ЗАСЕДАНИЯ бейт-дина.
Хотя мы учили выше (2:7): «ГЛАВА БЕЙТ-ДИНА ГОВОРИТ: «ОСВЯЩЕН!» — то есть, главная роль в деле освящения месяца принадлежит главе сангедрина, — тем не менее, рабан Йоханан бен Закай, чтобы не затруднять свидетелей, предписал им идти туда, где в это время заседают мудрецы бейт-дина, чтобы они приняли их показания и освятили месяц в отсутствие своего главы.
Мишна пятая
ПОРЯДОК БЛАГОСЛОВЕНИЙ: ПРОЧИТЫВАЮТ «АВОТ», «ГВУРОТ» И «КДУШАТ-ГАШЕМ», ОБЪЕДИНЯЯ «МАЛХИЙОТ» С НИМИ, И НЕ ТРУБЯТ; «КДУШАТ- Г АЙОМ» -И ТРУБЯТ, «ЗИХРОНОТ» — И ТРУБЯТ, «ШОФАРОТ» — И ТРУБЯТ, И ЧИТАЮТ благословения «АВОДА», «ГОДАА» И «БИРКАТ-КОГАНИМ», — это СЛОВА РАБИ ЙОХАНАНА БЕН НУРИ. СКАЗАЛ ЕМУ РАБИ АКИВА: ЕСЛИ НЕ ТРУБЯТ В ЧЕСТЬ «МАЛХИЙОТ», ЗАЧЕМ их УПОМИНАЮТ? НЕТ: ПРОЧИТЫВАЮТ «АВОТ», «ГВУРОТ» И «КДУШАТ-ГАШЕМ», ОБЪЕДИНЯЯ «МАЛХИЙОТ» С «КДУШАТ-ГАЙОМ, И ТРУБЯТ; «ЗИХРОНОТ» — И ТРУБЯТ «ШОФАРОТ» — И ТРУБЯТ, И ЧИТАЮТ благословения «АВОДА», «ГОДАА» И «БИРКАТ-КОГАНИМ».
Объяснение мишны пятой
Эта мишна говорит о молитве «Мусаф» в Рош-Гашана, включающую в себя благословения «Малхийот», Зихронот и «Шофарот», после каждого из которых трубят в шофар.
Гемара указывает источник, из которого следует необходимость чтения этих благословений. А именно, название Рош-.»ашана «НАПОМИНАНИЕ О ТРУБЛЕНИИ» — намек на «ЗИХРОНОТ» («Напоминания»), «ДЕНЬ ТРУБЛЕНИЯ» — намек на «ШОФАРОТ» («Трубления в шофар»). Кроме того, в Торе сказано (Бемидбар 10:10): «И будут они вам, чтобы напоминать о вас вашему Б-гу» — в этом отрывке говорится о трублении, почему же оно заканчивается: «Я — Г-сподь, ваш Б-г»? Оказывается, Тора тем самым учит нас тому, что рядом с напоминанием Всевышнему о сынах Израиля и трублением всегда следует упоминать о высшей власти Всевышнего («МАЛХИЙОТ»). И так говорит барайта, которую приводит Гемара: «Сказал Всевышний. Читайте предо Мною в Рош-^ашана «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот»; «МАЛХИЙОТ» — чтобы воцарить Меня над собою, «ЗИХРОНОТ — чтобы напомнить Мне о себе доброй памятью, и чем? Звуком ШОФАРА». Об этом же говорит «Сифрей»: «По какой причине мудрецы постановили, что раньше всего следует читать «Малхийот», а потсм — «Зихронот» и «Шофарот»? Чтобы сказать тебе тем самым: сначала воцари Всевышнего над собою, а уже потом проси у Него милости, чтобы напомнить Ему о себе. А чем? Звуком шофара, потому что нет другого шофара, кроме того, что возвестит об освобождении — как сказано (Йешаягу 27:13). «И будет в тот день: великий шофар зазвучит…»
Наша мишна указывает, что «Малхийот» — не отдельное благословение: оно должно быть объединено с каким-то другим. Однако по вопросу о том, с каким именно, мнения танаев разделились: раби Йоханан бен Нури считает, что «Малхийот» включается в благословение «Кдушат Гашем» («Святость Всевышнего»), поскольку святость и царская власть Всевышнего — это, в сущности, одной и то же. Однако раби Акива считает, что «Малхийот» на/лежит читать в благословении «Кдушат-гайом» («Святость дня»} — чтобы после «Малхийот» протоубить в шофар так же, как после «Зихронот» и «Шофарот».
ПОРЯДОК БЛАГОСЛОВЕНИЙ молитвы «Мусаф» в Рош-Гашана, когда трубят в шофар, следующий.
Сначала ПРОЧИТЫВАЮТ «АВОТ» («Отцы») — первое благословение, которое называется так потому, что начинается с упоминания праотцев: «Благословен Ты, Г-сподь… Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова», а заканчивается так: «Благословен Ты, Г-сподь, защитник Аврагама». Потом -благословение «ГВУРОТ» («Проявления могущества»): «Твое могущество вечно… Благословен Ты, Г-сподь, воскрещающий мертвых», И «КДУШАТ-ГАШЕМ» («Святость Всевышнего») — от его начала: «Ты — свят…» до слов «Свят ты, и грозно Имя Твое», — ОБЪЕДИНЯЯ «МАЛХИЙОТ» С НИМИ — то есть заканчивая это благословение словами «Благословен Ты, Г-сподь, Царь святой», но не сразу, а лишь после того, как прочитывают «Малхийот»: от «Алейну» («Наш долг — восхвалять…») до слов «Г-сподь, Б-г Израиля, — Царь, и власть Его царская — надо всем» (согласно нашему тексту молитвы). И НЕ ТРУБЯТ в шофар после этого благословения — потому что это следует делать только после трех срединных благословений «Мусафа».
Затем читают благословение «КДУШАТ-ГАЙОМ» («Святость дня»): «Ты избрал нас… И даровал нам этот день напоминания, этот день трубления…», И сразу после окончания его словами «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль и день напоминания» ТРУБЯТ в шофар.
После него — «ЗИХРОНОТ» — «Ты помнишь… (согласно нашему тексту молитвы)… Благословен Ты, Г-сподь, помнящий об этом союзе», И ТРУБЯТ во второй раз, затем -«ШОФАРОТ» — «Ты открылся… Благословен Ты, Г-сподь, внимающий звуку трубления народа Твоего, Израиля, с милосердием», И ТРУБЯТ в третий раз.
И после этого, в заключение молитвы, ЧИТАЮТ благословения «АВОДА» — «Отнесись благосклонно, Г-сподь, Б-г наш, к народу Своему, Израилю… Благословен Ты, Г-сподь, возвращающий Свою Шхину в Сион», — «ГОДАА» -«Благодарим мы Тебя… Благословен Ты, Г-сподь: Добрый — Имя Твое, и Тебя подобает благодарить» — И «БИРКАТ-КОГАНИМ», последнее благословение — «Установи мир… Благословен Ты.., благословляющий народ Твой, Израиль, миром».
Все вышесказанное — это СЛОВА РАБИ ЙОХАНАНА БЕН НУРИ, считающего (как мы указывали в предисловии к объяснению этой мишны), что святость Всевышнего и Его царская власть неразрывно связаны, и что потому «Малхийот» следует объединять с благословением «Кдушат-Гашем».
СКАЗАЛ ЕМУ — раби Йоханану бен Нури — РАБИ АКИВА: ЕСЛИ НЕ ТРУБЯТ в шофар В ЧЕСТЬ «МАЛХИЙОТ» — перечисления проявлений высшей власти Всевышнего — ЗАЧЕМ их УПОМИНАЮТ вообще? То есть: поскольку мудрецы ввели в «Мусаф» Рош-Гашана «Малхийот», после них, без сомнения, также следует трубить в шофар, как это делают после «Зихронот» и «Шофарот».
Гемара поясняет, что смысл вопроса раби Акивы следующий: ЗАЧЕМ УПОМИНАЮТ в «Малхийот» — так же, как в «Зихронот» и «Шофарот» — десять цитат из Танаха? (см. след, мишну). Иными словами: если благословение «Малхийот» отличается от остальных двух срединных благословений «Мусафа» тем, что после него не трубят в шофар, то оно должно отличаться от них и своей структурой; если же оно построено так же, как «Зихронот» и «Шофарот», то, безусловно, после него тоже следует трубить — так же, как после тех двух.
НЕТ порядок благословений должен быть следующим: ПРОЧИТЫВАЮТ «АВОТ», ТВУРОТ» И «КДУШАТ-ГАШЕМ», — заканчивая последнее из них формулой благословения — «Свят Ты, и грозно Имя Твое… Благословен Ты, Г-сподь, Царь святой», — и ОБЪЕДИНЯЯ «МАЛХИЙОТ» С «КДУШАТ — в АЙОМ — то есть, начинают со слов «Ты избрал нас…», затем упоминают о жертвоприношении мусаф в Рош-Гашана и начинают «Малхийот» («Алейну» и т.д.). Весь раздел заканчивают благословением: «Благословен Ты, Г-сподь, Царь всей земли, освящающий Израиль и день напоминания» И ТРУБЯТ в шофар; потом прочитывают «ЗИХРОНОТ» — И ТРУБЯТ, «ШОФАРОТ» — И ТРУБЯТ, И в заключение «Мусафа» ЧИТАЮТ благословения «АВОДА», «ГОДАА» И «БИРКАТ-КОГАНИМ» (о которых было разъяснено выше).
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ АКИВЫ.
Мишна шестая
Читают НЕ МЕНЬШЕ ДЕСЯТИ СТИХОВ в «МАЛХИ-ЙОТ», ДЕСЯТИ в «ЗИХРОНОТ» и ДЕСЯТИ в «ШОФА-РОТ». РАБИ ЙОХАНАН БЕН НУРИ ГОВОРИТ: ЕСЛИ СКАЗАЛ ТРИ В КАЖДОМ ИЗ НИХ — ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ. НЕ УПОМИНАЮТ ни в «ЗИХРОНОТ», ни в «МАЛ-ХИЙОТ», ни в «ШОФАРОТ» ничего, связанного С Б-ЖЬИМИ НАКАЗАНИЯМИ. НАЧИНАЮТ С ТОРЫ И ЗАКАНЧИВАЮТ ПРОРОКОМ. РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ЕСЛИ ЗАКОНЧИЛ ТОРОЙ, ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ.
Объяснение мишны шестой
Из предыдущей мишны мы видели, что «Мусаф» в Рош-Гашана включает в себя благословения «Малхийот», «Зихро-нот» и «Шофарот». Содержание «МАЛХИЙОТ» — цитаты из Танаха, говорящие о высшей власти Всевышнего, Царя всей вселенной; «ЗИХРОНОТ» — цитаты из Танаха, говорящие о том, что Всевышний помнит абсолютно все; благословение «ШОФАРОТ» состоит из цитат, в которых упоминается трубление в шофар. Это мишна обсуждает вопрос, сколько, по меньшей мере, цитат должно быть в каждом из этих благословений.
Читают НЕ МЕНЬШЕ ДЕСЯТИ СТИХОВ — минимум десять цитат из Танаха в «МАЛХИЙОТ», ДЕСЯТИ в «ЗИХРОНОТ» и ДЕСЯТИ в «ШОФАРОТ».
Гемара поясняет, что число 10 взято потому, что царь Давид в заключительной, 150-й главе «Тегилим» 10 раз повторяет: «Восхваляйете Б-га!», в частности, там упоминается и шофар (150:3): «Восхваляйте Его, трубя в шофар!». Или: число 10 соответствует количеству заповедей, услышанных всем народом при Даровании Торы, во время которого также слышался звук шофара, как сказано (Шмот 19:19): «А голос шофара звучал все сильнее, Моше говорил, а Б-г отвечал ему вслух». Или: оно соответствует числу речений, посредством которых Всевышний сотворил мир (что, как замечает Раши, произошло именно в Рош-Гашана).
Талмуд Йерушалми приводит иное объяснение, касающееся каждого из этих благословений в отдельности: в «Малхийот» 10 цитат из Танаха в соответствии с десятикратным повторением призыва «Восхваляйте Б-га!» в главе 150 «Тегилим»; в «Зихронот» — в соответствии с десятью призывами к покаянию в главе 1 книги пророка Йешаягу (16-17): «Омойтесь, очистите себя» и т.д.; в «Шофарот» — в соответствии с десятью жертвами, входящими в мусаф Рош-Гашана: 7 овец, 1 телец, 1 ягненок и 1 козленок.
РАБИ ЙОХАНАН БЕН НУРИ ГОВОРИТ: ЕСЛИ СКАЗАЛ ТРИ В КАЖДОМ ИЗ НИХ — 3 цитаты в «Малхийот», 3 — в «Зихронот» и 3 — в «Шофарот», — ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ.
Гемара раскрывает также смысл числа 3: это три составные части Танаха — Тора, Невиим и Ктувим, или же это три составные части народа Израиля — когены, левиты и просто евреи.
Гаран разъясняет, что, в приниципе, и раби Йоханан бен Нури согласен с тем, что в «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот» следует прочитывать по 10 стихов, но, по его мнению, если прочел в каждом из этих благословений только три цитаты, то постфактум это засчитывается как исполнение долга, И ТАКОВА ГАЛАХА.
НЕ УПОМИНАЮТ ни в «ЗИХРОНОТ», ни в «МАЛХИЙОТ», ни в «ШОФАРОТ» ничего, связанного С Б-ЖЬИМИ НАКАЗАНИЯМИ. Например, в «Малхийот»: «Сильной рукою, и мощью великой, и изливая ярость, воцарюсь Я над вами» (Йехезкель 20:33); в «Зихронот»: «И вспомнил Он, что они — [всего навсего] плоть» (Тегилим 78:39); в «Шофарот»:
«Трубите в шофар (в знак предупреждения об опасности нападения врагов) в Гиве» (Гошеа 5:8).
Автор «Тосфот Йомтов» замечает, что мишна изменяет порядок благословений («Зихронот», «Малхийот» и «Шофарот» вместо «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот») потому, что после слова «упоминают» («мазкирин» — в оригинале) естественно следует однокоренное слово «зихрон» («напоминание» — в оригинале в ед.ч.).
НАЧИНАЮТ С ТОРЫ — в каждом из этих трех благословений сначала прочитывают цитаты из Торы, потом из Ктувим (как говорится в тексте молитвы — «И в словах Твоей Святости написано так…») — И ЗАКАНЧИВАЮТ ПРОРОКОМ — в конце прочитывают цитаты из книг пророков.
«Тосафот» объясняют, что цитаты из Ктувим предшествуют цитатам из пророков по той причине, что книги «Тегилим», «Мишлей» и книга Иова, входящие в Ктувим, написаны раньше, чем книги пророков. И по мнению раби Йоханана бен Нури, ЕСЛИ СКАЗАЛ ТРИ В КАЖДОМ ИЗ НИХ — то есть, если в каждом из