЧИВАЮТ ГАФТАРОЙ ИЗ ПРОРОКА – в Шахарит понедельника и четверга, а также в субботнюю Минху чтение Торы не заканчивают главой из какой-либо книги одного из пророков (по вышеуказанной причине).

НАЧИНАЮЩИЙ И ЗАКАНЧИВАЮЩИЙ чтение ТОРЫ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЕРЕД НИМ И ПОСЛЕ НЕГО. Тот, кого вызвали к Торе первым, перед началом чтения произносит начальное благословение, а кого вызвали к Торе последним, — заключительное. Все остальные вызванные не произносят ни одного — ни начального, ни заключительного.

Во Введении к этому трактату мы уже упоминали о том, что так было принято во времена Мишны. Однако уже немного позже, во времена Талмуда, мудрецы Торы постановили, что каждый из вызванных обязан произнести оба благословения — «из-за входящих и выходящих». То есть, оно было мотивировано опасением, что если кто-нибудь придет в синагогу уже после того, как первый приглашенный к Торе произнес начальное благословение, и, заметив, что остальные вызываемые ничего не говорят перед началом своего отрывка, он решит, что никакого благословения перед чтением Торы нет. Или, наоборот, кто-нибудь уйдет из синагоги после окончания одного из отрывков, подумав, что этот отрывокпоследний в данном недельном разделе, и, не услышав заключительного благословения после этого отрывка, он скажет, что после окончания чтения Торы никакого благословения не произносят.

Мишна вторая

В НОВОМЕСЯЧЬЕ И ХОЛ-ГАМОЭД ЧИТАЮТ ЧЕТВЕРО. НЕ УБАВЛЯЮТ ОТ НИХ И НЕ ПРИБАВЛЯЮТ К НИМ, И НЕ ЧИТАЮТ ГАФТАРУ ИЗ ПРОРОКА. НАЧИНАЮЩИЙ И ЗАКАНЧИВАЮЩИЙ чтение ТОРЫ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЕРЕД НИМ И ПОСЛЕ НЕГО. ВОТ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: В КАЖДЫЙ ИЗ ДНЕЙ, КОГДА ЕСТЬ МУСАФ, кроме ПРАЗДНИЧНЫХ, — ЧИТАЮТ ЧЕТВЕРО. В ПРАЗДНИКПЯТЕРО. В ЙОМ-КИПУР — ШЕСТЕРО. В СУББОТУ — СЕМЕРО. НЕ УБАВЛЯЮТ ОТ НИХ, ОДНАКО ПРИБАВЛЯЮТ К НИМ, И ЗАКАНЧИВАЮТ ГАФТАРОЙ ИЗ ПРОРОКА. НАЧИНАЮЩИЙ И ЗАКАНЧИВАЮЩИЙ чтение ТОРЫ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЕРЕД НИМ И ПОСЛЕ НЕГО.

Объяснение мишны второй

Эта мишна — продолжение предыдущей, и она продолжает изложение законов о порядке чтения Торы в синагоге.

В НОВОМЕСЯЧЬЕ И ХОЛ-ГАМОЭД Тору ЧИТАЮТ ЧЕТВЕРО. Поскольку в такие дни, кроме обычных трех молитв дня, молятся еще одну молитву, Мусаф, к обычным трем вызываемым к чтению Торы прибавляют еще одного.

В эти дни тоже НЕ УБАВЛЯЮТ ОТ НИХ — не вызывают к Торе меньше четырех человек — И НЕ ПРИБАВЛЯЮТ К НИМ — и не вызывают больше четырех человек.

В новомесячье не запрещается работать, а в хол-гамоэд разрешена работа, предотвращающая убытки. Поэтому в эти дни тоже нежелательно затягивать молитву, чтобы не отрывать людей от работы.

И НЕ ЧИТАЮТ ГАФТАРУ ИЗ ПРОРОКА — по причине, указанной выше.

НАЧИНАЮЩИЙ И ЗАКАНЧИВАЮЩИЙ чтение ТОРЫ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ: первыйПЕРЕД НИМ, то есть перед чтением Торы, И второй — ПОСЛЕ НЕГО (как было разъяснено в предыдущей мишне).

Эта галаха повторяется здесь, чтоб подчеркнуть: несмотря на то, что к Торе вызывают одним человеком больше, благословения произносят только первый и последний из вызываемых; первыйблагословение перед чтением Торы, общественное владение последний — благословением после него.

ВОТ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: В КАЖДЫЙ ИЗ ДНЕЙ, КОГДА ЕСТЬ МУСАФ, кроме ПРАЗДНИЧНЫХ, — а именно, в новомесячья и дни хол-гамоэда, — ЧИТАЮТ ЧЕТВЕРО вызванных к Торе.

В ПРАЗДНИК — когда запрещена всякая работа кроме той, которая необходима для приготовления пищи, Тору читают ПЯТЕРО.

С каждым повышением уровня святости дня к чтению Торы вызывают одним человеком больше. Поэтому В ЙОМ-КИПУР — когда запрещено также готовить пищу, — Тору читают ШЕСТЕРО. В СУББОТУ — нарушение которой карается строже, чем нарушение Йом-Кипура: за второе — карет, за первое — скила, — к Торе вызываются СЕМЬ человек.

НЕ УБАВЛЯЮТ ОТ НИХ — от пяти приглашенных к чтению Торы в праздник, от шести — в Йом-Кипур и от семи — в субботу, — ОДНАКО ПРИБАВЛЯЮТ К НИМ. Поскольку в эти дни работа запрещена, то нет опасения оторвать кого бы то ни было от его занятий, и потому к Торе разрешается вызывать дополнительное число людей.

И во все эти дни — в праздник, Йом-Кипур и в субботу — чтение Торы ЗАКАНЧИВАЮТ ГАФТАРОЙ ИЗ ПРОРОКА (как было подробно разъяснено во Введении к этому трактату Мишны).

Но при этом — несмотря на то, что к Торе вызывают больше людей, чем минимум, предписанный Галахой, — благословения произносят только дважды: НАЧИНАЮЩИЙ И ЗАКАНЧИВАЮЩИЙ чтение ТОРЫ ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ: первыйПЕРЕД НИМ — то есть перед чтением Торы, И последний — ПОСЛЕ НЕГО.

В конце объяснения предыдущей мишны мы уже указывали, что уже в эпоху Талмуда мудрецы постановили, чтобы каждый из приглашаемых к Торе произносил оба благословения: и начальное, и заключительное. И так принято вплоть до наших дней.

Мишна третья

ПРОВОЗГЛАШАЮТ «ШМА», НЕ ВСТАЮТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ, когены НЕ ВОЗДЕВАЮТ СВОИХ РУК, НЕ ЧИТАЮТ ТОРУ, НЕ ЗАКАНЧИВАЮТ чтение Торы ГАФТАРОЙ ИЗ ПРОРОКА, НЕ ПРИГЛАШАЮТ ОСТАНОВИТЬСЯ И СЕСТЬ, НЕ ГОВОРЯТ ТРАУРНОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ, УТЕШЕНИЙ СКОРБЯЩИМ И СВАДЕБНЫХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ, НЕ СОВЕРШАЮТ ЗИМУН с произнесением ИМЕНИ Всевышнего, если присутствуют МЕНЬШЕ ДЕСЯТИ евреев. А ПРИ выкупе ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ — ДЕВЯТЬ евреев И КОГЕН; при выкупе ЖЕ ЧЕЛОВЕКА — ТО ЖЕ САМОЕ.

Объяснение мишны третьей

Главный момент в содержании этой мишны — сообщение, что чтение Торы и гафтары возможно только в присутствии десяти евреев старше 13 лет. И по своему обыкновению строить изложение на основе ассоциативной связи, она перечисляет еще целый ряд заповедей, для исполнения которых тоже требуется особая святость, создаваемая присутствием миньяна.

Основание для этого условия дает Гемара В одном месте в Торе сказано (Ваикра 22 32) «И освящусь Я в СРЕДЕ сынов Израиля», а в другом — «Отделитесь от СРЕДЫ этой общины «(Бемидбар 1621), повторение слова «среда» указывает на то, что в обоих случаях говорится о чем-то одном С другой стороны, мы знаем, что слово «община» означает миньян. Всевышний употребляет его, говоря о разведчиках, которых послал Моше (Бемидбар 14:27)’ «До каких пор будет эта злодейския ОБЩИНА…» Но ведь злодеев среди двенадцати разведчиков было 10 — за исключением Йегошуа Бин-Нуна и Калева; следовательно, самое меньшее количество евреев, которое обозначает слово «община», — это 10 человек. Отсюда следует, что в первых двух цитатах речь идет об «общине», то есть о миньяне: для осуществления сказанного в Торе «и освящусь Я в среде сынов Израиля» необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых евреев.

НЕ ПРОВОЗГЛАШАЮТ «ШМА». Смысл этих слов различные комментаторы объясняют по-разному. Раши говорит о ситуации, когда не меньше десяти человек опоздали в синагогу, и «Шма» прочитали без них. В таком случае после окончания молитвы один из них встает и произносит Кадиш, затем призыв «Благословите Г-спода благословенного» и прочитывает первое благословение перед «Шма». В этой трактовке слово «порсин» (которое мы перевели в тексте мишны как «провозглашают») заимствует свое значение от однокоренного слова «прас» — «половина»: читают лишь одно из двух благословений перед «Шма»- то есть лишь ПОЛОВИНУ того, что предшествует «Шма».

Гаран комментирует точку зрения Раши так. В

Скачать:TXTPDF

Мегила Талмуд читать, Мегила Талмуд читать бесплатно, Мегила Талмуд читать онлайн