Скачать:TXTPDF
Мудрецы Талмуда. Адин Штайнзальц

кроме Элиши! (Там же).

[10]

Спустя некоторое время пришли дочери Элиши просить подаяния у Рабби. Тот постановил: да не найдется простирающего милость отступнику и жалеющего его сирот! Они сказали ему: Рабби, не взирай на деяния его, а взгляни на его Тору. Тогда зарыдал Рабби и велел выдать им содержание. (Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, гл. 2:2).

[11]

Сказал Раба: рабби Яков утверждал, что награды за исполненную заповедь не обретешь в этом мире. Он говорил: среди заповедей Торы, за чье исполнение обещана награда, нет ни одной, не связанной с воскрешением из мертвых. О почитании отца и матери говорится: Дабы продлились дни твои. О птице в гнезде сказано: Ради блага твоего и продления дней твоих (возьми птенцов и отпусти птицу). Был случай, когда сказал отец сыну Полезай на дерево и принеси мне птенцов. Сын взобрался на дерево, прогнал их мать, взял птенцов, а спускаясь упал и расшибся насмерть. Где же благо, обещанное (за исполнение обеих заповедей) и где долголетие? Но не об этом мире сказано, а о мире грядущем — дабы там ожидало тебя благо, и там продлились дни твои. (Кидушин, 39Б). И далее: Сказал рабби Иосеф: если бы Ахер так истолковал тогда этот случай, он бы не согрешил. (Случай этот, которому Элиша стал свидетелем, подтолкнул его к разрыву с еврейством — прим. пер.) А в Иерусалимском Талмуде, в трактате Хагига, рассказывается: Назавтра Ахер увидел человека, взобравшегося на вершину пальмы. Человек взял из гнезда птенцов, а их мать отпустил. Когда он спустился вниз, его укусила змея и он умер. Сказал Элиша: В Писании читаем: Отпусти матьради блага твоего и продления дней твоих. Где же благо и где долголетие, обещанные этому человеку?

[12]

Пиркей Авот, гл.4:20.

[13]

Авот де-рабби Натан, гл.24.

[14]

Хагига, 15Б.

[15]

Мегилат Рут, гл.3:13.

[16]

Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, гл.2:2.

[17]

Иов, 28:17.

[18]

Хагига, 15А.

[1]

Гитин, 59А.

[2]

Санѓедрин, 91А-Б; Авода Зара, 10А-Б. Иерусалимский Талмуд, трактат Санѓедрин, гл.10 5 и т. д.

[3]

Идентификация его остается спорной. Одни считают, что речь идет о Марке Аврелии, другие видят в Антонине кого-то из его преемников.

[4]

Авода Зара, 10Б. В Иерусалимском Талмуде — трактат Мегила, гл.1:11. Существует даже легенда, что Антонин принял иудаизм и сам сделал себе обрезание.

[5]

Шабат, 118Б; Санѓедрин, 98Б.

[6]

Скотный двор Рабби был богаче, чем у персидского царя Шапура. Столь многочислен был его скот, что одного навоза Достало бы, чтобы обогатиться. (Бава Мециа, гл.5 1). Смотри также Брахот, 43А и 27Б, Шабат, 52А, 121Б и 122А и др.

[7]

Сказал Рабби Возлюблены страдания. Он принял на себя тринадцать лет мучений, шесть от болезни почек и семь от скоробута, а некоторые говорят — от болезни почек семь, а от скоробута шесть. Бава Меция, гл.5:1.

[8]

Ктубот, 104А.

[9]

Санѓедрин, 98Б,

[10]

Пиркей Авот, гл.1.

[11]

Как-то раз злодейское царство воздвигло гонения на Израиль и издало губительный указ: каждый рукополагающий да будет убит, и каждый рукоположенный да будет убит, а ближайший город будет разрушен и сами пределы его стерты с лица земли. Что же сделал Иеѓуда бен Бава? Пошел и встал меж двух больших гор, меж двух больших городов, меж двух пределов субботних — меж Ушей и Шфарамом. И рукоположил там пятерых мудрецов: рабби Меира, и рабби Иеѓуду, и рабби Шимона, и рабби Йоси, и рабби Элиэзера бен Шамуа. Рабби Овья добавляет: и рабби Нехемью. Когда враги заметили их, сказал рабби: Дети мои, спасайтесь! Спросили его: Рабби, а что будет с тобой? Сказал им: Я буду вам как камень неподъемный. И не двинулись враги, пока не вонзили в него трехсот железных копий, изрешетив его как сито. (Санѓедрин, 14А).

[12]

На что рабби Акива похож? На работника, который берет свой короб и выходит из дома. Нашел пшеницу — положил в него; нашел овес — положил в него; гречу — положил в него; бобы — положил в него; чечевицу — положил в него. А когда вернулся в дом, то разобрал и разложил пшеницу — отдельно, овес — отдельно, гречу — отдельно, бобы- отдельно и чечевицу — отдельно. Так упорядочил рабби Акива всю Тору, разобрав ее по ячеям. (Авот де-рабби Натан, гл.18).

[13]

Сказал рабби Иоханан: Рабби Меир завершил Мишну, рабби Нехемья завершил Тосефту, рабби Иеѓуда завершил Сифра, рабби Шимон завершил Сифрей, и все они следовали методу рабби Акивы. (Санѓедрин, 86А).

[14]

Не знали мудрецы что такое серугин и пришли спросить служанку Рабби. Увидев их, она простерлась ниц. Сказала им: Почему входите вы серугин-серугин (по очереди, вперемежку)? — и они поняли значение слова. (Рош ѓа-Шана. 26Б)

[1]

Гитин, 59А.

[2]

Ицхак бар Авдеми, Суммахос, рабби Элиэер бар Шимон, рабан Гамлиэль (сын рабби Иеѓуды ѓа-Наси) и другие.

[3]

Все те тридцать дней рабби Хия, получивший порицание от Рабби, обучал Рава, сына своей сестры, законам Торы и Ѓалахе вавилонских мудрецов. (Берешит Раба, гл.33:3).

[4]

Эрувин, ЗОБ; Ктубот, 8А; Гитин, 38Б; Бава Батра, 42А; Санѓедрин, 83Б; Хулин, 122Б.

[5]

Ктубот, 81А.

[6]

Ктубот, 62Б.

[7]

Таанит, гл.4 2.

[8]

Санѓедрин, 5А.

[9]

Баба Кама, 90Б; Эрувин, 73А; Брахот, 43А; Иерусалимский Талмуд, трактат Санѓедрин, гл.3:6 и др.

[10]

Иома, 87А. Поссорившись с рабби Ханиной бен Досой, Рав тринадцать лет приходил просить у него прощения накануне Судного дня, но безрезультатно.

[11]

Об их встрече с Равом смотри Шабат, 108А.

[12]

О его встрече с Равом смотри Иома, 20Б.

[13]

Эрувин, 100Б.

[14]

Эрувин, 100Б.

[15]

См. комм. Рашбама к Псахим, 119Б.

[16]

Иевамот, 52А. Рав подвергал бичеванию тех, кто нарушал брачный обычай, сожительствуя с женщиной явочным порядком, без ктубы и сватовства. Там же, 45А, рассказывается о человеке, который умер взглянув на него. А в трактате Мегила, 5Б, — о том, как Рав проклял человека, сеявшего в Пурим Смотри также в Иерусалимском Талмуде трактат Недарим, гл.9:20 и др.

[17]

Йевамот, 63А, Бава Мециа 59А и др.

[18]

Сукка, ЗЗА.

[19]

Они перечисляются в сборнике респонсов гаонов Шаарей тшува, 178. 1. Рав не поднимал глаз выше, чем на четыре локтя. 2 Рав не ходил с непокрытой головой. 3. Рав устраивал в субботу три трапезы. 4. Рав сосредоточенно молился. 5. Рав не глядел по сторонам. 6. Рав обходил собрание людей стороной, чтобы не беспокоить их 7. Рав не вкушал трапезы, не освященной исполнением заповеди. 8. Того, кто его злил, Рав старался умиротворить. 9. Голос его был приятен, он давал пояснения на разговорном языке. 10. Рав всегда ходил облаченным в цицит и тфилин.

[1]

Брахот, 19Б.

[2]

Хулин, 137Б.

[3]

Недарим, 50Б.

[4]

Бава Меция, 85Б.

[5]

Брахот, 63А. Иерусалимский Талмуд, трактат Недарим, гл. 68.

[6]

См. Бава Меция, 85Б. Есть разные точки зрения на то, является ли в действительности упомянутый там Шмуэль Ярхинай великим аморой Шмуэлем, или это другой мудрец, чье имя встречается только здесь.

[7]

Бава Меция, 85Б Арамейское слово хаким одновременно означает мудрец и врач.

[8]

Брахот, 58Б.

[9]

Хулин, 95Б.

[10]

Шабат, 129А, 156А; Авода Зара, 30А.

[11]

Иерусалимский Талмуд, трактат Таанит, гл. 4:2.

[12]

Бава Мециа, 90А; Иевамот, 105А.

[13]

Мегила, 13А.

[14]

Мегила, 13А.

[1]

Ктубот, 111 А.

[2]

Смотри, например, Бейца, 16А: Сказал рабби Зейра: эти недалекие вавилонцы… и т. д.

[3]

Бава Меция, 85А.

[4]

Псахим, ЗБ; Хулин, 137Б (см. прим.15 к этой главе); там же, 54А.

[5]

Ктубот, 25Б; Бава Меция, 85Б и др.

[6]

Ильпа и рабби Иоханан вместе учились. Они были очень бедны. Как-то раз они держали совет и порешили заняться торговлей. Кто знает, не исполнится ли над нами сказанное: А нищего не будет у тебя — подумали они. Отправились на поиски счастья и богатства. В пути устроили привал под какой-то ветхой стеной. Явились два ангела, и рабби Иоханан услышал, как один говорит другому Обрушим на них эту стену и умертвим обоих. Вот люди, пренебрегшие благом Будущего мира ради сиюминутных нужд! Пощадим их, — ответил ему другой, — ведь одному из них предстоит исполнить великую миссию Эти слова понял только рабби Иоханан, а Ильпа ничего на услышал.

— Слыхал? — спросил его рабби Иоханан.

— Нет, — ответил Ильпа.

Раз я слышал, а он нет, — подумал рабби Иоханан, — значит высокое предназначение обещано мне.

— Я решил вернуться назад, — сказал он Ильпе, — и позаботиться о своей душе. А что касается бедности — ну что ж, сказано ведь Не переведется нуждающийся на земле. (Таанит, 21А).

[7]

Ваикра Раба, гл. 30:1, Шир га-Ширим раба, гл 8.

[8]

Брахот, 5Б.

[9]

Бава Меция, 84А.

[10]

Бава Кама, 117А, там же, 75А, Бава Меция, 84А. В Иерусалимском Талмуде — трактат Брахот, гл 21.

[11]

Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот, гл.2 1.

[12]

Шабат, 56А; там же, 81Б Эрувин, 92А и др.

[13]

Спросил рабби Иермия А что, если одна нога внутри пятидесяти локтей, а другая вне пятидесяти локтей? И за это вывели рабби Иермию из бет-мидраша (Бава Батра, 23Б).

[14]

Я сидел семнадцатью рядами ниже Рава и помню, что когда между ним и Рабби разгорался спор, молнии били из уст одного в уста другого, и я не в силах был постичь их мудрости (Хулин, 137Б).

[15]

Хулин, 95Б.

[16]

Иерусалимский Талмуд, трактат Шкалим, гл.2 5, там же, трактат Брахот, гл.2 1. Вавилонский Талмуд, Иевамот, 96Б, а также Мидраш Шмуэль 19, там где говорится о рабби Меире, ученике рабби Акивы.

[17]

Брахот, 5Б.

[1]

Бава Меция, 84А; Эрувин, 65Б — Тосфот на Реш Лакиш.

[2]

Бава Меция, 84А.

[3]

Брахот, 31А.

[4]

Йома, 9Б.

[5]

Там же.

[6]

Бава Меция, 84А.

[7]

Иерусалимский Талмуд, трактат Санѓедрин, гл. 2:1.

[8]

Бава Меция, 84А и комментарий Раши там же Раши пишет, что Реш Лакиш жил с сестрой рабби Иоханана до самой смерти. Смотри также Таанит, 9А Там сказано, что жена пережила Реш Лакиша.

[9]

Таанит, 9А.

[10]

Среди них Бар Капара, рабби Аси, рабби Гошая, рабби Янай и другие.

[11]

Бава Меция, 84А.

[1]

Рабби Иоханан — когда мать его забеременела, умер отец. Он родился — умерла мать. Так и Абайе. (Кидушин, 31Б)

[2]

По имени к Абайе обращался главным образом его друг, Рава. Смотри Шабат, ЗЗА, 74А; Недарим, 54Б и др.

[3]

Эрувин, 68А; Моэд Катан, 28А; Мегила, 7Б; Гитин, 371

[4]

Мегила, 7Б.

[5]

Шмуэль I, гл. 2:33.

[6]

Раба и Абайе происходили из дома Эли. Раба занимался Торой и дожил до сорока лет. Абайе занимался Торой и добрыми делами — и дожил до шестидесяти. (Рош ѓа-Шана, 18А).

[7]

Иевамот, 64Б.

[8]

Сангдерин, 27А и другие места, где Ѓалаха следует мнению Равы, кроме шести положений, принятых согласно мнению Абайе.

[9]

Моэд Катан, 28А.

[10]

Эрувин, 65А, 29Б, 66Б, 134А и др.

[11]

Кидушин, ЗЗА.

[12]

Эрувин, 10А, 41А, 66Б, 73А, 89Б; Недарим, 41А и т. д.

[13]

Рав Иосеф учил: Целые скрижали и обломки скрижалей вместе покоились в ковчеге Завета. Отсюда выводим мы, что к мудрецу, утратившему знания из-за потери памяти, не выказывают пренебрежения. (Мнахот, 99А).

[14]

Говорили о рабане Иоханане бен Заккае, что он не оставлял ни Торы, ни Мишны… ни малого, ни великого. Великого — Маасе Меркава. Малого — споров Абайе и Равы. (Сука, 28А).

[15]

Бава Меция, 21Б. По поводу значения термина йеуш см. глоссарий.

[16]

Свидетель-злоумышленник — Абайе говорит, задним числом признают негодным. Рава говорит: Отсюда и далее негоден. (Бава Кама, 72Б; Санѓедрин, 27А).

[17]

Абаке и Рава (детьми) сидели у ног

Скачать:TXTPDF

Мудрецы а. Адин Штайнзальц Талмуд читать, Мудрецы а. Адин Штайнзальц Талмуд читать бесплатно, Мудрецы а. Адин Штайнзальц Талмуд читать онлайн