КАК АББРЕВИАТУРУ – РАБИ ЙЕГОШУА, СЫН БТЕЙРЫ, ОБЯЗЫВАЕТ понести наказание, А МУДРЕЦЫ от него ОСВОБОЖДАЮТ.
Объяснение мишны пятой
НАПИСАЛ в субботу НАПИТКОМ – например, приготовленным из винограда или из тутовых ягод, – или ФРУКТОВЫМ СОКОМ, или НА ДОРОЖНОЙ ПЫЛИ – написал пальцем буквы на пыльной дороге, – ЗАСОХШИМИ ЧЕРНИЛАМИ – крупицами засохших чернил из чернильницы переписчика священных текстов – И вообще ЛЮБЫМ ВЕЩЕСТВОМ, НЕ ОСТАВЛЯЮЩИМ СТОЙКИЙ СЛЕД – который быстро исчезает, – СВОБОДЕН от наказания – от необходимости принести хатат.
Написал ТЫЛЬНОЙ СТОРОНОЙ ЛАДОНИ – перевернув руку, – НОГОЙ, РТОМ И ЛОКТЕМ – зажав перо между пальцев ног или локтем, или взяв его в рот НАПИСАЛ ОДНУ БУКВУ РЯДОМ С НАПИСАННЫМ – приписал одну букву к уже написанной ранее, и получилось законченное слово, – НАПИСАЛ ПОВЕРХ НАПИСАННОГО – обвел две ранее написанные буквы, частично стершиеся, и тем самым обновил их начертание НАМЕРЕВАЛСЯ НАПИСАТЬ «ХЭТ» И НАПИСАЛ ДВЕ буквы «ЗАИН» – думая затем их соединить черточкой сверху, образовав букву «хэт», однако так и не сделал этого, и так и остались две буквы «заин» речь идет о том шрифте, которым пишут свиток Торы написал ОДНУ букву НА ЗЕМЛЕ – на полу – И ОДНУ НА ПОТОЛКЕ НАПИСАЛ НА ДВУХ несмежных СТЕНАХ ДОМА – одну букву на одной стене, вторую букву – на другой (и то же самое – если написал две буквы на одной и той же стене, но одну далеко от второй) – или НА ДВУХ ТАБЛИЧКАХ «ПИНКАСА» – одну букву на одной табличке и вторую на другой, – И ОНИ НЕ ПРОЧИТЫВАЮТСЯ ОДНА С ДРУГОЙ во всех этих случаях сделавший это СВОБОДЕН от наказания – от необходимости принести жертву хатат. Причина этого в том, что ТЫЛЬНОЙ СТОРОНОЙ ЛАДОНИ, НОГОЙ И ТОМУ ПОДОБНЫМИ СПОСОБАМИ обычно не пишут, а когда пишут ОДНУ БУКВУ РЯДОМ С НАПИСАННЫМ И Т.Д. – не имеет места написание двух букв, ДВЕ же БУКВЫ, ОДНА ИЗ КОТОРЫХ НАПИСАНА НА ЗЕМЛЕ, ДРУГАЯ – НА ПОТОЛКЕ И Т.П. не прочитываются вместе. НАПИСАЛ ОДНУ БУКВУ КАК АББРЕВИАТУРУ – то есть поставив апостроф над буквой для обозначения того, что эта буква – сокращение слова (как принято в иврите) – например: «а» как сокращение слова «адон» («господин»), «ш» как сокращение слова «раби» («мой учитель»), – в этом случае РАБИ ЙЕГОШУА, СЫН БТЕЙРЫ, ОБЯЗЫВАЕТ понести наказание – раз все понимают, что эта буква – все равно как целое слово, написавший ее считается написавшим законченное слово, – А МУДРЕЦЫ от него ОСВОБОЖДАЮТ – так как все-таки двух букв не написали. И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.
МИШНА ШЕСТАЯ
НАПИСАВШЕГО ДВЕ БУКВЫ, ДВАЖДЫ ЗАБЫВ о субботе, написавшего ОДНУ букву УТРОМ, А ДРУГУЮ – ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ РАБАН ГАМЛИЭЛЬ ОБЯЗЫВАЕТ принести хатат, А МУДРЕЦЫ – ОСВОБОЖДАЮТ.
Объяснение мишны шестой
НАПИСАВШЕГО в субботу ДВЕ БУКВЫ, ДВАЖДЫЗАБЫВ о субботе.
То есть: после того как он по ошибке написал одну букву, забыв, что сегодня – суббота, ему стало известно о том, что он совершил грех, но потом он снова забыл о субботе и рядом с первой буквой приписал вторую (ДВАЖДЫ ЗАБЫВ о субботе – два раза забыв о запрете писать в субботу). Или написавшего ОДНУ букву в субботу УТРОМ, А ДРУГУЮ – ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ.
Согласно комментарию Раши, речь идет о том, что раз между написанием двух букв прошел такой значительный промежуток времени – с утра до второй половины дня (в течение которого человек мог бы узнать, что сегодня – суббота), считается, что он как бы два раза забыл о субботе. Однако «Тосафот» возражают против такого объяснения и предлагают другое понимание мишны: НАПИСАВШЕГО ДВЕ БУКВЫ, ДВАЖДЫ ЗАБЫВ о субботе, – даже ОДНУ букву УТРОМ, А ДРУГУЮ – ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ – так что между написанием этих двух букв прошел значительный промежуток времени, – РАБАН ГАМЛИЭЛЬ ОБЯЗЫВАЕТ принести хатат. Рабан Гамлиэль полагает, что НЕТ ЗНАНИЯ НА ПОЛОВИНУ НОРМЫ. То есть: то, что этому человеку стало известно между написанием двух букв, не считается знанием – поскольку относилось только к половине нормы нарушения субботы следовательно, эти две буквы человек написал как бы в состоянии одного и того же забытья и потому обязан принести хатат. А МУДРЕЦЫ – ОСВОБОЖДАЮТ, потому что, по их мнению, ЕСТЬ ЗНАНИЕ НА ПОЛОВИНУ НОРМЫ. То есть: получение знания о том, что сегодня – суббота, между написанием одной буквы и второй разделяет эти два действия, и получается, что есть тут два случая забывчивости поскольку в каждом из них (в обоих случаях ошибки) человек совершил только половину того действия, которое является нормой нарушения субботы, он не должен приносить хатат.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
МИШНА ПЕРВАЯ
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: СОТКАВШИЙ материю шириной в ТРИ НИТИ ВНАЧАЛЕ И прибавивший ОДНУ нить К СОТКАННОМУ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: ХОТЬ ВНАЧАЛЕ, ХОТЬ В КОНЦЕ НАИМЕНЬШИЙ РАЗМЕР – ДВЕ НИТИ.
Объяснение мишны первой
Эта глава сначала рассматривает нормативы тех «отцов работ», которые связаны с производством одежды, – таких, как изготовление ткани, шитье и шерстопрядение, – а затем работу по поимке животных. Эта мишна указывает норму «ткача» – хотя уже было сказано (7:2): «ТКУЩИЙ материю шириной в ДВЕ НИТИ», не все танаи приняли эту норму.
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: СОТКАВШИЙ в субботу материю шириной в ТРИ НИТИ ВНАЧАЛЕ И прибавивший ОДНУ нить К СОТКАННОМУ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. ВНАЧАЛЕ – то есть в самом начале изготовления ткани человек не подлежит наказанию до тех пор, пока не соединит в единый кусочек материи три нити. Прибавляющий К СОТКАННОМУ – то есть когда материя уже соткана, увеличение ее размера всего на одну нить уже является таким нарушением субботы, за которое следует наказание (поскольку эту нить ткач присоединяет к остальной материи). А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: ХОТЬ ВНАЧАЛЕ – в начале изготовления ткани, – ХОТЬ В КОНЦЕ – когда ткань увеличивают – НАИМЕНЬШИЙ РАЗМЕР работы в отношении такого нарушения субботы, за которое следует наказание, – изготовление ткани шириной в ДВЕ НИТИ. Гемара замечает, что слова мудрецов «ХОТЬ В КОНЦЕ» не относятся к концу работы по изготовлению ткани – поскольку и в этом случае мудрецы согласны с тем, что прибавляющий только одну нить подлежит наказанию – так как он тем самым завершает работу (Шабат, 104б). Мудрецы имеют в виду середину работы: несмотря на то что ткач увеличивает размер материи, он подлежит наказанию только тогда, когда прибавит к ней две нити – то есть, когда соединит две нити основы с двумя уточными нитями. И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.
МИШНА ВТОРАЯ
НАЛАЖИВАЮЩИЙ ДВА ГЛАЗКА ГАЛЕВ В РЕМИЗНЫХ ФЛАНКАХ, В «КЕЙРОСЕ», два ряда В плетении СИТА, РЕШЕТА И КОРЗИНЫ – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. И также – СШИВАЮЩИЙ ДВУМЯ СТЕЖКАМИ И РАЗРЫВАЮЩИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СШИТЬ ДВУМЯ СТЕЖКАМИ.
Объяснение мишны второй
НАЛАЖИВАЮЩИЙ ДВА ГЛАЗКА ГАЛЕВ В РЕМИЗНЫХ ФЛАНКАХ. В ткацком станке есть два приспособления в форме прямоугольников, каждый из которых сделан из четырех планок они висят в середине внутреннего пространства станка во всю его ширину и находятся между двумя «навоями» (верхняя тяжесть» и «нижняя тяжесть»), с одного из которых сматываются нити основы, а на второй – наматывается готовая ткань. Эти приспособления называются ремизными фланками поперек каждой из них натянуты нити в количестве, равном половине числа нитей основы, и потому на языке Мишны ремизные фланки называются «нирин» (от греческого слова «найран» – «нить»). На нитях, натянутых поперек ремизных фланок, есть кольца или петли («глазки галев»), сквозь которые проходят нити основы: четные через одну ремизную фланку, нечетные – через другую. Когда приподнимают одну из ремизных фланок, приподнимаются нити основы, продетые через ее глазки галев, и образуется промежуток между этими нитями основы и другими, продетыми через глазки галев другой фланки (которая остается на месте), в этот промежуток пропускают челнок, тянущий за собой уточную нить. Затем приподнимают вторую ремизную фланку и образуется промежуток между нитями, продетыми через ее глазки галев, и другими, продетыми через глазки галев первой фланки (которая на этот раз остается на месте) через этот промежуток снова пропускают челнок с уточной нитью. Так изготавливается ткань. Теперь мы понимаем, что означают слова мишны «НАЛАЖИВАЮЩИЙ ДВА ГЛАЗКА ГАЛЕВ В РЕМИЗНЫХ ФЛАНКАХ»: создающий или исправляющий два кольца или две петли в ремизных фланках, через которые пропускаются две нити основы («Тифэрет Исраэль»). Или – продевший две нити основы В «КЕЙРОСЕ».
Согласно одной точке зрения, «кейрос» – это так называемый «гребень», или «бердо»: деталь ткацкого станка с большим количеством отверстий, равным количеству нитей основы, каждую из которых продевают через соответствующее отверстие. После того как между нитями основы продевают уточную нить, ткач ударяет бердом по уточной нити и прибивает ее к опушке ранее сотканной материи («Тифэрет Исраэль»). Согласно другой точке зрения, «кейрос» – это циновка, сотканная из волокон финиковой пальмы (Рамбам, Бартанура см. также «Тосфот Йомтов», где приводится иной комментарий Рамбама и Бартануры, взятый из тр. «Кейлим», 21:1). В свете этого – речь в мишне идет о том, кто в процессе изготовления такой циновки сплел два продольных волокна с двумя поперечными. Наконец высказывается мнение, что все эти слова мишны – одно предложение и что речь идет не о самих нитях основы, а о промежутках между ними. В свете этого комментария «батей нирин» оказываются не «глазками галев», как мы переводили ранее, а именно промежутками между нитями основы, в которые вплетается уточная нить, и тогда мишна принимает такой вид: НАЛАЖИВАЮЩИЙ ДВА ПРОМЕЖУТКА МЕЖДУ НИТЯМИ В ГЛАЗКАХ ГАЛЕВ И В «КЕЙРОСЕ». Следовательно, норма нарушения субботы – продевание трех нитей основы через три глазка галев в ремизных фланках и три отверстия в бердо (гребне, с помощью которого, как сказано выше, выпрямляют и исправляют ткань, делая ее сплошной) – так как для образования двух промежутков между нитями необходимы именно три нити (р.Х.Альбек). Образующий два ряда В плетении СИТА или РЕШЕТА. В СИТЕ отверстия очень мелкие и частые, так как оно предназначается для просеивания муки в РЕШЕТЕ отверстия больше, так как его предназначение – просеивание злаковых зерен. И создающий два ряда прутьев при плетении КОРЗИНЫ тоже ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ: он обязан принести хатат. И также – СШИВАЮЩИЙ ДВУМЯ СТЕЖКАМИ И РАЗРЫВАЮЩИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СШИТЬ ДВУМЯ СТЕЖКАМИ. Это – буквальное повторение уже сказанного выше (7:2) об «отцах» этих работ: в качестве введения к тому, что будет сказано в следующей мишне.
МИШНА ТРЕТЬЯ
РАЗРЫВАЮЩИЙ В ГНЕВЕ ИЛИ в скорби ОБ УМЕРШЕМ И ВСЯКИЙ,