— например, завы, — не могут есть даже ритуально нечистый песах.
Если ПЕСАХ СОВЕРШАЮТ В НЕЧИСТОТЕ — например, когда большинство общества нечисты трупной нечистотой (как было сказано в предисловии к объяснению этой мишны),
— НЕ ДОЛЖНЫ ЕГО ЕСТЬ ЗАВ (см. Ваикра 15:1-15) И ЗАВА (см. Ваикра 15:25-30), НИДА (см. Ваикра 15:19-24) И РОЖЕНИЦА (см. Ваикра 12:1-8) — потому что необходимость совершить заповедь о песахе оттесняет только трупную нечистоту, но не другие виды ритуальной нечистоты. НО ЕСЛИ все же они ПОЕЛИ мяса песаха, совершенного в состоянии ритуальной нечистоты, — КАРЕТУ они НЕ ПОДЛЕЖАТ.
В Торе сказано о жертвоприношении шламим (Ваикра 7:19-20): «А то мясо которое не было осквернено — каждый, кто чист, пусть ест это мясо. Душа же того, кто будет есть мясо жертвы шламим, которая принесена Г-споду, — будет отторгнута та душа от духовного народа ее». Мудрецы отсюда выводят, что если ритуально нечистые люди едят то мясо, которое должны есть ритуально чистые, то их постигает карет как наказание за нарушение запрета Торы; однако если это мясо предназначается для ритуально нечистых людей — например, если это песах, совершаемый в состоянии ритуальной нечистоты, — если его будет есть ритуально нечистый, его не постигает карет.
РАБИ ЭЛИЭЗЕР в этом случае ОСВОБОЖДАЕТ от карета ритуально нечистых И ЗА ПРИХОД В ХРАМ.
Когда ритуально нечистый еврей, зная о своем состоянии, все же входит в Храм, Всевышний наказывает его каретом. Однако раби Элиэзер считает, что если зав и зава, нида и роженица входят в Храм тогда, когда песах совершают в состоянии ритуальной нечистоты, им за это карет не грозит.
Суть этой точки зрения раскрывает Гемара. В Торе сказано (Бемидбар 5:2): «Прикажи сынам Израиля, и пусть они вышлют из стана каждого прокаженного и каждого зава, а также каждого нечистого трупной нечистотою». Раби Элиэзер выводит отсюда, что прокаженные и завы высылаются из лагеря лишь тогда, когда из него высылаются нечистые трупной нечистотой; когда же нечистые трупной нечистотой не высылаются из лагеря, не высылаются также завы и
прокаженные. Значит, если жертву песах приносят в состоянии ритуальной нечистоты, то, поскольку нечистым трупной нечистотой разрешается вход в Храм, завы и прокаженные тоже не подлежат карету за то, что они входят в Храм — даже тогда, когда они не совершают жертвоприношение песах.
ОДНАКО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЭЛИЭЗЕРА.
Мишна пятая
В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ МЕЖДУ ЕГИПЕТСКИМ ПЕСАХОМ И ПЕСАХОМ НАШИМ? ЕГИПЕТСКИЙ ПЕСАХ — животное ДЛЯ НЕГО БРАЛИ ДЕСЯТОГО нисана, кровь его ДОЛЖНЫ БЫЛИ БРЫЗНУТЬ ПУЧКОМ ИССОПА НА ПРИТОЛОКУ И НА ОБА КОСЯКА двери, И ЕЛИ ЕГО ВТОРОПЯХ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОЙ НОЧИ; НАШ ЖЕ ПЕСАХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВСЕ СЕМЬ ДНЕЙ.
Объяснение мишны пятой
Самый первый Песах в истории народа Израиля, который наши предки справили в Египте перед уходом оттуда, называется «египетский Песах». Эта мишна говорит об особенностях «египетского Песаха», которые отличают его от Песаха всех последующих поколений народа Израиля.
В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЕГИПЕТСКИМ ПЕСАХОМ И ПЕСАХОМ НАШИМ — в буквальном переводе: ПЕСАХОМ всех остальных ПОКОЛЕНИЙ?
ЕГИПЕТСКИЙ ПЕСАХ — то есть жертвоприношение песах, совершенное нашими предками в Египте, — отличался следующими особенностями.
Во-первых, животное ДЛЯ НЕГО БРАЛИ ДЕСЯТОГО нисана, как сказано в Торе (Шмот 12:3): «В десятый день этого месяца пусть каждый из них возьмет себе по ягненку или козленку на дом, по ягненку или козленку на дом». Как говорят мудрецы, объясняя слово «этот» («в десятый день ЭТОГО месяца»), Тора намекает на то, что сказанное относится только к «египетскому песаху», но не к Песаху остальных поколений. Несмотря на то, что и наша Галаха предписывает, чтобы за четыре дня до Песаха животное, предназначенное для жертвоприношения, тщательно осматривали, проверяя, нет ли у него какого-нибудь физического недостатка, тем не менее, нет необходимости именно в этот день определять, какое животное будет зарезано. 10 нисана осматривают 2-3 ягнят или козлят, и лишь перед самой шхитой выбирают из них какого-то одного (Раши).
Далее, кровь его ДОЛЖНЫ БЫЛИ БРЫЗНУТЬ ПУЧКОМ ИССОПА НА ПРИТОЛОКУ И НА ОБА КОСЯКА двери, как сказано в Торе (Шмот 12:22): «Возьмите пучок иссопа и обмакните в кровь, собранную в чашу, и нанесите на притолоку и на оба косяка двери крови из чаши». Это предписание касалось только «египетского Песаха», как видно из сказанного далее (Шмот 12:23): «И пройдет Г-сподь, чтобы поразить египтян, и увидит кровь на притолоке и на обоих косяках двери — тогда минует Г-сподь вход того дома и не даст ангелу- губителю войти в дома ваши, чтобы поразить вас».
И ЕЛИ ЕГО — то есть песах, принесенный в Египте — ВТОРОПЯХ, как сказано в Торе (Шмот 12:11): «И ешьте его второпях». «ЕГО» лишь надлежало есть второпях, но не другой песах — то есть всякий песах, принесенный потом.
В ТЕЧЕНИЕ ОДНОЙ НОЧИ. Другой вариант — ОДНУ НОЧЬ, то есть ночь на 15 нисана.
Однако в этом нет различия между «египетским Песахом» и любым последующим Песахом, который тоже можно есть только в течение одной ночи, — зачем же мишна говорит это? Это становится понятным из дальнейших слов: поскольку о том, что наш Песах длится 7 дней, сказано в форме противопоставления, то ясно — в отличие от него, «египетский песах» продолжался лишь сутки. И так говорит Гемара, что в этом месте необходимо вставить: И ЗАПРЕТ ХАМЕЦА В НЕМ ДЛИЛСЯ ТОЛЬКО ОДНИ СУТКИ — то есть 15 нисана.
Намек на это есть в Торе. Сказано (Шмот 13:3-4): «И не используйте хамец для пищи. Сегодня вы выходите — в месяце когда ячмень колосится». Если соединить оба предложения, получается: «и не используйте хамец для пищи сегодня — когда вы выходите» (из Египта).
В отличие от «египетского песаха» НАШ ЖЕ ПЕСАХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВСЕ СЕМЬ ДНЕЙ — все семь дней Песаха хамец остается запрещенным. Как сказано в Торе (Шмот 12:18-19): «В первом месяце, в четырнадцатый день этого месяца, вечером будете есть опресноки — вплоть по двадцать первый день того же месяца, до вечера. Семь дней пусть закваски не будет в ваших домах».
Мишна шестая
СКАЗАЛ РАБИ ЙЕГОШУА: Я СЛЫШАЛ, ЧТО одна ЗАМЕНА ПЕСАХА ПРИНОСИТСЯ В ЖЕРТВУ, А другая ЗАМЕНА ПЕСАХА НЕ ПРИНОСИТСЯ В ЖЕРТВУ, И НЕ МОГУ Я этого ОБЪЯСНИТЬ. СКАЗАЛ РАБИ АКИВА: Я ОБЪЯСНЮ. ПЕСАХ, КОТОРЫЙ НАШЕЛСЯ ПРЕЖДЕ времени ШХИТЫ ПЕСАХА, ПУСТЬ ПАСЕТСЯ, ПОКА НЕ СТАНЕТ НЕГОДНЫМ. БУДЕТ ПРОДАН, И НА ЕГО ДЕНЬГИ хозяин КУПИТ ШЛАМИМ, И ТО ЖЕ САМОЕ С ЗАМЕНОЙ ЕГО; ПОСЛЕ времени ШХИТЫ ПЕСАХА это животное БУДЕТ ПРИНЕСЕНО как ШЛАМИМ, И ТО ЖЕ САМОЕ С ЗАМЕНОЙ ЕГО.
Объяснение мишны шестой
В Торе сказано (Ваикра 27:10): «А если все-таки заменит одно животное на другое, то будет: и оно, и замена его будут святы». Это значит: если кто-нибудь предназначит животное для жертвоприношения — например, для жертвоприношения ола или шламим, — а затем заменит его на какое-нибудь другое принадлежащее ему животное-хулин, сказав: «Вот, это — вместо того, предназначенного для жертвы ола», или: «Вот, это — замена того, предназначенного для жертвы шламим», то второе животное становится святым, причем первое тоже святости не лишается. Теперь оба они — святыни.
Эта мишна обсуждает случай, когда животное, предназначенное для жертвы песах, заменяют на другое, ^алахическая основа ее — положение, что «все остатки от песахов приносятся в жертву шламим» (то есть, животные, которые были предназначены для жертвоприношения песах, но использованы не были, приносятся в жертву в качестве шламим).
СКАЗАЛ РАБИ ЙОГОШУА: Я СЛЫШАЛ от моих учителей, ЧТО есть одна ЗАМЕНА ПЕСАХА — то есть животное-хулин, на которое обменяли животное, предназначенное для жертвоприношения песах, — которая ПРИНОСИТСЯ В ЖЕРТВУ как шламим, А другая ЗАМЕНА ПЕСАХА НЕ ПРИНОСИТСЯ В ЖЕРТВУ; а есть такая замена песаха, когда само животное не приносят в жертву, но позволяют ему пастись до тех пор, пока оно не приобретет какой-либо физический недостаток, делающий его непригодным для жертвоприношения. Тогда его продают, а на вырученные деньги приобретают животное, которое приносят в жертву шламим. И НЕ МОГУ Я ЭТОГО ОБЪЯСНИТЬ — я не знаю, какая замена песаха приносится в жертву, а какая — нет.
СКАЗАЛ РАБИ АКИВА: Я ОБЪЯСНЮ сказанное тобой.
ПЕСАХ, КОТОРЫЙ НАШЕЛСЯ ПРЕЖДЕ времени ШХИТЫ ПЕСАХА. Речь идет о ситуации, когда человек потерял животное, которое предназначал для жертвоприношения песах, и взял другое вместо него. Однако раньше, чем он успел зарезать это животное, первое нашлось, и вот, в то время, когда производится шхита песахов, оба животных оказываются в наличии. Следовательно, одного из них хозяин вынужден отвергнуть. Однако Галаха запрещает использовать отвергнутое животное для жертвоприношения шламим. Остается выпустить его на пастбище: ПУСТЬ оно ПАСЕТСЯ, ПОКА НЕ СТАНЕТ НЕГОДНЫМ — пока не приобретет такой физический недостаток, который сделает его вообще непригодным для жертвоприношения. Тогда он БУДЕТ ПРОДАН — потому что животное, предназначенное для жертвоприношения и ставшее непригодным для этого, разрешается выкупать за деньги, И НА ЕГО ДЕНЬГИ — на деньги, вырученные от его продажи, — хозяин его КУПИТ другое животное, которое приносят в качестве жертвы ШЛАМИМ.
И ТО ЖЕ САМОЕ С ЗАМЕНОЙ ЕГО. Если хозяин потом заменяет его на другое животное-хулин, с ним поступают точно так же: его не приносят в жертву, но выпускают на пастбище и ждут, пока у него появится такой физический недостаток, который сделает его непригодным для жертвенника. Тогда его продают и на вырученные деньги приносят жертву шламим.
Однако если потерянное животное, первоначально выделенное для жертвы песах, находят ПОСЛЕ времени ШХИТЫ ПЕСАХА — уже после того, как зарезали это животное, взятое для песаха вместо него, оно БУДЕТ ПРИНЕСЕНО в жертву как ШЛАМИМ. Поскольку сознательно оно не было отвергнуто и не находилось в наличии в момент шхиты — когда происходит окончательное выяснение, какое животное будет принесено в качестве жертвы песах, его самого можно принести на жертвенник в качестве шламим.
И ТО ЖЕ САМОЕ С ЗАМЕНОЙ ЕГО. Если хозяин заменил его другим животным-хулик, оно тоже может быть принесено в качестве жертвы шламим.
В Гемаре сказано, что в соответствии с мыслью раби Акивы можно было бы все это сказать о самой жертве песах, а не о замене ее: что есть песах, который приносят в жертву Всевышнему, и есть песах, который не приносят. Однако мишна избрала такой путь изложения, чтобы попутно сообщить о возможности такой замены песаха, которая так и не приносится в этом качестве, и в то же самое время мы не говорим, что оно с самого начала — шламим (см. Псахим 966 — Раши и «Тосафот»).
Мишна седьмая
Если ПРЕДНАЗНАЧИЛ ДЛЯ СВОЕГО ПЕСАХА