трудность заключалась не только в сохранении внутри застывшей формы Талмуда живой динамики Устной Торы. Необходимо было также обеспечить этой подвижной, эластичной стихии известную меру точности. Следовало позаботиться о том, чтобы обсуждения, вопросы и ответы, на первый взгляд, не ведущие никуда, получили осмысление, которое позволило бы сделать из них выводы и в дальнейшем воспользоваться этими выводами. Кажущаяся небрежность Талмуда на деле явилась плодом огромных усилий педантичного редактора. В результате этих усилий Талмуд, сохранив свободу и естественность устной традиции, сумел донести до нас точный смысл высказываний и споров мудрецов древности.
Приложение Глоссарий
Ав бет-дин (глава Судебной Коллегии). Занимавший эту должность был заместителем паси. Должность глава Судебной Коллегии получила свое название в связи с тем, что мудрец, занимавший ее, возглавлял заседания Судебной Коллегии в отсутствие наси. Позднее, после прекращения деятельности Санѓедрина, это выражение стали понимать как глава суда.
Агада (мн. число — агадот). Притчи и поучения мудрецов, легенды, иносказания и т. п.
Амораи (ед. число — амора). Мудрецы, жившие в период после завершения Мишны; их высказывания и логические построения посвящены анализу Мишны и основаны на мнениях школ танаев.
Барайта. Термин имеет два разных значения в зависимости от контекста. (1) Барайта — на вошедшая в Мишну часть Устной Торы, состоящая из Тосефты и Мидраш-Ѓалаха; (2) барайта — краткий логически завершенный отрывок из Тосефты.
Бет-дин. Судебная коллегия.
Бет-мидраш. Дом учения.
Вавилонский Талмуд. Талмуд, составленный на территории Персии. Вавилонский Талмуд был собран и отредактирован рабби Аши и Равиной приблизительно в 400 г. н. э.
Великое восстание. Восстание против римлян, вспыхнувшее в 67 г. н. э. и приведшее к разрушению Второго Храма в 70 г. н. э.
Восстание Бар Кохбы. Восстание в Иудее против римского господства, возглавляемое Бар Кохбой. Восстание началось в 132 г. н. э. и было подавлено в 135 г. н. э.
Второй Храм. Отстроен в 4 веке до н. э. на месте Первого Храма изгнанниками, вернувшимися из Вавилонского плена; сожжен римлянами в 70 г. н. э.
Галилея. Гористая область на севере Эрец Исраэль.
Гаон (мн. число — геоним). Официальный титул глав пешие Суры и Пумбедиты в Вавилонии; с конца 6 и до середены 11 века (период гаонов) — высший ѓалахический авторитет еврейского мира.
Ѓалаха (мн. число — Ѓалахот). Четко определенное после тщательного всестороннего анализа всех мнений предписание или запрет, относящиеся к конкретным действиям, поведению, мыслительной деятельности человека. Ѓалахой называется также система еврейского религиозного и юридического законодательства.
Гемара. Другое название Талмуда. В более узком смысле — высказывания и логические построения мудрецов, посвященные анализу Мишны.
Даян. Судья.
Иерусалимский Талмуд. Талмуд, составленный в Эрец Исраэль. Иерусалимский Талмуд был собран и отредактирован рабби Йохананом и его учениками приблизительно в 350 г. н. э. Основой для него послужили ѓалахические дискуссии, проходившие в йешивах Эрэц Исраэль.
Иудея. Область на юге Эрец Исраэль.
Йеуш (отчаяние). Ѓалахический термин, означающий утрату владельцем надежды на возврат потерянной вещи.
Йеуш ше-ло ми-даат. Потенциальная потеря надежды на утраченное имущество, когда владелец еще не знает о пропаже.
Йешива. Талмудическая академия, цель которой — передача сложных и трудно систематизируемых знаний от учителя (Мудреца, Главы йешивы) ученикам.
Коген. Семейство из колена Леви, потомки Аарона, единственные, кому было дозволено законом Торы выполнение жертвоприношений в Храме.
Ктуба. Брачный договор, дающий жене право претендовать на получение указанной в нем суммы в случае развода или смерти мужа. В ктубе изложены также другие обязанности мужа перед женой.
Левит. Семейство из колена Леви. Левиты исполняли разнообразные обязанности по содержанию Храма, а также участвовали в храмовой службе в качестве певцов и музыкантов.
Мидраш. Комментарий к тексту Торы и Пророков, представляющий собой сборник высказываний мудрецов как в области закона (Мидраш-Ѓалаха или ѓалахический мидраш), так и в области морально-нравственных, мировоззренческих и исторических тем (Мидраш-агада или агадический мидраш). В последнем случае изложение иногда дается в форме аллегории. Высказывания второго типа часто рассматриваются как намек на скрытые аспекты Торы, понимание которых требует специальных знаний. Основная работа над записью мидрашей, которые фактически являются одним из элементов Устной Торы, велась в тот же период, когда подготавливалась к записи Мишна.
Мишна. Термин имеет два разных значения в зависимости от контекста: (1) Мишна — полный текст всех шести разделов собрания высказываний Мудрецов (Шесть разделов Мишны); (2) мишна (мн. число — мишнайот) — краткий логически завершенный отрывок этого текста, воспринимаемый Гемарой как самостоятельная единица.
Наси. Наследственный титул Главы Санѓедрина и всего еврейства Эрец Исраэль в эпоху, последовавшую за разрушением Храма. Пост наси был упразднен в 425 г. н. э.
Перушим. Законоучители эпохи Второго Храма. К концу этой эпохи движение перушим охватывало широкие народные массы. Перушим боролись за усиление влияния Устной Торы. Их противниками были саддукеи.
Письменная Тора. Письменная Тора включает Пятикнижие, Книги Пророков и Писания. В узком смысле — только Пятикнижие.
Рош ѓа-Гола — дословно: глава изгнания. Руководитель еврейских общин в диаспоре в период гаонов.
Рош йешива. Глава йешивы и ее главный преподаватель.
Саддукеи. См. Цдоким.
Санѓедрин. Главный судебный и законодательный орган еврейского народа в древности. Санѓедрин был не только верховным судом, но центром национального и духовного руководства. В эпоху Второго Храма Санѓедрин заседал в одном из помещений Храма, а впоследствии перемещался из города в город. Санѓедрин просуществовал до 4 в. н. э.
Талмуд. Многотомный труд, в котором собраны ѓалахические постановления, дискуссии и высказывания мудрецов нескольких поколений, исторические и биографические сведения и т. д. Талмуд представляет собой развернутый комментарий к Мишне и подобно ей состоит из шести тематических разделов. Талмуд был завершен приблизительно в 500 г. н. э.
Танаи (ед. ч. — тана). Законоучители периода создания Мишны (330 г. до н. э. — 242 г. н. э.).
Танах (аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим — Пятикнижие, Пророки, Писания). Письменная Тора, состоящая из Пятикнижия, книг Пророков и Писаний.
Тверия. Город в Галилее, на берегу Тивериадского озера (Кинерет). В Т. во 2 в. н. э. находился Санѓедрин.
Тосефта. Сборник не вошедших в Мишну изречений танаев.
Тора. Пятикнижие Моисеево, первые пять книг Танаха — Берешит (Бытие), Шемот (Исход), Ваикра (Левит), Бамидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).
Устная Тора. Еврейская традиция, основы которой были получены на Синае. У.Т., представляющая собой главным образом развернутое толкование Письменной Торы, передавалась из поколения в поколение без записи вплоть до периода Мишны. Устная Тора состоит из следующих частей: Мишна, Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, Тосефта, барайты, Ѓалаха и Агада.
Цдоким (саддукеи). В эпоху Второго Храма — религиозно-политические оппоненты нерушим из числа храмовой и светской аристократии. Саддукеи не признавали Устную Тору.
Эрец Исраэль. Страна Израиля.
Явне. Город на побережье Средиземного моря между Яффо и Ашдодом. После разрушения Второго Храма сюда переместился центр еврейской учености. Здесь же размещался Санѓедрин.
Примечания
[1]
Сукка, 20А.
[2]
Ктубот, 62Б; а также Иерусалимский Талмуд, трактаты Таанит, гл.4:2 и Килаим, гл.9:3. Ѓилель не был отпрыском Давида по мужской линии.
[3]
Сота, 21А.
[4]
Иома, 35Б. О том, что Ѓилель был дровосеком см. также Рамбам, комментарий к Мишне, трактат Авот, гл.2:5.
[5]
Псахим, 66А; Иерусалимский Талмуд, там же, гл.6:1.
[6]
Бава Меция, 85А. Там упомянуты рабан Шимон бен Гамлиэль, Бней Бетейра, и Ионатан, сын царя Шауля. В Иерусалимском Талмуде — см. Псахим, гл. б:1 — вместо рабби Шимона бен Гамлиэля назван рабби Элиэзер бен Азария.
[7]
Тосефта Псахим, гл.7:11. Семь этих правил следующие: 1. Каль ва-хомер. Закон, сформулированный в Торе по поводу определенного случая, может быть распространен на другой случай, если тот дает еще большие основания для применения этого закона. 2. Гзера шава. Если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова и выражения, то сказанное в одном отрывке имеет отношение и ко второму. 3. Бинъян ав. Если закон встречается в нескольких местах Торы, но в одном из них он сформулирован более детально, то закон в его полной формулировке применим ко всем остальным случаям. 4. Клаль у-фрат. Если в тексте Торы закон сформулирован в общем виде, а затем встречается повторно применительно к частному случаю, то закон распространяется лишь на этот конкретный случай. 5. Прат у-хлаль. Если закон сначала сформулирован применительно к частному случаю, а затем дан в общем виде, то он применяется в общем виде. 6. Бе-йоце бо ми-маком эхад. Упоминание в Торе частного случая отдельно от общего закона, под действие которого он подпадает, сообщает нечто новое не о самом частном случае, а об общем законе. 7. Давар га-ламед ме-инъяно. Область действия закона может быть выяснена из контекста или из заключительных слов отрывка, в котором этот закон содержится.
[8]
Рамбан, введение к Торат Коганим.
[9]
Сукка, 28А.
[10]
Сифрей, Дварим, 257.
[11]
История об одном чужеземце, который явился к Шамаю и сказал ему. Обратишь меня в еврейскую веру, если изложишь всю Тору, покуда я стою на одной ноге. Шамай ударил его строительной линейкой, которую держал в руке. Тогда чужеземец пришел к Ѓилелю и тот обратил его. Сказал ему Ненавистного тебе не делай ближнему, — в этом вся Тора целиком, остальное лишь истолкование, ступай же и учись. (Шабат, 31А).
[12]
Ктубот, 67Б.
[13]
Шабат, 30Б. Вот как о долготерпении Ѓилеля рассказывается в трактате Был такой случай- двое заспорили о том, возможно ли рассердить Ѓилеля.
— Уж я-то выведу его из терпения! — говорил один.
Побились об заклад на четыреста зуз (мелкая монета — прим. ред.). Случилось это в канун субботы. Ѓилель как раз собирался мыть голову. Тот человек пришел и стал выкрикивать подле дверей Ѓилеля:
— Кто здесь Ѓилель? А ну, кто здесь Ѓилель? Оделся Ѓилель и вышел к нему:
— Что тебе, сын мой?
— Ну, так спрашивай, сын мой.
— Отчего у вавилонян длинные головы?
— Великий вопрос ты задал, сын мой! — сказал Ѓилель. — Оттого это, что нет у них хороших повивальных бабок. Ушел тот человек, но вскоре вернулся и снова стал кричать:
— Кто здесь Ѓилель? А ну, кто здесь Ѓилель? Ѓилель оделся и опять вышел к нему. Спросил:
— Что тебе угодно, сын мой?
— Хочу задать тебе один вопрос.
— Спрашивай сын мой, спрашивай.
— Отчего у жителей Тармода глаза воспаленные?
— Великий вопрос ты задал, сын мой! — сказал Ѓилель, — Оттого это, должно быть, что живут они в песках. Ушел тот человек, но через короткое время вернулся еще раз, крича:
— Кто здесь Ѓилель? А ну, кто здесь Ѓилель? Оделся Ѓилель и вновь вышел к нему.
— Что тебе угодно, сын мой?
— Спрашивай сын мой, спрашивай.,
— Отчего у африканцев ступни широкие?
— Великий вопрос ты задал, сын мой! — сказал Ѓилель. — В том, как видно, причина, что живут они среди топких болот.
— А у меня еще много вопросов есть, — сказал тот человек. — Задал бы их все, да боюсь, ты рассердишься. Ѓилель облачился в свои одеяния и