Талмуд. Шабат.
«Шесть дней работай и делай всю работу твою, а день седьмой, суббота, должен быть посвящен Г-споду, твоему Б-гу: не совершай никакой работы». (Шмот, 20:9-10 Дварим, 5:13-14)
РАБОТЫ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В СУББОТУ, – главная тема этого трактата Мишны.
Тридцать девять видов работ (перечисленные ниже, в мишне 7:2) мудрецы Торы определяют как «ОТЦЫ РАБОТ», то есть как основные виды работ, запрещенные в субботу, на основании которых они устанавливают остальные, производные от первых, сходные с ними по своему характеру и содержанию, которые называются «ПОРОЖДЕНИЯ». Впрочем, их статус – тот же самый, как и у «отцов» («их порождения во всем подобны им самим» – Талмуд Бавли, Бава кама, 2а), как будет разъяснено.
Источник, из которого выводят тридцать девять «отцов работ», – факт сопряжения Торой отрывков, в которых говорится о соблюдении субботы и построении Мишкана (Шмот, 31:1-17 35.1-4 и далее). Сопоставляя запрет работать в субботу с предписанием о постройке Мишкана, Тора тем самым указывает, что все работы, необходимые для его постройки, запрещены в субботу. И именно об этом говорит барайта (Шабат, 49б). «Подлежат наказанию только за работу, подобную той, которая была необходима для постройки Мишкана. Они сеяли (РАСТЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРАСОК, КОТОРЫМИ ОКРАШИВАЛИ ШЕРСТЬ И БАРАНЬИ ШКУРЫ, – Раши), а вы не сейте в субботу они жали, а вы не жните они поднимали балки с земли на повозки, а вы ничего не вносите из общественного владения во владение личное», и т.д. На основании этого мудрецы определяют, что именно работа, имевшая важное значение при постройке Мишкана, называется «отцом», а второстепенная, не имевшая столь важного значения, называется «порождением» (Бава кама, 2а).
Тем не менее, и «отцы», и «порождения» одинаково запрещены в субботу по закону Торы, а человек, который нарушит этот запрет, совершив любую из них умышленно на глазах у свидетелей, которые предостерегли его от нарушения запрета Торы, подлежит наказанию скила, а если не предостерегли – наказанию карет, если же он сделал это по ошибке – он обязан принести Всевышнему жертву хатат.
В чем же различие между «отцом работы» и его «порождением»? Это разъясняет наш трактат Мишны в начале главы 7.1
Трактат начинается с изложения законов о выносе предметов из одного типа субботнего владения в другой (о чем затем подробно говорится в главах 4-11) несмотря на то, что в списке «отцов работ» (приводимом ниже, в 7:2) эта работа стоит на последнем месте. Существуют различные объяснения, в чем причина этого (как сказано о том в предисловии к объяснению мишны 1:1), и одно из них заключается в том, что с этой работой связано множество проблем соблюдения субботы. Например: вынос предметов из личного владения в общественное, внос их в личное владение из общественного, перекидывание предмета из одного типа владения в другой, протягивание его, перенос его на расстояние в четыре локтя в общественном владении и др. (Гамеири).
Для разъяснения запрета переноса предметов из одного типа владения в другой приводится барайта (Шабат, 6а Тосефта Шабат, 1:1): «Четыре типа владений у субботы: личное владение, общественное владение, кармелит и ‘свободное место’. Что такое личное владение? Канава глубиной в десять ладоней и шириной в четыре, и также ограда (стена) высотой в десять ладоней и шириной в четыре – это частное владение в полном смысле слова (то есть: КАЖДОЕ МЕСТО, ПЛОЩАДЬ КОТОРОГО МЕНЬШЕ, ЧЕМ 4X4 ЛАДОНЕЙ, ОТДЕЛЕННОЕ ОТ СВОЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПРЕГРАДОЙ ВЫСОТОЙ 10 ИЛИ БОЛЕЕ ЛАДОНЕЙ) – это личное владение. Что такое общественное владение? Широкая дорога (ВЕДУЩАЯ ИЗ ГОРОДА В ГОРОД), городская площадь (СЛУЖАЩАЯ ЦЕНТРОМ ТОРГОВЛИ), сквозные проходы (УЛИЦЫ ГОРОДА, ОТКРЫТЫЕ С ОБОИХ КОНЦОВ И ШИРИНОЙ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В 16 ЛОКТЕЙ) – это общественное владение в полном смысле слова. Ничего не выносят из такого личного владения в такое владение общественное, и ничего не вносят из такого общественного владения в такое владение личное, а если кто внес или вынес по ошибке – обязан принести жертву хатат, умышленно – наказывается каретом (ЕСЛИ ЕГО НЕ ПРЕДОСТЕРЕГЛИ) или скилой (ЕСЛИ ПРЕДОСТЕРЕГЛИ)». Однако море и долина, а также места, прилегающие к общественному владению, через которые не проходит много народу, и «каждое место площадью не меньше 4×4 ладоней и окруженное оградой менее 10 ладоней в высоту, но не менее трех, – все они и подобные им называются кармелит. Статус этого владения отличается и от владения личного, и от общественного, и мудрецы запретили как выносить что-либо из кармелит и в личное владение, и в общественное, так и вносить что-либо в кармелит и из общественного владения, и из личного. Также они запретили переносить внутри кармелит любой предмет на расстояние 4 локтя (как в общественном владении). Впрочем, нарушивший этот запрет не подлежит наказанию смертью или не обязан принести жертву хатат.
Есть объяснение, что слово кармелит означает кеармелит («как вдова» по-арамейски) – ни девушка, ни замужняя женщина (Рамбам). Есть и другое объяснение, что слово кармелит – однокоренное со словом кармель, означающим зерна пшеницы, достигшие молочной спелости (Ваикра, 23:14), которое истолковывают как сочетание слов рах («мягкий») и мале («полный») — то есть зерна, которые ни сочные, ни сухие точно так же это владение – ни личное, ни общественное (Талмуд Йерушалми).
«Свободное место» – это место внутри общественного владения, площадь которого меньше, чем 4×4 ладони, и которое находится выше (или глубже) своего окружения более, чем на 3 ладони, – или же место площадью менее, чем 4×4 ладони, и окруженное какой-то преградой высотой пусть даже и большей, чем 10 ладоней. Из «свободного места» разрешается переносить предметы в общественное владение и во владение личное, и также вносить предметы оттуда на «свободное место». Воздух над общественным владением на высоте 10 ладоней и далее тоже считается «свободным местом». Впрочем, воздух над владением личным сохраняет статус личного владения до самых небес.
Кроме запретов Торы, связанных с работой в субботу, мудрецы ввели еще ряд запретов: запрет швут, запрет мукцэ, а также запреты «будничных действий».
В Торе написано (Шмот, 23 12, 34 21): «В день седьмой – прекращай работу», и мудрецы истолковали это так даже действия, которые, в сущности, не являются работой, в субботу ты обязан прекратить. На основании этого они запретили множество действий ради того, чтобы суббота стала действительно днем полного покоя от какой бы то ни было деятельности (этот запрет называется швут). Действия эти – частью подобные работе, частью – запрещенные из опасения, что совершающий их способен незаметно перейти к совершению самой работы, запрещенной Торой, – как разъясняется в этом трактате.
Запрет мукцэ – это запрет переносить с места на место в субботу целый ряд вещей из-за того, что накануне субботы их не подготовили к использованию в целях, разрешенных Галахой. Сказано в Торе (Шмот, 165): «И приготовили то, что принесли», отсюда вывели мудрецы, что любой предмет, который заранее не приготовлен к использованию в субботу, – мукцэ в этот день, и запретили переносить его в субботу, чтобы воспрепятствовать человеку дойти до настоящего нарушения определенного субботнего запрета. Запрет мукцэ включает в себя несколько видов запретов: МУКЦЭ ПО ПРИЧИНЕ ЗАПРЕТА РАБОТАТЬ В СУББОТУ – например, орудия труда и сырье для обработки, МУКЦЭ ПО ПРИЧИНЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО УБЫТКА – такие предметы, которые человек бережет только для особых видов работы, – как, например, нож для совершения обрезания или нож для шхиты, МУКЦЭ ПО ПРИЧИНЕ ЧУВСТВА ОТВРАЩЕНИЯ – вещи, которые вызывают у человека отвращение к себе и к которым поэтому он избегает притрагиваться, МУКЦЭ ПО ПРИЧИНЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЭТОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДИ – особые предметы, предназначенные для заповедей, которые невозможно исполнить в субботу, – такие, как шофар, лулав и т.п. МУКЦЭ ПО ПРИЧИНЕ РОЖДЕНИЯ ЭТОГО В СУББОТУ – например, яйцо, снесенное курицей в субботу, или плоды, упавшие в субботу с дерева на землю. Есть и другие разновидности мукцэ, которые нам предстоит изучить в этом трактате Мишны.
А есть действия, которые мудрецы запретили в субботу несмотря на то, что они не похожи на запрещенные в субботу виды работы и не способны привести к ним. Этот вид запрета был установлен только для того, чтобы воспрепятствовать человеку вести себя в субботу так же, как он ведет себя в будни. Запрет этот называется запретом «будничных действий» и выведен из сказанного в книге пророка Йешаягу (58:13): «Если воздержишься от хождения в субботу, чтоб исполнять желанья свои в день Мой святой, и назовешь наслажденьем субботу, Г-спода день святой – высокочтимым, и будешь чтить ее, уклоняясь от того, чтобы идти путем своим, от того, чтобы находить удовлетворенья стремленьям своим и чтоб говорить повседневные речи…». Мудрецы истолковали: «И БУДЕШЬ ЧТИТЬ ЕЕ, УКЛОНЯЯСЬ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ ИДТИ ПУТЕМ СВОИМ» – пусть шаг твой в субботу не будет таким же, как в будни «… УКЛОНЯЯСЬ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ НАХОДИТЬ УДОВЛЕТВОРЕНЬЯ СТРЕМЛЕНЬЯМ СВОИМ» – не занимайся в субботу тем, что связано с твоими личными интересами, и не строй планов, связанных с этим «…И ГОВОРИТЬ ПОВСЕДНЕВНЫЕ РЕЧИ» – пусть речь твоя в субботу не будет такой же, как в будни, то есть в субботу запрещается говорить о том, что имеет отношение к будничным делам.
Цель всех этих запретов – сделать субботу «днем полного покоя, посвященным лишь Г-споду» (Шмот, 31:15). И так сказали в Йерушалми (Шабат, 15:3): «Не даны субботы и праздники не для чего иного, кроме занятий Торой».
«МИШНА, ТРАКТАТ ШАБАТ» комментарии раби Пинхаса Кегати
ГЛАВА ПЕРВАЯ
МИШНА ПЕРВАЯ
Случаев ВЫХОДА В СУББОТУ из одного владения в другое – ДВА, ТО ЕСТЬ ЧЕТЫРЕ для человека, стоящего ВНУТРИ, И ДВА, ТО ЕСТЬ ЧЕТЫРЕ – для человека, стоящего СНАРУЖИ. КАКИЕ ИМЕННО? БЕДНЯК СТОИТ СНАРУЖИ, А ХОЗЯИН ДОМА – ВНУТРИ ПРОТЯНУЛ БЕДНЯК СВОЮ РУКУ ВНУТРЬ И ДАЛ что-то В РУКУ ХОЗЯИНА ДОМА, ИЛИ ВЗЯЛ ИЗ НЕЕ что-то И ВЫНУЛ наружу – БЕДНЯК ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, А ХОЗЯИН ДОМА – НЕТ. ПРОТЯНУЛ ХОЗЯИН ДОМА СВОЮ РУКУ НАРУЖУ И ДАЛ В РУКУ БЕДНЯКА что-то, ИЛИ же ВЗЯЛ ИЗ НЕЕ что-то И ВНЕС внутрь – ХОЗЯИН ДОМА ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, А БЕДНЯК – НЕТ. ПРОТЯНУЛ БЕДНЯК СВОЮ РУКУ ВНУТРЬ И ВЗЯЛ ХОЗЯИН ДОМА ИЗ НЕЕ что-то, ИЛИ ЖЕ ДАЛ что-то В НЕЕ, И тот ВЫНУЛ наружу – ОБА СВОБОДНЫ ОТ НАКАЗАНИЯ. ПРОТЯНУЛ ХОЗЯИН ДОМА РУКУ СВОЮ НАРУЖУ, И ВЗЯЛ БЕДНЯК ИЗ НЕЕ что-то, ИЛИ же ДАЛ что-то В НЕЕ, И тот ВНЕС это внутрь – ОТ НАКАЗАНИЯ ОБА СВОБОДНЫ.
Объяснение мишны первой
Как было уже упомянуто во Введении,