воздухом общественного владения на высоте менее чем 10 тефахов, он рассматривается как положенный там. А МУДРЕЦЫ ОСВОБОЖДАЮТ от этого, так как считают, что «окруженный – не все равно как положенный»: несмотря на то что предмет окружен со всех сторон воздухом общественного владения, с точки зрения Галахи он не считается положенным там. Правда, если этот предмет пролетел над общественным владением на высоте более чем 10 тефахов, он находился в «свободном месте», и в этом случае и раби Акива согласен, что бросивший этот предмет свободен от наказания. Смысл разногласия раби Акивы с мудрецами мы разъяснили согласно одному из мнений, приведенных в Гемаре, – и на него опираются большинство комментаторов Мишны. Однако согласно другому мнению, также приводимому Гемарой, раби Акива наказывает бросившего предмет даже тогда, когда он пролетел на высоте более чем 10 тефахов. Основанием для него служит проводимая им параллель между бросанием предмета и подаванием его – потому что протянувший предмет из одного личного владения в другое через общественное владение подлежит наказанию (как будет разъясняться в следующей мишне). Что же касается мудрецов, то они не проводят параллель между бросанием и подаванием предмета из одного владения в другое.
МИШНА ВТОРАЯ
КАКИМ ОБРАЗОМ? ДВА БАЛКОНА ОДИН НАПРОТИВ ДРУГОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ВЛАДЕНИИ – ПОДАВШИЙ С ЭТОГО НА ТОТ СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ. БЫЛИ ОНИ ОБА НА ОДНОЙ СТОРОНЕ – ПОДАВШИЙ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, А БРОСИВШИЙ – СВОБОДЕН от наказания, ПОТОМУ ЧТО ТАКОЙ БЫЛА РАБОТА ЛЕВИТОВ: ДВЕ ПОВОЗКИ ОДНА ЗА ДРУГОЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВЛАДЕНИИ – ПОДАЮТ БАЛКИ С ЭТОЙ НА ТУ, НО НЕ ПЕРЕБРАСЫВАЮТ. «ВОРОТНИК» ЯМЫ И СКАЛА, КОТОРЫЕ В ВЫСОТУ ДЕСЯТЬ тефахов И В ШИРИНУ – ЧЕТЫРЕ: СНИМАЮЩИЙ С НИХ И КЛАДУЩИЙ НА НИХ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. МЕНЬШЕ ТОГО – СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ.
Объяснение мишны второй
Эта мишна – продолжение предыдущей: она является завершением слов, сказанных мудрецов.
КАКИМ ОБРАЗОМ получается, что перебросивший что-либо из одного личного владения в другое личное владение через владение общественное свободен от наказания? В Талмуде Йерушалми приводится мнение, что этих слов в этой мишне быть не должно. Следовательно, по мнению Йерушалми эта мишна не является продолжением предыдущей, так как та рассматривает случай, когда брошенный предмет пролетает на высоте менее чем 10 тефахов (как мы разъясняли там в связи с разногласием между раби Акивой и мудрецами), – в то время как теперь говорится о человеке, протягивающем или перебрасывающем предмет на высоте более чем 10 тефахов. Например, ДВА БАЛКОНА – выходящие на улицу, каждый из которых является личным владением, – ОДИН НАПРОТИВ ДРУГОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ВЛАДЕНИИ – по двум сторонам общественного владения, которое их разделяет в этом случае ПОДАВШИЙ какой-нибудь предмет или перекинувший его С ЭТОГО балкона НА ТОТ СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ – по уже разъясненной нами причине: по мнению мудрецов, «окруженный – не все равно как положенный». Что же касается протянувшего предмет с одного балкона на другой, то хотя действительно была аналогичная работа, связанная с Мишканом, – а именно, балки подавали с одной повозки на другую (как разъясняется ниже в этой же мишне) – и потому за это действие следовало бы подвергнуть наказанию, однако там все происходило в иных условиях: а именно, там повозки не разделяло общественное владение. Из-за этого различия протянувший предмет через улицу с одного балкона на другой свободен от наказания. Однако если БЫЛИ ОНИ ОБА – оба балкона – НА ОДНОЙ СТОРОНЕ общественного владения и на одном уровне высоты, то ПОДАВШИЙ что-либо с одного балкона на другой ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ – даже если протянутый предмет был выше, чем 10 тефахов от земли, А БРОСИВШИЙ – СВОБОДЕН от наказания даже тогда, когда брошенный предмет пролетел через воздушное пространство общественного владения – на высоте ниже, чем 10 тефахов от земли (как было сказано в объяснении предыдущей мишны). Причина этого – ПОТОМУ ЧТО ТАКОЙ БЫЛА РАБОТА ЛЕВИТОВ в Мишкане во время странствий Израиля по пустыне: ДВЕ ПОВОЗКИ стоят ОДНА ЗА ДРУГОЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВЛАДЕНИИ – а именно, в длину общественного владения, – и левиты ПОДАЮТ БАЛКИ, из которых составлялись стены Мишкана, С ЭТОЙ повозки НА ТУ. Каждая из повозок представляла собой личное владение, так как была высотой в 10 тефахов значит, балки подавали из одного личного владения в другое личное владение на высоте более чем 10 тефахов, вдоль общественного владения. Отсюда мудрецы выводят, что если балконы находятся вдоль общественного владения на одной и той же высоте от земли, то передающий предмет с одного балкона даже на высоте более чем 10 тефахов от земли, подлежит наказанию однако передающий предмет с одного балкона на другой поперек общественного владения свободен от наказания – потому что эта работа была иной, нежели в Мишкане (и мы уже разъясняли, что работы, запрещенные в субботу, – это те работы, которые были связаны с построением Мишкана). НО НЕ ПЕРЕБРАСЫВАЮТ балки Мишкана с одной повозки на другую из-за их тяжести или, по другому мнению, из-за их святости. Поэтому перебросивший предмет через общественное владение в любом случае свободен от наказания. По поводу подавания предмета некоторые комментаторы добавляют, что в действительности делающий это должен был бы по праву освобожден от наказания – так как он находится на высоте более чем 10 тефахов, – и его обвиняют только потому, что такой была работа левитов в Мишкане по этой причине он подлежит наказанию только тогда, когда он делает это в точности так, как делали левиты (Гамеири). «ВОРОТНИК» ЯМЫ, находящейся в общественном владении, – то есть вал из земли, вынутой из ямы, окружающий ее подобно ограде. Мишна говорит о случае, когда глубина ямы как таковой не достигает 10 тефахов, но высота «воротника» дополняет ее до этого размера, И СКАЛА – или скала в общественном владении, – КОТОРЫЕ В ВЫСОТУ имеют ДЕСЯТЬ тефахов И В ШИРИНУ – ЧЕТЫРЕ. То есть: и яма вместе с высотой вала вокруг нее, и скала имеют в высоту 10 тефахов, а в ширину – 4. Есть точка зрения, согласно которой слово «воротник» относится также и к скале, и тогда следует читать так: «ВОРОТНИК» ЯМЫ И СКАЛЫ – то есть,так же как яму, вал вокруг скалы дополняет ее высоту до 10 тефахов (Гамеири). Согласно же другому мнению, мишна имеет в виду «воротник» как таковой – подобно скале, имеющий в высоту 10 тефахов (рабейну Хананэль). Но, как бы там ни было, СНИМАЮЩИЙ С НИХ что-либо и кладущий в общественном владении, или берущий вещь в общественном владении И КЛАДУЩИЙ ее НА НИХ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, потому что и «воротник», и скала имеют статус личного владения. МЕНЬШЕ ТОГО – если они имеют ширину менее чем 4 тефаха, или высоту – менее чем 10, снимающий что-либо с них или кладущий что-то на них СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ – от обязанности принести хатат, потому что в этом случае их статус – не личное владение, а кармелит. Если же высота скалы или глубина ямы менее чем 3 тефаха, они являются частью общественного владения, на котором находятся. Примечание. Сказанное нами: «…потому что в этом случае их статус – не личное владение, а кармелит» верно только в отношении того, что ниже, чем 10 тефахов (но шириной 4 тефаха) если же ширина его меньше, чем 4 тефаха, статус его – «свободное место».
МИШНА ТРЕТЬЯ
БРОСИВШИЙ НА ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ В СТЕНУ ВЫШЕ ДЕСЯТИ ТЕФАХОВ – КАК БРОСИВШИЙ В ВОЗДУХ, НИЖЕ ДЕСЯТИ ТЕФАХОВ – КАК ШВЫРНУВШИЙ ПО ЗЕМЛЕ. ШВЫРНУВШИЙ ПО ЗЕМЛЕ НА ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. БРОСИЛ В ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЯХ, И ОТКАТИЛОСЬ ДАЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЕЙ – ОСВОБОЖДЕН от наказания ДАЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЕЙ, И ВКАТИЛОСЬ В ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ.
Объяснение мишны третьей
Мы уже упоминали (во Введении к нашему трактату), что несущий предмет на расстояние в четыре локтя в общественном владении приравнивается к переносящему что-либо из одного владения в другое – то есть, в случае совершения этого по ошибке он обязан принести жертву хатат, а в случае сознательного нарушения субботы он подлежит смертной казни. Закон этот мудрецы восприняли по устной традиции (см. Шабат, 96б). То же самое относится к человеку, швырнувшему в общественном владении какой-либо предмет на 4 локтя: он подлежит наказанию как совершивший работу, являющуюся «порождением» переноса вещи из владения во владение. Эта мишна излагает подробности законов, относящихся к человеку, бросающему вещи в общественном владении.
БРОСИВШИЙ – как поясняет Гемара, что-то липкое: например, сочный кусок прессованного инжира – НА ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ в общественном владении В СТЕНУ – и это приклеивается к ней ВЫШЕ ДЕСЯТИ ТЕФАХОВ от земли, – в этом случае человек рассматривается КАК БРОСИВШИЙ В ВОЗДУХ и свободен от наказания, потому что выше 10 тефахов над общественным владением – «свободное место». Однако если инжир прилип к стене НИЖЕ ДЕСЯТИ ТЕФАХОВ, этот человек – КАК ШВЫРНУВШИЙ ПО ЗЕМЛЕ на четыре локтя в общественном владении, а ШВЫРНУВШИЙ ПО ЗЕМЛЕ НА ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ в общественном владении ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ – так как он приравнивается к пронесшему какую-то вещь 4 локтя в общественном владении, что является «порождением» выноса из одного владения в другое. Гемара (Шабат, 99б) поясняет, что эта мишна призвана сообщить, что даже если от бросающего человека до стены в точности 4 локтя, не принимают в расчет толщину куска прессованного инжира и не говорят, что из-за нее расстояние в 4 локтя уменьшилось и потому человек свободен от наказания (как бросивший внутри 4 локтей, – но поскольку инжир, прилипнув к стене, продолжает существовать как нечто отдельное от нее, его толщина нисколько не уменьшает расстояние от стены до человека. БРОСИЛ В ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЯХ – человек хотел, чтобы то, что он бросил, осталось в пределах четырех локтей от него, – И брошенное ОТКАТИЛОСЬ ДАЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЕЙ от места, с которого бросили, – в этом случае бросивший человек ОСВОБОЖДЕН от наказания, так как не собирался бросить этот предмет дальше четырех локтей. Некоторые комментаторы говорят, что речь идет о том, что брошенный предмет сначала упал в пределах четырех локтей, – именно поэтому факт, что он затем откатился дальше, не имеет значения в плане возможного нарушения законов о субботе (Гамеири). Однако если человек бросил что-то на расстояние ДАЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЕЙ от себя, – и, как разъясняет Гемара, это сначала упалотам И затем ВКАТИЛОСЬ обратно В ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ – этот человек ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. Однако