благословений «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот» прочитал только один стих из Торы, один из Ктувим и один из Невиим, — ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ.
РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ЕСЛИ ЗАКОНЧИЛ ТОРОЙ, ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ.
Гемара приводит следующую барайту от имени раби Йосей: «Закончил Торой — достоин хвалы», и в соответствии с ней Гемара так исправляет текст Мишны: «РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ЗАКАНЧИВАЕТ ТОРОЙ, НО ЕСЛИ ЗАКОНЧИЛ ПРОРОКОМ — ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ». То есть, в принципе последняя цитата должна быть из Торы: прочитывают три стиха из Торы, три из Ктувим, три из Невиим и один, десятый, — снова из Торы (см. современный молитвенник), однако если последнюю, десятую, цитату взял из Книги пророков, постфактум это засчитывается как исполнение долга.
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙОСЕЙ.
Мишна седьмая
ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ В ПРАЗДНИК РОШ-ГАШАНА ВТОРЫМ, ПОДАЕТ знак к ТРУБЛЕНИЮ, А КОГДА читают ГАЛЕЛЬ — ГАЛЕЛЬ ВЕДЕТ ПЕРВЫЙ.
Объяснение мишны седьмой
ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ, где хранятся свитки Торы, — то есть, исполняет функции шаца — В ПРАЗДНИК РОШ-ГАШАНА ВТОРЫМ — иначе говоря, ведет молитву «Мусаф», — именно он ПОДАЕТ знак к ТРУБЛЕНИЮ в шофар после «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот», а не тот, кто перед ним вел первую утреннюю молитву «Шахарит».
Гемара поясняет, что сначала в шофар трубили во время молитвы «Шахарит», однако однажды в Рош-Гашана римляне заподозрили, что евреи трубят в шофар, подавая сигнал к началу восстания, напали на молящихся и перебили их. Тогда мудрецы решили перенести трубление в «Мусаф», чтобы ему предшествовали «Шахарит» и чтение Торы, — видя это, враги поймут, что евреи заняты молитвой и трубят в шофар только ради исполнения заповеди. С тех пор принято, что в шофар трубят именно в молитве «Мусаф».
В мишне сказано ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ… ВТОРЫМ потому, что в те времена, как и сейчас, было принято, что во время «Шахарит» и «Мусафа» роль шаца исполняют разные люди.
Что же касается того, что мишна говорит «ПОДАЕТ знак к ТРУБЛЕНИЮ», а не «трубит», то рав Гай-гаон объясняет, что шацу не разрешается трубить в шофар после срединных благословений «Мусафа», чтобы не усомниться, когда надо будет вернуться к молитве, и не сделать ошибки. Трубит в шофар другой человек, а шац лишь подает ему знак, когда начать трубление после окончания очередного благословения.
А КОГДА читают ГАЛЕЛЬ — то есть в остальные праздники, — ГАЛЕЛЬ ВЕДЕТ ПЕРВЫЙ шац — тот, который молится «Шахарит».
Сказано: «ГАЛЕЛЬ ВЕДЕТ» (в оригинале — «макрэ», дословно «подсказывает»), а не «читает», потому что в те времена порядок чтения «Галеля» был такой: щац прочитывал стих за стихом, а все присутствующие в синагоге повторяли за ним: «Славьте Б-га!» (см. наш комментарий к мишне Сукка 3:10, а также к мишне Сота 5:4, где мы приводим подробное объяснение Рамбама относительно образа чтения «Галеля» в те дни).
Мишна упоминает «Галель» в качестве отличительного признака других праздников потому, что в Рош-Гашана и Йом-Кипур Галель» не читают, так как они — время сокрушения сердца, когда ликование неуместно. И так говорит Гемара: «Возможно ли, чтобы Царь сидел на троне Суда, и книги живых и мертвых были раскрыты перед Ним, а Израиль бы пел?!»
Как было сказано выше, в начале нашей мишны, Гемара разъясняет, что вначале в шофар трубили во время молитвы «Шахарит». Некоторые комментаторы выводят отсюда, что «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот» тогда читали не в «Мусафе», а в «Шахарит» — потому что трубление в шофар неразрывно связано именно с этими благословениями. Однако автора «Маора» считает, что первоначально любая Амида Рош-Гашана — и в «Маариве», и в «Шахарит», и в «Мусафе», и в «Минхе» — состояла из девяти благословений, и три средние были именно «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот». Впрочем, в шофар трубили только в «Мусафе», как говорит наша мишна. Однако Рамбан возражает автору «Маора» и доказывает, ссылаясь на Талмуд Йерушалми (Швуот 1:4), что только «Мусаф состоял из девяти благословений.
Мишна восьмая
ШОФАР РОШ-ГАШАНА — НЕ ВЫХОДЯТ РАДИ НЕГО ЗА ПРЕДЕЛЫ ТХУМА, И НЕ РАЗБИРАЮТ РАДИ НЕГО ОБВАЛ, НЕ ПОДНИМАЮТСЯ НА ДЕРЕВО И НЕ СКАЧУТ ВЕРХОМ НА ЖИВОТНОМ, И НЕ ПЛАВАЮТ ПО ВОДЕ, И НЕ СРЕЗАЮТ ЕГО НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ИЗ-ЗА ШВУТА, НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ТОРОЙ. ОДНАКО ЕСЛИ ХОТЯТ НАЛИТЬ В НЕГО ВОДЫ ИЛИ ВИНА -ПУСТЬ НАЛЬЮТ. НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТ ТРУБЯЩИХ ДЕТЕЙ, НО ЗАНИМАЮТСЯ С НИМИ, ПОКА те НЕ НАУЧАТСЯ, ОДНАКО как ЗАНИМАЮЩИЙСЯ НЕ ИСПОЛНЯЕТ СВОЕГО ДОЛГА, так И СЛУШАЮЩИЙ ЕГО ДОЛГА СВОЕГО НЕ ИСПОЛНЯЕТ.
Объяснение мишны восьмой
Мишна разъясняет, что хотя трубление в шофар в Рош-Гашана — заповедь Торы, ради нее не нарушают не только запретов, связанных с праздником, но даже запретов, установленных мудрецами.
ШОФАР РОШ-ГАШАНА — НЕ ВЫХОДЯТ РАДИ НЕГО ЗА ПРЕДЕЛЫ ТХУМА — то есть, для того, чтобы принести шофар или послушать трубление в него, в Рош-Гашана запрещается уходить от населенного пункта дальше, чем на тхум-шабат.
Причину этого разъясняет Гемара. Трубление в шофар -это только одно предписание Торы, однако покой в праздник обусловлен двумя заповедями: предписанием и запретом. Тора говорит (Ваикра 23:24): «В седьмом месяце, в первый день месяца будет у вас день полного покоя» — это предписание; сказано еще (там же, 23:25): «Никакой работы не совершайте» — это запрет. И есть правило: одно предписание не может одновременно отменить и другое предписание, и связанный с ним запрет.
А Гаран объясняет это так: «Мудрецы придали своим постановлениям такую же силу, которой обладают заповеди Торы, и поэтому раз заповедь о трублении в шофар не отменяет запрета работать в праздник, швут — постановление мудрецов — она тоже не отменяет».
И НЕ РАЗБИРАЮТ РАДИ НЕГО ОБВАЛ. Если шофар оказался засыпан камнями, в Рош-Гашана их кучу не разбирают, чтобы вытащить шофар, так как в праздник запрещается поднимать и переносить камни как мукцэ.
Также в случае, если шофар находится на вершине дерева, НЕ ПОДНИМАЮТСЯ за ним НА ДЕРЕВО в Рош-Гашана, так как мудрецы запретили влезать на дерево в праздник из опасения, что при этом может сломаться ветка (и тем самым нарушится запрет Торы).
И НЕ СКАЧУТ ВЕРХОМ НА ЖИВОТНОМ. Например, запрещается сажать на лошадь или осла больного, который не в состоянии идти пешком, чтобы доставить его туда, где будут трубить в шофар. Это — тоже запрет мудрецов, которые установили его из опасения, что едущий верхом срежет хворостину, чтобы управлять животным.
И НЕ ПЛАВАЮТ ПО ВОДЕ — мудрецы запретили это в праздник из опасения, что пловец изготовит себе приспособления для плавания.
И НЕ СРЕЗАЮТ ЕГО — то есть рог, чтобы изготовить из него шофар, — НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ИЗ-ЗА ШВУ-
ТА, — например, ножом, которым вообще-то разрешено пользоваться в праздник, — НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ТОРОЙ, — то есть инструментом, служащим для работы, запрещенной в праздник Торой, — например, пилой.
Впрочем, есть и противоположная точка зрения: НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ИЗ-ЗА ШВУТА, — например, серпом, которым обычно не срезают шофар, и потому это запрещено только как швут (так как работа в этом случае совершается как бы ненамеренно), НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ТОРОЙ, — например, ножом, который обычно служит для подобных действий, и потому это запрещено как настоящая работа в праздник (Гемара, Раши).
ОДНАКО ЕСЛИ ХОТЯТ НАЛИТЬ В НЕГО ВОДЫ ИЛИ ВИНА в Рош-Гашана, чтобы очистить шофар и сделать его звучание более чистым, — ПУСТЬ НАЛЬЮТ — это не рассматривается как действие, совершаемое для усовершенствование предмета, что запрещено в праздник.
Не только НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТ в Рош-Гашана ТРУБЯЩИХ в шофар ДЕТЕЙ, НО, наоборот, даже ЗАНИМАЮТСЯ С НИМИ до тех пор, ПОКА те НЕ НАУЧАТСЯ.
Гемара уточняет: ДАЖЕ В СУББОТУ, и поясняет Гаран, что имеется в виду Рош-Гашана, совпавший с субботой. И так же говорит Талмуд Йерушалми: именно в субботу, совпавшую с Рош-Гашана, разрешается взрослым заниматься с детьми и учить их трубить в шофар, но не в другую субботу. Однако из слов Рамбама следует противоположное: что наша мишна говорит как раз о субботе, НЕ совпавшей с Рош-Гашана (Законы о трублении в шофар 2:7).
Точно так же есть различные мнения о том, каких именно детей имеет в виду мишна. Раши говорит, что речь идет о несовершеннолетних, достигших того возраста, когда их следует приучать к исполнению заповедей. Именно ради этой цели их не только не останавливают, когда они трубят в шофар, но даже и занимаются с ними, объясняя, как следует трубить, пока они не выучатся. Тем не менее, в барайте, которую приводит Гемара, сказано, что в мишне говорится о детях, еще не достигших возраста, когда их начинают приучать к исполнению заповедей, и что их не останавливают, когда они трубят сами, но не обучают их трубить.
Другие комментаторы объясняют, что именно с малолетними, не достигшими указанного возраста, разрешается заниматься в субботу, обучая их трубить в шофар. И так пишет Рамбам (Законы о трублении в шофар 2:7): «Маленьких детей, еще не достигших того возраста, когда их приучают к исполнению заповедей, не останавливают, когда они трубят в шофар в субботу, не совпавшую с праздником Рош-Гашана, чтобы научиться трубить. И разрешается взрослому заниматься с ними, чтобы их научить. А в праздник это разрешено как детям, достигшим возраста обучения заповедям, так и детям, не достигшим возраста обучения заповедям, потому что трубление запрещено только как швут».
ОДНАКО как ЗАНИМАЮЩИЙСЯ — упражняющийся в трублении в шофар в Рош-Гашана — НЕ ИСПОЛНЯЕТ СВОЕГО ДОЛГА, потому что не имеет намерения исполнить заповедь, так И СЛУШАЮЩИЙ ЕГО — даже с намерением тем самым исполнить заповедь — ДОЛГА СВОЕГО НЕ ИСПОЛНЯЕТ — потому что трубящий, наоборот, не имеет намерения исполнить эту заповедь для того, кто слышит его. Галаха же, как было сказано выше (3:7), требует, чтобы намерение исполнить заповедь было как у того, кто слышит трубление в шофар, так и у того, кто трубит.
Мишна девятая
ПОРЯДОК ТРУБЛЕНИИ — ТРИ РАЗА ПО ТРИ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ трубления «ТКИА» — КАК ТРИ трубления «ТРУА». ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ трубления «ТРУА» -КАК ТРИ трубления «ЯБАВА». Протрубил «ТКИЯ» В ПЕРВЫЙ РАЗ, А ВО ВТОРОЙ ЕЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УВЕЛИЧИЛ ВДВОЕ — ЕСТЬ У НЕГО ТОЛЬКО ОДНА. ТОТ, КТО ПРОЧИТАЛ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО ПОПАЛСЯ ЕМУ ШОФАР, ТРУБИТ «ТКИА», «ТРУА» И «ТКИА» ТРИ РАЗА. ТАК ЖЕ, КАК ПОСЛАНЕЦ ОБЩИНЫ ОБЯЗАН молиться, — молиться ОБЯЗАН КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. РАБАН ГАМЛИЭЛЬ ГОВОРИТ: ПОСЛАНЕЦ ОБЩИНЫ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ МНОЖЕСТВУ ЛЮДЕЙ ИСПОЛНИТЬ СВОЙ ДОЛГ
Объяснение мишны девятой
Мишна эта учит, сколько раз трубят для исполнения заповеди и какой продолжительности должны быть трубления.
ПОРЯДОК ТРУБЛЕНИИ в Рош-Гашана — ТРИ РАЗА