Скачать:TXTPDF
Шабат

и мелкой щебенкой (Рамбам).

Это – СЛОВА РАБИ ЙЕГУДЫ, и норма, о которой говорит он, – весьма мала. РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: ЧТОБЫ ЗАГРЕСТИ ИМ ОГОНЬ – чтобы перенести горящие угли с места на место, и это делают только большим черепком (Гамеири). РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ В СЕБЯ РЕВИИТ – четверть лога, и для этого нужен черепок меньшего размера, чем у раби Меира. СКАЗАЛ РАБИ МЕИР: ХОТЯ ЭТО И НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОхотя цитата из Письменной Торы, которая будет приведена ниже, и не является прямым доказательством правильности моей точки зрения, НО она – НАПОМИНАНИЕ ОБ ЭТОМ – то есть, намек на правильность моих слов – (Йешая, 30:14): «И НЕ НАЙДЕТСЯ В РАЗГРОМЕ ЕГО ЧЕРЕПКА, ЧТОБ ВЫГРЕСТИ УГОЛЕК ИЗ ОГНЯ». Отсюда следует, что используют черепок для того, чтобы выгрести из огня горящие угли, и поэтому минимальный размер черепка, за вынос которого в субботу подлежат наказанию, – именно такой. СКАЗАЛ ЕМУ – раби Меиру – РАБИ ЙОСЕЙ: ЭТО ЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО?! – Из этого стиха ты хочешь привести косвенное подтверждение твоих слов?! Посмотри, чем он заканчивается: «… И ЧТОБ ЗАЧЕРПНУТЬ ИЗ ЯМЫ С ВОДОЙ ДОЖДЕВОЙ». – Следовательно, нужным считается также черепок такого размера, который способен вместить в себя минимум воды. ГАЛАХА – В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ, ЧТО ГОВОРИТ РАБИ ЙОСЕЙ.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

МИШНА ПЕРВАЯ

СКАЗАЛ РАБИ АКИВА: ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПРЕДМЕТЫ ЧУЖОГО КУЛЬТА ОСКВЕРНЯЮТ ТОГО, КТО ИХ НЕСЕТ, КАК НИДА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Йешая, 30:22): «ОТСТРАНИ ИХ, КАК ЖЕНЩИНУ В ДНИ ЕЕ НЕЗДОРОВЬЯ, – ИДИ, ИМ СКАЖИ» КАК НИДА ОСКВЕРНЯЕТ ТО, ЧТО НЕСЕТ, ТАК ПРЕДМЕТЫ ЧУЖОГО КУЛЬТА ОСКВЕРНЯЮТ ТОГО, КТО ИХ НЕСЕТ.

Объяснение мишны первой

По ассоциации с окончанием предыдущей главы в начале этой помещены четыре мишны, начинающиеся одинаково: «Откуда мы знаем, что..», в которых приводятся цитаты из Письменной Торы в качестве косвенных доказательств различных галахических утверждений. Эта мишна повторяется также в трактате «Авода зара» (3:6), но там сначала приводится мнение первого таная, что камни, бревна и штукатурка от разрушенной стена языческого капища оскверняют, как шерец, А именно – того, кто прикасается к ним, но не того, кто их поднимает раби Акива же считает, что они оскверняют также того, кто их поднимает.

СКАЗАЛ РАБИ АКИВА: ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПРЕДМЕТЫ ЧУЖОГО КУЛЬТА ОСКВЕРНЯЮТ ТОГО, КТО ИХ НЕСЕТ – даже тогда, когда при этом он их не касается, – КАК НИДА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО о чужих культах (Йешая, 30:22): «ОТСТРАНИ ИХ, КАК ЖЕНЩИНУ В ДНИ ЕЕ НЕЗДОРОВЬЯ, – ИДИ, ИМ СКАЖИ». И раби Акива выводит отсюда, что предметы языческих культов в отношении ритуальной нечистоты подобны ниде: КАК НИДА ОСКВЕРНЯЕТ ТО, ЧТО НЕСЕТ – потому что сказано о ней (Ваикра, 15:22): «А всякий, прикоснувшийся ко всякой вещи, на которой она будет сидеть, выстирает одежды свои и омоется в воде, и будет нечистым до вечера». Отсюда следует, что нида оскверняет вещь, которая «несет» ее на себе, – несмотря на то, что та к ней не прикоснулась. Даже если десять сидений поставлены одно на другое, а нида сидит сверху, ко всем им относится определение «на которой она будет сидеть» (Раши) и все – нечисты. Вот ТАК же и ПРЕДМЕТЫ ЧУЖОГО КУЛЬТА ОСКВЕРНЯЮТ ТОГО, КТО ИХ НЕСЕТ. ОДНАКО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ АКИВЫ.

МИШНА ВТОРАЯ

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЛОДКА ЧИСТА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Мишлей, 30:19): «ПУТЬ КОРАБЛЯ СРЕДИ МОРЯ». ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО НА ГРЯДКЕ РАЗМЕРОМ ШЕСТЬ НА ШЕСТЬ ТЕФАХОВ СЕЮТ ПЯТЬ видов СЕМЯН – ЧЕТЫРЕ С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН ГРЯДКИ И ОДИН ПОСРЕДИНЕ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Йешая, 61:11): «ПОТОМУ, КАК ЗЕМЛЯ ВЫПУСТИТ ИЗ СЕБЯ ТО, ЧТО НА НЕЙ ВЫРАСТАЕТ, И КАК ОГОРОД семена, ПОСЕЯННЫЕ В НЕМ, ВЫРАСТИТ» НЕ СКАЗАНО: «ПОСЕЯННОЕ В НЕМ», НО – «семена, ПОСЕЯННЫЕ В НЕМ».

Объяснение мишны второй

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЛОДКА ЧИСТА – что она не воспринимает ритуальную нечистоту? – ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Мишлей, 30:19): «ПУТЬ КОРАБЛЯ СРЕДИ МОРЯ». Из этого выводят, что судно подобно морю: как море не воспринимает ритуальную нечистоту, так и судно не воспринимает ритуальную нечистоту. Гемара приводит барайту: это, по мнению Хананьи, учат из того, что написано о мешке (Ваикра, 11:32): «Все из деревянных вещей, или одежда, или кожа, ИЛИ МЕШОК». Отсюда следует, что кли из дерева только тогда воспринимает ритуальную нечистоту, когда подобно мешку: как мешок переносят и наполненный, и пустой – так и ритуальную нечистоту воспринимает все, что переносят и наполненное, и пустое – за исключением деревянного судна, которое не переносят ни полное, ни пустое. Однако танай нашей мишны желает сообщить, что даже если судно сделано из керамики, оно не воспринимает ритуальную нечистоту – в отличие от мнения Хананьи, согласно которому такое судно всегда воспринимает ритуальную нечистоту, (так как к мешку приравниваются только изделия из дерева, материи и другие, перечисленные в Торе в том же самом месте). Или же лодка, по которой плавают по реке Ярден: хотя она небольших размеров, и ее переносят и пустой, и наполненной (так как ее нагружают на суше и затем спускают в воду) – тем не менее, согласно танаю нашей мишны, она не воспринимает ритуальную нечистоту, так как приравнивается к «кораблю среди моря». ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО НА ГРЯДКЕ РАЗМЕРОМ ШЕСТЬ НА ШЕСТЬ ТЕФАХОВ СЕЮТ ПЯТЬ видов СЕМЯН овощей, и они не образуют друг с другом килаим? А именно: ЧЕТЫРЕ вида сеют С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН ГРЯДКИ – и каждый посев имеет ширину 1 тефах, по углам же оставляют незасеянные квадраты размером тефах на тефах, И ОДИН вид – пятый – сеют ПОСРЕДИНЕ грядки (как показано на рисунке). ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Йешая, 61:11): «ПОТОМУ, КАК ЗЕМЛЯ ВЫПУСТИТ ИЗ СЕБЯ ТО, ЧТО НА НЕЙ ВЫРАСТАЕТ, И КАК ОГОРОД семена, ПОСЕЯННЫЕ В НЕМ, ВЫРАСТИТ» НЕ СКАЗАНО: «ПОСЕЯННОЕ В НЕМ», НО – «семена, ПОСЕЯННЫЕ В НЕМ» – подразумевается, много видов семян (Йерушалми). В Гемаре (Шабат, 84б) разъясняют, что этот стих истолковывается следующим образом: ВЫПУСТИТ ИЗ СЕБЯ – 1, ТО, ЧТО НА НЕЙ ВЫРАСТАЕТ – 1, семена, ПОСЕЯННЫЕ В НЕМ – 2 (два – это минимум множественного числа), ВЫРАСТИТ – 1, всего – 5. И приняли мудрецы от предыдущих поколений знание о том, что если грядка размером 6×6 тефахов засеяна пятью видами овощей описанным выше образом, растения не сосут друг из друга и не образуют килаим. Отсюда следует, что именно пять видов семян разрешается высевать на такой грядке, но не больше – даже если их отдаляют друг от друга на расстояние, которое предписывает Галаха: тефах с половиной. Причина этого в том, что больше пяти видов растений на такой грядке уже выглядят как посеянные вперемешку (см. подробное объяснение этого закона в тр. Килаим, 3:1).

МИШНА ТРЕТЬЯ

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально НЕЧИСТА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Шмот, 19:15): «БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ». ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО МОЮТ МЕСТО ОБРЕЗАНИЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Брейшит, 34:25): «И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ». ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПРИВЯЗЫВАЮТ ПОЛОСУ АЛОЙ ШЕРСТИ К ГОЛОВЕ КОЗЛЕНКА, ОТСЫЛАЕМОГО В ПУСТЫНЮ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Йешая, 1:18): «ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ СЛОВНО АЛАЯ ШЕРСТЬ – БЕЛЫМИ СТАНУТ, КАК СНЕГ».

Объяснение мишны третьей

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально НЕЧИСТА?

Мужская сперма оскверняет человека и вещи, которые соприкоснулись с ней; человек, оскверненный ею – безразлично, притронувшись к ней или обнаруживший ее на своем теле, – становится первым по нечистоте. А женщина – если после интимной близости она окунулась в миквэ и тем самым очистилась, а затем выронила сперму, то – если это произошло в то время, пока сперма сохраняет способность к оплодотворению, – женщина стала ритуально нечистой. Однако если это произошло уже после того, как сперма испортилась и потеряла способность к оплодотворению, женщина, выронив ее, остается ритуально чиста. Наша мишна учит, что в течение трех дней после интимной близости женщина становится ритуально нечистой, выронив сперму, однако после этого сперма теряет свою способность оплодотворять и потому женщина, выронив ее, остается ритуально чиста. Это и есть смысл вопроса: ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально НЕЧИСТА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО в связи с дарованием Торы (Шмот, 19:15): «БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ, не приближайтесь к женщине». Этот срок в три дня назначен для того, чтобы гарантировать ритуальную чистоту всех женщин к моменту дарования Торы: даже если какая-нибудь из них выронит сперму, она останется чиста. Однако предостерегать относительно других видов ритуальной нечистоты – таких, как нечистота ниды, зава и мецора – не было такой необходимости, потому что если человек так осквернен – его сердце все время остается неспокойным в отличие от этого о нечистоте, являющейся следствием страсти, вожделения и наслаждения, Всевышний особо напомнил сынам Израиля, чтобы они приняли Тору в состоянии благоговейного ужаса, страха и трепета (Гамеири). Тем не менее, ГАЛАХА не соответствует сказанному в нашей мишне, но установлена согласно мнению раби Эльазара, сына Азарьи, считающего (Микваот, 8:3), что женщина, выронившая сперму уже на третий день после интимной близости, чиста. Поэтому некоторые из комментаторов полагают, что текст этой мишны искажен, и исправляют его так: ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально ЧИСТА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Шмот, 19:15): «БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ» – потому что на третий день после того, как мужчины и женщины должны были начать воздержание от интимной близости, была дана Тора (Бартанура). Исправленная таким образом, наша мишна приходит в полное соответствие с Галахой. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО МОЮТ МЕСТО ОБРЕЗАНИЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ – что даже на третий день после обрезания жизнь того, кому сделали обрезание, находится в опасности, и потому для того, чтобы вымыть его горячей водой и тем самым укрепить его тело, разрешается греть для этого воду в субботу? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО о жителях города Шхема, прошедших обрезание, (Брейшит, 34:25): «И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ». Отсюда следует, что на третий день тот, кому произвели обрезание, чувствует сильные боли, и потому считается, что его жизнь находится в опасности. Тем более это относится в первым двум дням: опасность тогда еще больше, и больного безусловно разрешается мыть горячей водой в субботу. А почему Шимон и

Скачать:TXTPDF

Шабат Талмуд читать, Шабат Талмуд читать бесплатно, Шабат Талмуд читать онлайн